Что такое бизнес-план и зачем он нужен?






Скачать 214.4 Kb.
НазваниеЧто такое бизнес-план и зачем он нужен?
Дата публикации04.04.2015
Размер214.4 Kb.
ТипВопрос
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Вопрос

БИЗНЕС-ПЛАН или технико-экономическое обоснование предприятия

1. Что такое БИЗНЕС-ПЛАН и зачем он нужен?



Если перед Вами стоит новая коммерческая задача – будь то приватизация государственного предприятия, создание собственной частной фирмы или организация выпуска новой продукции – прежде всего надо тщательно спланировать, как Вы будите организовывать ее выполнение.

Любое коммерческое мероприятие принято начинать с бизнес-плана. Эти планы нужны всем:

  • Тем, у кого вы собираетесь просить деньги на реализацию своего проекта – банкирам и инвесторам;

  • Вашим сотрудникам, желающим понять свои перспективы и задачи;

  • Вам самим, чтобы тщательно проанализировать свои идеи, проверить их на разумность и реалистичность.

Бизнес-план (или технико-экономическое обоснование) – это документ, который описывает все основные аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем. Правильно составленный бизнес-план в конечном счете отвечает на вопрос – стоит ли вообще вкладывать деньги в это дело и принесен ли оно прибыль? Бизнес-план – это планирующий документ, который обобщает анализ возможностей для начала или расширения бизнеса в какой-либо конкретной ситуации и дает четкое представление о том, каким образом руководство данной компании намерено использовать эти возможности.

Планирование является неотъемлемой частью деятельности любого делового предприятия независимо от того большое оно или нет. Бизнес план поможет предприятию разобраться в перспективах своего дела, предвидеть возможные изменения и проблемы в будущем, контролировать текущие операции и оценивать прогресс своего бизнеса.

Если целью является поиск партнера или инвестора для осуществления своего проекта, то организация должна убедить его в своих способностях грамотно и эффективно наладить и управлять предполагаемым бизнесом. Первый шаг в таком убеждении – это грамотно составленный бизнес-план.

Личное участие руководителя в составлении бизнес-плана настолько важно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фирмы отказываются вообще рассматривать заявки на выделение средств, если становится известно, сто бизнес план с начала и до конца был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан. Это не значит, конечно, что не надо пользоваться услугами консультантов – совсем наоборот, привлечение экспертов весьма приветствуется инвесторами.

Включаясь в эту работу лично, Вы как бы моделируете свою будущую деятельность, проверяя и сам замысел, и себя – хватит ли у Вас сил довести до успеха и двинуться дальше?

Бизнес-план - документ перспективный и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед. Основные показатели для первого года рекомендуется делать в помесячной разбивке. Для второго года – в поквартальной разбивке, и лишь начиная с третьего года можно ограничиваться годовыми показателями. Если же Вы не способны хотя бы грубо, приближенно определить перспективу Вашего проекта на такой срок, то подумайте, может быть, Вам рано за него браться. Ведь это означает, что Вы еще очень туманно представляете и свой будущий рынок сбыта, и перспективы развития собственной коммерческой деятельности.

Пренебрегши составлением бизнес-плана предприниматель оказывается не готов к ожидаемым неприятностям и начинает обычно лихорадочно импровизировать. А это чаще всего кончается плачевно.

2. Структура бизнес-плана.
Полный объем бизнес плана обычно занимает 40-50 страниц и требует 200-300 часов на разработку.

Однако в последние годы, на этапе поиска партнера или инвестора стал применяться сжатый вариант объемом 4-10 страниц, который, в случае заинтересованности, дополняется полным документом.

Ниже приведено содержание полной и сокращенной версии бизнес-плана для действующего среднего или крупного производственного предприятия:


Полная версия БИЗНЕС-ПЛАНА

(40-50 стр.)

Сжатая версия БИЗНЕС-ПЛАНА

(4-10 стр.)

1.Краткое содержание (1-2 стр.):

-цели в бизнесе;

-возможности для бизнеса и стратегия по их реализации;

-намечаемые рынки сбыта и прогноз:

-конкурентные преимущества;

-прогнозируемые финансовые перспективы;

-компетенция и профессионализм руководства;

-требуемая сумма инвестиций.

1.Аннотация (не более 600 печатных знаков, размещается на одной странице):

-наименование проекта;

-точное указание организационно-правовой формы;

-среднесписочная численность;

-оборот за последний год;

-фамилия, имя, отчество и телефон руководителя работы.

2.Описание проекта.

2.1.Отрасль, создаваемая компания, ее продукция и услуги:

-описание отрасли (подотрасли);

-создаваемая фирма:

-перспективные услуги, перспективная продукция (описание товара и услуг):

-стратегия выхода на рынок и увеличение объема продаж.

2.2.План технической доработки продукта:

-текущее состояние;

-проблемы и риск;

-улучшение качества изделий и новые продукты;

-затраты;

-вопросы собственности.

2.Описание проекта:

-суть проекта, описание продукции (с приложением образцов, фотографий, видеоматериалов);

-назначение продукта, отличия его от имеющихся;

-обоснование новизны технических и организационных решений с приложением копий документов, подтверждающих право собственности на имеющиеся решения (патенты, авторские свидетельства и т.п.). Схема защиты прав интеллектуальной собственности.

-сервисное обслуживание.

3.Анализ и оценка рынка сбыта (5-6 стр.):

-потребители продукции и услуг;

-размер рынка и возможные тенденции его развития;

-обеспечение преимущества в конкуренции;

-конкуренты;

-оценка доли рынка и объема продаж.

-дальнейшее развитие рынка.

3.Рынок сбыта:

-ситуация на внутреннем и внешнем рынках, имеющиеся аналоги;

-контингент покупателей, объем платежеспособного спроса на первые два года (копии контрактов или запросов);

-ориентировочная цена и себестоимость, планируемая прибыль на единицу продукта;

-объем продаж и цены конкурентов;

-сопоставительный анализ стратегий сбыта заявителя и конкурентов. Схема распространения продукта, способы стимулирования продаж.

4.Конкуренты.

-производители аналогичных товаров;

-их доходы, новые модели, технический сервис;

-реклама их изделий;

-их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей;

-уровень цен на продукцию конкурентов;

-их политика цен.





5.План маркетинга (3-4 стр.):

-схема распространения товаров и реализация продукта;

-ценообразование;


-реклама и продвижение продукции на рынок;

-методы стимулирования продаж;


-организация послепродажного обслуживания и предоставлению гарантий;

(для технических товаров);

-формирование общественного мнения о Вашей фирме и товарах.





6.План производства.

6.1.Организация производства продукта.

-производственный цикл;

-географическое положение;

-производственные мощности и их развитие;

-стратегии в снабжении и производственный план;

-государственное и правовое регулирование.

6.2.Общее расписание по созданию предприятия (график организационной схемы создания предприятия).


4.Организация производства продукта:

-поквартальный график реализации проекта и производства продукта;

-необходимые мощности и план их создания, приобретаемое оборудование (подтверждение поставок);

-производственная кооперация;

-план обеспечения материалами, сырьем, комплектующими;

-методы контроля качества и схема сертификации продукта;

-разрешения и лицензии на вид деятельности и на производство продукта (при необходимости);

-затраты на сохранение окружающей среды;

-необходимые специалисты, квалификация и предыдущий опыт работы, у ровни оплаты труда и методы стимулирования персонала, схема привлечения специалистов.

7.Организационный план:

-организационная структура предприятия;

-главные руководители предприятия;

-зарплата руководства;

-другие инвесторы;

-найм, другие соглашения, выплата премиальных.

-совет директоров;

-содержание профессиональных советников и услуги.

5.Участники проекта:

-наименование организации;

-форма собственности и правовой статус организации, система подчиненности;

-распределение акционерного капитала, основные средства;

-оборот по годам (кварталам) за последние 2 года;

-банковская справка о финансовом положении;

-вклад участников в проект (оборудование, ноу-хау; помещения; денежные средства – с указанием форм владения и документальным подтверждением наличия).

8.Правовые аспекты фирмы.




9.Оценка риска.

-основные виды рисков:


-влияние сезонности на спрос;

-меры профилактики рисков;

-программа страхования от рисков.





10.Финансовый план:

10.1. Текущее состояние фирмы:

-издержки к началу операций фирмы;

-стандартный отчет о прибылях и убытках;

-балансовая ведомость;

-анализ кассового плана;

-финансовые показатели деятельности фирмы.

10.2.Экономика предприятия:

-валовая и операционная прибыль;

-факторы, влияющие на устойчивость прибыли;

-постоянные и временные затраты.

-период достижения безубыточности;

-период достижения позитивной кассовой наличности.

6.Финансовый план:

-постатейный (поквартальный) баланс доходов и расходов, включая возврат заемных средств, график достижения безубыточности (с учетом предлагаемой заявителем процентной ставки по кредиту);

-объем инвестирования, источники средств и формы их получения (документальное подтверждение);

-возможные моменты, типы и источники рисков;

-предлагаемые схемы страхования.

11.Стратегия финансирования:

-сумма вклада, которая требуется фирме;

-срок займа;

-использование займа.




Резюме (не более 4 стр.).




Примерная структура технико-экономического обоснования (бизнес-плана) малого предприятия, индивидуальной предпринимательской деятельности имеет следующий вид:


  1. Титульный лист:

  • название и адрес предприятия, вид индивидуальной деятельности;

  • имена и адреса учредителей (для малого предприятия);

  • суть предлагаемого проекта организации предприятия (индивидуальной деятельности);

  • стоимость проекта: сумма средств, необходимых для создания предприятия, организации индивидуальной деятельности.

  1. Существо предлагаемого проекта:

  • продукция – намечаемые объемы производства и реализации;

  • услуги – намечаемые объемы;

  • административный и производственный персонал (численность по категориям);

  • сведения о самом предпринимателе и его партнерах.

  1. Производственный план:

  • описание производственного процесса;

  • производственные помещения;

  • станки, оборудование;

  • поставщики сырья и материалов.

  1. План сбыта (как и кому продавать товары или услуги):

  • цены – предполагаемый уровень цен и их изменение в перспективе);

  • каналы сбыта – кому и как будет осуществляться доставка товаров;

  • реклама – объяснить, как будут рекламироваться товары (услуги).

  1. Организационный план:

  • форма собственности – укажите, какую форму владения предприятием выбрали, какова его правовая форма;

  • сведения о партнерах или основных пайщиках, если такие имеются;

  • мера ответственности партнеров (пайщиков);

  • кто будет заниматься бухгалтерским учетом.

  1. Оценка риска:

  • в чем заключаются слабые стороны предприятия (индивидуальной деятельности);

  • много ли конкурентов.

  1. Финансовый план:

  • источники средств (личные накопления, кредиты банка, субсидии и др.) и их использование на организацию предприятия (индивидуальной деятельности);

  • план доходов и расходов;

  • план денежных поступлений и платежей;

  • самоокупаемость и рентабельность;

  • какое жалование Вы себе установите.


Содержание бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров создаваемого предприятия и сферы, к которой оно относится – в сфере услуг или производственной сфере, - и, если предприятие производственное, от того, какой товар будет выпускаться, - товар для потребителя или товар для производителя. Содержание бизнес-плана будет зависеть от размеров предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.

Составлению бизнес-плана должна предшествовать работа по сбору информации об объеме потенциального спроса, производственных и финансовых потребностей предприятия. Имея такую информацию, предприниматель сможет еще до составления бизнес-плана оценить жизнеспособность самой концепции нового предприятия.

3. Комментарии к содержанию БИЗНЕС-ПЛАНА.

Резюме.

Бизнес-план начинается с конца, т.е. с резюме. Оно должно быть написано так, как если бы Вы пытались объяснить все громадные преимущества Вашего проекта первому, попавшемуся на улице. Отсюда – предельная простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов. Максимальное же внимание должно быть уделено разъяснению того, что, собственно говоря, Вы собираетесь делать, за счет чего и чем, Ваш будущий продукт будет отличаться от продукции конкурентов и почему покупатели захотят приобрести именно его. В конце резюме Вы должны привести сведения о прогнозных объемах продаж на ближайшие годы, выручку от продаж, затраты на производство, валовую прибыль и уровень прибыльности вложений в Ваше дело, и наконец, – срок, в течение которого Вы сможете вернуть те средства, которые хотите одолжить (если решили прибегнуть к кредиту).


Работа над резюме чрезвычайно важна, поскольку, если оно не произведет благоприятного впечатления, то читать Ваш бизнес план просто не станут и уж тем более средств не дадут.

Готовя бизнес-план для представления своим будущим кредиторам или инвесторам (в том числе и акционерам), Вы должны постоянно держать в голове те два вопроса, которые будут прежде всего интересовать этих будущих читателей: «А что я получу при успешной реализации этого бизнес плана? А какой риск потери денег?»
Описание проекта.
Этот раздел бизнес-плана должен содержать:

  • описание тех товаров или услуг, которые Вы хотите предложить Вашим будущим покупателям, и ради производства которых задумывается весь проект;

  • примерная оценка той цены, по которой должен будет продаваться Ваш товар;

  • оценка затрат, которые потребует производство товара;

  • примерная величина прибыли, которую будет приносить каждая единица товара;

  • организация сервиса Вашего товара, если это техническое изделие.

Вы должны научиться выделяться в толпе конкурентов. Выбор наиболее подходящей стратегии в этом случае зависит от того, какими возможностями Вы располагаете, например:

Так, если у Вас устаревшее оборудование, невысокая квалификация работников и нет интересных технических новинок «в загашнике», но зато не слишком высока заработная плата и прочие затраты на производство, Вы можете ориентироваться на изготовление дешевых товаров не особо высокого качества, предназначенных для менее обеспеченных (но зато обычно очень многочисленных) покупателей.

Если же сырье и материалы обходятся Вам очень дорого, но зато у Вас есть неплохое оборудование, отличные конструкторские разработки или изобретения, а работники обладают высокой квалификацией. Вы можете попытаться достичь конкурентоспособности за счет организации выпуска товаров уникальных или с таким высоким уровнем качества, который окупит в глазах покупателей и Вашу немалую стоимость.

Необходимо ответить на такие вопросы:

  1. Какие потребности призван удовлетворять ваш продукт или услуга?

  2. Что особенного в нем и почему потребители будут отличать его от товаров (услуг) Ваших конкурентов и предпочитать?

  3. Сколь долго этот товар будет новинкой на рынке (примерная оценка с учетом ранее сложившихся тенденций)?

  4. Какими патентами или авторскими свидетельствами защищены особенности Вашего продукта или технологии?


Важный момент: наглядное изображение Вашего товара или изделий, полученных с помощью Вашей продукции. Лучше один раз увидеть чем сто раз услышать, а потому для успеха бизнес-плана надо включить в него обязательно фотографию или очень хороший рисунок Вашего товара, позволяющий составить о нем достаточно четкое представление.
Рынок сбыта.

Это, пожалуй, важнейшая часть бизнес-плана на ее подготовку нельзя жалеть ни средств, ни сил, ни времени. Опыт показывает, сто неудача большинства провалившихся со временем коммерческих проектов была связана именно со слабым изучением рынка и переоценки его емкости.

Кто будет покупать у Вас товары? Где Ваша ниша на рынке? Нет ничего ошибочнее, чем полагать, что достоинства Вашего товара столь очевидны, что его захотят купить все жители определенного региона или все предприятия той или иной отрасли.

Первый этап в такой работе – оценка потенциальной емкости рынка, т.е. общей стоимости товаров, которые покупатели определенного региона могут купить за месяц или за год. Величина эта зависит от многих факторов: социальных, национально-культурных, климатических, а главное экономических, в том числе от уровня доходов (или заработка) Ваших потенциальных покупателей, структуры их расходов (в том числе сумм сбережений или инвестиций), темпов инфляции, наличия ранее купленных товаров аналогичного или сходного назначения и т.д.

Второй этап – оценка потенциальной суммы продаж, т.е. той доли рынка, которую Вы – в принципе – можете надеяться захватить, и соответственно – той максимальной суммы реализации, на которую Вы можете рассчитывать. В итоге такого анализа, который «по науке» называется маркетинговым исследованием, Вы сможете в конце концов определить примерное количество клиентов, на которое можно рассчитывать за месяц. Но «рассчитывать» – не значит получить их всех в первый же месяц работы.

Третий этап – прогноз объемов продаж. Сколько реально Вы сможете продать (выручить за оказанные услуги) при имеющихся условиях Вашей деятельности, возможных для Вас затратах на рекламу и том уровне цен, который Вы намерены установить и главное – как этот показатель может изменяться месяц за месяцем, квартал за кварталом, да и на сколько лет вперед.



Конкуренты.

Основные вопросы:

  1. Кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров?

  2. Как обстоят их дела с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудовании)?

  3. Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих изделий?

  4. Что собой представляет их продукция: основные характеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей?

  5. Каков уровень цен на продукцию конкурентов?

  6. Какова – хотя бы в общих чертах – их политика цен?

Отвечая на эти вопросы, Вы должны всеми силами удержаться от самой страшной ошибки при составлении бизнес-плана – лакировки действительности. Не умоляйте достоинства и не выпячивайте реальные или мнимые слабости конкурентов. Если Вы хотите утвердиться в этой отрасли надолго, то дороже всего для Вас должна быть собственная репутация.

Анализируя своих конкурентов, старайтесь учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, не ограничивайте свое поле зрения только самыми бросающимися в глаза параметрами – ценой и качественными характеристиками. Постарайтесь понять, что на самом деле важно для Ваших будущих клиентов и как Вы сможете удовлетворить эти потребности.

Если вы не видите в рядах конкурентов никакой щелочки, через которую можно было бы просочиться на рынок, Вам лучше поискать другое поле приложение своей энергии – современный бизнес требует отваги, а не авантюризма. В конце концов создание своего дела или реализация нового инвестиционного проекта – не самоцель, главная-то задача – получить высокую прибыль и завоевать хорошую деловую репутацию.



План маркетинга.

В этом разделе Вам надо рассказать:

  • как Вы собираетесь продавать свой товар – через собственные фирменные магазины или через оптовые организации;

  • как Вы будите определять цены на свои товары;

  • какой уровень прибыльности на вложенные средства собираетесь реализовать;

  • как будите организовывать рекламу и сколько собираетесь на это выделить;

  • как будите добиваться постоянного роста продаж – за счет расширения района сбыта, или за счет поиска новых форм привлечения покупателей;

  • как будите организовывать службу сервиса, и сколько на это Вам потребуется средств;

  • как будите добиваться хорошей репутации своих товаров и самой фирмы в глазах общественности;

  • сведения об оценке патентоведами патентной чистоты этих товаров в тех странах, где вы собираетесь их продавать.



План производства.

Этот раздел готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством. Главная задача здесь – доказать Вашим потенциальным партнерам, что Вы будите в состоянии реально производить нужное количество товаров в нужные сроки и с требуемым качеством. Иными словами, от Вас требуется показать, что Вы действительно «знаете, как» организовать производство:

  • где будут изготавливаться товары – на действующим или вновь создаваемом предприятии;

  • какие для этого потребуются производственные мощности, и как они будут возрастать год от года;

  • где и у кого, на каких условиях будут закупаться сырье, материалы и комплектующие;

  • какова репутация поставщиков и есть ли уже опыт работы с ними;

  • предполагается ли производственная кооперация и с кем;

  • возможно ли какое-нибудь ограничение объемов производства или поставок ресурсов;

  • какое оборудование потребуется и где намечается его приобрести;

  • возможны ли проблемы в производстве;

  • как будет осуществляться контроль качества производимой продукции, и какими стандартами Вы при этом будите руководствоваться;

  • каковы издержки производства и их динамика на перспективу.

Полезным элементов в этом разделе может стать схема потоков на Вашем предприятии (откуда и как будут к Вам поступать все виды сырья и комплектующих изделий; в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию и как эта продукция будет поставляться с вашего предприятия). Важно показать рациональность вашей технологической схемы.

Необходимо не забыть о затратах, связанных с утилизацией отходов и охраной окружающей среды. Здесь всегда возможны самые неприятные сюрпризы в виде штрафов со стороны правительственных органов и протестов со стороны общественности. Иногда с этой целью в бизнес-планах выделяют специальный раздел – «Местоположение». Это особенно важно для предприятий, создающих большую нагрузку на окружающую среду и для мелких предприятий торговли, сервиса и общественного питания.

Данные этого раздела желательно приводить в перспективе на 2-3 года, а для крупных предприятий – на 4-5 лет.



Организационный план.

Речь в этом разделе бизнес-плана идет о том, с кем Вы собираетесь организовывать свое дело, и как Вы планируете наладить работу своего персонала. Отправной точкой должны быть квалификационные требования, т.е. Вы должны указать: какие именно специалисты (какого профиля, с каким образованием, каким опытом) и с какой заработной платой Вам понадобятся для успешного ведения дел. Соответственно, Вы должны будите и указать, как Вы собираетесь заполучить этих специалистов на постоянную работу или в качестве совместителей (внешних экспертов).

Если часть персонала у Вас уже нанята, Вы должны дать о своих сотрудниках краткие биографические справки, делая упор на имеющуюся квалификацию, прежний опыт работы и его полезность для Вашего предприятия. Учтите, Ваши потенциальные партнеры хотят знать о Вас все. Они ведь доверяют Вам свои деньги.

Здесь же Вы должны привести и организационную схему Вашего предприятия, из которой должно быть четко видно: кто и чем будет заниматься, как их деятельность намечается координировать и контролировать. Поскольку из-за организационной неразберихи нередко терпят крах самые многообещающие проекты, такого рода информация также интересует инвесторов и банкиров.

Целесообразно в этом разделе оговорить вопросы оплаты труда руководящего персонала и его стимулирования (например, будите ли Вы применять систему участия в прибылях или намечаете использовать иные формы материального стимулирования).



Правовые аспекты.

В этом разделе, который наиболее важен для новых предприятий и фирм, Вы должны указать ту правовую форму, в которой намечаетесь вести дела. Каждая из этих форм имеет свои особенности, свои плюсы и минусы, которые тоже могут повлиять на успех Вашего проекта, и потому небезынтересны для Ваших инвесторов и партнеров.

Например, единоличное владение – самая простая и быстрореализуемая форма. Но простота и легкость регистрации не единственные, и не самые важные факторы, которые надо учитывать, создавая коммерческую фирму.

Конкретное наполнение этого раздела, конечно, зависит от выбранной вами формы организации. Одно, если вы государственное предприятие и Вам надо разъяснить систему Вашей подчиненности и границы начальственного вмешательства в хозяйственную деятельность. И другое дело – если Вы собираетесь создавать акционерное общество и Вам надо объяснить будущее распределение акционерного капитала между возможными акционерами. Но главное – Вы должны обосновать причины выбора той или иной формы собственности и организации дела, наметить возможные перспективы изменения этих форм и объяснить, почему Вы считаете такую стратегию наилучшей.



Оценка риска.

Авторы бизнес-плана должны заранее предугадать все типы рисков, с которыми они могут столкнуться, источники этих рисков и момент их возникновения. А затем – разработать меры по сокращению этих рисков и минимизации потерь, которые они могут вызвать.

Чем глубже Вы проработаете эту проблему, тем выше будет к Вам доверие потенциальных партнеров и инвесторов. Верят (и дают деньги) не ому, кто оптимистично утверждает, что его дело – беспроигрышное, а тому, кто способен заранее предсказать «камушки» на своей дороге и объяснить, как он собирается конструировать свой «автомобиль» и вести его по дороге, чтобы не слететь в кювет.

От Вас требуется хотя бы ориентировочно оценить то, какие риски для Вас наиболее вероятны и во что они (в случае их возникновения) могут Вам обойтись. Отсюда Вы можете перейти к ответу на вопрос: как уменьшить риски и потери? Ответ на этот вопрос должен состоять из двух разделов:

  1. Меры профилактики рисков.

  2. Программа страхования от рисков.



Финансовый план.

Этот раздел бизнес-плана призван обобщить материалы предыдущих частей и представить их в стоимостном выражении. Здесь необходимо подготовить сразу несколько документов:

  1. Прогноз объемов реализации. Этот документ призван дать представление о доле рынка, которую Вы предполагаете завоевать своей продукцией. Обычно принято составлять такой прогноз на три года в перед. Причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго – поквартально, а третий год приводится общей суммой продаж за 12 месяцев. Логика здесь проста – предполагается, что для начального периода производства уже точно известны будущие покупатели, имеется предварительная договоренность с ними о будущих продажах. Начиная со второго года, конечно, приходится заниматься прогнозными прикидками. В этом нет ничего страшного – никто не ждет от Вас наличия портфеля заказов на несколько лет вперед, но важно, чтобы ваши оценки были реалистичными и, готовя их, Вы были бы честны прежде всего с самим собой.


  2. Баланс денежных расходов и поступлений (анализ кассового плана) – позволяет оценить, сколько денег нужно вложить в проект, в разбивке по времени. Главная его задача – проверить синхронность поступления и расходования денежных средств, а значит, проверить будущую ликвидность (т.е. постоянное наличие на банковском счете денежных сумм, достаточных для расплаты по обязательствам) вашего предприятия при реализации данного проекта. Надо сказать, что проблемы с ликвидностью – серьезная причина коммерческих неудач предпринимателей в рыночной экономике. Поэтому:

  • выделите величину и время ожидаемого прихода и расхода кассовой наличности;

  • определите потребности и сроки дополнительного финансирования;

  • укажите максимум потребности в оборотном капитале;

  • покажите, каким образом должно быть получено дополнительное финансирование;

  • на каких условиях и как выплачиваются заемные средства.

Из грамотно составленного баланса денежных расходов и поступлений вытекает крайне важная информация для определения общей стоимости вашего проекта.

  1. Сводный баланс активов и пассивов предприятия. В качестве формы баланса лучше всего использовать его управленческую версию с выделением составляющих чистых активов и вложенного капитала. Его рекомендуется составлять на начало и конец первого года реализации Вашего проекта. Считается, что этот документ менее важен, чем баланс денежных расходов и поступлений, и тем не менее обойтись без него в бизнес-плане нельзя: его обычно тщательно изучают специалисты коммерческих банков, чтобы оценить, какие суммы намечается вложить а активы разных типов и за счет каких пассивов предприниматель собирается финансировать создание или приобретение этих активов.

  2. График достижения безубыточности. При расчете объема производства, обеспечивающего безубыточность, необходимо:

  • исходить из тех же объемов реализации, которые были указаны Вами ранее в соответствующем разделе бизнес-плана;

  • проводить расчет для нескольких (не менее трех) уровней возможной цены реализации, чтобы дать банку возможность оценить влияние рыночных условий на прибыльность заемщика.

Вам и Вашему партнеру также необходимо точно определить, какие затраты являются постоянными, а какие изменяются с изменением величины бизнеса (объема продаж). Можно использовать простую формулу, для определения точки безубыточности:

Безубыточная Общие фиксированные расходы


величина = -----------------------------------------------------------------------------------------

объема продаж Цена единицы продукта – переменные затраты на единицу продукта.



Стратегия финансирования.

В этом разделе необходимо изложить Ваш план получения средств, необходимых для создания предприятия. Главные вопросы:

  1. Сколько нужно средств для реализации данного проекта?

  2. Откуда Вы намереваетесь получить эти деньги, и в какой форме?

  3. Когда можно ожидать полного возврата вложенных средств и получения инвесторами дохода на них?

Ответ на первый вопрос вытекает из раздела «финансовый план».

При ответе на второй вопрос, необходимо решить какую долю средств необходимо получить в форме кредита, а какую лучше привлечь в виде паевого капитала. Эта задача не имеет однозначного решения. Банкиры обычно стараются сократить свой риск, полагая, что нести его должны, главным образом, владельцы предприятия и инвесторы-акционеры. Поэтому финансирование через кредиты предпочтительнее для проектов, связанных с расширением производства на уже действующих предприятиях. С одной стороны, риск от вложений здесь не слишком велик, а с другой стороны, не составит проблем найти материальное обеспечение кредитов, в качестве него могут выступить уже имеющиеся активы предприятия. Для проектов же, которые связаны с созданием нового предприятия или реализацией технического новшества, предпочтительным источников финансирования может служить паевой или акционерный капитал.

Что кается третьего аспекта, то требуются специальные расчеты, дающие возможность определить срок окупаемости вложений (инвестиций).
Николаев Валерий Геннадьевич

Журнал «Бюллетень деловой информации» - г. Ульяновск, №6(с.30-36) - 1998 г.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconТемы семинарских занятий по дисциплине: «Международный бизнес» Составители
Что такое международный бизнес? Чем международный бизнес отличает­ся от деловой активности внутри страны?

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? icon33. Бизнес-план предприятия: структура, ключевые показатели. Бизнес-план
Бизнес-план – план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса....

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconЧто такое магистратура и зачем она нужна
Под таким названием 14 апреля в медиа-центре газеты "Известия" состоялась онлайн-конференция, в которой приняли участие ректор гу-вшэ...

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconПриказу Минэкономразвития России от 23 марта 2006 г. N 75 форма
Принимая на рассмотрение данный бизнес-план, получатель берет на себя ответственность за обеспечение конфиденциальности сведений,...

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconЧто такое национальный образ жизни и жизненно важные интересы?
Что такое источники опасности естественно природного происхождения? Дайте характеристику

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconЧто такое экономика?
Цель урока: объяснить учащимся, насколько важно изучение экономической теории, рассмотреть что такое экономические блага, и научить...

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconЧто такое экономика?
Цель урока: объяснить учащимся, насколько важно изучение экономической теории, рассмотреть что такое экономические блага, и научить...

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconЛюби ближнего твоего и ненавидь врага твоего
Он еще не знал, что такое звук и что такое свет, но он отчетливо ощущал единственный, неповторимый запах матери

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconДоклад Экономическое воспитание
Услышав громкое название «Экономическое воспитание дошкольников», многие из Вас подумают: «Это еще зачем? Стоит ли торопить время?...

Что такое бизнес-план и зачем он нужен? iconБизнес-план бизнес-план
Порядку предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства Ярославской области грантов на создание малой инновационной...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную