Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса






Скачать 75.97 Kb.
НазваниеГоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса
Дата публикации20.06.2015
Размер75.97 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Документы
УДК 339.5
Н.А. Маслова

группа МЭД 3-1

Научный руководитель — Коновалова Е.Е.

ГОУВПО «МГУС»

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА

Под внешней средой организации понимаются все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на её функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений.

Внешняя среда организации является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания её внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания.

Для того, чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углублённое представление как о внутренней среде организации, её потенциале и тенденции развития, так и о внешней среде, тенденциях её развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение изучаются стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрывать те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при их достижении. И поскольку каждая фирма, действующая в условиях рыночных отношений, постоянно подвержена воздействию внешней среды, наблюдение и анализ за состоянием среды требуют постоянного внимания и ведутся на систематической основе с применением методов системного анализа и компьютерной техники.

Сегодняшние изменения во внешнем мире заставили обратить на внешнюю среду большее внимание, чем когда-либо.

Даже если бы изменения не были столь значительны, руководителям всё равно пришлось бы учитывать среду, поскольку организация как открытая система зависит от внешнего мира в отношении поставок ресурсов, энергии, кадров, а также потребителей. Поскольку от руководства зависит выживание организации, менеджер обязан уметь выявлять существенные факторы в окружении, которые повлияют не его организацию. Более того, он должен предложить подходящие способы, регулирования на внешнее воздействия.

Организации вынуждены приспосабливаться к своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность.

Внешняя среда обладает определённой сложностью. Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора.

Внешняя среда также обладает подвижностью.

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью.

Именно анализ внешней среды, основанный на многовариантных расчётах рентабельности и эффективности производства отдельных видов продуктов и деятельности фирмы в целом, даёт возможность учитывать конкретное условие внешней среды путём применения гибких форм связей между всеми функциями управления и влиять непосредственно на весь хозяйственный цикл НИОКР – производство – сбыт.

Комплексный анализ и оценка внешней среды, в которой будет действовать и развиваться международный бизнес фирмы, — важнейший момент подготовки всех стратегических и многих тактических решений международного менеджера. Здесь есть единодушное согласие, как бизнесменов-практиков, так и теоретиков международного бизнеса, менеджмента и маркетинга. Столь же едины мнения о том, что базовыми составляющими такого анализа должны быть следующие элементы:

- анализ экономической внешней среды;

- анализ политической внешней среды;

- анализ правовой внешней среды;

- анализ культурной внешней среды.

Иногда, в более специфических случаях, отдельно рассматривают и другие элементы (социальная составляющая внешней среды, природно-климатические условия и т. д.), но четыре составляющие, указанные выше, так или иначе, остаются основой.

Все авторы, исследующие этот вопрос, предлагают свои модели анализа указанных элементов. Как правило, — это перечни проблем или вопросов, на которые следует обратить внимание, анализируя ту или иную составляющую. Они могут быть более укрупненными или существенно более детализированными, но в целом их структуры достаточно схожи. Но все они жестко ориентированы на практику развитых рыночных экономик с их отличной информационной системой, значительными финансовыми возможностями, опытными в международном бизнесе кадрами и, в общем, некритичными по времени задачами менеджмента, более или менее спокойно анализирующего возможности своей фирмы при выходе на внешний рынок. К этому нужно добавить и все многообразие пакета международных бизнес-услуг.

Иными словами, зарубежный международный менеджер может себе позволить широкий, функциональный анализ разных составляющих внешней среды, в котором очень многое делается просто, что называется, для развития кругозора руководителя, ряд моментов анализируется «на всякий случай», а другие — просто потому, что «так рекомендуется авторитетами». Против такой практики в нормальных условиях нормального рынка трудно что-либо возразить: действительно, менеджер, а особенно — международный, тем увереннее себя чувствует, чем больше у него разной информации. И, наверное, когда-нибудь в России условия будут такими же, и этот подход заработает и у нас. К сожалению, сегодня это далеко не так.

Коренные отличия российского бизнеса в рассматриваемом контексте очевидны: это и наша крайняя бедность, и катастрофическая нехватка серьезной и надежной бизнес-информации, значительные трудности в простых деловых контактах с зарубежными партнерами (от языковых до культурных), необразованность наших, в общем-то, толковых и неглупых, бизнесменов и менеджеров и многое другое. А самое важное — критичность по времени задач выхода российской фирмы на внешний рынок, причем зачастую в условиях полной враждебности зарубежной среды и равнодушия собственных властей.

Все это заставляет сам вопрос о содержании моделей анализа внешней среды, хоть как-то пригодных для российского бизнеса сегодня, ставить принципиально иначе. А именно: не «это может быть полезным», а «это абсолютно необходимо»; не «это дает широкое направление поиска», а «это ведет к решению кратчайшим путем». Иными словами, сегодня нужна некая компактная аналитическая структура, которая с учетом ограниченных возможностей современного российского бизнеса и менеджмента позволила бы осветить во внешней среде той страны, в которую мы стремимся войти, самое насущное, самое необходимое для того, чтобы, с одной стороны, максимально реализовать российский потенциал работы на внешнем рынке, а с другой — эффективно исполнить те ролевые функции, которые соединяют возможности страны и конкретной фирмы через разумные стратегические решения.

Одним из важнейших факторов, оказывающих постоянное влияние на формирование и развитие международного менеджмента, является международное право.

Знания в этой области необходимы при решении различных практических вопросов внешнеэкономической деятельности, а также в деятельности иностранных организаций, фирм и отдельных физических лиц на территории России.

По мере выполнения указанных выше видов анализа у служб фирмы, и в первую очередь — у маркетинговой, появляется своего рода «внешнесредовой» фон, на котором можно более или менее обоснованно делать то, что мы называем стартовым маркетинговым анализом. Но вначале необходимы определенные пояснения его роли и места.

Смешанным этот анализ называется потому, что в нем (как это видно из вопросов) действительно перемешаны экономические, маркетинговые, юридические и технологические элементы. А главная задача этого смешанного (или предварительного) анализа — оценить шансы фирмы на самом приближенном уровне и решить, стоит ли заниматься дальнейшим анализом вообще. И если первый шаг дает положительный ответ, то дальше проводится структурированный подробный анализ внешней среды.

Имея данные этого анализа, можно проделать стартовый маркетинговый анализ, то есть более или менее укрупненно определиться с основными маркетинговыми характеристиками будущего бизнеса.

Зная результаты анализа внешней среды, менеджер принимает обоснованные стратегические решения о целесообразности выхода фирмы на данный страновый рынок и путях становления бизнеса в этой стране, а в ряде случаев может достаточно обоснованно спрогнозировать и будущую стратегию его развития.

Получив достаточно обоснованные ответы на вопросы основных данных стартового маркетингового анализа, международный менеджер принимает наиболее ответственное решение: есть ли смысл фирме (с учетом всех видов рисков) входить и закрепляться на данном страновом рынке. И если ответ на этот вопрос положителен, то международный менеджер переходит к наиболее трудоемкой (для него самого) и наиболее ответственной (с точки зрения фирмы в целом) части анализа внешней среды — культурному анализу.

При культурном анализе внешней среды должны изучаться такие вопросы, как языковые барьеры, невербальное общение, восприятие, стереотипы, обстоятельства времени и места, этика, информационная система управление и этноцентризм.

Каждому из этих вопросов должно уделяться должное внимание.

Первым и естественным препятствием для эффективной коммуникации в международной фирме являются чисто языковые барьеры. Практика международного бизнеса выработала несколько основных рецептов решения этой проблемы, и первым среди них следует признать общение на главном языке международных коммуникаций — английском. Знание английского в объеме, достаточном для серьезных деловых контактов, — абсолютное и непременное требование для любого международного менеджера в современных условиях.

Своего рода дополнением языковой проблемы служит проблема невербального общения, то есть оценки и учета того, что может быть названо общением без слов (жесты, позы, формы приветствий, различного рода ритуалы и т.д.). Именно по знакомству международного менеджера с тонкостями невербального общения можно оценить глубину проникновения в тонкости национальной культуры.

На особом месте в ряду рассматриваемых проблем стоит восприятие.

Учет нюансов восприятия через призму другой культуры — необходимое качество профессионально подготовленного международного менеджера, и здесь особую роль играет его достаточное знакомство с теориями культуры, базирующееся на ценностных основаниях: в конце концов, восприятие существеннейшим образом зависит от исповедуемых ценностей, а они-то и являются сердцевиной культуры.

Стереотипизация может рассматриваться как своего рода производная от неадекватного восприятия: действительно, приклеивая некие ярлыки представителям другой нации или другой культуры, человек, по существу, отказывается от объективного восприятия и анализа информации, заменяя все это своего рода национальными штампами.

Особые трудности в коммуникации связаны с обстоятельствами времени и места.

Международному менеджеру следует иметь в виду, что место делового контакта играет известную роль в эффективности коммуникации. В ряду особо щепетильных вопросов коммуникации стоит уважение ко времени (пунктуальность).

В любой национальной культуре вопросы морали и этики играют первостепенную роль, и они могут оказывать весьма существенное влияние на эффективность коммуникации.

Существенным препятствием на пути эффективной коммуникации являются и разнообразные проявления этноцентризма, то есть убеждения в превосходстве своей нации над другими в интеллектуальной, экономической, эстетической, силовой и иных сферах.

Знания в области модельной структуры анализа различных сторон внешней среды позволяют эффективно организовывать аналитическую работу, грамотно ставить задачу и контролировать ее решение.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconМетодические указания предназначены для изучения теоретического материала...
Нами мировой экономики с последующим применением их в практической деятельности; раскрыть наиболее общие закономерности развития...

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconВоздействие факторов внешней среды на результаты деятельности предприятий...
Анализ проблем внутренней и внешней среды водопроводно-канализационного хозяйства (на примере Республики Беларусь)

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconГоувпо «мгус» Направления и состояние инвестиционного сотрудничества в СНГ
Инвестиционная деятельность в странах СНГ имела место достаточно давно, с самого момента зарождения Содружества Независимых Государств,...

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconСтатья посвящена анализу влияния внешней среды на функционирование...
Ли Лиминь – ст преподаватель Хэбэйского объединённого университета кнр, аспирант кафедры маркетинга и коммерции фгбоу впо «Тихоокеанский...

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconГоувпо «мгус» влияние иммиграции на экономику развитых стран
Вместе с тем в последнее время позитивный хозяйственный эффект иммиграции всё чаще стал подвергаться сомнению: с ней связано увеличение...

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconПрограмма развития муниципального общеобразовательного учреждения...
Анализ состояния и прогноз тенденций изменения внешней среды, социально значимой для лицея 7

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса icon1 Теоретико-методологические основы изучения среды организации 5
Целью данного проекта является исследование теоретической базы для изучения внешней и внутренней среды компании, определение ключевых...

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconИсследование внешней среды предприятия
Примерный перечень тем курсовых проектов по «Экономике (организаций) предприятий»

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconАнализ основных показателей развития международного выездного туризма в Приморском крае
В статье рассматриваются итоги международного выездного туризма в Приморском крае с 2006 по 2013 годы, анализируются факторы способствующие...

Гоувпо «мгус» анализ внешней среды международного бизнеса iconПрограмма вступительных испытаний при поступлении в магистратуру...
Программа предназначена для проведения вступительных испытаний при поступлении в магистратуру на магистерские программы направления...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную