Скачать 139.39 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА ИНСТИТУТ СЕРВИСА, ТУРИЗМА И ДИЗАЙНА КАФЕДРА ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНО-РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА Маркетинг туристских бизнес систем Рабочая программа учебной дисциплины Основная образовательная программа 100400.68 Туризм.Инновационные технологии в туристской деятельности Владивосток Издательство ВГУЭС 2011 ББК **.** Рабочая программа учебной дисциплины «Маркетинг туристских бизнес систем» составлена в соответствии с требованиями ООП: 100400.68.Туризм,10040068. Инновационные технологии в туристской деятельности, на базе ФГОС ВПО. Составитель: Михина И.С., доцент кафедры Туризма и гостинично-ресторанного бизнеса Утверждена на заседании кафедры Туризма и гостинично-ресторанного бизнеса от 28.02.2011 г., протокол №5, редакция 2012 г. Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института сервиса, моды и дизайна ВГУЭС от 21.03.2011 г., протокол № 4 © Издательство ВГУЭС 2011
ВВЕДЕНИЕ Дисциплина «Маркетинг туристских бизнес систем» дает представление о сущности маркетинга в индустрии туризма. В дисциплине рассматриваются основные участники рынка туристских услуг: туроператоры, туристские агентства, туристские дестинации, предприятия питания, перевозчики, сектор средств размещения. Особое внимание уделяется специфике туристского продукта, способам его позиционирования на рынке услуг. При этом выбор методов продвижения туристского продукта зависит от информации, которая может быть получена с использованием первичных или вторичных данных. Важной составляющей частью дисциплины является ряд вопросов, связанных с изучением методов проведения маркетинговых исследований. Грамотное формирование ценовой и коммуникационной политики предприятия способствует его развитию. Знание основ планирования и организации маркетинговой деятельности на предприятии способствует формированию экономических знаний и навыков специалистов сферы туризма. Данная программа построена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО. Учебная программа разработана на основе учебного плана направления подготовки «Туризм». 1.1 Цели освоения учебной дисциплины Целями освоения дисциплины «Маркетинг туристских бизнес систем» являются формирование у магистрантов комплекса основных знаний и умений, необходимых для управления маркетинговой деятельностью в области туризма на основе маркетинговой информации. Задачи дисциплины: -изучить теоретические основы маркетинговой деятельности; - освоить методы маркетинговых исследований; -приобрести знания и навыки в формировании ценовой и коммуникационной политики предприятия; -сформировать комплекс знаний и навыков в планировании маркетинга и организации маркетинговой деятельности на предприятиях туризма. 1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами) Дисциплина «Маркетинг туристских бизнес-систем» относится к базовой части профессионального цикла. Дисциплина «Маркетинг туристских бизнес-системазируется на знании студентами экономики, менеджмента, маркетинга, изученных на 1-3-м курсах бакалавриата.Знания и навыки, полученные при изучении особенностей маркетинговой деятельности в туристской индустрии, позволят слушателям принимать эффективные управленческие решения в их будущей профессиональной деятельности. 1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины. В результате обучения выпускник должен обладать следующими компетенциями: ПК-4 способностью к мониторингу и оценке эффективности процессов в туристской индустрии. Таблица 1. Формируемые компетенции
1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения Объем и сроки изучения дисциплины: Курс читается для магистрантов второго курса в весеннем(4) семестре в объеме 144 учебных часа. На самостоятельное изучение дисциплины магистрантам выделяется 76 часов. Промежуточная аттестация по курсу - экзамен. Основными видами занятий являются лекции и практические занятия. Лекционные занятия проводятся в форме информационных сообщений с максимальным использованием раздаточного материала и средств мультимедиа. Практические занятия проводятся в форме семинарских и практических занятий, дискуссий, индивидуальных выступлений-презентаций магистрантов, разбора конкретных ситуаций туристской деятельности, деловых и ролевых игр. 1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине Текущий контроль предполагает: - проверку уровня самостоятельной подготовки студента при выполнении индивидуального задания; - опросы и дискуссии по основным темам изучаемой дисциплины. - выполнение самостоятельных по блокам изученного материала; - тестирование остаточных знаний (предварительные аттестации). Помимо индивидуальных оценок используются групповые взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами докладов, проектов. Промежуточный контроль знаний магистрантов осуществляется при проведении -экзамен.
2.1 Темы лекций Тема 1. Основные понятия и содержание маркетинга Роль маркетинга в развитии экономики и туризма. Основные понятия и концепции маркетинга. Тема 2. Современное состояние маркетинга в индустрии туризма Развитие сферы услуг в постиндустриальном обществе. Становление и развитие маркетинга в туризме России. Характеристика туристских бизнес-систем. Тема 3. Факторы внешней и внутренней среды маркетинга Общая характеристика внешних и внутренних факторов маркетинга. Анализ внешней и внутренней среды туристского предприятия. Тема 4. Маркетинговые исследования. Исследование рынка услуг Система маркетинговой информации. Маркетинговые исследования и маркетинговая информация. Структура маркетинговой информации. Первичная информация и методы сбора. Характеристика вторичной информации. Кабинетные исследования. 2.2 Перечень тем практических/лабораторных занятий Тема 1. Сегментирование рынка туристских услуг Сегментирование рынка: сущность, понятия и определения. Цели сегментирования. Критерии сегментирования рынка и наиболее распространенные вариации их значений. Требования к сегментам. Сегментирование рынка с учетом параметров продукции. Позиционирование товара. Товарная ниша. Тема 2. Стратегический анализ в туризме Роль стратегического планирования в туризме. Основные стадии стратегического маркетингового планирования. Модель Эндрю Кэмпбелла.SWOT анализ и его применение в маркетинге туризма. Маркетинговая среда в туризме: макро- и микросреда. PEST анализ и его применение. Портфельные модели. Матрица БКГ. Портфельные модели: Матрица Дженерал Электрик. Матрица Ансоффа. Модель Портера для оценки конкурентной среды. Конкурентные позиции. Основные виды конкурентных стратегий. Тема 3. Маркетинговые исследования туристского продукта Туристский продукт: определение и классификации. Трехуровневая модель анализа туристского продукта . Жизненный цикл туристского продукта. Стадии жизненного цикла туристского продукта. Туристский продукт рыночной новизны. Этапы разработки туристского продукта: генерирование идей, разработка замысла туристского продукта и его проверка, разработка стратегии маркетинга по данному продукту, анализ возможностей производства и сбыта, разработка собственно туристского продукта, испытания в условиях реального рынка, разработка элементов дополнения к туристскому продукту. Тема 4. Маркетинговая ценовая стратегия туристских бизнес-систем Сущность цены. Подходы к определению цены. Факторы, влияющие на формирование цены. Затратный и ценностный подходы. Ценообразование, основанное на анализе безубыточности. Ценовая эластичность спроса. Факторы, влияющие на эластичность спроса по цене. Стратегии ценообразования. Скидки. Тема 5. Маркетинговые коммуникации в туризме Программа общих маркетинговых коммуникаций: реклама, стимулирование сбыта, связи с общественностью, персональные продажи для достижения целей маркетинга и рекламирования. Отличительная особенность рекламы в сфере туризма. Цели рекламы. Классификация видов рекламы. Стимулирование сбыта. Связи с общественностью. Цель связи с общественностью. Особенности личных продаж. Тема 6. Планирование маркетинга. Организация и деятельность маркетинговой службы предприятия. Составление планов конкретных действий, разработка маркетинговых программ. Взаимосвязь и взаимообусловленность всех планов предприятия, место плана маркетинга в их общей структуре. Структуры маркетинговых служб (функциональная, товарная, рыночная, региональная). Регламентирующие документы: положение об отделе маркетинга, должностные инструкции работников маркетинговых служб.
Национальные туристские администрации и их роль в маркетинге дестинаций. Стратегия продвижения. Стратегия дестинации. Позиционирование дестинации, создание имиджа, брэндинг. Маркетинговое планирование для национальных туристских администраций. Анализ внешней среды. Государственная политика и туристская стратегия. Маркетинговое планирование Маркетинговые цели и целевые группы. Определение бюджета. Маркетинг основных достопримечательностей, пассажирского транспорта, гостиничного хозяйства, туроператоров.
Программой дисциплины предусмотрено чтение лекций, проведение практических занятий. В течение освоения дисциплины магистранты изучают на лекционных занятиях теоретический материал. На практических занятиях под руководством преподавателя, обсуждают проблемы маркетинговой деятельности, дискутируют по спорным вопросам, решают ситуационные задачи, активно разбирают конкретные ситуации туристской деятельности. Для магистрантов в качестве самостоятельной работы предполагается подготовка докладов, сообщений и презентаций по ключевым вопросам дисциплины, выполнения домашних заданий, индивидуальная работа над маркетинговым планом туристского предприятия.
Для успешного освоения курса дисциплины магистранту предлагается:
1. Для магистрантов в качестве самостоятельной работы предполагается разработка и внедрение маркетинговых мероприятий по продвижению новой туристической компании. При оценке работы будет приниматься во внимание экономическая эффективность маркетинговых мероприятий с точки зрения затрат и их быстрой окупаемости. 2. При выполнении проекта по созданию нового туристского продукта магистрантам предлагаются темы: А) разработка и продвижение лечебно-оздоровительного тура; Б) разработка и продвижение студенческого тура; В) разработка и продвижение мероприятия в рамках событийного туризма; Г) разработка и продвижение свадебного тура. Оценка проекта проводится путем рецензирования работ друг друга.
Для того чтобы магистрант имел четкое представление о структуре рынка туристских услуг и его особенностях необходимо использовать учебник: Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник для студентов вузов / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 214 с. Основы маркетинговых исследований в туризме изложены в учебнике: Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес: учебник/ Н.К. Моисеева –М.: Финансы и статистика, 2009.-496 с. Вопросы маркетинговых коммуникаций в туризме представлены в учебном пособии: Дурович А.П. Маркетинг в туризме: учебное пособие для студентов вузов / А. П. Дурович. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 316 с. Особенности стратегического маркетингового планирования рассматриваются в учебнике: Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М. : Вильямс, 2010. - 656 с. Маркетинговые исследования туристского продукта рассматриваются в учебном пособие: Бутко И.И. Маркетинг в туризме: учеб.пособие [для студентов вузов] / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников ; [под ред. И. И. Бутко]. - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2012. - 416 с. Рекомендуемая периодическая и непериодическая литература поможет студентам выполнять задания самостоятельной работы.
5.1 Основная литература 1. Абабков Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник для студентов вузов / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. - М. : ИНФРА-М, 2011. - 214 с. 2. Бутко И.И.Маркетинг в туризме: учеб.пособие [для студентов вузов] / И. И. Бутко, В. А. Ситников, Е. А. Ситников ; [под ред. И. И. Бутко]. - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2012. - 416 с. 3. Дурович, Александр Петрович. Маркетинг в туризме: учебное пособие для студентов вузов / А. П. Дурович. - М. : ИНФРА-М, 2010. - 316 с. 4. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - М. : Вильямс, 2010. - 656 с. : ил. 5. Моисеева Н.К. Маркетинг и турбизнес: учебник для студ. вузов / Н. К. Моисеева; Рос.междунар. академия туризма. - М. : Финансы и статистика : Советский спорт, 2009. - 496 с. - (Профессиональное туристское образование). 5.2 Дополнительная литература 1. Безрутченко Ю. В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб.пособие [для студентов вузов] / Ю. В. Безрутченко. - 2-е изд. - М. : Дашков и К*, 2012. - 232 с. 2. Кнышова Е.Н. Маркетинг туризма: учебное пособие для студентов образоват. учреждений сред.проф. образования / Е. Н. Кнышова. - М. : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2010. - 352 с. - (Профессиональное образование). Лашманова Н.В. 3. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие для студентов вузов / Н. В. Лашманова, М. Ю. Абабкова. - СПб. : СПбГУП, 2009. - 288 с. - (Библиотека Гуманитарного университета ;Вып. 40). 4. Розанова Т.П. Маркетинг услуг гостеприимства и туризма: Практикум/ Т.П. Розанова, Т.В. Муртузалиева.-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012.-132с. 5.Сарафанова Е.В. Маркетинг в туризме: учебное пособие для студентов образоват. учреждений сред.проф. образования, обучающихся по специальности "Туризм" / Е. В. Сарафанова, А. В. Яцук. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2009. - 240 с. : ил. - (ПРОФИль). 5.3 Полнотекстовые базы данных 1. Информационно-аналитическое агентство ИНТЕГРУМ. 2. Информационно-издательский центр «СТАТИСТИКА РОССИИ». 3. База данных «CТАТКОМИТЕТА СНГ». 5.4 Интернет-ресурсы 1. Официальный сайт Всемирной туристской организации www.unwto.org – статистика, аналитика, прогнозы развития международного туризма. 2. Официальный сайт федерального агентства по туризму Российской Федерации(http://russiatourism.ru) - законодательство, статистические данные, стандарты, справочная информация.
а) программное обеспечение:- б) техническое и лабораторное обеспечение – аудитория с мультимедийным оборудование. Для проведения практических и лекционных занятий требуется компьютерный класс или аудитория с мультимедийным оборудованием.
Вертикальная маркетинговая система- совокупность производителя, одного или нескольких оптовых торговцев и одного или нескольких розничных торговцев, действующих как единая система, в которой один из членов канала либо является владельцем остальных, либо предоставляет им торговые привилегии, либо обладает мощью, обеспечивающей их полное сотрудничество. Демаркетинг- мероприятия, направленные на сокращение спроса за счет, например, повышения цены на товар или услугу, минимизации рекламы и мероприятий по стимулированию сбыта; применяется обычно для престижных и дорогих товаров и услуг, объем производства которых невелик. Жизненный цикл- кривая жизни товара или услуги, включающая 4 основных фазы: введение товара на рынок, экспоненциальная фаза (или фаза роста), стационарная фаза (или фаза зрелости-насыщения) и фаза упадка. Канал распределения - совокупность фирм или отдельных лиц, принимающих на себя или помогающих передавать другому право собственности на конкретный товар или услугу на пути их движения от производителя к потребителю. Маркетинговые исследования - комплекс мероприятий, предполагающих сбор, обработку и анализ информации о состоянии и/или изменениях внешней среды функционирования предприятия, с целью дальнейшего использования для принятия адекватных управленческих решений. Прямой маркетинг (directmarketing) - практика личных продаж, когда товар представляется вустной форме в ходе беседы с одним или несколькими потенциальными покупателями. Наиболеедорогой способ воздействия на покупателя, поэтому обычно применятся для сбыта дорогостоящихили элитных товаров. Ремаркетинг- мероприятия, направленные на возрождение спроса на товар или услугу, становящиеся непопулярными в результате, например, "старения" (см. "жизненный цикл товара"). Стратегия маркетинга- комплекс скоординированных мер, используемых для достижения перспективных долгосрочных целей развития компании, руководствуясь которым организация рассчитывает решить свои маркетинговые задачи и который включает в себя конкретные стратегии по целевым рынкам, комплексу маркетинга и уровню затрат на маркетинг. Франчайзинг- вид вертикального маркетинга, предполагающий внесение оплаты изготовителю за право работать под его руководством. Эластичность спроса - уровень чувствительности поведения покупателя к изменению цены, или изменение объема продаж товара в результате изменения его цены. |
![]() | Фос рассмотрена и принята на заседании кафедры туризма и гостинично-ресторанного бизнеса | ![]() | Целью изучения дисциплины является формирование у студентов системы знаний о содержании работы менеджера на предприятиях ресторанного... |
![]() | ... | ![]() | Профиль Экономика предприятий и организаций (туризм и гостинично ресторанный бизнес) |
![]() | Организованы научные связи специальностей кафедры туризма и ресторанного дела в головных вузах Казну им. Аль-Фараби, Ену им. Л. Н.... | ![]() | Институт туризма и гостеприимства, филиал фгоувпо российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва |
![]() | Основным направлением научной работы кафедры является изучение актуальных проблем гостинично-туристического бизнеса и сервиса | ![]() | Основы организации предприятий ресторанного бизнеса 12 Литература: б-1; о-1; д-1, 2,3, 5, 8, 11,13 12 |
![]() | Эволюция понятия «туризм». Виды туризма, их характеристика и перспективы развития. Типы классификации видов туризма. Специфика делового... | ![]() | Учебная программа рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании кафедры международного туризма фмо |