Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования






Скачать 123.95 Kb.
НазваниеПрограмма междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования
Дата публикации06.06.2015
Размер123.95 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Военное дело > Программа
ПРОГРАММА

междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий»
Уровень высшего образования

МАГИСТРАТУРА

Направление подготовки 46.04.01 «ИСТОРИЯ»
Экзамен междисциплинарный

«Новейшая история Европы»


  1. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ТЕМ


1. Версальско-Вашингтонская система

Итоги и последствия Первой мировой войны. Планы послевоенного устройства мира. Противоречия между победителями. Парижская мирная конференция. Версальский мирный договор. Мирные договоры с союзниками Германии. Создание новых славянских государств (Польша, Чехословакия, Королевство СХС). Образование Лиги Наций. Вашингтонская конференция. Версальско-Вашингтонская система как новая система международных отношений.
2. Международные отношения в период нарастания угрозы Второй мировой войны. Политика «умиротворения»

Влияние мирового экономического кризиса 1929 – 1933 гг. на развитие международных отношений. Внешнеполитические планы фашизма. Образование блока агрессивных держав. Политика «умиротворения». Политика «невмешательства». Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности в Европе. Советско-французский и советско-чехословацкий договоры о взаимной помощи. Война в Испании и политика великих держав. Аншлюс Австрии. Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и захват Германией Чехословакии. Военные переговоры СССР, Англии и Франции в Москве в августе 1939 г. и их провал. Договор о ненападении СССР и Германии 1939 г.
3. Социалистическое и коммунистическое движение после Первой мировой войны.

Рабочее и социалистическое движение после войны. Попытки возрождения Рабочего интернационала. Причины появления двух организаций социал-демократии. Их различия в вопросах теории и практики. Создание Рабочего Социалистического Интернационала. Концепция парламентского пути к социализму. Появление оформленного левого крыла - Коммунистического Интернационала. I-й конгресс Коминтерна. Стратегия и тактика коммунистического движения. Социнтерн и Коминтерн в годы кризиса и наступления фашизма. Тактика Народного фронта.
4. Европейский фашизм

Предпосылки и причины появления фашизма. «Восстание масс». Опасность слева. Основные постулаты фашистской идеологии, ее эклектичность, механическое сочетание призывов к «революции» с обещаниями установления порядка и сохранения исконных ценностей в первую очередь среднего класса. Формы и методы деятельности фашистских партий. Национальные разновидности фашизма. Итальянский фашизм. Германский нацизм. Особенности болгарского фашизма.
5. Вторая мировая война

Причины, характер и периодизация Второй мировой войны. Германо-польская война 1939 г. Первый этап войны: основные операции. «Блицкриг». Причины неудач противников Германии. Второй этап войны: операция «Барбаросса». Третий этап войны: коренной перелом в ходе войны. Четвертый этап войны: поражение Германии. Пятый этап войны: поражение Японии. Атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки. Роль и место СССР и его союзников во Второй мировой войне. Итоги Второй мировой войны, ее последствия.
6. Международные отношения в период Второй мировой войны

Позиция ведущих стран мира после начала Второй мировой войны. Крах первой антигерманской коалиции. США и война в Европе. Ленд-лиз. Атлантическая хартия. Формирование антигитлеровской коалиции. Московская, Тегеранская, Каирская, Ялтинская и Потсдамская конференции, их решения. Польский вопрос в отношениях ведущих держав антигитлеровской коалиции. Складывание Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений.
7. Образование мировой системы социализма после Второй мировой войны

Ситуация в странах Центральной и Юго-Восточной Европы к концу Второй мировой войны. Роль советской военной администрации. Первые демократические преобразования. Вопрос о власти. Создание коалиционных правительств. Проблема собственности. Социально-экономические и политические реформы. Обострение политической борьбы в конце 1940-х гг. Коммунистические перевороты и советизация стран Восточной Европы.
8. Становление государства «всеобщего благосостояния» в странах Западной Европы после Второй мировой войны

Укрепление и развитие демократии в странах Западной Европы. Новые конституции. Новые политические течения и партии. Социальные реформы. Изменения в условиях труда и образа жизни. Изменения в социальной структуре общества. Повышение жизненного уровня населения. «Средний класс». «Государство благосостояния». «Неоконсервативная волна» в политике и экономике капиталистических стран. Социальные противоречия. «Зеленые». Движение «гражданских альтернатив». Нарастание правых тенденций в социальной политике развитых капиталистических стран Европы.
9. Формы и методы государственного регулирования в капиталистических странных после Второй мировой войны

Переход капиталистических стран к экономике и политике мирного времени. Формирование системы послевоенного государственного регулирования. Неокейнсианство. Интеграционные процессы в капиталистическом мире после Второй мировой войны. Научно-техническая революция и ее последствия. Экономические и структурные кризисы в 70-е – 80-е годы, их причины и особенности. «Информационное общество». Теория неоконсерватизма, ее отличия от неокейнсианства. Монетаризм. «Теория предложения». Качественные сдвиги в структуре занятости, профессиональном составе и материальном положении трудящихся. Активизация процесса глобализации. Капиталистические страны на современном этапе.
10. Холодная война

Изменение баланса сил на мировой арене. Формирование биполярной системы международных отношений. «Холодная война», ее причины и основные формы. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Образование НАТО, ее цель и структура. Организация Варшавского договора (ОВД). Основные принципы и направления внешней политики стран НАТО и ОВД в 50 – 60-е гг. «Германский вопрос». Движение неприсоединения. «Карибский кризис» и его последствия. Проблема разоружения в Европе.
11. Разрядка международных отношений

Разрядка международных отношений в 70-х гг. Заключительный акт СБСЕ. Поворот к конфронтации в конце 70-х – первой половине 80-х гг. и его причины. Международные и региональные конфликты в 70 – 90-е гг. Формирование нового международного экономического порядка. «Новое мышление» в ядерный век. Разрядка в Европе. Прекращение деятельности СЭВ и ОВД. Объединение Германии и международно-правовое урегулирование «германской проблемы». Распад Советского Союза. Новая геополитическая ситуация в Европе.
12. Антитоталитарные движения в странах Восточной Европы во второй половине XX века

Особенности экономического развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы в 70-80-е гг. Неэффективность экономической системы социализма. Причины и формы проявления социально-экономического застоя. Нарастание кризисных явлений. Падение жизненного уровня. Усиление социально-политической напряженности. Деградация правящих элит. Оппозиция коммунистическим режимам. Цели, движущие силы и методы борьбы антитоталитарных движений в странах Восточной Европы с конца 1940–х до начала 1990-х годов. Антиправительственные выступления 1953 года в Восточной Германии. Венгерская революция 1956 г. Познаньские события в Польше 1956 г. “Пражская весна” 1968 г. и ее подавление. Социально-политические конфликты в ПНР 1968, 1970 и 1976 гг. Польское движение “Солидарности” в 1980–1981 гг. Перестройка в СССР и Восточная Европа.
13. Демократические революции в Восточной Европе конца 1980-х – начала 1990-х гг.

Внутренние предпосылки, международные условия, типология, особенности осуществления демократических революций в странах Восточной Европы. Механизм работы “круглого стола”. Национальный вопрос в ходе революций. Первые свободные выборы и их результаты. Конституирование новой власти и формулирование программ преобразований. Курс на приобщение к западноевропейским политическим и экономическим институтам и объединениям (НАТО, Евросоюз и др.).
14. Европейские проблемы в 1991-2014 годах

Социально-экономическая и политическая ситуация в европейских странах. Появление новых субъектов международного права. Роль России в новом европейском раскладе сил. Расширение НАТО на Восток. Россия и НАТО. «Основополагающий акт» 1997 г. Расширение Евросоюза. Распад Югославии. Глобализация. Международная ситуация на рубеже XX - XXI в.
II. ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Основная литература

Ватлин А. Германия в ХХ веке. М., 2008.

Война и общество в XX веке: в 3 кн.. М.: Наука, 2008.

20 лет без Берлинской стены: прорыв к свободе. М.: РОССПЭН, 2011.

Дорпален А. Германия на заре фашизма. М., 2008.

Заболотный В.М. Новейшая история стран Европы и Северной Америки: Конец ХХ – начало XXI века: Учебное пособие для студентов. М., 2004.

История новейшего времени стран Европы и Америки: 1945 – 2000 гг. / Под ред. Е.Ф. Язькова. М., 2002.

История антикоммунистических революций конца XX века. Центральная и Юго-Восточная Европа. М., 2007.

Мировые войны ХХ века. М., 2002. Кн. 3-4.

Павлов Н.В. История современной Германии, 1945 – 2005: Курс лекций. М., 2006.

Партитура Второй мировой. Кто и когда начал войну? М.: Вече, 2009.

Пономарев М.В. История стран Европы и Америки в новейшее время: Учебник. М., 2006.

Революции и реформы в странах Центральной и Юго-Восточной Европы: 20 лет спустя. М., 2011.

Смирнов В.П. Франция в ХХ веке. М., 2009.

Уткин А. Мировая «холодная война». М., 2005.

Холодная война, 1945 - 1963 гг. Историческая ретроспектива. М., 2003.

Центрально-Восточная Европа во второй половине ХХ века. В 4-х т. М., 2000 – 2002.

Чубарьян А. О. Канун трагедии. Сталин и международный кризис, сент. 1939 - июнь 1941 г. М.: Наука, 2008.
Дополнительная литература
Аллисон Г. Квинтэссенция решения. На примере Карибского кризиса 1962 года. М.: ЛИБРОКОМ, 2012.

Ахтамзян А. А. Объединение Германии. Обстоятельства и последствия: очерки. М.: Библос консалтинг, 2010.

Бедарида Ф. Черчилль. М., 2003

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1998.

Бутенина Н.В. Ленд-лиз: сделка века. М., 2004

Бьюкенен, Патрик Дж. Смерть Запада. М., 2003.

Гейден К. Путь НСДАП. Фюрер и его партия. М., 2004.

Гленвилл Дж. История ХХ века: Люди. События. Факты. М., 1999.

Голль, Шарль де. Мемуары надежд. 1958 - 1962. М., 2000.

Гудби Д. Неразделенная Европа. Новая логика мира в американо-российских отношениях. М., 2000.

Ежов В. Конрад Аденауэр - немец четырех эпох. М., 2003.

Капто А.С. Пакт Молотова-Риббентропа: мистификации или реальность? М.: Кн. Дом ЛИБРОКОМ, 2011.

Киссинджер Г. Дипломатия. М., 1997.

Кормилицын С.В. Третий рейх. Гитлер-югенд. СПб., 2004.

Коровицына Н. С Россией и без нее: Восточноевропейский путь развития. М., 2003.

Международный кризис 1939 года в трактовках российских и польских историков. М.: Аспект Пресс, 2009. Неизвестный Гитлер. М., 2005.

Носке Г. Записки о Германской революции //Вильгельм II. События и люди 1878 - 1918: Воспоминания. Мемуары. Минск, 2003.

Папен, Франц фон. Вице-канцлер Третьего рейха. 1933-1947. М., 2005.

Райх В. Психология масс и фашизм. М., 2006.

Роуз Н. Черчилль. Бурная жизнь. М., 2003.

Стивен С. Операция «Раскол». М., 2003.

Тревор-Ропер Х. Застольные разговоры Гитлера. 1941-1944. М., 2004

Тэтчер М. Искусство управления государством. Стратегия для меняющегося мира. М., 2003

Уильямс Ч. Аденауэр. Отец новой Германии. М., 2000.

Уильямс Ч. Последний великий француз. Жизнь генерала де Голля. М., 2003.

Ходжес Г.Э. Франко. Краткая биография. М., 2003.

Холодная война и политика разрядки : дискуссионные проблемы. М., 2003.

Черчилль У. Мировой кризис. М., 2003.
III. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Перечень компетенций, владение которыми должен продемонстрировать поступающий:

- понимание особенностей исторического процесса, структуры и специфики государственности в европейских странах, сущности исторического подхода к ее изучению;

- представление о движущих силах и закономерностях исторического процесса, политической и социальной организации общества;

- знание современных подходов к изучению истории Европы;

- знание общих тенденций и особенностей развития западных стран;

- умение анализировать факты по Новейшей истории стран Европы в контексте социально-экономической, государственно-правовой и цивилизационной моделей развития;

- знание методологических подходов, источников и историографии истории Новейшего времени стран Европы

- знание основного понятийного аппарата, используемого в исследованиях по истории стран Европы в Новейшее время;

- знание основополагающих фактов из истории внутренней и внешней политики, социально-экономического и социально-политического развития Европы;

- знание главных тенденций развития общественно-политической мысли и культуры Новейшего времени (образование, наука, применение достижений технического прогресса в быту, искусство).

- навыки работы с историческими картами.
IV. КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
Вступительное испытание проводится в письменной форме по билетам, рассмотренным на заседании кафедры истории и утвержденным в установленном порядке. При подготовке ответа экзаменующиеся могут пользоваться историческими атласами.

В экзаменационных билетах содержится один вопрос. Выставление оценок осуществляется на основе принципов объективности, справедливости, всестороннего анализа качества знаний, умений и навыков абитуриентов.

Наибольшая итоговая сумма баллов, которой может быть оценен ответ на вопрос экзаменационного задания при условии отсутствия в них ошибок и неточностей, равна 100. В случаях, когда в ответах на вопросы экзаменационного задания допущены неточности и ошибки, максимальное количество баллов уменьшается в соответствии с критериями, указанными в таблице.



Критерии соответствия
Неточность* – 2 балла.

Несущественная ошибка** – 6 баллов.

Ошибка в изложении

фактического материала (фактическая ошибка) – 10 баллов.

Существенная ошибка*** – 20 баллов.

Грубая ошибка****, а равно отсутствие ответа или несоответствие ответа тематике вопроса – 100 баллов.

Требования к ответам на вопросы экзаменационного задания

Абитуриент должен дать полный, исчерпывающий ответ на вопрос экзаменационного задания. В ответе не должно содержаться ошибок и неточностей. Ответ должна отличать точность словоупотребления, стилевое единство и правильное применение исторической терминологии, логика и последовательность изложения, исключающая дисбаланс между фактическим материалом и теоретическими утверждениями. Положения ответа должны быть логически обоснованы и подкреплены итоговыми выводами, которые следует вписать в исторический контекст эпохи с учетом общих и особенных закономерностей исторического развития.


Примечания.

*Под неточностью понимается ограничительная или расширительная трактовка термина, факта или исторического события.

**Несущественными ошибками признаются некорректные определения исторических явлений, процессов, событий, в которых правильно сформулировано и отражено более половины признаков, элементов, оснований, стадий и последствий развития, необходимых для обоснования сущности названных явлений, процессов и событий.

***Существенными ошибками признаются: а) плохое знание хронологии; б) неверные определения исторических явлений, процессов, событий, искажающие их сущность; в) некорректные определения исторических явлений, процессов, событий, в которых правильно сформулировано и отражено менее половины признаков, элементов, оснований, стадий и последствий развития, необходимых для обоснования сущности названных явлений, процессов и событий.

****Грубыми ошибками признаются: а) незнание хронологии; б) неверные определения исторических явлений, процессов, событий, а равно искажения в употреблении специальных терминов, названий и имен собственных, свидетельствующие о непонимании или незнании абитуриентом определенного раздела (разделов) программы вступительного испытания; в) отсутствие в ответах на вопросы экзаменационных заданий итоговых выводов, а равно и несоответствия между выводами и фактическим материалом, свидетельствующие о незнании или непонимании абитуриентом логики исторического процесса; г) неверные определения исторических явлений, процессов, событий, указывающие на незнание или непонимание абитуриентом периодизации исторического процесса и связей конкретных исторических событий и явлений с этой периодизацией.
Программа утверждена на заседании кафедры истории БФУ им. И. Канта 8 апреля 2014 г.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма вступительного испытания для поступающих в магистратуру...
Программа предназначена для поступающих в фгбоу впо «Дагестанский государственный университет» по направлению38. 04. 01 «Экономика»...

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма дисциплины «Всеобщая история» для поступления на магистерскую...
Программа вступительных экзаменов по дисциплине «Всемирная история» является основой для подготовки сдачи вступительного экзамена...

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
Направление подготовки «Менеджмент» (Институт экономики и управления) включает магистерскую программу «Управление проектами»

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма вступительного междисциплинарного экзамена составлена с...
Программа предназначена для подготовки поступающих в магистратуру по направлению 05. 04. 02 География, профиль подготовки Географические...

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма вступительного испытания в магистратуру 080200. 68 «Менеджмент»,...
Для всех поступающих на магистерскую программу «Корпоративное управление» направления 080200. 68 «Менеджмент», обязательным является...

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconРабочая программа вступительного междисциплинарного экзамена по востоковедению...
В качестве вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Востоковедение, африканистика» предусмотрен профессионально ориентированный...

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма вступительных испытаний по предмету «История» пояснительная...
Программа вступительного экзамена по обществознанию предназначена для абитуриентов, поступающих в ноу впо «Институт международной...

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма и правила проведения вступительного испытания в форме собеседования...
Социальный контекст возникновения наук о культуре. Форми­рование в XIX веке систематических наук о культуре: филосо­фии культуры,...

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconМетодические особенности оценки конкурентоспособности малого предпринимательства...
Работа выполнена в фгаоу впо «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»

Программа междисциплинарного вступительного экзамена для поступающих в Балтийский федеральный университет им. И. Канта на магистерскую программу «История художественной культуры и мировых религий» Уровень высшего образования iconПрограмма междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру...
Программа междисциплинарного экзамена для поступающих в магистратуру по направлению 080100 «Экономика» подготовлена д э н профессором...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную