Управление качеством искусство или функция?






Скачать 99.14 Kb.
НазваниеУправление качеством искусство или функция?
Дата публикации25.01.2015
Размер99.14 Kb.
ТипВопрос
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Вопрос
Управление качеством - искусство или функция?

Заслуженный врач РФ, Заслуженный работник здравоохранения Кубани, вице – президент ККООС Сирунянц В.С.
Приступая к разбору различных практических ситуаций, когда руководителю (начальнику) необходимо сделать выбор в принятии управленческих решений, необходимо напомнить, что управление качеством это не контроль качества, а совокупность мер направленных на улучшение эффективности функции!

Последние годы, подмена понятий произошла совершенно незаметно, объем различных справок, сводных таблиц, отчетов для подачи в вышестоящие инстанции вырос в десяток раз. Все это понимают как контроль качественных и количественных показателей работы нижестоящей инстанции. Отдельные управленцы считают это естественным и даже необходимым. В связи с этим требуют от своих подчиненных максимального усердия в заполнении различных форм и своевременной их подачи руководству. Обычно это нужно «уже вчера».

Но вот беда! Отчет подан, даже с какими-то элементами выводов и предложений, однако, после передачи данных эта тема никого уже никого не интересует.

Это феномен сегодняшнего дня. Главное в отчете или отписке - это стилистика документа, соответствующая требованием принимающей стороны. Иногда, кажется, что затребованная информация необходима для какого – то аналитического центра, однако круг вопросов зачастую составляется без возможности получения целостного представления по рассматриваемым вопросам.

Проходит время, поступают новые запросы, подаются новые справки, однако, не происходит ровным счетом ничего, что изменило бы ситуацию к лучшему. Те управленцы, которые гордо называются руководителями, заботятся только о реакциях на их информацию вышестоящих инстанций.

Здесь необходимо, на мой взгляд, подробно рассмотреть разницу между самим понятием старого русского слова «НАЧАЛЬНИК» и новым понятием «РУКОВОДИТЕЛЬ». Не погружаясь в русскую словесность, можно твердо установить корень первого «НАЧАЛО!». В корне второго термина усматривается вождение руками. Это простые движения сверху вниз от распоряжения вышестоящих инстанций к своим подчиненным. Не могу допустить аналогию с работой дирижера – это другое. Подозреваю, что этот термин возник в эпоху тотального диктата КПСС и номенклатуры. Там были нужны проводники готовых «идей», а не их осмысление.

Руководитель не может быть не прав по определению, потому что он не должен иметь и не имеет своего мнения.

Любое самостоятельное решение такого руководителя это большая проблема. Он беззащитен, он боится быть непонятым вышестоящим руководством. Самое страшное в том, что эта психология распространяется и на те сферы деятельности, такого горе руководителя, которые связаны с его непосредственными обязанностями внутри коллективов. От руководителя требуется одно самое элементарное – эффективная организация лечебной работы, эффективная экономика на базе современных технологий.

Вспоминается синоним руководителя - чиновник – функционер или просто функционер. Пожалуй, это самое обидное определение.

Так, все же, управление качеством в стоматологии это искусство или функция?

Скорее всего, это и то и другое. Только в каких пропорциях?

Необходимо разобраться в ряде основ. Любое лечебное учреждение должно руководствоваться Законами РФ независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. Кроме этого государственные и муниципальные лечебные учреждения исполняют приказы и другие подзаконные акты ведомств – своих учредителей. Как известно медицина, в том числе и стоматология, подпадает под лицензионную деятельность, которая определяется рядом законодательных актов. Не будем подробно останавливаться на лицензионных требованиях, они общеизвестны.

Казалось бы, выполни лицензионные требования, получи лицензию в установленном порядке на 5 лет и можешь функционировать в своей нише на благо граждан и свих коллективов.

Можно устраивать соревнования и конкурсы среди МУЗ и ГУЗ, вести конкурентную борьбу с негосударственными приватными структурами на рынке платных стоматологических услуг. Можно почти все, что не нарушает Законы.

Однако, на практике это далеко не так.

Если для выполнения функции коллектива связанной с выполнением заказа учредителя (собственника) необходимо неукоснительно соблюдать правила установленные вышестоящим руководством (управленческие функции руководителя), то во втором разделе работы - по платным услугам населению, необходимы качества начальника (администратора наиболее высшего порядка).

Рассмотрим два случая или две схемы управления.

В первом случае необходим не организатор, а исполнитель установленной сверху схемы поведения. Материальная база (здание, оборудование и т.д.) определены учредителем, кадры имеют сертификаты допуска к работе, объемы задания на год доведены. Финансовый компонент показателей никого не интересует, так как он выражается в УЕТе (условная единица трудоёмкости). Смета расходов зашита на весь финансовый год. Технологии лечебного процесса расписаны в задании и не предусматривают изменений, так как уже определена объемная составляющая в УЕТ (стоимость 1 УЕТы) и финансовая программа на год незыблема.

В этом случае любое изменение параметров повлечет невыполнение одного или целого ряда показателей отчета.

Если внедряются в рабочем порядке более совершенные материалы, инструментарий, оборудование и т.д. (а они всегда более дорогие, чем предусмотрено в УЕТе), то произойдет автоматическое снижение объемных показателей. Кроме этого, независимо от величины увеличения затрат на 1 УЕТу заказчик «СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ» будет оплачивать только согласованный тариф. И в этом случае лечебное учреждение не только не вернет своих затрат, но и получит убытки по результатам оплаченного объема работы.

Другое дело компонент платных услуг, это второй случай при котором требуется НАЧАЛЬНИК!

Функция начальника состоит в эффективном продвижении бизнеса лечебного учреждения на рынке платных услуг.

Если рассматривать только основные функциональные обязанности управленца в области платных услуг, то они складываются из следующих необходимых разделов:

1 Мониторинг ситуации на рынке по отдельным видам лечения (или всему комплексу). Величина спроса и предложения. Ценовая линейка у конкурентов. В какую нишу рынка планируется войти. Себестоимость услуг. Возможная рентабельность. Оценка своего кадрового потенциала. Оценка собственной материальной базы и своих материальных ресурсов.

2.Маркетинговые мероприятия, необходимые для работы в определенной нише платных услуг.

Составление подробного бизнес - проекта на среднесрочную и долгосрочную перспективу работы.

Необходимо отметить, что составленный надлежащим образом бизнес – проект, даже на среднесрочную перспективу, требует постоянной коррекции в связи с изменяющимися условиями внешних и внутренних факторов.

Составленный по классической схеме бизнес - проект требует постоянного мониторинга со стороны руководства клиникой во главе с топ - менеджером.

Самоконтроль по основным направлениям деятельности:

  • материальное обеспечение,

  • организация лечебного процесса,

  • кадры,

  • экономическая эффективность (каждого участка, клиники в целом)

Причем эти параметры не изучаются в прямой зависимости, а анализируются взаимосвязи их состояний.

Сбалансированность трех первых групп могут дать значительный синиргирующий эффект, даже больший, чем накачка одного раздела. Так, например большие вливания средств в материальное обеспечение, большое внимание к повышению квалификации персонала, НО ПРИ ПЛОХОЙ ОРГАНИЗАЦИИ лечебной работы может привести к потерям экономической эффективности.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ - это лакмусовая бумажка всех процессов в лечебном учреждении. Однако это только индикатор!

Экономическая составляющая может быть на подъеме или стабильна, однако, это могут быть ресурсные эффекты.

Чтобы не просмотреть отсроченные проблемы, связанные с будущими провалом экономической эффективности, надо мониторить каждый участок лечебного процесса. Выявлять саму возможность возникновения проблем и активно вмешиваться в ход событий. Своевременная коррекция параметров работы связана, прежде всего, с необходимостью сохранения достигнутого эффекта.

Условия внешние и внутренние все равно меняются. Можно назвать это явление «эффектом канатоходца». Пассивность руководства, даже при «стабильных» условиях, смерти подобна.

Подводя итог нашего весьма короткого исследования сущности управления лечебным учреждением, можно с полной уверенностью утверждать, что УПРАВЛЕНЕЦ. ТОП-МЕНЕДЖЕР. ГЛАВНЫЙ ВРАЧ или человек с любым другим экзотическим титулом, призван соответствовать сущности своей работы.

Горе - руководитель может погубить любое благополучное дело с хорошими внутренними и внешними ресурсами. Он или истинно ждет указаний сверху или делает вид, что руководствуется только ими.

Начальник всегда ищет пути улучшения доверенного ему дела, он чуть - чуть впереди «официальных» возможностей. Начальник работает на грани фола. Он создает и находит предпосылки для законности своих действий, нацеленных на улучшение работы вверенного ему дела.

В этом заключается главное отличие «РУКОВОДИЕЛЯ» от «НАЧАЛЬНИКА»!

Руководитель - всегда догматик или так себя позиционирует в среде подчиненных, что - бы не приставали с вопросами «почему» или не требовали сомнительных, с точки зрения техники безопасности руководителя, действий. Догматизм всегда приветствуется вышестоящим «руководством», так как догмы исходят от него.

Начальник - всегда творческая личность (но не авантюрист), он сам ищет новые решения, собирает вокруг себя творческие коллективы и ценит инициативных подчиненных. Начальник не боится публично обсуждать результаты, строить прогнозы и делать выводы самого различного толка, как со знаком плюс, так и со знаком минус. Открытость поведения, поступков и решений дает начальнику громадные преимущества в своих коллективах, которые заточены на инициативность в достижении высоких результатов. Начальник не совсем удобен для вышестоящего «руководства», но всегда ценится вышестоящим «начальством».

Может возникнуть вопрос, для чего эти известные истины и вся эта теория?

Ответ находится на поверхности. В настоящее время здравоохранение меняет свои организационные структуры. Пригласили определиться с орг. структурой своего лечебного учреждения: автономное, бюджетное, казенное.

Казалось бы автономия наиболее близкое и желанное для большинства лечебных учреждений состояние. Грубо: получил госзаказ и строй свою работу согласно целям и задачам. Нет догматического контроля со стороны учредителя, есть только лицензионные требования и задание по ОМС. Есть определенная степень свободы в организации, в экономике и главное в условиях закупки товаров стоматологического назначения.

Однако, на практике это далеко не так.

На 1.01.11г. - момент введения закона Российской Федерации №83 - ФЗ от 8 мая 2010г. во всем Краснодарском крае нашлось только одно учреждение стоматологического профиля, которое пошло по этому пути - МУЗ «Кущевская стоматологическая поликлиника»

В последующие месяцы подтянулось в автономию еще две-три стоматологических поликлиник. И это все. Из 48 муниципальных образований и более 50 стоматологических поликлиник Краснодарского края.

Что это? Административные барьеры, инертность, незримые опасности новых форм?

Нет. Сработал прежде всего эффект руководителя - функционера.

Та теория, о которой мы рассуждали, нашла свое практическое воплощение.

Вот эта лакмусовая бумага - Закон РФ от 3 ноября 2006г. № 174-фз «Об автономных учреждениях», Закон РФ №83-фз от 8 мая 2010г.

Теперь можно рассмотреть по подробнее этот феномен. Прежде всего, кого мы имеем на должностях главных врачей стоматологических поликлиник? Это, прежде всего, назначенцы учредителей, которые годами добросовестно выполняли свои функции «руководителей».

Известно, что, за редким исключением, материальная база районных стоматологических поликлиник соответствует требованиям на 30%-60%, оснащение и того меньше, финансирование лечебной работы по линии ОМС удовлетворяет на 30%. Это все известно и имеет место быть на протяжении десятилетий. Напрашивается вывод, что возглавлять такие хозяйства могут только «руководители». На все вопросы один ответ - нет средств, не предусмотрено в бюджете, не можем выбить. Удобная позиция управленца! От него ничего не зависит, но он главный!

Удивляет, по какому принципу подбираются эти руководители - они говорят одинаково по шаблону, как истинные догматики.

Теперь представьте себе этих - же руководителей в лице начальников автономных учреждений. Что им делать и какие слова говорить?

Нет ремонта помещений, нет современного оборудования и инструментария, нет кадров, нет дохода, нет прибыли - виноват один РУКОВОДИТЕЛЬ - НАЧАЛЬНИК!

Этот пугающий груз ответственности в новом качестве у одних и тех же физических лиц объясняет все.

Раньше можно было водить руками и показывать всем беззащитного чиновника, а в новом качестве надо работать творчески и отвечать за все.

Для нового Закона РФ нужны новые кадры, а их надо готовить не один день. Прежде всего, надо подобрать кандидатов по многим параметрам «НАЧАЛЬНИКА». Затем усадить их за парты. Подробно изучить новый закон со всеми комментариями. Провести тестовые игры на предмет мышления. И самым подробным образом разобраться в механизмах управления качеством стоматологической помощи. Это даже не последипломная подготовка кадров, это рейтинговый отбор управленцев по вновь созданной программе:

-организация работы учреждения (оптимальная структура, электронный документооборот)

-подбор, расстановка и обучение кадров

-материальное обеспечение лечебной работы,

-экономика лечебной работы,

-ценообразование

-составление доходно - расходной сметы

3.08.2011г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Управление качеством искусство или функция? iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Характеристика профессиональной деятельности выпускника ооп бакалавриата по направлению 221400. 62 Управление качеством

Управление качеством искусство или функция? iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Рабочая учебная программа для студентов специальности 220501. 65 «Управление качеством» очной и заочной форм обучения специализация...

Управление качеством искусство или функция? iconУчебник содержит классическое изложение курса управления качеством....
Учебник предназначен для студентов вузов, обучающихся по экономическим и управленческим специальностям и профилям подготовки бакалавров...

Управление качеством искусство или функция? iconПрограмма кандидатского минимума по специальности «Стандартизация...
Содержанием специальности 05. 02. 23 "Стандартизация и управление качеством продукции" является

Управление качеством искусство или функция? iconПрограмма кандидатского минимума по специальности «Стандартизация...
Содержанием специальности 05. 02. 23 "Стандартизация и управление качеством продукции" является

Управление качеством искусство или функция? iconРоссийской федерации
Цель освоения дисциплины «Управление качеством» состоит в изучении теоретических основ и приобретении практических навыков по управлению...

Управление качеством искусство или функция? iconПрограмма дисциплины «История» для направления 221400. 62 "Управление качеством"
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов направления подготовки «Управление качеством»...

Управление качеством искусство или функция? icon6. Информация о предстоящих конференциях «Бизнес білім беру хабаршысы» журналы
«Наука и Образование». Этой высокой оценкой университет отмечен за эффективное управление качеством научной и образовательной деятельности,...

Управление качеством искусство или функция? iconПрограмма для студентов очной формы обучения по специальности «Управление качеством»
В. А. Ермолаева Экономическая география. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной формы обучения по специальности...

Управление качеством искусство или функция? iconФормирование стратегии качества в лизинговой компании
Специальность 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством (стандартизация и управление качеством продукции)






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную