Скачать 201.66 Kb.
|
РЕЗОЛЮЦИЯ III Всероссийского съезда водоканалов «Водоснабжение - основа территориального развития и обеспечения национальной безопасности» 22-25 апреля 2015 года, г. Алушта Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2015 г. № ДК-П9-2088 совместно с Правительствами Республики Крым и города федерального значения Севастополь при поддержке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации и участии федеральных органов законодательной и исполнительной власти, экспертного, научного и отраслевого сообщества с 22 по 24 апреля 2015 года в городе Алушта Республики Крым провела III Всероссийский съезд водоканалов. В мероприятии приняли участие: заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибис, заместитель руководителя Федеральной службы по тарифам С.Н.Зинченко, первый заместитель председателя Комитета по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправления и делам Севера Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации А.М. Чернецкий, представители Минэкономики России, ФАС России, Аппарата Правительства Российской Федерации, Общественной палаты Российской Федерации, руководители и представители субъектов Российской Федерации, делегации профессионального сообщества из более чем 230 предприятий водопроводно-канализационного комплекса, экспертное и научное сообщество из 38-х областей, 7-ми Республик Российской Федерации и 6-и стран Европы. Деловую программу Съезда освещали боле 35 федеральных и региональных средств массовой информации, в том числе телеканал «Россия 24», газета «Коммерсант» и «Российская газета». Мероприятие проходило в формате пленарных заседаний, круглых столов, дискуссионных секций, тематических конференций и экспертных брифингов. Начало 2015 года характеризуется для водопроводно-канализационного хозяйства нарастающим влиянием кризисных явлений в экономике страны и завершением нормотворческой работы на федеральном уровне по созданию нормативной базы в развитие Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении». На этом фоне отрадно отметить серьезный диалог отрасли и власти, весомый вклад в который, в частности, внесла VII Межрегиональная конференция водоканалов России в г. Чебоксары, где на повестку дня были вынесены системные проблемы отрасли ВКХ и пути их решения. Все основные участники конференции – представители органов власти, изучив доводы отраслевого сообщества, поддержали резолюцию конференции и согласились с наличием системных проблем, препятствующих развитию ВКХ. По итогам конференции была проведена большая совместная работа Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения и всех ответственных за отрасль органов федеральной власти, результаты которой выразились как в создании конкретных документов, так и в более взвешенном походе к регулированию ВКХ в целом. В частности, Ассоциацией была разработана типовая документация по закупочным тендерам и конкурсам, направленная на более полный учет критериев качества и общей стоимости жизненного цикла. На сегодняшний момент документ находится на стадии согласования с ФАС России. ФСТ России были выпущены письма в адрес органов тарифного регулирования, регламентирующие порядок учета финансовых потребностей организаций ВКХ при переходе на долгосрочное тарифное регулирование. Благодаря совокупным усилиям власти и отраслевого сообщества Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации была предусмотрена индексация роста тарифов на ВКХ на уровне 10,5%, а усредненный предельный индекс роста тарифа на ВКХ, установленный на 2015 год, составил даже большую величину в 111,2%. Необходимо признать, что достигнутые результаты все же являются локальными и недостаточными для развития отрасли: сохраняются все системные проблемы, некоторые из которых усугубились ввиду неблагоприятной экономической обстановки. Значимые предложения Ассоциации либо не были поддержаны властью, либо требуют сложной последовательной работы – их результат не может проявиться в ближайшей перспективе. Так, меры по оптимизации налогообложения не были поддержаны Государственной Думой Российской Федерации и Минфином России; сохраняющийся дисбаланс в регулировании коммунальных отраслей не только не имеет тенденции к уменьшению, но напротив, скорее всего, будет усугублен принятием дискриминационного законопроекта по повышению платежной дисциплины «неотключаемых» абонентов (з/п № 348213-6) и практикой применения ограничений роста платежа граждан единым для всех отраслей коэффициентом. Вместе с тем проблемы, связанные с ростом задолженности населения за коммунальные услуги и, в частности, за услуги ВКХ все еще не нашли практических решений. Отдельного внимания требует предлагаемая сегодня идея введения нового участника отношений по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирных домах – оператора коммерческого учета. Кризисные явления в экономике – это время переосмыслить и оптимизировать планы по развитию ВКХ, сделанные в парадигме копирования опыта реформирования отрасли электроэнергетики и ставки на широкомасштабное привлечение к инфраструктурным инвестициям частного капитала. Сложность качественного планирования на средне- и долгосрочный периоды, дороговизна заемного и нехватка собственного капитала являются отличительными чертами сегодняшнего положения дел, которые четко сигнализируют о невозможности, невзирая на кризис, выдерживать жесткие рамки форсированного принятия схем ВКХ, перехода на долгосрочное тарифное регулирование и заключения концессионных соглашений на десятки лет вперед. Предварительные итоги такой политики видны уже сегодня: массовое формальное принятие схем ВКХ, не содержащих внятного обоснования источников финансирования заложенных мероприятий и не связанных с документами территориального планирования; принятие долгосрочных тарифов с явным приоритетом задачи удержания роста тарифа над задачей обеспечения долгосрочного даже не развития, а функционирования организации ВКХ, заключение концессионных соглашений, даже по формальным признакам противоречащим требованиям законодательства и дискредитирующим саму идею концессионного соглашения. Двойственность задач форсированного развития отрасли и сохранения на низком уровне расходов как бюджетной системы, так и граждан приводит к отсутствию практического выражения проводимой политики в области водопроводно-канализационного хозяйства, к несогласованным действиям государственных органов, посылающих противоречивые сигналы как потенциальным, так и реализующим сегодня проекты инвесторам, органам тарифного регулирования и населению. План первоочередных мероприятий Правительства Российской Федерации по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году не предполагает сжатия экономики коммунального сектора. Напротив, ставится задача обеспечения бесперебойного функционирования и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры и реализации инвестиционных проектов. В частности, имеется ввиду достижение значений индикаторов, заложенных в государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323), указе Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", и Перечне поручений Президента РФ по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 31 мая 2013 года № ПР-1479:
Однако вместо увеличения бюджетной поддержки отрасли и приоритетного финансирования в рамках тарифной политики инвестиционных программ, направленных на достижение закрепленных в государственных (!) документах индикаторов, предлагаемые механизмы ограничиваются лишь организационными мероприятиями: достижение доли заемных средств в общем объеме капитальных вложений в инфраструктуру на уровне 30%; передача к 2016 году частным операторам на основе концессионных соглашений объектов жилищно-коммунального хозяйства всех государственных и муниципальных предприятий, осуществляющих неэффективное управление, переход на долгосрочное установление тарифов. Очевидно, что выполнение вышеуказанных государственных задач приведет к увеличению роста тарифов существенно выше установленных Прогнозом социально-экономического развития 5-6% в 2016-2017 годах. Полагаем единственно верным отражение в Прогнозе отдельным подразделом прогноза развития ВКХ с учетом различных сценариев развития, устанавливающих коридор возможного роста тарифа как в случае форсированного выполнения поручений власти, так и в случае минимизации платежа граждан за счет дальнейшей деградации отрасли. Также считаем, что взвешенная политика развития ВКХ должна опираться на ситуационный подход, обеспечивающий возможность использования насколько возможно более гибкого набора экономических, финансовых и организационных инструментов, включая разнообразные механизмы ГЧП, стандартизации и бенчмаркинга, повышения качества управления объектами инфраструктуры через централизацию. Отдельные организации ВКХ и ряд территорий уже сегодня реализуют прорывные проекты и готовы выступить в качестве «точек развития» и сформировать необходимые компетенции для подъема всей отрасли. Часть организаций имеют достаточный технологический и кадровый потенциал для устойчивого последовательного развития, а для части территорий необходимо принятие политических решений, определяющих баланс между необходимостью развития/сохранения системы централизованного водоснабжения и водоотведения и финансовыми возможностями населения и бюджетной системы. Задача отраслевого сообщества – аккумулировать накопленный опыт и дать возможность максимально использовать позитивные наработки и в экономической, и в технической, и в управленческой сферах. Необходимость реализовать эту задачу назрела давно, но ее решение каждый раз осуществлялось сверху вниз, что прогнозируемо вело к появлению либо нежизнеспособных документов стратегического развития (госпрограмма «Чистая Вода», ФЦП «Развитие ЖКХ до 2020 г.), либо к документам, не претендующим на стратегическое видение и призванным решать локальные задачи (ФЦП «Чистая вода»). Российская ассоциация водоснабжения и водоотведения как профессиональная организация, объединяющая водоканалы, обслуживающие более 80% населения страны услугами ВКХ, может стать системообразующим элементом в реформировании отрасли «снизу вверх». В целях определения вектора развития ВКХ был разработан проект Концепции стратегии развития водопроводно-канализационного хозяйства. О Концепции стратегии развития ВКХ В основу проекта заложены основные параметры и приоритеты развития отрасли, исходя из реального положения дел и необходимости обеспечения национальной безопасности. Реализация стратегии основана на ситуационном подходе к решению сложных системных задач развития водопроводно-канализационного хозяйства. Принятие отраслевого документа стратегического планирования Российской Федерации в ВКХ на основе разработанной Концепции не только детализирует Водную стратегию Российской Федерации и заполнит существующую брешь в государственном стратегическом планировании, но и позволит получить мультипликативный эффект за счет тиражирования наилучших примеров с учетом конкретных условий и задач. Позиция отраслевого сообщества состоит в нормативном обеспечении самых широких и разнообразных возможностей для развития, поддержанных последовательной политикой власти по:
Государственный документ стратегического планирования должен представлять собой «палитру» инструментов и быть восприимчивым к новым проектам, хорошо себя зарекомендовавшим на практике. Пусть не системно, но работа уже ведется во многих регионах России. В Санкт-Петербурге созданы системы управления водоснабжением и водоотведением, обеспечивающие оптимальную логистику и значительную экономию энергоресурсов. Сегодня там реализуется проект по формированию научных и кадровых компетенций в ВКХ через «точки роста» в научно-образовательном кластере, внедрению инноваций в отраслевые образование и науку. В Москве, Санкт-Петербурге и Липецке создается эффективная система отраслевого бенчмаркинга, поднимающая на самый современный уровень управленческие функции на водоканале на основе ключевых показателей деятельности. Вместе с тем на уровне области разрабатываются проекты по централизации части функций предприятий водоснабжения и водоотведения для достижения максимальной отдачи эффекта от масштаба. Одновременно с этим ведется планирование совершенствования работы объектов реконструируемой и строящейся инфраструктуры не только по отдельным муниципалитетам, но и на межмуниципальном и региональном уровнях, что должно дать более возможность более устойчивого и оптимального развития. Подобные проекты сейчас разрабатываются в Нижегородской области, Республике Крым и в других субъектах Российской Федерации. В Москве и Ростове-на-Дону реализованы крупные инвестиционные проекты с использованием механизмов государственно-частного партнерства, задействующих различные финансово-правовые схемы. На многих водоканалах по всех стране осуществлены проекты по значительной реконструкции и модернизации инфраструктуры, оптимизации гидрорежимов и режимов потребления топливно-энергетических ресурсов, в которые вложено много сил и таланта, но которые по причине отсутствия единой политики развития отрасли не могут дать ощутимый вклад в развитие социально значимой сферы водоснабжения и водоотведения. Организация работы по планированию должна идти снизу вверх через апробацию различных идей и обеспечение тиражирования и при необходимости государственной поддержки в той или иной форме лучших из них. Важным отличием такого подхода является отсутствие принуждения всех организаций по всей стране к выбору и реализации какого-то одного принятого властью рецепта. Накопленный в результате реализации «пилотных проектов» банк данных наилучших практик и решений позволит выработать методологию развития отрасли ВКХ, на основе которой целесообразно Стратегию ВКХ дополнить, включая механизмы государственной поддержки, поощряющие реализацию проектов с наибольшей социальной и экологической отдачей. Участники Всероссийского съезда «Водоснабжение - основа территориального развития и обеспечения национальной безопасности», представляя позицию профессионального сообщества и разделяя убеждение в необходимости последовательного и непротиворечивого развития законодательства, обращаются в органы государственной власти со следующими предложениями. 1. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
2. Правительству Российской Федерации.
3. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Минэкономразвития России и Минстрою России:
4. Минэкономразвития России и Минстрою России:
5. Минэкономразвития России и ФСТ России
6. Министерству экономического развития Российской Федерации
7. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Федеральной службе по тарифам:
8. Федеральной службе по тарифам:
9. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
10. Министерству природных ресурсов Российской Федерации:
11. Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
12. Федеральному агентству по рыболовству
13. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Члены Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения утверждают в целом Концепцию стратегии ВКХ до 2030 года и считают целесообразным учесть сформированные на Съезде предложения и направить данную Концепцию в заинтересованные органы государственной власти для совместной работы власти и отраслевого сообщества над созданием Отраслевой стратегии водопроводно-канализационного хозяйства, еще в 2009 году отнесенного Водной стратегией к задачам общегосударственного масштаба2, но до сих пор не имеющего утвержденного в соответствие с федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" отраслевого документа стратегического планирования Российской Федерации. В целях организации работы по подготовке Стратегии развития ВКХ до 2030 года: 1. Членам РАВВ
2. Членам РАВВ – организациям водоснабжения и водоотведения
3. Исполнительной дирекции РАВВ
1 Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 323), указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета, состоявшегося 31 мая 2013 года № ПР-1479. 2 «Развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения России к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общегосударственного масштаба, основные направления решения которой предполагается предусмотреть в государственной программе «Чистая вода». (Водная стратегия РФ) |
![]() | Водоснабжение основа территориального развития и обеспечение национальной безопасности | ![]() | Международной научно-практической конференции «Механизм экономико-правового обеспечения национальной безопасности: опыт, проблемы,... |
![]() | «О борьбе с коррупцией». Все это говорит о необходимости продолжения исследований в данной сфере. Для более глубокого исследования... | ![]() | В целях консолидации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации,... |
![]() | Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления... | ![]() | Цель разработки Концепции – определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления... |
![]() | Тема №27: «Конституционно-правовые основы обеспечения национальной безопасности в Российской Федерации» | ![]() | Сценарии социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации 54 |
![]() | России разработана настоящая Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на... | ![]() | Только достаточно широко представлена в научной и учебной литературе, но и нашла свое признание на государственном уровне. Последнее... |