Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война»






Скачать 253.15 Kb.
НазваниеРазработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война»
страница1/2
Дата публикации02.04.2015
Размер253.15 Kb.
ТипУрок
e.120-bal.ru > Военное дело > Урок
  1   2
План – разработка урока по истории России в 11 классе с использованием ИКТ.
Тема: «Гражданская война».
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: лекция, с элементами беседы и использованием компьютерной презентации. (Компьютерная презентация сделана с использованием анимации)
Цель урока:

  • раскрыть основные этапы, итоги и историческое значение Гражданской войны

  • воспитательных целях особенно следует подчеркнуть братоубийственный характер конфликта, раскрыть трагедию всего населения России вне зависимости от принадлежности к тому или иному противоборствующему лагерю.

  • Развивать умения учащихся делать выводы.


Задачи урока:

  • расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сформировать у учащихся отношение к происходящим тогда и по разному оценивающимся сегодня событиям; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества;;

  • Воспитывать чувство справедливости и нравственности, помочь учащимся выработать собственную позицию по отношению к событиям того времени.

  • Формировать навыки работы с картой, схемой, справочным материалом. Развивать умение анализировать и делать выводы.


Оборудование: учебник, видеопроектор, экран, карта, портреты участников Гражданской войны, плакаты времен Гражданской войны.


Основные понятия: гражданская война, интервенция, сепаратный мир.
Ход урока:

  1. Организационная часть

  2. Вводное тестирование

  3. Переход к изучению нового материала

  4. Изучение нового материала

  5. Закрепление материала, итоговое тестирование

  6. Домашнее задание, выставление оценок


План изучения нового материала:

  1. Причины и суть Гражданской войны

  2. Два основных противоборствующих лагеря войны

  3. Первые вспышки войны

  4. Создание Красной армии

  5. Интервенция

  6. На фронтах Гражданской войны:

  • Восточный фронт

  • Южный фронт

  • «Белый» Север

  • «Белый» Крым

7. Завершающий этап Гражданской войны

8. Причины поражения белого движения

9. Итоги Гражданской войны
Ход урока


    1. Организационная часть (2 минуты).


Цель: организовать учащихся, настроить их на предстоящую работу на уроке, обозначить ход предстоящего урока.


      • Приветствие

      • Объявление темы и плана урока



    1. Вводный тест (3 минуты).


Ф.И.

1




2




3




4




5



Цель: повторить с учащимися некоторые важные вопросы из предыдущего материала, чтобы логически связать его с содержанием данного урока.
Перед уроком учащимся раздаются бланки
На экране проецируется 5 вопросов вводного теста по ранее изученному материалу. (Кадры №2-6)

Учащиеся предупреждаются, что в данном тесте должно быть выбрано два правильных ответа и все они должны быть указаны, только тогда тест считается выполненным. (возможно на основе теста провести фронтальный опрос)


ВОПРОС 1

Назовите основные положения Брестского мира

А

Сепаратный мир между Россией и Германией

Б

Восстановление русско-германского торгового договора

В

Оккупация немецкими войсками Белоруссии и Прибалтики




ВОПРОС 2

Какие мероприятия были проведены советской властью в 1917-1918 годах

А

Передача исполнительной власти СНК

Б

Объединение Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов в единую систему власти

В

Ликвидация революционных трибуналов



ВОПРОС 3

Какие основные положения включал в себя Декрет о земле?

А

Конфискация помещичьих земель

Б

Национализация земли

В

Муниципализация земли



ВОПРОС 4

Какие положения включал Декрет о мире?

А

Заявление о выходе России из войны

Б

Предложение мира без аннексий и контрибуций

В

Подписание мира между Россией и Германией



ВОПРОС 5

Разгон Учредительного собрания в январе 1918 года


А

Показал невозможность для сил, противостоящих большевикам, мирным путем решить вопрос о власти

Б

Дал возможность меньшевикам и эсерам перехватить власть у большевиков законным путем

В

способствовал развязыванию гражданской войны

Г

усилил контакты большевиков с другими социалистическими партиями

На заранее заготовленных и розданных бланках учащиеся отмечают правильные ответы и сдают на проверку.

Правильные ответы озвучиваются учителем и учащимися.

III. Переход к изучению нового материала (2 мин.).
Цель: обеспечить мотивацию учения, т.е. вызвать у учащихся интерес к содержанию и методам работы, создать на занятии творческую, эмоциональную атмосферу.


УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

ЭКРАН

Учитель напоминает тему урока «Гражданская война».

Записывают тему в тетради.

Кадр №7

«Гражданская война».

Итак, в конце октября 1917 большевики захватили власть. Началась новая страница истории нашей страны. Со всеми этими событиями вы уже знакомились в 9 классе. Сегодня наша задача расширить знания о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны.




Кадр №8

«ОКТЯБРЬ 1917 года»

Одно дело захватить власть, гораздо сложнее удержать ее в своих руках, тем более что и внешние и внутренние силы страны активно противостояли самозваной власти




Кадр №9

«Октябрь 1917»

На протяжении урока учащимся предлагается выписывать возможные варианты ответа на вопрос: «Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?».

Вопрос написан так же на доске на протяжении всего урока.

Записывают вопрос в тетради.

Кадр №10

«Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?».



  1. Изучение нового материала (30 мин).


Цель: расширить и углубить знания учащихся о трагической истории России в период Гражданской войны в 1917 – 1922 годах; сформировать у учащихся отношение к происходящим тогда и по разному оценивающимся сегодня событиям; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества; сделать вывод о виновниках этой трагедии, ее героях и жертвах; закрепить знания об основных этапах войны; сформировать представления о взаимоотношениях различных политических сил и общества; раскрыть итоги и историческое значение Гражданской войны;

В воспитательных целях особенно следует подчеркнуть братоубийственный характер конфликта. Воспитывать чувство справедливости и нравственности.

Формировать умение работы с картой, схемой, справочным материалом. Развивать умение делать выводы.



УЧИТЕЛЬ

УЧАЩИЕСЯ

ЭКРАН

1. Причины и суть Гражданской войны
Далеко не все были рады произошедшей смене власти, общество раскололось на её приверженцев и противников. Началась «Гражданская война»




Кадр№11

«Раскол»

Вопрос классу: «Что принято называть гражданской войной?»


Ответ: …столкновение, противостояние граждан одного государства.

Записывают.

Кадр №12

«Что принято называть гражданской войной?»


2. Два основных противоборствующих лагеря войны
В России население разделилось на два основных лагеря: белых и красных

Попробуйте самостоятельно определить социальный состав этих лагерей.

После вариантов учащихся учитель подводит итог:

основной поддержкой белые пользовались среди дворян, буржуазии, интеллигенции, казачества, духовенства, кулаков.


Почему Середняки не сразу поддержали большевиков? Что от них зависело в этой войне и от чего зависело их решение поддержать ту или другую силу? Попробуйте ответить на этот вопрос в ходе урока. (обсудить в разделе «Причины поражения белого движения» или дать как задание на дом)

Учащиеся отвечают.

Записывают:

«два лагеря»
белые красные
Записывают в тетради

«два лагеря»
белые красные

дворяне рабочие

интеллигенция интеллигенция

духовенство бедняки

казачество

буржуазия

кулаки

середняки?

Около слова середняки учащиеся ставят знак вопроса?

Кадр №13

«два лагеря»
белые красные


Кадр №14-15

БЕЛЫЕ

КРАСНЫЕ

Дворяне

Рабочие

Буржуазия

Интеллигенция

Духовенство

Бедняки

Казачество

Середняки

Интеллигенция




Кулаки






3. Первые вспышки войны
Уже в конце октября стали формироваться силы пытающиеся противостоять большевикам.

  • На Петроград наступал корпус генерала Краснова под командованием А.Ф Керенского. Неудачно.

Посмотрите на карту

  • 3 ноября власть в Москве перешла в руки Советов

  • На Дону белогвардейскую армию возглавил атаман А.Л.Каледин

  • В районе Кубани сформирована Добровольческая армия, которую возглавлял сначала Л.Г.Корнилов, а после его смерти Деникин

  • На Урале казацкое войско возглавил А.И.Дутов

  • В Забайкалье – Г.С Семенов




Записывают: «Первые вспышки войны»

Находят на карте районы, где велись военные действия.

Петроград – Краснов, Керенский

  1. ноября – в Москве установлена власть Советов.


На Дону – Каледин А.Л

Кубань – Добровольческая армия Корнилов Л.Г., Деникин А.И.
Урал – А.И.Дутов

Забайкалье – Г.С Семенов
и другие.

Кадр №16

«Первые вспышки войны»

Характер первых выступлений против Советской власти:

Стихийны, разрозненны, не пользовались массовой поддержкой населения – в большинстве были разгромлены

Записывают:
-стихийны

- разрозненны

- не пользовались массовой поддержкой населения

– разгромлены

Кадр № 17

«Первые выступления против Советской власти»:

-стихийны

- разрозненны

- не пользовались массовой поддержкой населения

- в большинстве случаев были разгромлены

  1. 4. Создание Красной армии.

  2. В ходе боев с Корниловцами стало понятно, что залог сохранения режима – создание регулярной армии. Главным организатором Красной армии стал наркомвоенмор Л.Д.Троцкий. В январе 1918 года создается рабоче-крестьянская Красная армия, сначала на добровольных началах, а осенью вводится Всеобщая воинская повинность. В неё привлекались бывшие царские офицеры. В армии выдвинулось много выдающихся военачальников.

  3. (Каких военачальников вы помните?) – М.В.Фрунзе, В.И.Чапаев, С.М.Буденный, М.Н.Тухачевский и др.

Записывают:

Январь 1918 года – создание Красной армии.


Организатор Л.Д.Троцкий

Отвечают и записывают:

Военачальники: Фрунзе М.В., Чапаев В.И, Тухачевский М.Н.,

Буденный С.М.

Кадр №18

  1. «Создание Красной армии».


(фото Л.Д.Троцкого)
(фото Чапаева, Фрунзе, Тухачесвского)

5. Интервенция

Что такое интервенция?

Уже в конце 1917 года некоторые иностранные державы стали вводить свои войска на территорию России.

Румыния выдвинулась в Бесарабию, Турция на Закавказье, Германия – в Грузию.

Ответ: «Интервенция – вмешательство иностранных держав во внутренние дела страны. Бывает военная, экономическая, политическая..»
Находят на карте районы, где производились высадки десантов

Кадр №19 «Интервенция»


Кадр №20 нападение Румынии, Турции, Германии

(ката)

Причины интервенции:

- сепаратный договор России и Германии

- потеря собственности на территории России

- желание обеспечить возвращение долгов

- раздел России на сферы влияния

Записывают причины интервенции:

- договор России и Германии

- потеря собственности

- возвратить долги

- раздел России на сферы влияния

Кадр №21«Причины Интервенции»



В марте 1918 года, занявшие ранее выжидательную позицию страны Антанты начали военную интервенцию.

(Что спровоцировало страны Антанты начать интервенцию?)

Английские, американские и французские войска высадились в Мурманске и Архангельске, Японские, на Дальнем Востоке

После капитуляции Германии в ноябре 1918 года интервенция усилилась.


Ответ: «Заключение Россией сепаратного мира с Германией»

Страны – интервенты в России:

Англия, США, Франция, Германия, Япония, Турция, Румыния



Кадр №22 «Интервенция»

Повод к началу интервенции

Кадр №23 «Интервенция»

Карта. Направления нападений

Причины быстрого завершения и неудачи интервенции:

- усталость войск от войны

- противодействие местного населения

- боязнь распространения революционных идей

Записывают причины завершения интервенции:

- усталость войск

- противодействие населения

- боязнь революционных идей

Кадр №24«Конец интервенции»

  • Причины завершения интервенции

  • Карта эвакуация войск

6. На фронтах Гражданской войны:

    • Восточный фронт

Одновременно с военной интервенцией усиливается белогвардейское движение.

В мае 1918 года при участии восставшего чехословацкого корпуса советская власть была свергнута в Поволжье, Сибири, на Дальнем Востоке

Записывают:

Восточный фронт.

Находят на карте районы, где располагались эшелоны с белочехами.
Май 1918 год - Чехословацкий мятеж

Кадр №25

«Восточный фронт»

Карта «Чехословацкий мятеж»

В сентябре 1918 года в Уфе на съезд собрались антибольшевистские правительства. Большую роль в них играли эсеры. Было решено объединиться и создать единое правительство – «Уфимскую директорию»

При наступлении Красной армии директория переезжает в Омск. Там её возглавляет адмирал А.В.Колчак, называя себя Верховным правителем России

Записывают: сентябрь 1918 года – антибольшевистское правительство – «Уфимская директория»

Переехала в Омск – возглавил А.В.Колчак – Верховный правитель России
Находят на карте Уфу и Омск.


Кадр №26«Восточный фронт»

«Уфимская директория»- переезд в Омск – Колчак (фото).


Причины поражения Колчака

Колчак выгнал из правительства эсеров. Это сразу оттолкнуло от него большую часть крестьянства. Карательные экспедиции и жестокие исключительные законы, еще больше настраивали население против Колчака. Белогвардейская армия отступила к Иркутску. Там против Колчака вспыхнуло восстание. В начале 1920 года Колчак был арестован и расстрелян.

Записывают: начало 1920 года в Иркутске Колчак разгромлен.

Находят на карте районы, где велись военные действия.


Кадр №27 « Разгром Колчака»

Отступление в Иркутск.

Причины поражения Колчака:

  • РАЗРЫВ С ЭСЕРАМИ

  • ИСЕЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ (КАРАТЕЛЬНЫЕ ЭКСПЕДИЦИИ, СМЕРТНЫЕ КАЗНИ…)

  • ОТСУТСТВИЕ ПРОГРАММЫ РЕФОРМ

  • ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА В АРМИИ




  • Южный фронт

Посмотрите на этот плакат. Против кого он направлен? Что вы можете сказать о союзниках Добровольческой армии?

Ответ: Плакат направлен против красных. Армии белых помогали англичане.

Кадр №28

Белогвардейский плакат

На юге действовало две белогвардейские армии:

Донская армия генерала П.Н.Краснова и Добровольческая армия генерала А.И.Деникина

Первая получила поддержку Германии, а вторая – Антанты, поэтому друг с другом не взаимодействовали

В конце 1918 года все антибольшевистские силы юга объединились под командованием А.И.Деникина. В июле 1919 года он предпринял поход на Москву. Белогвардейская армия была у Москвы. Захвачены Курск, Орел, Воронеж. Наступил решающий момент. «Все на борьбу с Деникиным» - главный призыв тех дней.

Осенью 1919 года началось контрнаступление Красной армии. В феврале – марте 1920 года основные силы Добровольческой армии были разбиты. Большую роль в этом сыграла первая кон армия под командованием Буденного, а так же армия зеленых под командованием Махно.

(Каковы были цели и задачи зеленого движения? Почему они поддержали красных?)

Остатки белогвардейских сил укрылись в Крыму под командованием барона Врангеля.

Записывают:

«Южный фронт»


Донская

армия

Добровольческая

армия





Краснов Деникин

(Германия) (Антанта)

Не взаимодействовали.

Деникин

1919 год поход на Москву

Находят на карте районы, где велись военные действия.

Ответ: солдаты-крестьяне «зеленой армии» были анархических взглядов. Но они не желали возвращения земли прежним владельцам, а потому поддержали в тот момент красных.

Записывают: Февраль-март 1920 г – Деникин разбит.

Остатки войск – отступили в Крым под командованием Врангеля
Находят на карте районы, где велись военные действия.

Кадр №29

«Южный фронт»


Донская

армия

Добровольческая

армия



Краснов Деникин

(Германия) (Антанта)
Карта


Фото Буденного.

(Карта)


Фото Махно
Карта.

Фото Врангеля.

  • «Белый» Север

В Мурманске и Архангельске образованы антибольшевистские правительства. В основном они представляли социалистические силы, и поэтому не могли объединиться с промонархистскими силами.

На Северо-западе действовала армия под командованием Юденича. Но обе попытки захватить Петроград в 1919 году оказались неудачны.

Юденич был разбит войсками Красной армии. А в феврале-марте 1920 года весь «Белый» север стал «Красным».


Находят на карте районы, где велись военные действия.

Записывают:

1919 год -Юденич наступление на Петроград. Разбит.

Февраль-март 1920 г. –весь Север в руках Красных.

Кадр №30

Карта.

Фото Юденича


  • «Белый Крым»

Последний оплот белогвардейского движения – Крым. Барон Врангель попытался провести демократические реформы, в надежде привлечь население на свою сторону, что бы противостоять большевикам. Но времени на это у него не было. В ноябре 1920 года войска Врангеля разбиты. Таким образом, было покончено со всеми крупными антибольшевистскими армейскими соединениями.


Записывают:

«Белый Крым»
Находят на карте районы, где велись военные действия.

Записывают:

Ноябрь 1920 года Врангель разбит.



Кадр №31 «Белый Крым»- Разгром белогвардейского движения

Фото

Плакаты красных.

Карта – утверждение власти Советов.


  1. Завершающий этап Гражданской войны

1920-1922 гг.- так называемая малая Гражданская война.

-Разгромлено движение «Зеленых»

-Красные утвердились на Дальнем Востоке

-Советская власть установилась в Средней Азии и Закавказье

-Подавлены многочисленные крестьянские восстания

-Неудачей закончился Польский Поход Красной армии. К Польше отошли Западная Белоруссия и Западная Украина.

Записывают: 1921-22 гг. –

  • подавление крестьянских

восстаний,

  • разгром «зеленых»

  • установление Советской власти в

Средней Азии, Закавказье, на Дальнем

Востоке.

  • Польский Поход Красной армии.


1922 год- конец Гражданской

Войны.


Кадр №31

Кадр №32

  1. 8. Причины поражения белого движения.

  2. Так что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?

(Или какие причины поражения белогвардейского движения вы могли бы назвать? (не названо дополняется учителем)

  1. -ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И ПРОЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ БАЗЫ

  2. -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ – КРЕСТЬЯНЕ ВЫБРАЛИ БОЛЬШЕВИКОВ, КОТОРЫЕ КАЗАЛИСЬ ИМ МЕНЬШИМ ЗЛОМ

  3. -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛЫХ

  4. -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  5. -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

-М - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ БЕЛОЙ АРМИИ

- БОЛЬШЕВИКИ КОНТРОЛИРОВАЛИ САМЫЕ

ЭКОНОМИЧЕСКИ РАЗВИТЫЕРАЙОНЫ
- РУКОВОДСТВО ПАРТИИ БОЛЬШЕВИКОВ СМОГЛО

МОБИЛИЗОВАТЬ ВСЕ СИЛЫ И УМЕЛО

ПЕРРЕГРУППИРОВАЛО И

- ЖЕСТКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА «ВОЕННОГО

КО ММУНИЗМА»

-ТЕРРОР

Ответ: (записывают в тетрадь): 1.Поддержка крестьянства

2. Контроль экономически развитых районов

3. Умелая мобилизация и перегруппировка сил большевиками

4. Политика «Военного коммунизма»

5. Террор

6.Ошибки лидеров белогвардейского движения:

Причины поражения белого движения:


  1. -ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

  2. -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ

  3. -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

  4. -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  5. -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

-М - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ

БЕЛОЙ АРМИИ


  1. Кадр №33 Что позволило большевикам удержать и упрочить власть в своих руках?


Кадр №34(высвечивается после ответов учащихся)

Причины поражения белого

движения:

-ОТСУТСТВИЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ

ПРОГРАММЫ

  1. -ВОЗВРАЩЕНИЕ СОБСТВЕННОСТИ ПРЕЖНИМ ВЛАДЕЛЬЦАМ

  2. -НЕПОПУЛЯРНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

  3. -НЕСОГЛАСОВАННОСТЬ И ОТСУТСТВИЕ ЕДИНСТВА ВНУТРИ АНТИБОЛЬШЕВИСТСКОГО ДВИЖЕНИЯ

  4. -ОТКАЗ ОТ СОТРУДНИЧЕСТВА С СОЦИАЛИСТИЧЕСКИМИ ПАРТИЯМИ

-М - МОРАЛЬНОЕ РАЗЛОЖЕНИЕ

БЕЛОЙ АРМИИ


9. Итоги Гражданской Войны

(Какие вы можете обозначить итоги ?)

Гражданская война стала национальной

трагедией России.

Виновны и большевики и

представители обеспеченных классов,

не желающих идти на компромисс с

рабочими и крестьянами.

В результате войны погибли миллионы

людей, несколько миллионов

эмигрировало.

Была разрушена промышленность, с/х,

транспорт. Милитаризация

экономики.

Искалечены души людей, исковеркано

сознание - насилие многими стало

восприниматься как норма.

Отвечают и записывают:

Главный итог – большевики смогли не только удержаться у власти, но и упрочить свою власть в стране.

Кадр №35,36

«Итоги войны»



  1. Закрепление материала, итоговое тестирование Кадры № №37- 40


Цель: закрепить полученные на уроке знания

Задания высвечиваются на экране и проверяются в устной форме.

ВОПРОС 1

Выступление каких частей привело к эскалации Гражданской войны на большей части территории России?

А

Добровольческой армии

Б

Армии А.Ф.Керенского и П.Н.Красного

В

Чехословацкого корпуса

Г

Армии адмирала Колчака

ВОПРОС 2

Кто в 1919 году командовал белыми армиями на юге России?

А

А.И.Деникин

Б

Н.Н.Юденич

В

А.В.Колчак

Г

Л.Г.Корнилов



ВОПРОС 3

Что не служило причиной интервенции в Россию?

А

Национализация частной собственности западных компаний

Б

Признание В.И.Лениным независимости Финляндии

В

Заключение Россией сепаратного Брестского мира

Г

Поддержка правительствами западных стран Белого движения



ВОПРОС 4

Какие меры были осуществлены политическим руководством большевиков для создания регулярной Красной армии?

А

Массовая мобилизация рабочих и крестьян в армию

Б

Восстановлены воинские звания и ритуалы царской армии

В

Привлечены специалисты из числа царских офицеров

Г

Главнокомандующим назначен генерал А.А.Брусилов




ВОПРОС 5

Кто руководил наиболее известным анархо-крестьянским движением на Украине?

А

А.С.Антонов

Б

М.В.Фрунзе

В

Гетман Скоропадский

Г

Н.И.Махно



ВОПРОС 6

Чья поддержка обеспечила большевикам победу в Гражданской войне?

А

Национальных меньшинств

Б

Стран Антанты

В

Основной массы крестьянства

Г

солдат
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconКонспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл...
Данный материал представляет собой конспект урока-лекции с использованием икт по теме «Советский тыл в годы Великой отечественной...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconМетодическая разработка открытого занятия по дисциплине «История»...
Методическая разработка предназначена для преподавателей истории средних специальных учебных заведений, реализующих государственный...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconСценарий урока по истории для 11 класса Тема: «Причины, идеи и персоналии...
Прочитать материал по теме Гражданская война в учебнике и дополнительной литературе и заполнить опорную таблицу

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconРазработка урока истории. Класс: Тема: «Война, изменившая карту Европы»
Оборудование урока: Учебник Юдовская А. Я., Баранов П. А., Ванюшкина Л. М. Новая история 1800 – 1913 гг. – М.: Просвещение, 2010,...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconМетодическая разработка урока в 10 классе по теме «Внешняя политика Николая I. Крымская война»
Занятие рассчитано на один урок и предполагает усвоение учащимися программного материала по данной теме. К уроку прилагается презентация...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconРазработка урока истории в 9 классе Тема урока: Восстановление экономики...
Развивающая способствовать развитию у учащихся умений понимать проблемы, анализировать материал, рассуждать, самостоятельно находить...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconУрока с использованием икт урок истории в 5 классе по теме: «Вавилонский...
Образовательная: сформировать представление о Древнем Вавилоне как о первом государстве, в котором действует закон. Познакомить учащихся...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconГражданская война и интервенция в России
Гражданская война возникает тогда, когда возможности диалога, поиска согласия между разными частями общества либо исчерпаны, либо...

Разработка урока по истории России в 11 классе с использованием икт. Тема: «Гражданская война» iconКонспект урока истории России в 7 классе Урок по истории России в...
Автор: Антоненкова Анжелика Викторовна, учитель истории моу будинской оош тверской области






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную