О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет






Скачать 60.22 Kb.
НазваниеО. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет
Дата публикации29.03.2015
Размер60.22 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Документы
ОСОБЕННОСТИ КОНВЕРТАЦИИ КУЛЬТУРНОГО КАПИТАЛА В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

О.В. Герасимова

Томский государственный педагогический университет
Понятие социальный мир, социальная реальность, рассматривалось разными социологами по-разному. Отвергая объективистские концепции, при которых социальный мир представляется как репрезентация, а индивиды – как исполнители определенных ролей, Бурдье выдвигает тезис о том, что «объекты знания конструируются, а не пассивно отражаются» [1, с.16]. В рамках его концепции «двойного структурирования» утверждается, что социальная действительность не просто «дается» человеку в готовом виде, а структурируется, во-первых, социальными отношениями, объективно существующими в обществе, а во-вторых, субъективно, через представления индивидов о данных отношениях, социальных структурах, оказывая обратное воздействие на первичное структурирование. Однако, несмотря на активную роль агентов в построении социальной реальности, оно невозможно без инкорпорированных структур – практических схем, являющихся продуктом интериоризации объективных социальных структур.

П. Бурдье в своей работе «Формы капитала» определяет социальный мир, в первую очередь, как «аккумулированную историю человечества», безусловно включающий в себя понятия капитала и накопления. Он определяет капитал как «труд, накопленный в овеществленной или олицетворенной форме (…) С одной стороны, это сила, заключенная в объективных или субъективных структурах, с другой, внутренний закон, принцип, лежащий в основе имманентных закономерностей социального мира (…) Как правило, капитал приносит доход, обладает способностью к воспроизводству и расширенному воспроизводству. Это сила, обеспечивающая объективное неравенство возможностей» [2, с.17]. Таким образом, существуют некие ресурсы, капиталы, обладание которыми определяет занимаемую индивидом позицию в социальной структуре. П. Бурдье приходит к выводу, что при всем многообразии этих ресурсов, существуют три основные формы капитала: экономический, культурный и социальный.

Экономический капитал – это форма капитала, обладающая стопроцентной денежной ликвидностью и пригодная для институционализации в форме права собственности. Несмотря на очевидность и распространенность данной формы капитала, по мнению П. Бурдье, понимание структуры и функционирования социального мира невозможно без учета всего разнообразия форм капитала.

В качестве второй основной формы капитала он выделил культурный капитал, который, в свою очередь, может выражаться в трех формах: олицетворенной, овеществленной, институционализированной. Олицетворенный капитал, по словам П. Бурдье, «есть взятое извне и затем конвертируемое в неотъемлемую часть личности, в габитус, в благосостояние; соответственно, его нельзя мгновенно передать другому (в отличие от денег, имущественных прав или даже благородных титулов) посредством дарения, покупки или обмена» [2, с.19]. Олицетворенный капитал – это те характеристики культурного капитала, которые связаны с телесностью человека, поскольку накопление культурного капитала невозможно без участия самого человека. Он связан с биологическим организмом человека и является предметом наследственной передачи.

Овеществленная форма культурного капитала находит свое выражение в материальных объектах и медиа, и в отличие от олицетворенной формы может передаваться материально (коллекция картин), однако полное присвоение культурных товаров возможно не только путем получения законного права собственности (с участием экономического капитала), но и символически, с участием олицетворенного капитала. Без доступа к олицетворенному капиталу человек не сможет получать эстетическое удовлетворение от полученных в наследство картин или использовать машины и оборудование, собственником которых он является, по прямому назначению без определенных навыков и знаний. Овеществленный капитал способен принести прибыль, величина которой непосредственно зависит от того, насколько успешно обладатель способен распорядиться овеществленным капиталом и насколько высоко качество олицетворенного капитала.

Институционализированная форма культурного капитала – это академически санкционированный культурный капитал, гарантированный законным образом присвоенными квалификациями и формально не зависит от личности его носителя, в отличие от овеществленного или олицетворенного капиталов.

Социальный капитал определяется П. Бурдье как «совокупность фактически или потенциально доступных ресурсов, обладание которыми становится возможным в результате поддержания индивидом в течение достаточно длительного времени различного рода более или менее институционализированных социальных контактов, характеризующихся взаимным признанием и обоюдным интересом сторон» [2, с.22]. Таким образом, социальный капитал – это ресурсы, связанные с принадлежностью к группе, которыми можно воспользоваться только будучи членом той или иной социальной группы, а само членство должно гарантировать индивиду доступ к капиталу, принадлежащему всему коллективу, а также выгоды и преимущества, как следствие обладания. Размер социального капитала напрямую зависит от качества и эффективности поддерживаемых индивидом социальных контактов и связей, а также от размера экономического и культурного капиталов каждого из тех членов группы, с которым он поддерживает такие связи и контакты. П. Бурдье подчеркивает, что социальный капитал не сводится к простой сумме экономического и культурного капитала индивида и его группы, однако он всегда зависит от культурного и экономического капитала. Более того, все виды капитала так или иначе соотносятся с экономическим капиталом. Экономический капитал лежит в основе всех других видов капитала, которые, по мнению П. Бурдье, с одной стороны являются его латентными формами, а с другой – никогда полностью не сводятся к нему, будучи наиболее эффективными лишь при условии латентности, неочевидности их отнесения к экономическому капиталу.

В такой взаимосвязи форм капитала возможен переход от одного вида капитала к другому: экономический капитал способен трансформироваться в социальный и наоборот. П. Бурдье выделяет два полюса – экономизм, подразумевающий возможность перевода всех остальных форм капитала в экономический капитал, игнорирующий специфическую эффективность всех других типов капитала; с другой стороны – семиологизм, сводящий социальный обмен к феномену коммуникации, игнорируя факт сводимости всего к экономическим основаниям. Однако трансформация непременно связана с определенными затратами, например, при трансформации экономического капитала в социальный происходит трата времени, усилий, внимания, заботы, что с экономической точки зрения может расцениваться как пустая трата средств, но с точки зрения семиологизма – это выгодные инвестиции, т.к. в дальнейшем, чаще всего в отдаленном будущем, будет получена конкретная выгода, имеющая денежное или другое реальное выражение. Позиции индивидов в социальном пространстве определяются объемом и структурой их капиталов.

Основным инструментом воспроизводства капитала П. Бурдье определил систему образования, которая «имеет тенденции к росту, и по мере такого роста возрастает и степень унифицированности рынка социальных квалификаций, обеспечивающих их обладателям право на замещение имеющихся в наличии дефицитных и престижных позиций» [2, с.27].

Сегодня наиболее востребованными в системе высшего образования оказались те специальности, обладание которыми подразумевает непосредственную конверсию в экономический капитал. Анализ специальностей, предлагаемых томскими вузами (включая филиалы и частные вузы), показал, что на первое место выходят специальности, связанные с управлением и менеджментом, на второе – экономика и финансы, на третье – юриспруденция и бухгалтерский учет. Из двенадцати платных вузов шесть были открыты в период с 2006 по 2008 год, что позволяет отследить всплеск спроса во временном аспекте. Сама система платного образования подразумевает конверсию экономического капитала в культурный: я плачу деньги и получаю профессию, знания, навыки, подкрепленные дипломом. Однако на деле человек становится обладателем лишь институцианализированной формы культурного капитала (т.е. диплома), что без олицетворенной формы, по сути, является фикцией. Да и обладание дипломом в конце обучения зачастую не несет ожидаемых результатов. П. Бурдье объяснял это тем, что величина материальной и символической выгоды от обладания академической квалификацией зависит от степени ее дефицитности, затраты времени и сил, необходимые для ее получения. Очень часто учащиеся (особенно это касается студентов заочной и вечерней формы обучения) стараются минимизировать затраты времени и сил (и вузы зачастую идут им навстречу), а престижные специальности перестают быть дефицитными.

Основная социальная функция образования – это воспроизводство социальной структуры, что отмечалось еще Т. Парсонсом в его работе «Экономика и общество» более полувека назад. П. Бурдье рассматривает реализацию этой функции посредством санкционирования передачи по наследству культурного капитала. На сегодняшний момент в российском обществе система высшего образования не способна полноценно выполнять эту функцию, что рано или поздно приведет к дестабилизации социальной системы.
Литература:

  1. Бурдье П. Структура, Habitus, Практики // Современная социальная теория. – Новосибирск: Изд-во Новосибирского университета, 1995. – с. 16-31.

  2. Бурдье П. Формы капитала // Социология образования: теории, исследования, проблемы. – Казань: Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина, 2004. – с. 17-27.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconНациональный исследовательский томский государственный университет
Япония: события, цифры, факты – информационный бюллетень №1: осень-зима 2013-2014 гг. Томск: Томский государственный университет

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconТомский государственный педагогический университет информационное письмо
Факультет экономики и управления проводит Всероссийскую научно – практическую конференцию студентов, аспирантов и молодых ученых...

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
...

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconВысшего профессионального образования «Томский государственный педагогический...
Одной из важнейших задач курса «Экономика физической культуры и спорта» является приобретение студентами знаний и умений сис­темного...

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет icon2013-2014 учебный год
Высшее, Томский государственный педагогический институт, учитель математики и физики, 1975

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconО проблемах накопления человеческого капитала в современной россии
Пенза, Пензенский государственный университет, Российский государственный университет инновационных технологий и предпринимательства,...

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconПравила приема в 2009 году Лицензия
Настоящие «Правила приема в государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования (далее гоу впо) «Томский...

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Изучение дисциплины б 04 Основы экономической теории является необходимой основой для углубленного изучения мировой экономики, национальной...

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconПедагогический университет актуальные вопросы методики обучения иностранным...
Никитенко Зинаида Николаевна, профессор кафедры методики преподавания иностранных языков гоу впо московский педагогический государственный...

О. В. Герасимова Томский государственный педагогический университет iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Характеризуется директивным планированием, господством государственной формы собственности и использованием бюрократических методов...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную