Урок по теме «Великая Отечественная война»






Скачать 134.19 Kb.
НазваниеУрок по теме «Великая Отечественная война»
Дата публикации16.06.2015
Размер134.19 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Военное дело > Урок
Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» 9 класс.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2»

(г.Нурлат Нурлатского муниципального района Республики Татарстан).

Преподаватель истории

Борисов.Б.Б.
Цель: Пробудить у учащихся интерес к изучению истории России, продолжить формирование мышления, с сохранением истиной памяти к поколению победителей в Великой Отечественной войне, формировать воспитание патриотизма и уважения к прошлому.
Задачи: Проверить знания по теме «Великая Отечественная война»: хронологии, периодизации, планов воюющих сторон, основных фактов и событий.

Вид урока: урок-игра, с приглашением воина- интернационалиста, награждённого медалью За Отвагу- Леукова Владимира Владимировича.

Ход урока:

Класс разделяется на четыре группы. Каждая из них должна иметь название и эмблему и подготовить домашнее задание. Оценивает результаты игры учитель истории.

Первый этап. Мозговой Штурм. 10 минут.

Вопросы для первой команды:

  1. Когда началась Великая Отечественная Война?

  2. Как назывался план фашистской Германии по завоеванию СССР?

  3. Кто был главным разработчиком плана «Барбаросса»?

  4. Какими словами начинается песня «Священная война»?

  5. Назовите Героев Советского Союза, наградные листы на которых были сформированы в первый день войны?

  6. Какой орган возглавил перестройку экономики СССР на военный лад?

  7. Кто возглавил оборону Брестской Крепости?

Вопросы для второй команды:

  1. Где фашистская Германия потерпела первое крупное поражение в ходе второй мировой войны?

  2. Сколько дней длилась блокада Ленинграда?

  3. Музыкальный вопрос. Звучит произведение симфонической музыки. Определите автора этого произведения, как оно называется?

  4. Назовите автора данного плаката?

2_80.jpg

  1. Кому принадлежат слова «Велика Россия, а отступать некуда-позади Москва»?

  2. Назовите дату начала Второй Мировой войны.

  3. Когда советские самолёты впервые бомбили Берлин?

Вопросы для третьей команды:

  1. В ходе какой битвы произошло крупное пленение фашистский войск?

  2. Под каким лозунгом страны жила в годы войны?

  3. Кто и за какой подвиг был впервые зачислен в списки воинской части?

  4. В каком году Советский Союз превзошёл фашистскую Германию по экономическим показателям?

  5. Назовите популярное в годы войны стихотворение К.Симонова.

  6. В честь какого события Великой Отечественной войны в Москве впервые был дан салют?

  7. Назовите населённый пункт, у которого произошло одно из крупнейших танковых сражений Великой Отечественной войны?

Вопросы для четвёртой команды:

  1. Какие новые скоростные самолёты были созданы в ходе Великой Отечественной войны?

  2. В каком году была восстановлена государственная граница СССР на всём её протяжении?

  3. Какие типы боевых машин были созданы в годы войны?

  4. В каком году советские войска водрузили знамя Победы над Рейхстагом в Берлине?

  5. Кто от имени советского командования подписывал «Акт о капитуляции»?

  6. В каком году в Москве состоялся Парад Победы?

  7. Назовите дату окончания второй мировой войны.

Второй этап.

Работа с текстом документа. 7 минут.

Определите название документа, кому принадлежат эти слова?

  1. « Речь идет о том, чтобы правильно разделить огромный пирог, чтобы мы могли: во-первых, им овладеть, во- вторых, им управлять, в-третьих, его эксплуатировать. Присоединить к Германии Прибалтику( вплоть до Двины), отдать Румынии Одессу и Бессарабию. Включить в Третий рейх Крым и районы северное его, Республику немцев Поволжья, Бакинский район, Кольский полуостров, Ленинград сравнять с землей и передать Финляндии. Все остальные районы подвергнуть оккупации и действовать по принципу «Расстрелять каждого, кто хотя бы косо взглянул» .

  2. «Ни одна мировая сила устоит перед германским народом. Мы поставим на колени весь мир. Германец- абсолютный хозяин мира. Ты будешь решать судьбы Англии, России , Америки. Ты – германец, как подобает германцу, уничтожай всё живое, сопротивляющееся на твоем пути. Завтра перед тобой на коленях будет стоять весь мир».

  3. «Товарищи! Граждане! Братья и сестры!

….Вероломное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, продолжается…враг жесток и неуловим. Он ставит своей целью захват наших земель….дело идет о жизни и смерти Советского государства, о том – быть народом СССР свободным или впасть в порабощение. Все силы народа- на разгром врага!»

  1. « Уничтожение большевизма было целью всей моей жизни. Движение на Восток и в будущем является основной задачей для немецкого народа. Сама природа указывает это направление для германской экспансии. Суровый климат на Востоке позволяет сохранить свои качества крепкого и жизнеспособного человека, а резкие контрасты, которые он там найдёт, помогут сохранить его любовь и тоску по родине. Переселите немца в Киев, и он останется отличным немцем, но переселите его на Майами и вы сделаете его дегенератом».


Третий этап. Тестирование. 7 минут.

Тестовые вопросы к первой команде.

  1. План операции «Тайфун»-это

а) план советского контрнаступления в битве под Москвой;

б) немецкий план, предполагающий взятие Смоленска;

в) нереализованный советский план перехода в наступление по всему фронту весной- летом 1942 года;

г) немецкий план битвы за Москву.

  1. Основными положениями плана «Тайфун» были:

а) сосредоточение главных сил на центральном направлении с целью прорыва к Москве;

б) нанесение ударов танковыми клиньями с целью окружения основных советских сил, прикрывавших Москву, в районе Вязьмы и Брянска;

в) взятие Москвы с помощью крупной десантной операции;

г) обход Москвы и оставление ее в глубоком тылу с целью скорейшего выхода к Волге на линию Архангельск-Астрахань.

3. Расставьте в хронологическом порядке события первой половины 1942 года:

а) падение Севастополя;

б) наступление Красной армия под Харьковом;

в) выход немецких войск в большую излучину Дона;

г) взятие немецкими войсками Керчи;

д) харьковское окружение;

е) наступление Красной армии в Крыму с целью помочь осажденному Севастополю;

ж) первые попытки прорвать блокаду Ленинграда.

Тестовые вопросы ко второй команде.

1. Основные положения плана советского контрнаступления под Сталинградом:

а) переход во фронтальное наступление войск, оборонявших Сталинград;

б) переход в крупное наступление на Кавказ с целью оттянуть немецкие войска от Сталинграда и подготовить условия для окружения Сталинградской группировки противника;

в) ударами Юго-Западного и Сталинградского фронтов разгромить войска, прикрывавшие флаги Сталинградской группировки;

г) окружить и уничтожить главные силы вермахта, действовавшие на Сталинградском направлении.

2. Советской план боевых действий на Курской дуге предпалагает:

а) переход к преднамеренной обороне;

б) широкую наступательную операцию на юго-западном направлении в июне 1943 г.;

в) создание мощной, глубоко эшелонной обороны, в первую очередь противотанковой;

г) изматывание противника в ходе оборонительных боев;

д) прорыв обороны противника на острие Курского выступа с помощью мощных бронетанковых группировок;

е) переход в контрнаступление свежими силами после изматывания противника.

3. Расставьте события в хронологической последовательности:

а) Брянское окружение;

б) неудачные попытки Красной армии ликвидировать Вяземский выступ;

в) преодоление немцами сопротивления окружённых под Вязьмой советских частей;

г) захват немцами Калининграда;

д) переход советских войск в контрнаступление;

е) паника в Москве;

ж) начало второго этапа немецкого наступления на Москву;

з) решение об эвакуации Москвы.

Тестовые вопросы к третьей команде.

1. План операции «Багратион» предусматривал:

а) нанесение мощных ударов сходящихся по флагам Белорусского выступа;

б) продвижение советских войск в Прибалтике и на юго-западном направлении с целью взять в кольцо Белорусскую группировку противника;

в) нанесение мощного противотанкового удара по линии Могилёв-Минск.

2. Приказ наркома обороны СССР № 227 от 28 июля 1942 г. предполагает:

а) борьбу с пораженческими настроениями в войсках;

б) создание специальных санитарных поездов для тяжелораненых;

в) создание штрафных батальонов;

г) создание в Красной армии заградительных отрядов;

д) приказ присваивать звание Героя Советского Союза командирам всех частей;

е) бессудный расстрел средних и старших командиров и политработников, провинившихся в нарушении дисциплины;

ж) возможность снимать с постов командиров, допустивших самовольный отход войск с занимаемой позиции, предавать военному суду.
3.Расставьте в хронологическом порядке:

а) самоубийство Гитлера;

б) завершение окружения Берлина, встреча на Эльбе;

в) выход ударных частей Красной армии на окраину Берлина;

г) штурм Зееловских высот;

д) капитуляция Берлинского гарнизона.

Тестовые вопросы к четвертой команде:

  1. Расставьте события в хронологическом порядке:

а) рассечение на две части окруженной группировки Паулюса;

б) жесточайшая бомбардировка Сталинграда (2 тысячи самолетовылетов);

в) Котельниковская операция;

г) отход советских войск на левый берег Дона;

д) овладение немцами Мамаевым курганом;

е) соединение советских войск у города Калач-на- Дону.

  1. План операции «Тайфун»-это

а) план советского контрнаступления в битве под Москвой;

б) немецкий план, предполагающий взятие Смоленска;

в) нереализованный советский план перехода в наступление по всему фронту весной- летом 1942 года;

г) немецкий план битвы за Москву.

  1. Расставьте события в хронологическом порядке:

а) сражение под Прохоровкой;

б) освобождение Харькова;

в) освобождение Орла и Белгорода;

г) начало немецкого наступления на Курской дуге;

д) мощный артиллерийский обстрел немецких соединений, приготовившихся к переходу в наступление;

е) переход советских войск в контрнаступление.
Четвертый этап. 12 минут.

Домашнее задание для первой команды. Презентация Героя Советского Союза, земляка- Синдрякова Николая Кузьмича.

синдряков николай кузьмич.gif

Синдряков Николай Кузьмич родился 01.01.1924 в с. Старые Челны Октябрьского района. Окончил 7 классов. Работал счетоводом в колхозе. В Советской Армии с 1942. В 1943 окончил Саранское пехотное училище. 
       В действующей армии с июля 1943. 
       Командир мотострелкового взвода 55-й гвардейской танковой бригады (7-й гвардейский танковый корпус, 3-я гвардейская танковая армия, Воронежский фронт) комсомолец гвардии лейтенант Синдряков в ночь на 22.9.1943 первым на подручных средствах форсировал Днепр в Мироновском р-не Киевской обл. Взвод продвинулся на 200—300 метров, огнем обеспечил переправу всего батальона. 
       Звание Героя Советского Союза присвоено 17.11.1943. 
       Награжден орденом Ленина, Красной Звезды. 
       Погиб в бою 29.9.1943. 
       Похоронен в с. Великий Букрин Мироновского р-на Киевской обл. Именем Героя названы улицы в с. Малый Букрин, в г.Нурлат Татарской АССР; бюст Героя установлен в с. Старые Челны, мемориальная доска — в с. Великий Букри.
Домашнее задание для второй команды. Презентация Героя Советского Союза, земляка- Кузнецова Анатолия Ивановича.

kuznetsov_anativ.jpg

Кузнецов Анатолий Иванович - штурман 4-го гвардейского истребительного авиационного полка 61-й истребительной авиационной бригады Военно-воздушных сил Краснознамённого Балтийского флота, гвардии капитан.
Родился 27 февраля 1914 года в селе Караульная Гора ныне Октябрьского района Татарии в семье крестьянина. Русский. Член ВКП(б) с 1939 года. Окончил 7 классов и 3 курса Московского Мукомольно-элеваторного техникума.
В Военно-Морском Флоте с 1936 года. В 1938 году окончил Ейское военно-морское авиационное училище имени товарища Сталина. В ноябре 1938 года был направлен в Военно-Воздушные силы Краснознаменного Балтийского флота.
Участник советско-финляндской войны 1939-40 годов. 21 апреля 1940 года за мужество и героизм, проявленные в боях белофиннами был награжден орденом Красного Знамени.
Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Участник обороны полуострова Ханко, обороны Таллина. В октябре 1941 года получил контузию при аварийной посадке подбитого самолета. Проходил лечение в Военно-морском госпитале.
Штурман 4-го гвардейского истребительного авиационного полка (61-я истребительная авиационная бригада, ВВС Балтийского флота) гвардии капитан Анатолий Кузнецов совершил 270 боевых вылетов, участвовал в 60 воздушных боях и в 57 штурмовых ударах.
19 января 1943 года, при выполнении задания по корректировке огня артиллерии (разведка) погиб в результате прямого попадания снаряда зенитной артиллерии противника... Самолет упал в Кировском районе Ленинградской области, севернее поселка Мга.
Домашнее задание для третьей команды. Презентация Героя Советского Союза, земляка- Козлова Николая Андреевича.

kozlov_n_a.jpg

Козлов Николай Андреевич(1916-1943)-советский офицер, участник Великой Отечественной войны. Герой Советского Союза(1942).

Родился 12октября 1916 года в посёлке Тимерлик Октябрьского района. В 1937 году призван в Красную Армию. В том же году направлен в Тамбовское военное артиллерийско-техническое училище. В декабре 1939 года ушёл добровольцем на Советско-финскую войну. Окончил краткосрочные курсы младших лейтенантов. Получил боевое ранение, после которого снова встал в строй. С окончание вооруженного конфликта с Финляндией в 1940 году был демобилизован.

Вновь призван в армию Угличским райвоенкоматом 9 мая 1941 года и был направлен в пограничные войска Прибалтийского особого военного округа. Начал службу в литовском городе Каунасе.
В боях Великой Отечественной войны с первых часов 22 июня 1941 года. Отступал с боями от города Каунаса (Литва) до Ленинграда (Санкт-Петербург). В сентябре 1941 года он был назначен командиром батальона.
В октябре - декабре 1941 года в боях под Ленинградом в районе города Колпино батальон под командованием лейтенанта Козлова Н.А. нанёс врагу существенный урон в живой силе и боевой технике. Сам командир всегда находился в местах наиболее ожесточенной схватки, вдохновляя бойцов личным примером, поднимал батальон в штыковую атаку. Так, 15 ноября, заметив группу немецких солдат и офицеров, продвигающихся к переднему краю нашей обороны, Козлов выбрал удобную позицию и огнем из ручного пулемета уничтожил свыше 30 немцев. За три месяца непрерывных боев на боевом счету батальона было до 300 солдат и офицеров противника. 
В этих боях Козлов получил несколько ранений. Будучи раненным, не покидал поля боя и продолжал командовать батальоном, а подлечившись в медсанбате – возвращался в батальон. Одно из ранений, полученных в конце декабря, оказалось наиболее тяжёлым. На врачебной комиссии Козлов объявили, что при таком тяжелом ранении, какое он получил, при отсутствии трех пальцев на правой руке, комиссия и не имеет право оставлять его в армии. Но отважный офицер настоял на своем и вернулся на фронт. 
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 февраля 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество лейтенанту Козлову Николаю Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 629).

Продолжал сражаться на подступах к Ленинграду. В ноябре 1942 года был вновь ранен, и снова вернулся в свою часть. Всего за время боев отважный офицер получил 19 ранений, но ни разу не покинул поля боя.
Заместитель командира 185-го стрелкового полка по строевой части (224-я стрелковая дивизия) майор Козлов Н.А. в бою 10 октября 1943 года получил тяжёлое ранение, оказавшееся смертельными. В тот же день мужественный офицер скончался в 44-м отдельном медико-санитарном батальоне 224-й стрелковой дивизии.
Похоронен в городе-герое Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на территории Александро-Невской Лавры (Коммунистическая площадка).
Награждён орденом Ленина.
Именем Героя Советского Союза Н.А.Козлова названа улица в городе Нурлат (Татария). В городе Самаре установлен его обелиск.

Домашнее задание для четвёртой команды. Презентация Героя Советского Союза, земляка- Сергеева Михаила Егоровича.

sergeev_mh_egr_gss звезда
Сергеев Михаил Егорович-заряжающий орудия 3-го мотострелкового батальона (44-я мотострелковая бригада, 1-й танковый корпус, 2-я гвардейская армия, 1-й Прибалтийский фронт), красноармеец.

Родился 28 января 1924 года в деревне Тимерлик Октяборьского района. В действующей армии с августа 1944 года. В августе 1944 года 44я мотострелковая бригада 1-го танкового корпуса 2-й гвардейской армии 1-го Прибалтийского фронта вышла к городу Шауляй (Литва) и столкнулась с хорошо организованной обороной противника. Гитлеровцы планировали на этом участке фронта провести контрнаступление. Основной удар был направлен вдоль шоссе Куршенай-Шауляй.

Расчёт 57-миллиметрового противотанкового орудия 3-го мотострелкового батальона, в котором служил заряжающим красноармеец Сергеев, вместе со стрелковой ротой занимал оборону на одной из высот у деревни Кужяй, контролирующих подходы к шоссе.

18 августа 1944 года фашисты предприняли несколько атак на позиции советских войск. Артиллерийским огнём расчёт под командованием младшего сержанта Расторопова уничтожил несколько автомашин и большое количество живой силы врага. К исходу дня, понеся большие потери, немцы отступили. Всего в бою вместе с пехотинцами расчёт орудия уничтожил 12 единиц бронетехники и около 150 солдат и офицеров противника. Позиция была удержана.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за мужество, отвагу и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, красноармейцу Сергееву Михаилу Егоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 8570).

Войну закончил в Восточной Пруссии. После окончания военных действий на западном направлении вместе с частью был направлен на Дальний Восток. Участвовал в боевых действиях с Японией. В 1946 году старшина Сергеев демобилизован. 

Подведение итогов игры. 3 минуты.

Заключительная часть урока:

Выступление воина интернационалиста Леукова Владимира Владимировича. 5 минут.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconТема : Спецификация и проверочная работа по истории в 11 Х классах...
Тема : Спецификация и проверочная работа по истории в 11 Х классах по теме: «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.»

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconIi межрегиональная научно-практическая конференция, посвященная 65-летию...
Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (тф мэси) приглашает Вас принять участие во II межрегиональной...

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconВеликая Отечественная война

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconИстория Краснодара Гражданская война в России Великая Отечественная война Геральдика Экономика
Город расположен на правом берегу реки Кубань, в 1350 км от Москвы, на границе с Адыгеей. Территория города — 840 кв км

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconАйрапетов, О. Р. (заместитель декана; кандидат исторических наук; доцент)
С. П. Куличкина «современный, профессиональный взгляд военного историка на события, отделенные от нас столетием, взгляд, обогащенный...

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconЛекция №13. Великая отечественная война 1941 1945 гг
Организационный момент. Проверка присутствия студентов на лекции. Сосредоточение внимания студентов (5 – 10 мин.)

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconТема: Начало Великой Отечественной войны
Средства обучения: карта «Великая Отечественная война»; раздаточный материал: таблицы, документ «Приказ №227»; cd-диск «От Кремля...

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconМетодическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация...

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconСавинова О. В. Материалы мониторинга знаний учащихся по теме «Великая...
Данный мониторинг проводился в ряде территорий Тверской области в 2008/2009 учебном году среди учащихся 10-х классов. Некоторые

Урок по теме «Великая Отечественная война» iconВарианты тестовых заданий при изучении темы «Великая Отечественная...
Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Владимирский аграрный...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную