МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПРОХОЖДЕНИЮ
УЧЕБНОЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ для бакалавров направления
080100.62
ЭКОНОМИКА
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Рассмотрено 18.09.13
на заседании кафедры экономики и финансовых дисциплин (пр. № 1)
Зав.кафедрой,
к.э.н.
_______________
Г.В. Фадейчева
| «УТВЕРЖДАЮ» Ректор АНО ВПО ВИБ
д.э.н., проф. _______________
О.П. Звягинцева
|
Владимир 2013г.
Введение
Учебная и производственная Практики являются неотъемлемой частью основной образовательной программы подготовки менеджера при очной и заочной формах обучения.
Модель обучения в АНО ВПО «Владимирский институт бизнеса» носит практико-ориентированный характер. В современных условиях требования рынка труда к выпускникам вузов значительно выросли, что требует сокращения разрыва между академическим обучением и практической деятельностью студентов. В процессе прохождения Практики формируются и развиваются как общекультурные, так и профессиональные компетенции будущих специалистов.
Практика студентов института является составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования и представляет собой одну из форм организации учебного процесса, заключающуюся в профессионально-практической подготовке обучающихся на базах Практики, содействует закреплению теоретических знаний, установлению необходимых деловых контактов института с предприятиями, организациями и учреждениями.
Учебная и производственная Практики проводятся с целью приобретения студентами навыков работы по направлению подготовки, формирования умений принятия самостоятельных решений в конкретных ситуациях, развития целостного представления о содержании, видах и формах профессиональной деятельности.
Практика организуется и проводится на основе утвержденной программы, в которой определен перечень рассматриваемых вопросов и необходимых для выполнения заданий, в сторонних учреждениях, организациях, на предприятиях или в структурных подразделениях института, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом.
Практика в организациях осуществляется на основе договоров между институтом и организациями о прохождении Практики студентами.
Сроки проведения Практики устанавливаются в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса на соответствующий учебный год.
Общая трудоемкость Практики составляет 9 зачетных единиц (6 недель).
Учебная и производственная Практики студентов,
обучающихся по направлению «Экономики»
квалификация «Бакалавр»
профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Цели и задачи учебной и производственной практик
Место Практики в структуре образовательной программы
Учебная и производственная Практики являются составной частью учебного процесса подготовки бакалавров направления 080100.62 ЭКОНОМИКА.
Во время Практики происходит закрепление и конкретизация результатов теоретического обучения, приобретение студентами умений и навыков практической работы по присваиваемой квалификации и избранному направлению подготовки, а также сбор необходимого материала для выполнения курсовой и выпускной квалификационной работы.
Цель Практики
Целями Практики являются:
Закрепление полученных за время обучения теоретических знаний, а также овладение практическими навыками работы в соответствующих коммерческих и иных организациях.
Сбор, обобщение и анализ практических материалов, необходимых для написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.
Приобретение опыта работы в коммерческих и государственных организациях и опыта практического исследования.
4.Развитие и накопление практических умений и навыков в области финансового анализа и управления финансами в организации.
5.Формирование базовых компетенций экономиста. 1.3. Задачи Практики
Достижению поставленных целей способствует решение следующих задач:
расчетно-экономическая деятельность:
сбор и анализ исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
расчет экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
выполнение необходимых для составления экономических разделов планов расчетов, обоснование их и представление результатов работы в соответствии с принятыми в организации стандартами;
аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
осуществление сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
анализ финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использование полученных сведений для принятия управленческих решений;
использование для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
организационно-управленческая деятельность
использование для решения коммуникативных задач современных технических средств и информационных технологий;
оценивание предлагаемых вариантов управленческих решений;
разработка и обоснование предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
2.Задачи, обязанности студентов 2.1. Задачи студентов
Во время прохождения учебной и производственной Практики студентам необходимо:
- ознакомиться с правовыми нормативными и законодательными актами, регулирующими деятельность финансовой (кредитной) организации;
- ознакомиться с организационной структурой организации и ее подразделениями;
- ознакомиться с новыми формами работы организации;
- ознакомиться с финансово- хозяйственной деятельностью организации;
- изучить этапы учетной работы организации;
- дать общую оценку ее финансово- экономического состояния;
- собрать практический материал для выполнения выпускной квалификационной работы. 2.2. Обязанности студентов
Студенты в период Практики должны:
а) знать:
нормативные документы по бухгалтерскому учету;
организационно-правовые особенности предприятий и их влияние на постановку финансового учета в хозяйствующих субъектах;
основные принципы и общепринятые правила ведения бухгалтерского учета;
основное содержание и порядок ведения различных участков учета: денежных средств, расчетов, внеоборотных активов, финансовых вложений, производственных запасов, труда и его оплаты, издержек хозяйственной деятельности, готовой продукции, работ, услуг, финансовых результатов;
нормативное регулирование бухгалтерской отчетности в России;
систему сбора, обработки и формирования показателей в системе синтетического и аналитического учета и отчетности;
экономический смысл содержания бухгалтерской отчетности, как информационной базы финансового анализа;
взаимосвязь информационных потоков;
особенности, основное содержание и влияние внешнеэкономической деятельности предприятия на ведение, и организацию бухгалтерского учета;
правовое, таможенное, валютное регулирование и контроль внешнеэкономической деятельности организации;
бухгалтерский учет различных видов внешнеэкономической деятельности;
организацию налогового учета по видам внещнеэкономической деятельности;
характер действия экономических законов, установление закономерностей и тенденций экономических явлений и процессов в конкретных условиях предприятия;
методологическую основу построения отраслевых и частных методик анализа хозяйственной деятельности предприятия;
методический инструментарий анализа, его организацию и перспективы развития.
виды налогов и процесс налогообложения государства, формы, методы, задачи, принципы, цели, направления, функции, содержание налогов и элементы налогообложения, классификацию налогов, элементы налогового механизма, налоговую систему РФ, понятие и аспекты налоговой реформы, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, санкции по видам нарушений в области налогообложения;
б) уметь:
использовать систему знаний о принципах бухгалтерского финансового учета для разработки и обоснования учетной политики организации;
решать на примере конкретных ситуаций вопросы оценки, учетной регистрации и накопления информации финансового характера;
отчетливо представлять взаимосвязь информационных потоков;
видеть перспективы совершенствования бухгалтерского учета.
формировать показатели всех форм годовой бухгалтерской отчетности коммерческой организации;
проверять обоснованность формирования отчетной информации с целью исключения фальсификации отчетных данных.
использовать систему знаний о принципах бухгалтерского учета для разработки учетной политики с использованием специфических особенностей методики бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности;
видеть перспективы совершенствования бухгалтерского учета;
провести экономический анализ в организации и основных ее структурных подразделениях;
определить влияние объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности;
осуществить поиск резервов повышения эффективности функционирования предприятия на основе изучения передового опыта и достижений науки и Практики.
оценить результаты деятельности предприятия на основе достигнутого уровня развития экономики, выполнения планов и динамики показателей, использования имеющихся возможностей и диаг- ностика его положения на рынке продуктов и услуг;
оценить степень финансовых и операционных рисков и выработать внутренние механизмы управления ими с целью укрепления рыночных позиций предприятия и повышения доходности бизнеса.
разработать рекомендации по использованию выявленных резервов.
анализировать конкретные ситуации в явлениях налогообложения и налогов, а также правильно применять на практике полученные знания, производить расчеты основных видов налогов;
Во время прохождения Практики студент обязан:
соблюдать действующий на базе Практики режим работы и правила техники безопасности;
выполнять сроки и регламент прохождения Практики;
изучать весь комплекс вопросов, предусмотренный в программе;
выполнять указания руководителей Практики от кафедры и от базы Практики;
готовить отчет о прохождении Практики и своевременно сдавать на проверку руководителям отдельные его разделы в соответствии с календарно-тематическим планом;
собирать, анализировать и систематизировать практический материал для написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы;
выполнять индивидуальное задание руководителя от кафедры;
завершить подготовку отчета о прохождении Практики и защитить его в сроки, установленные календарно-тематическим планом
2.3 Формы развития навыков студентов
Во время учебной и производственной практик применяются следующие формы развития навыков как управленческой деятельности, так и информационно-аналитической деятельности студентов:
современные технические средства и информационные технологии;
исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
варианты управленческих решений;
типовые методики и действующая нормативно-правовая база;
инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей;
методы регулирования, планирования и контроля;
разнообразные экономические, финансовые и банковские операции;
выполнение программы Практики;
подготовка письменного отчета о прохождении Практики.
3.Базы Практик
Организации, выбранные в качестве баз Практики студентов, могут быть любой организационно-правовой формы и должны:
обеспечивать возможность комплексного ознакомления студентов со всем перечнем вопросов индивидуального задания;
иметь возможность назначать руководителя Практики от данной организации, обладающего соответствующей профессиональной подготовкой для работы со студентами.
Во время прохождения Практики студенты работают в качестве стажеров на должностях экономико-управленческого профиля с углубленным изучением функций (прав, обязанностей и ответственности) в рамках своей специальности.
Основные подразделения (службы) организации, рекомендуемые студентам для работы во время прохождения Практики:
- экономический отдел;
- плановый отдел;
- финансовый отдел;
- отдел экономического анализа и прогнозирования;
- бухгалтерия;
- отдел управления финансовыми рисками;
- отдел внешнеэкономической деятельности;
- отдел труда и заработной платы;
- основные производственные подразделения.
Список предприятий и организаций (фирм), рекомендованных для прохождения студентами Практики представлен в Приложении 1, направление на практику от института представлено в Приложении 3. 4.Руководство Практикой от института
Руководитель практикой студента от института назначается выпускающей кафедрой из числа профессорско-преподавательского состава.
В организации, где студент проходит практику, также назначается его руководитель - это, как правило, руководитель структурного подразделения, в котором будет работать студент.
Руководители практикой от кафедры должны:
а) Перед выходом студентов на практику:
провести общее собрание с группой;
выдать каждому студенту индивидуальное задание на практику;
составить совместно с ним календарный план;
назначить день приема отчетов по практике (не позднее 1 недели после ее окончания).
б) Во время прохождения студентами Практики:
давать индивидуальные консультации студентам;
проводить при необходимости групповые занятия для проработки выполнения отдельных разделов индивидуальных заданий по практике;
контролировать график прохождения Практики студента (дату начала производственной практик и ее окончание;
посещать 1-2 раза базу Практики;
беседовать с руководителем студента с места Практики;
консультировать по всем вопросам Практики;
выдать техническое задание студенту по сбору материала к диплому, написанию отдельных глав;
обеспечить нормативные условия труда и помогают решить все другие вопросы, связанные с прохождением Практики;
контролировать дисциплину студента.
в) После прохождения студентами Практики:
проконсультировать студентов по вопросам подготовки отчета по практике;
принять отчет по практике (отчет принимается только при наличии копии справки о прохождении Практики, оригинал сдается заведующему практикой);
проверить правильность заполнения дневника Практики студентами;
принять выполненное студентом индивидуальное задание;
подготовить отзыв руководителя о прохождении Практики студентом;
зарегистрировать отчеты по практике на выпускающей кафедре;
сдать заведующему практикой и заведующему кафедрой отчет о работе со студентами вместе с замечаниями и предложениями по совершенствованию практической подготовки студентов.
|