Скачать 131.02 Kb.
|
Доклад Первого заместителя Премьер-министра РТ - министра экономики и промышленности РТ Павлова Б.П. на совещании с руководителями машиностроительных предприятий Республики Татарстан с участием Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева «Итоги производственно-хозяйственной деятельности предприятий машиностроительного комплекса Республики Татарстан в 2005 году. Перспективы и задачи на 2006 год». 28 ноября 2005 года Уважаемый Минтимер Шарипович! Уважаемый Рустам Нургалиевич! Уважаемые участники совещания! Трудно переоценить роль предприятий и организаций машиностроительного комплекса, которые являются базовыми в современном и, особенно, будущем социально-экономическом развитии Республики Татарстан, как и в целом России, если не рассматривать нашу страну как сырьевую державу. Сегодня машиностроительный комплекс Татарстана включает в себя около 150 крупных, средних и малых предприятий, организаций, НИИ, КБ по более, чем двум десяткам подотраслей, основными из которых являются: автомобилестроение, авиастроение, судостроение, двигателестроение, компрессоростроение, производство энергетического и газового оборудования, инструментальное производство, включая выпуск медицинских изделий и оборудования. Многие из этих предприятий являются бюджето- и градообразующими. Вокруг них сформировался устойчивый круг субъектов малого бизнеса, работающих на принципах аутсорсинга или кооперации. Напомню, что доля предприятий машиностроительного комплекса республики в общем объеме промышленного производства до начала 90-х годов составляла около 40%, что соответствует уровню промышленно-развитых стран, а в настоящее время - 21%. Это обусловлено резким снижением в 90-е годы государственного заказа на оборонную продукцию, которая занимала ведущее место в объеме производства предприятий машиностроения, а также резким снижением спроса на гражданскую продукцию, производимую ими. Вместе с тем, меры, предпринятые руководством республики, руководителями предприятий, наряду со стабилизацией общего финансово-экономического положения в стране, позволили не только сохранить большинство предприятий, но и, в большинстве случаев, создать эффективного собственника, способного осуществлять их развитие на основе производства конкурентоспособной продукции в рыночных условиях. Так, если темпы роста валового регионального продукта и промышленного производства составляли за последние пять лет 106,2%, то темпы роста производства предприятий машиностроительного комплекса составили 114,0%. Чтобы правильно оценить сегодня роль и место машиностроительного комплекса в экономике республики и более подробно охарактеризовать итоги производственно-хозяйственной деятельности его предприятий в текущем году, коротко приведу основные итоги развития экономики Республики Татарстан за истекший период. За 11 месяцев текущего года ожидаемый объем валового регионального продукта составит по оценке более 450 млрд. рублей и возрастет в сопоставимых ценах на 6,5%. В структуре валового регионального продукта наибольший удельный вес занимает промышленность (49,5%), ее доля по сравнению с соответствующим периодом прошлого года возросла на 1,3%. Доля строительства увеличилась на 1,6% и составляет 8,4%, что связано со значительным ростом инвестиций. Несколько снизились доли сельского хозяйства - 7,5%, транспорта - 5,0%, и торговли - 11,6%. За этот же период объем отгруженной предприятиями республики продукции составит около 440 миллиарда рублей. В структуре отгруженной продукции промышленности за 10 месяцев текущего года наибольший удельный вес приходится на обрабатывающие производства – 59,2%. Добыча полезных ископаемых составляет 33,1%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - 7,7%. В свою очередь, в обрабатывающей промышленности основная доля продукции приходится на производство транспортных средств, химическое производство и производство нефтепродуктов, электрооборудование и ряд других. За январь – октябрь индекс промышленного производства составил 104,3%, в т.ч. 107% по обрабатывающим производствам и 102,5% по добыче полезных ископаемых. Доля машиностроительного комплекса в общем объеме промышленной продукции составляет, как уже было сказано, 21%, а без учета топливной отрасли - 39,1%. В составе машиностроительного комплекса индекс промышленного производства транспортных средств и оборудования составил 108,8%, производства машин и оборудования – 111,1%, производства электрооборудования, электронного и оптического оборудования – 124,6%. В то же время, на предприятиях машиностроительного комплекса за 9 месяцев 2005 года значительно сократилась с 4,2 до 1,6 миллиарда рублей величина сальдированной прибыли. Такое снижение прибыли произошло за счет ОАО «КАМАЗ», Зеленодольского завода им.Серго, Казанского завода «Электроприбор» и ряда других. Соответственно, снизилась добавленная стоимость в объеме промышленной продукции. За январь-июнь 2005 года на предприятиях машиностроительного комплекса она сократилась по сравнению с этим же периодом 2004 года с 26,5 % до 24,2%. Уровень среднемесячной зарплаты в машиностроении также ниже, чем в среднем по промышленности. При этом и темпы ее роста в машиностроении ниже, чем в промышленности в целом (соответственно 119,7% и 124,9%). За счет этого разрыв между среднемесячными зарплатами в машиностроительной отрасли и промышленности в целом достигает более 2,3 тысяч рублей (за 9 месяцев 2005 года - 6935 и 9200 рубля в месяц, соответственно). Низкий уровень оплаты труда уже сегодня привел к ситуации, когда многие машиностроительные предприятия испытывают острый дефицит в рабочих основных специальностей, особенно это касается предприятий, производящих сложную наукоемкую продукцию (КАПО, КМПО, Зеленодольский завод им.Серго). Также много вопросов по качеству кадрового потенциала, в общем, работников предприятий машиностроения, что подтверждается результатами проведения на них кадрового аудита. Не могут не вызывать озабоченности показатели, характеризующие среднемесячную выработку на одного работающего (которая по сути является производительностью труда). За 10 месяцев 2005 года в промышленности она составила с учетом нефтедобычи 113 тыс. рублей, а в машиностроительном комплексе всего 49,6 тыс.рублей. При этом следует отметить, что по отдельным предприятиям машиностроения и приборостроения выработка различается в несколько раз. Так, в ОАО «КАМАЗ» за десять месяцев текущего года она достигает 71,3 тысячи рублей в месяц, на «Казанском вертолетном заводе» – 74,5 тысячи, на «Алнасе» – 77,6 тысяч. В то же время, на ряде заводов этот показатель не превышает 20 тысяч рублей на одного работающего, в том числе ОАО «Теплоконтроль» - 17,1 тысяч и ряд предприятий оборонного комплекса: КОМЗ - 13,2 тысячи, Радиоприбор – 11,6 тысяч Точмаш – 9,6 тысяч. Есть ряд вопросов и по использованию собственных средств в системе корпоративных закупок предприятий машиностроения. Без учета КАМАЗа, который на открытых конкурсах приобретает более половины закупаемой продукции, по другим крупным предприятиям на конкурсных условиях закупается лишь 0,5% объемов сырья, материалов, комплектующих. Сегодня генеральный директор «Агентства по государственному заказу» Яков Вениаминович Геллер проинформирует Вас о новых решениях, предусмотренных в федеральном законе о госзакупках и о возможностях созданной системы электронных закупок. Очень прошу Вас внимательно отнестись к его предложениям, имея в виду, что в системе закупок скрыты значительные резервы по сокращению издержек производства. И все-таки главной задачей, решение которой обеспечит развитие предприятий машиностроительного комплекса и расширение рынков сбыта производимой ими продукции является системная работа по разработке и реализации крупных высокотехнологичных инвестиционных проектов. Для ее решения необходимы прежде всего привлекательные финансовые ресурсы. Этому способствует республиканское законодательство, которое предусматривает налоговые льготы - снижение ставки налога на прибыль на 4 процентных пункта и налога на вновь созданное, приобретенное организацией для реализации проекта имущество до 0,1 %. С начала этого года в Министерстве экономики и промышленности Республики Татарстан рассмотрено более 50 инвестиционных проектов по всем отраслям реального сектора экономики, 21 из которых получили положительное заключение Минэкономпрома РТ. Однако, среди них только шесть проектов представляют машиностроительный комплекс и только по трем из них приняты решения об оказании государственной поддержки. Таким образом, к сожалению, лишь единицы из машиностроительных и приборостроительных предприятий выразили желание воспользоваться предоставленными государственными преференциями. Кроме того, в республике созданы и функционируют Государственные некоммерческие организации «Инвестиционно-венчурный фонд Республики Татарстан» и «Стабилизационный залогово-страховой фонд Республики Татарстан», возможности которых, к сожалению, недостаточно используются предприятиями машиностроительного комплекса. Так, в текущем году предприятиями машиностроения подано 12 заявок, из которых только три доведены до принятия решения об оказании государственной поддержки. Вместе с тем, в 2005 году из Инвестиционно-венчурного фонда Республики Татарстан выделено крупным и малым предприятиям более 1,5 млрд. рублей, в том числе 250 млн.рублей на поддержку субъектов малого предпринимательства по программе микрокредитования через аккредитованные при Фонде коммерческие банки, 600 тыс. рублей на возмещение затрат субъектов малого предпринимательства, производящих товары, предназначенные для экспорта, более 50 млн.рублей на компенсацию части процентной ставки по коммерческим кредитам банков. И крайне важно для повышения конкурентоспособности экономики в целом и, конечно, предприятий машиностроительной отрасли увеличение доли инновационной продукции. Сегодня доля инновационной продукции в ВРП в 2003 году составила 9,80%, в 2004 году – 10,7%, в 2005 году –13%. При этом доля инновационной продукции машиностроительного комплекса в общем объеме отгруженной продукции отрасли несколько выше и составляет около 17,5%. Реализуя «Республиканскую программу развития инновационной деятельности в Республике Татарстан на 2004 -2010 годы» Правительство изыскивает новые схемы поддержки инновационной деятельности, в том числе по привлечению в республику дополнительных федеральных инвестиций. Сегодня завершается подведение Правительством Российской Федерации итогов конкурса по отбору проектов особых экономических зон. Республика Татарстан принимает участие в конкурсе двумя проектами. Один из них - зона промышленно-производственного типа “Алабуга”- направлен на создание производства легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автомобильных комплектующих, организацию производств по переработке продукции нефтехимического комплекса. Второй - технико-внедренческая особая экономическая зона “Идея” в Казани. Ее создание направлено на формирование новой конкурентной продукции и услуг за счет интеграции науки, образования и производства. Предприятия отрасли машиностроения, имеющие наработки по освоению в производство новых видов продукции, также получают возможность их реализации в условиях особых экономических зон. Нефтегазохимический комплекс, реализующий ряд крупномасштабных проектов, является основной базой для экономического роста республики, ее экспортных возможностей, увеличения бюджета, занятости населения и в том числе загрузки отрасли машиностроения дополнительными заказами. В качестве примеров таких крупномасштабных инвестиционных и инновационных проектов можно привести начало строительства в 2006 году нефтеперерабатывающего и нефтехимического комплексов, техническое перевооружение действующих производств в ОАО «Нижнекамскнефтехим» и ОАО «Нижнекамскшина», создание новых мощностей в ОАО «Казаньоргсинтез», уникального для России маслоэкстракционного завода по переработке семян рапса с участием группы компаний «Нэфис Косметикс» и ряд других. Активное участие наших машиностроительных предприятий в этой программе (включая поставки высокотехнологичного оборудования и приборов, металлоконструкций, технологической оснастки, систем трубопроводов, контрольно-измерительной аппаратуры и т.д.) будут способствовать решения, принятые неделю назад на заседании Совета директоров ОАО «Нефтехиминвест-Холдинга» в Кабинете Министров Республики Татарстан. Республиканский машиностроительный комплекс обязан использовать все возможности для участия в прорывном развитии нефтехимических предприятий, заняв значительную долю в выполнении их заказов. Это, конечно, потребует от нас успешной конкуренции с российскими и мировыми лидерами нефтехимического машиностроения на основе опережающего технологического и технического развития. К настоящему времени только ряд предприятий отрасли (ОАО «Казанькомпрессормаш», ОАО «КАМАЗ», ОАО «НПО «Татэлектромаш», ОАО «КМПО» и некоторые другие) разработали и реализуют проекты, направленные на освоение производства современной конкурентоспособной продукции для нефтегазохимического комплекса. По итогам заседания было принято решение о разработке специализированной программы действий машиностроителей в рамках выполнения Программы развития нефтегазохимического комплекса республики. Эффективное выполнение заказов республиканских нефтехимиков невозможно без тесной интеграции производства с отраслевой наукой. Примером такого успешного сотрудничества является Казанский компрессорный завод, который в тесном контакте с ЗАО «НИИТурбокомпрессор» выпускает продукцию, успешно конкурирующую с лидеров мирового компрессоростроения. Вместе с тем хочу отметить, что должного учета инновационной продукции органами статистики у нас так и не налажено. Могу привести примеры предприятий (ОАО «КАМАЗ», ОАО «Алнас»), занимающих высокий рейтинг среди инновационно-активных предприятий не только в масштабах Республики Татарстан, но и в России, по которым органы статистики по действующим инструкциям показывают нулевую долю инновационной продукции. Очень кратко доложу Вам о состоянии дел в ряде ведущих предприятий отрасли. ОАО «КАМАЗ» по итогам 10 месяцев 2005 года превышены практически все параметры бизнес-плана по основным видам деятельности. Это стало возможным благодаря эффективно выстроенной управленческой стратегии, высокой инновационной и инвестиционной активности предприятия. Объем произведенной и реализованной товарной продукции достиг 33,8 миллиарда рублей и возрос на 11%. За соответствующий период акционерным обществом реализовано 26,3 тысяч грузовых автомобилей. В соответствии с утвержденной Советом директоров акционерного общества «Программой стратегического развития ОАО «КАМАЗ» на период до 2010 года» в 2006 году выпуск грузовых автомобилей достигнет 34 тыс. шт. Продолжается строительство на ФГУП «КАПО им. С.П.Горбунова» среднемагистральных пассажирских самолетов Ту-214 в соответствии с долгосрочной программой лизинга. В настоящее время уже 8 наших самолетов успешно эксплуатируются в авиакомпаниях «Дальавиа», ГТК «Россия» и «Красэйр». Подписан договор о производстве в течение 2005-2007 годов 10 самолетов Ту-214 для авиакомпании «Трансаэро». Самолет Ту-214 стал востребованным на Российском и зарубежном рынках. В объединении разработана программа развития производства самолетов Ту-214 на период до 2010 года, предусматривающая доведение выпуска самолетов с 2008 года до 12 штук в год. Разработан бизнес-план «Подготовка производства и серийный выпуск ближнемагистрального самолета Ту-334-100». В практическом плане ведется работа об участии КАПО в реализации международного проекта по созданию самолета RRJ. Заметный рост активности предприятий авиастроения. прежде всего, конечно, обусловлен участием Президента Республики Татарстан М.Ш.Шаймиева и Правительства Республики Татарстан в решении как стратегических, так и тактических задач предприятия. В последние два года Правительством Республики Татарстан совместно с Федеральным агентством по промышленности и стратегическим инвестором – ОАО “Холдинговая Компания “Ак Барс” (г.Казань) успешно проведено финансовое оздоровление ОАО “Зеленодольский завод им.Горького”. Предприятие, находящееся в начале 2004 года в состоянии банкротства, является в настоящее время наиболее динамично развивающимся в судостроительной промышленности, увеличившим объемы производства за неполные 2 года в 4 раза. При этом, его программа развития до 2010 года предусматривает ещё 6-7 кратное увеличение и доведение объемов производства до 350-400 млн.долларов США. В целях расширения производства и сбыта конкурентоспособной продукции необходимо дальнейшее развитие работы по субконтрактации, внутриреспубликанской кооперации предприятий, межрегиональной кооперации и особенно субъектов малого бизнеса с крупными предприятиями. В качестве примера назову создание «Камского индустриального парка «Мастер» в сотрудничестве с ОАО «КАМАЗ». Основной целью его создания является снижение издержек и борьба с неконтролируемым «серым» рынком запасных частей. Кроме того, реализация этого проекта позволяет апробировать технические решения при освоении новой автомобильной техники, создавать новые рабочие места. Примером, подтверждающим эффективность программного подхода сотрудничества с крупными компаниями, является развитие наших контактов с ОАО «Газпром». Во исполнение Соглашения об экономическом и научно-техническом сотрудничестве между Республикой Татарстан и открытым акционерным обществом «Газпром» ряд республиканских предприятий Республики Татарстан активно сотрудничают с этой компанией и ее дочерними организациями. Так, ОАО «Казанькомпрессормаш» производит поставки сменных проточных частей и нагнетателей для ГПА –16 «Волга». ОАО «КМПО» запланирована поставка 2-х комплектов агрегата для ООО «Тюменьтрансгаз» и одного комплекта АГПУ-8 «Волга» для ООО «Волготрансгаз». Для определения новых направлений сотрудничества разработан проект Программы экономического и научно-технического сотрудничества ОАО «Газпром» и Правительства Республики Татарстан на 2006-2010 годы. По итогам июньского совещания с руководством «Газпрома» подписан протокол, предусматривающий привлечение к поставкам в эту компанию новой продукции ОАО «ПО ЕлАЗ», ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького, ФГУП «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» и ряда других предприятий. В настоящее время образцы предлагаемой к поставкам продукции проходят испытания на различных месторождениях. Положительное влияние участия в кооперационных поставках наглядно демонстрируют результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий на производственной площадке ОАО «ПО ЕлАЗ». По итогам 2005 года ими будет обеспечен рост производства по сравнению с 2004 годом на 83%. На базе ряда предприятий республиканского машиностроительного комплекса успешно развивается производство автомобильных компонентов. В этом бизнесе работают ООО «Сименс ФДО Аутомотив» г.Чистополь, ОАО «Алнас» и другие. Интересное направление сотрудничества в области кооперационных связей с энергетиками было продемонстрировано нам сегодня в ходе посещения литейного комплекса ОАО «КМПО». Приведенные примеры свидетельствуют о том, что, предприятия отрасли располагают значительным техническим, технологическим, кадровым потенциалом для решения проблем своего развития. Сегодня запланированы выступления ряда руководителей, которые безусловно дополнят перечень предложений по развитию своих предприятий и машиностроительного комплекса в целом. Вместе с тем, считаю необходимым отметить возрастающую роль малого бизнеса в машиностроении. Так по результатам только что проведенного Комитетом по развитию предпринимательства г.Казани социологического исследования, число малых предприятий в отрасли машиностроения увеличилось в текущем году на 15%, заработная плата у их работников выше, чем по крупным предприятиям. Кадровый потенциал на предприятиях малого бизнеса в отрасли характеризуется высоким уровнем образования – 83% имеет высшее образование, из них 9% ученую степень. При этом стаж работы в этом секторе составляет в среднем 9 лет. Кроме того, из 100% опрошенных более 80% оценивают свой бизнес как успешный и перспективный, 86% предпринимателей активно пользуются кредитами банков и вкладывают собственные средства в развитие бизнеса, что подтверждает его эффективность. Таким образом, я убежден, что задачи, стоящие перед машиностроительным комплексом республики по занятию лидирующих позиций в экономике, наращиванию темпов технического перевооружения и инновационного развития, вполне реальны. Благодарю за внимание! |
![]() | Премьер-министра Республики Татарстан – министра экономики и промышленности Республики Татарстан Б. П. Павлова на заседании Кабинета... | ![]() | Премьер-министра Республики Татарстан – министра промышленности и торговли Республики Татарстан Р. Х. Зарипова на конференции и выездном... |
![]() | Премьер-министра Республики Татарстан министра промышленности и торговли Республики Татарстан | ![]() | |
![]() | В совещании приняли участие Премьер-министр рт ильдар Халиков, заместитель Премьер-министра рт – министр промышленности и торговли... | ![]() | С 25 августа по 1 сентября 2009 года Первый заместитель Премьер-министра Республики Татарстан Борис Павлов находился с рабочим визитом... |
![]() | В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 28. 04. 2005 n уп-147 "О структуре исполнительных органов государственной... | ![]() | Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан и Министерства энергетики... |
![]() | Первого заместителя министра экономического развитии и торговли Республики Таджикистан | ![]() | Министра экономики М. Р. Шагиахметова на сессии Государственного Совета Республики Татарстан по прогнозу социально-экономического... |