Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска)






НазваниеПространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска)
Дата публикации24.03.2015
Размер78.1 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Водные виды спорта > Документы
Дегтярев Д.С.

(Алтайский государственный университет,

аспирант)

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX - начала XX века (на примере Бийска).

Во второй половине XIX века началась ускоренная капиталистическая модернизация России, в ходе которой происходил быстрый рост промышленного потенциала империи и ее регионов. К концу века этот процесс отчетливо проявился и в Сибири. Значительная доля промышленных предприятий концентрировалась в городах, что в свою очередь стимулировало ускорение урбанизационных процессов. Промышленное развитие городских поселений имело несколько аспектов: правовой, социальный, экономический и пространственный. Под последним мы понимаем вопрос о размещении возникающих промышленных производств на территории города.

Следует заметить, что вопрос о размещении промышленности в дореволюционных городах Сибири поднят не впервые. Еще в советское время ряд авторов затрагивал эту проблему, но чаще всего говорилось о неудачном размещении промышленных предприятий в городах [1; 2; 5; 8].

За некоторым исключением, авторы игнорировали тот факт, что значительная часть предприятий располагалась за чертой городов, вдалеке от жилых кварталов. В постсоветский период акценты сместились, негативные оценки почти исчезли. Теперь историки-урбанисты более взвешенно подходят к проблеме размещения городской промышленности в капиталистический период [3; 4; 6; 7]. Но, несмотря на заметный прогресс в изучении данной темы, специальных работ, посвященных пространственному аспекту индустриального развития сибирских городов еще нет.

Город Бийск входил в состав Томской губернии и находился на землях Алтайского (до 1896 г. – горного) округа. По размерам это был небольшой город, его население к 1917 году едва достигло 25 тысяч человек. Однако уже в конце XIX века Бийск по уровню своего развития заметно отличался от других малых городов, а в начале XX века уже перерос эти рамки и классифицируется нами как «средний» (переходная форма между малым и крупным городом). Основой его экономики была торговля, особенно транзитная торговля с Китаем по Чуйскому тракту. Промышленность была второй по значению отраслью городского хозяйства. В Бийске основная масса промышленных предприятий была небольшого размера с числом рабочих в 2-3 человека. Но были и «гиганты», как льноткацкая фабрика Торгового дома «Братья Бородины», где в 1915 году трудилось 647 рабочих. Среди предприятий фабричного типа можно отметить паровой кирпичеделательный завод Кашина и Наруск, паровую мельницу, паровой кожевенный завод и паровой лесопильный завод Е.Г. Морозовой, паровой лесопильный завод Бийского торгово-промышленного товарищества и паровой винокуренный завод В.А. Рыбакова, а также казенный монопольный винный склад. На этих производствах трудилось по нескольку десятков рабочих [9, л. 39-50]. Таким образом, можно оценить уровень развития бийской промышленности как довольно высокий в сравнении с общим уровнем развития города, не являвшегося крупным административным центром. Где же размещалась вся эта промышленность?

В результате изучения обширной источниковой базы (документы из четырех фондов Государственного архива Алтайского края, карты из фондов Бийского государственного краеведческого музея и другие) нам удалось выяснить, что почти все крупные и значительная часть средних предприятий Бийска располагались в тот период либо на окраинах, либо в пригороде. Так, фабрика Бородиных находилась в Заречной части на юго-восточной окраине и образовывала вокруг себя самостоятельный поселок. На юго-западной окраине, тоже за рекой Бией, находился паровой кожевенный завод Е.Г. Морозовой, тоже составлявший отдельный поселок. Паровая мельница Е.Г. Морозовой и паровой лесопильный завод Бийского торгово-промышленного товарищества находились в предместье Зеленый Клин на правом берегу Бии, ниже города. Винокуренный завод Рыбакова и казенный монопольный винный склад были размещены западнее Бийска и входили в состав обширной западной промышленной площадки. Наконец, паровой кирпичеделательный завод Кашина и Наруск находился к северо-западу от города, в районе Казанки. Что же касается более мелких предприятий (многочисленных салотопенных, мыловаренных, кожевенных, маслобойных заводов и кузниц), то и они в основной своей массе размещались по окраинам – в составе относительно компактных промышленных площадок.

Нам удалось выделить 4 таких площадки, располагавшиеся в пригороде. Самой большой из них была западная, охватывавшая как часть долины реки Бии, так и часть правобережной возвышенности (горы). О составе входивших в нее предприятий можно судить по данным, приведенным в Таблице 1.

Таблица 1

Состав предприятий западной промышленной площадки

Тип предприятия

Количество

Крупнейшие производства

Маслобойные заводы

5




Мыловаренные заводы

3

Завод Сезева и Ко, Новоселова

Салотопенные заводы

5




Кишечное заведение

1

Завод Чеканиной

Воскобойни

2




Кожевенные заводы




Заводы Ракина, Постовалова, Селиверстова, Балабаева, Кузнецова и др.

Шубный завод

1

Завод Бийского торгово-промышленного товарищества

Кузницы

7




Винокуренные заводы

2

Казенный монопольный винный склад и завод Рыбакова.

Скотобойня

1

Городская скотобойня

Примечание: Сот по: ГААК Ф. 174. Оп. 1. Д. 232. Л. 1-110.

Из таблицы мы видим, что в этой части пригорода концентрировалось несколько десятков предприятий, занимавшихся в основном обработкой сельскохозяйственного сырья. Среди них было несколько крупных предприятий, в том числе фабричного типа. Территориально к западной промзоне примыкало предместье Зеленый Клин, где располагались две фабрики (паровая мельница и паровой лесопильный завод), а также мыловаренный завод Пермякова [10, л. 32-34]. Несколько ниже по течению Бии находилась и транспортно-складская зона, включавшая в себя склады нефтепродуктов товарищества «Братья Нобель», склады товарищества «Волга» и пристани Корнилова, Мельниковой, Казенную лесную и другие [11, л. 1-105].

Вторая относительно крупная площадка находилась к северо-западу от Бийска, в районе Казанки, на горе и около Архиерейского взвоза, а также у Согры. Здесь в основном размещались кирпичные заводы (13, включая паровой) и кузницы (22) [12, л. 38-110].

Третья площадка примыкала к городу с северо-востока и находилась у Кузнецкого взвоза. В ее состав входили 10 маслобойных, 5 кирпичных заводов, воскобойный завод, пивоваренный завод М.Ф. Будкевич и 8 кузниц [12, л. 1-110]. Здесь крупных предприятий не было совсем. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что тут было далеко до удобных источников воды (промзона стояла на горе). Зато здесь было ближе всего до основных сухопутных дорог на север – Барнаульского и Кузнецкого тракта.

Четвертая площадка находилась за рекой Бией. В нее помимо фабрики Бородиных входило еще 3 кирпичных завода, несколько кожевенных и маслобойных. Отдельно от всех располагался кожевенный завод Морозовой.

В целом моно отметить, что в пригороде и в пригородных предместьях располагались практически все маслобойные, мыловаренные, воскобойные, кирпичные, кожевенные заводы и кузницы Бийска. В центральной части Бийска (1-й и 2-й полицейский районы) промышленных предприятий не было совсем, а в 3-ем и 4-м районах – только по окраинам их.

Что касается причин такого размещения предприятий в дореволюционном Бийске, то мы выделяем следующие: наличие удобных площадок в пригородной зоне, более низкая арендная плата за землю, совмещение ряда предприятий с купеческими загородными заимками. Например, в составе западной промышленной зоны находились купеческие заимки при кожевенных заводах Ракина и Постовалова, при мыловаренном заводе Новоселова, при винокуренном заводе Рыбакова был целый заводской поселок, включавший дом купца.

Немаловажное значение играло и то, что власти Бийска специально проводили политику вноса промышленных производств за городскую черту. Об этом свидетельствуют некоторые решения Бийской городской думы. Например, бийский мещанин П.В. Пашков просил городскую думу разрешить ему открыть в каменной пристройке по Подгорной ул. и Вознесенскому пер. мыловаренный и салотопенный завод. На заседании 20 ноября 1909 года городская дума Пашкову отказала с формулировкой «ввиду нахождения участка, просимого Пашковым в центре города» [13, л. 190]. В то же время дума охотно разрешала открывать новые заводы в пригороде. В том же 1909 году такие разрешения получили купец Иван Соломин на постройку паровой мельницы на окраине Заречья (4 августа), Андрей Постовалов на устройство кожевенного завода западнее Бийска (24 августа) и мещанин И. Селиверстов на устройство овчинного завода там же (10 сентября) [13, л. 9-10, 80, 101]. Таким образом, можно смело говорить о целенаправленной политике городских властей Бийска в вопросе размещения городской промышленности.

В результате проведенного исследования мы пришли к выводу, что основная часть как крупных, так и средних и мелких промышленных предприятий Бийска в период конца XIX – начала XX века размещалась либо за городом (в пригородных промзонах или в предместьях) либо на окраинах жилой застройки. В центре Бийска не было промышленности совсем. Этим Бийск отличался от ряда других сибирских городов. Как правило, в более крупных городских поселениях часть предприятий (даже фабрик) находилась в центре и соседствовала с жилыми кварталами. В то же время в средних и мелких городах именно такое положение дел, как в Бийске, являлось нормальным. Однако для выявления закономерностей в этой области необходимо подробное исследование промышленного развития других малых и средних сибирских городов данного периода.

Примечания.

1. Баландин С.Н. Архитектура Барнаула. 0 Барнаул, 1974.

2. Баландин С.Н. Новосибирск. История градостроительства. 1893-1975. – Новосибирск, 1978.

3. Гончаров Ю.М., Литягина А.В. Очерки истории города Бийска (вторая половина XIX – начало XX века). – Барнаул, 2009.

4. Ивонин А.Р. Города Западной Сибири в последней четверти XVIII – начале 60-х годов XIX века (динамика городского пространства). – Барнаул, 2009.

5. Копылов Д.. Прибыльский Ю. Тобольск. – Свердловск, 1975.

6. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX – начале XX века. Экономика. Население. Застройка и благоустройство. – Барнаул, 2007.

7. Тяпкина О.А. Малые города Западной Сибири по второй половине XIX века: социально-экономическое исследование. – Новосибирск, 2008.

8. Юдалевич. М.И. Барнаул. – Барнаул, 1991.

9. Государственный архив Алтайского края (ГААК). Ф. 174. Оп. 1. Д. 141.

10. ГААК Ф. 54. Оп. 1. Д. 4.

11. ГААК Ф. 170. Оп. 1. Д. 956.

12. ГААК Ф. 174. Оп. 1. Д. 232.

13. ГААК Ф. 175. Оп. 1. Д. 23.

Заявка

  1. Дегтярев Данил Сергеевич

  2. Алтайский государственный университет, аспирант.

  3. Научный руководитель – доктор исторических наук, профессор Ю.М. Гончаров.

  4. Секция «Азиатская Россия в XVII – XX вв.»

  5. Тема доклада: «Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX - начала XX века (на примере Бийска)».

  6. Алтайский государственный университет, 656049, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 61. Тел (3852) 66-84-58.

  7. Адрес автора: 656008, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Партизанская, 140, кв. 168. Тел (3852) 38-22-55 (дом) или 8-961-238-20-64 (моб). Электронный адрес: danildegtyarev@yandex.ru.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconПроблема «интеллигенция и революция» в российской анархистской публицистике...
Ведущая организация – Российская Академия Государственной Службы при Президенте РФ

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconСоциально экономическое развитие калмыкии во второй половине XIX начале XX вв
Охватывает период конца XIX – начала ХХ веков. Значительное место в исследованиях У. Э. Эрдниева занимают проблемы развития калмыцкого...

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconЗагладина Х. Т. «История России с древнейших времён до конца XIX...
Рабочая (учебная) программа по истории составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного)...

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconТематическое планирование по истории 6,7,8,9 классы Новая история 19-начала 20 века
Поурочные методические рекомендации к учебнику А. Н. Сахарова «История России с древнейших времен до конца XVII века»

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconИстория российской печати конца XIX начала XX веков
Н. В. Куксанова доктор исторических наук, профессор (Новосибирский госуниверситет)

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconПеречень вопросов для переаттестации по дисциплине
Американский институционализм конца XIX — начала XX вв. (Торстейн Веблен, Джон Коммонс, Уэсли Митчелл)

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconТема История зарождения и развития институционализма с конца ХIХ до начала ХХI века
Тема Теневая экономика в мировой хозяйственной системе. Неформальная экономика

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconАрхитектура малоэтажных жилых зданий на территориях южно-российского...
Охватывают исторический период этнокультурного развития Южно-Российского региона с ХVI века до начала ХХI века

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconМетодические рекомендации по выполнению самостоятельной внеаудиторной...
Этапы эволюции частного и государственного хозяйства. Этапы развития капиталистического предпринимательства в конце XIX века и начала...

Пространственный аспект индустриального развития среднего сибирского города конца XIX начала XX века (на примере Бийска) iconРеферат: Аристотель об этике
Античная философия представляет собой совокупность философских учений, развивавшихся в древнегреческом рабовладельческом обществе...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную