Скачать 1.13 Mb.
|
НАРКОКОНТРОЛЬ Выступление Директора Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков В.В. Черкесова на Международной Министерской конференции «О путях доставки наркотиков из Афганистана» («Париж 2 - Москва 1») 26.06.2006 Уважаемые участники конференции! Состоявшаяся в Париже в 2003 году Международная конференция о проблемах распространения наркотиков из Центральной Азии в Европу дала старт процессу подготовки и реализации системы действий по консолидации усилий мирового сообщества в борьбе с афганским наркотрафиком. Следует признать, что, несмотря на предпринимаемые меры, поток поступающих с территории Афганистана наркотиков нарастает, и остается одним из главных источников глобальной наркоугрозы. Для Российской Федерации подавление каналов транспортировки в нашу страну опиатов афганского происхождения является одним из важных приоритетов как в настоящее время, так и на среднесрочную перспективу. Героин, произведенный из афганского опийного мака, по-прежнему представляет большую опасность для населения нашей страны. Доля потребителей опиатов уже не один год остается преобладающей в структуре российского наркорынка. Проникновение афганского героина в Россию в середине 90-х годов прошлого века совпало с периодом глубоких социально-экономических преобразований, когда значительная часть населения была выбита из привычного образа жизни, нарушилась система обеспечения правопорядка. В этих условиях практически за одно десятилетие в России сформировался крупный рынок потребления наркотиков, а наркобизнес стал одним из наиболее прибыльных видов преступной деятельности. Проложенные через Российскую Федерацию транзитные наркотрафики обросли обширными зонами наркоторговли. Процесс наркотизации населения оказал негативное влияние на криминогенную обстановку в стране: произошёл не только скачкообразный рост числа преступлений собственно в сфере незаконного оборота наркотиков, но и в связи с наркотиками стало больше совершаться иных насильственных и корыстных правонарушений. Особую общественную опасность представляет организованная, в том числе и транснациональная преступность, обеспечивающая транспортировку и распространение наркотиков, а также легализацию криминальных доходов. Конечно, проблемы, порождаемые распространением запрещённых наркотиков, универсальны, они возникают независимо от уровня развития в любой стране, куда проникает наркобизнес. Но пример Афганистана позволяет с особой чёткостью увидеть, насколько наркосистема тесно связана с терроризмом и коррупцией, какое глубокое влияние незаконное производство наркотиков и наркотрафик оказывают на экономическое и социальное состояние страны, как наркобизнес блокирует перспективы ее социально-политического развития. По оценкам Управления по наркотикам и преступности Организации Объединенных Наций, опийная экономика Афганистана уже превышает уровень легальной. При этом, несмотря на предпринимаемые афганским правительством и международными коалиционными силами меры, объемы производства опиатов в этой стране не снижаются. Нельзя отрицать всей сложности задачи искоренения наркопроизводства в Афганистане. В то же время, мы не имеем права отступать. Интересы безопасности наших государств, угрозы здоровью и благополучию наших народов не дают нам права занимать примиренческую позицию. Разумеется, одними силовыми методами добиться перевеса в борьбе с международным наркобизнесом невозможно. Необходимо наращивать степень давления на все звенья незаконного оборота наркотиков, в том числе и через проекты экономического и гуманитарного характера. Принимая во внимание многоаспектность задачи по ликвидации афганского наркотрафика, мы предлагаем более энергично продолжать работу по формированию международной системы комплексного противодействия наркоугрозе. В этом механизме должны предусматриваться как программы внутреннего переустройства экономики и структуры обеспечения правопорядка в самом Афганистане, так и организация согласованного внешнего противодействия распространению афганских наркотиков. Эта стратегия нашла своё выражение в конкретных шагах Российской Федерации по созданию и укреплению «поясов безопасности» вокруг Афганистана. Главная цель данной инициативы - активизация мер по пресечению вывоза наркотиков из этой страны и создание заслона для ввоза в Афганистан прекурсоров, необходимых для производства героина. Мы стремимся к реализации этого плана путём последовательного проведения регулярных международных оперативно-профилактических операций «Канал», направленных на выявление и перекрытие маршрутов контрабанды наркотиков. Особенностью операции «Канал» является то, что на протяжении трех лет в рамках многостороннего международного сотрудничества результативно действуют организационно-штабной и оперативно-розыскной механизмы противодействия наркобизнесу на «Северном маршруте» афганского наркотрафика, части «Балканского маршрута», а также в регионах, непосредственно примыкающих к Афганистану. Если в начальный период в операции принимали участие шесть государств - членов ОДКБ (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Россия), то в 2005 году - уже 12 стран (присоединились Азербайджан, Иран, Китай, Пакистан, Украина и Узбекистан), а в последнем этапе участвовали также США и Монголия. Для руководства операцией в Москве создан Международный координационный штаб, а в странах - участниках разворачиваются национальные и региональные межведомственные штабы, в состав которых входят представители антинаркотических ведомств, таможенных и пограничных служб, органов безопасности и внутренних дел. За годы совместной работы создана и действует общая для стран - участников система управления, позволяющая оперативно принимать решения при обмене информацией. За счет централизации координационных функций устраняется необходимость многочисленных международных и межведомственных согласований. В результате регулярно проводимых этапов операции «Канал» накоплена важная информация о маршрутах незаконных поставок наркотиков, ликвидированы крупные каналы контрабанды и наркоторговли, а главное, проходят апробацию конкретные механизмы оперативного взаимодействия правоохранительных органов различных государств. Недавно завершился очередной этап операции «Канал-2006». На этот раз акцент был перенесён на выявление основных направлений контрабанды прекурсоров в государства Центральной Азии и Афганистан. Итоги операции подтвердили эффективность этого инструмента противодействия афганской наркоугрозе. Полученная нами информация о возможных путях доставки прекурсоров на афганскую территорию послужит основой для разработки в различных странах комплекса мер по перекрытию таких криминальных каналов. Опыт проведения операции «Канал» свидетельствует о целесообразности расширения географии проведения этой операции. Не могу не отметить, что принципиальные изменения в российской антинаркотической политике совпали по времени с началом «парижского процесса». С 2003 года в нашей стране формируется современная система противодействия наркобизнесу. Она построена на принципах жёсткой борьбы с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков и оказания всемерной поддержки различным мерам профилактики наркомании, реабилитации наркозависимых граждан, пропаганде здорового образа жизни. В свете афганской наркоугрозы особенно важно, что активизация правоохранительной деятельности привела к увеличению объёма изъятий в России героина. Так, если при относительно стабильном отечественном рынке потребления в 2001-2003 годах в среднем изымалось около одной тонны героина в год, то в 2004 уже - 3 тонны 900 килограммов, а в 2005 году - 4 тонны 800 килограммов. Следствием этого явился рост цен в 2005 году на основные виды наркотиков. В некоторых регионах России отмечено такое явление, как «героиновый голод». Сокращая доступность наркотиков, мы стремимся остановить рост числа их потребителей. В результате реализованных программ появились основания полагать, что наблюдавшийся в течение ряда лет процесс разрастания наркомании и наркопреступности в России приостанавливается. Уверен, что нынешняя Министерская конференция станет важным вкладом в укрепление международной системы противодействия наркоугрозе. |
![]() | Главы антинаркотических ведомств стран-участниц "большой восьмерки" снова встретятся в Москве 15 мая, заявил в ходе нынешней встречи... | ![]() | Меры по борьбе с незаконным оборотом наркотиков на территории Российской Федерации |
![]() | ![]() | Федеральной Таможенной Службы Российской Федерации, в лице генерального директора Кропченко Владимира Федоровича, действующего на... | |
![]() | Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Федеральной налоговой службой, Министерством... | ![]() | Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Ярославской области, Федеральной налоговой службой, Министерством... |
![]() | Правительства Российской Федерации от 30. 06. 2004 №332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам», приказом фст... | ![]() | Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока для проведения конкурса на замещение вакантных должностей федеральной... |
![]() | Управление федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по иркутской области | ![]() | Федеральной службы по труду и занятости, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные... |