Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»






Скачать 129.32 Kb.
НазваниеУчебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»
Дата публикации24.01.2018
Размер129.32 Kb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Спорт > Учебное пособие

Министерство образования Рязанской области

ОГБПОУ «Рязанский железнодорожный колледж»

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

по курсу

ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

«Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте»

Тема

ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ И ЕЕ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ

Подготовлено:

Канцеров И.Р.

Капицына А.Е.

Рязань, 2016




ОСОБЕННОСТИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ И ЕЕ РОЛЬ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ


План
1. Роль транспорта в экономическом развитии страны.

2. Сравнительная характеристика разных видов транспорта.

3. Роль и значение железнодорожного транспорта.

4. Особенности железнодорожного транспорта.

5. Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года.



1. Роль транспорта в экономическом развитии страны.
Для экономического развития любой страны важную роль играет транспортная система.
Транспорт представляет собой:

- самостоятельную отрасль производства, осуществляющую перевозку пассажиров и грузов. Вместе с добывающей, обрабатывающей промышленностями и сельским хозяйством продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Продукт только тогда готов к потреблению, когда закончит перемещение к потребителю.

Если транспорт не обеспечит это перемещение, значит, производство продукта не состоялось;
- одно из главных условий развития экономики государства;
- связующее звено между любыми экономическими системами (связывает в единое государственное целое все населенные пункты, раскинувшиеся на тысячи километров);
- фактор развития цивилизации и роста богатства, усиления могущества страны.

Как самостоятельная отрасль транспорт имеет свою продукцию, обладающую рядом особенностей.


Продукцией транспорта являются перевозки, т.е. результат пространст- венного перемещения пассажиров и грузов.
Эта продукция производится и потребляется одновременно. Люди и товары едут вместе со средствами транспорта. Ее нельзя заготовить впрок, чтобы реализовать в период неожиданного сбоя.
Транспорт новой естественной продукции не создает, а перемещает произведенную другими отраслями производства.

Продукция транспорта не имеет сырья.


Единицы измерения транспортной продукции:

- тонно-километры (грузооборот — сумма произведений количества перевезенного груза в тоннах на протяженность участка в километрах);
- пассажиро-километры (пассажирооборот — сумма произведений числа отправленных пассажиров на расстояние их следования);
- тонны (число отправленных тонн груза);
- пассажиры (число отправленных пассажиров).


Единая транспортная система (ETC) включает в себя все взаимосвязанные виды транспорта.
2. Сравнительная характеристика разных видов транспорта.
В стране функционирует целая транспортная система, обеспечивающая перевозки пассажиров и перемещение грузов, тесно связанная и взаимодействующая между всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, водным (речным и морским), воздушным, трубопроводным и др. 
           Грузовые перевозки выполняются всеми видами транспорта и учитываются в тоннах перевозимого груза (по отправлению) и в тонно-километрах (по грузообороту). Пассажирские перевозки также осуществляются практически всеми видами транспорта; бывают дальние, пригородные и городские пассажирские перевозки.

Автомобильный транспорт обладает лучшей маневренностью, благодаря чему груз может быть доставлен потребителю, минуя перегрузочные операции и с большей скоростью, чем по воде и железной дороге. При малых потоках перевозок автомобильный транспорт требует меньших затрат на сооружение дорог. Автомобильный транспорт применяется главным образом для внутрирайонных перевозок грузов и пассажиров, завоза и вывоза их на железные дороги. 
Водный транспорт (речной и морской) требует сравнительно небольших затрат на освоение путей сообщения. Средняя стоимость перевозок по внутренним водным путям примерно такая, как на железнодорожном транспорте. 
   Речной транспорт по скорости уступает железнодорожному. Использование судов на подводных крыльях повышает скорость пассажирских перевозок.

К недостаткам речного транспорта относятся:
- извилистость путей сообщения, увеличивающая их длину; мелководье некоторых рек в конце летнего периода;
- прекращение судоходства в зимнее время. Речной транспорт используют в основном для перевозки между пунктами, расположенными на речных путях, а также в смешанных железнодорожно-водных сообщениях. 

Морской транспорт имеет свои особенности. Здесь скорость движения выше, чем на речном транспорте. По регулярности морской транспорт уступает железнодорожному, так как некоторые порты замерзают в зимний период времени. В Арктике используют ледоколы и ледокольные транспортные суда. В их числе «Арктика», «Сибирь», «Ленин» и др. (некоторые ледоколы стали музеями и учебными судами).

Морской транспорт является основным видом транспорта в обеспечении торговых связей более чем со 145 странами мира и обслуживании приморских районов страны. 
         Воздушный транспорт является самым скоростным видом в общей транспортной системе страны.

К его важнейшим преимуществам относятся:
- возможность быстрой организации регулярной связи между любыми районами страны, где отсутствуют другие виды транспорта;
- воздушные маршруты короче соответствующих маршрутов по железным и автомобильным дорогам примерно на 25—30 %, а по морским и речным путям — почти на 50 %;
- требуют меньших удельных капитальных вложений, приходящихся на один километр линий, по сравнению с другими видами транспорта.
   Основными недостатками воздушного транспорта являются:
- высокий удельный расход топлива и высокая себестоимость перевозок;
- регулярность воздушных сообщений зависит от метеоусловий.
     Этот вид транспорта используется в основном для пассажирских перевозок, а также для перевозки почты, дорогостоящих (пушнины) и скоропортящихся (живой рыбы, фруктов, цветов и др.) грузов. Кроме того, он применяется в сельском и лесном хозяйствах, в производстве аэрофотосъемок при изыскании новых линий железных дорог, автодорог, трубопроводов и др. Помимо самолетов на воздушном транспорте используют вертолеты.
    Трубопроводный транспорт имеет самую низкую себестоимость транспортировки грузов. По трубопроводам перемещается более 95 % добытой нефти.

Основными преимуществами трубопроводного транспорта являются:
- стоимость сооружения одного километра нефтепровода почти в два раза меньше стоимости строительства одного километра железнодорожной линии;
- нефтепровод может быть проложен повсеместно и по наиболее короткому направлению;
- благодаря более высокой герметичности перекачки жидкого груза трубопроводный транспорт обеспечивает сокращение потерь нефти в 1,5 раза по сравнению с железнодорожным и в 2,5 раза по сравнению с водным транспортом.
В целом грузооборот всех видов транспорта в 1998 г. в России составил 1202 млрд. т-км, пассажирооборот — 408 млрд. пасс.-км.

Для сокращения транспортных затрат, повышения качества обслуживания пассажиров и грузовладельцев в целом важное значение имеет четкое взаимодействие всех видов транспорта:
- координация и согласование работы в области планирования и распределения перевозок, рационального использования технических средств;
- разработка и внедрение единых технологических процессов работы станций, подъездных путей, предприятий, портов, пристаней;
- согласование графиков и расписаний движения поездов, автобусов, самолетов, речных и морских судов и др.

 

3. Железнодорожный транспорт - основной вид транспорта в Российской Федерации



Железнодорожный транспорт играет огромную роль в народно-хозяйственном комплексе России.

Российский железнодорожный транспорт — это системообразующая отрасль экономики нашего государства.

От его работы зависит бесперебойная работа всех ее секторов. В этой связи его реформа имеет важное значение в поддержании социально-экономической стабильности и обеспечении роста и эффективности экономики в стране.

Особая роль железнодорожного транспорта состоит в развитии транспортной инфраструктуры на направлениях запад—восток, север—юг. В недалекой перспективе он станет центральным звеном в создании пяти евроазиатских транспортных коридоров, транспортным мостом между Европой, Азией и Америкой.

Российские железные дороги являются одними из крупнейших в мире и обеспечивают 25% мирового грузооборота и 15% мирового пассажирооборота.

В России одной из основных транспортных артерий является железная дорога (ЖД), поскольку на нее приходится более 40% пассажирооборота и 80% всего грузооборота государства.

Значение железнодорожного транспорта в России основополагающее, ведь наша страна отличается большими расстояниями. От эффективной работы данной системы зависит уровень развития экономики государства. Ежегодно благодаря слаженной работе железной дороги перевозится:

- около 98% марганцевой и железной руды,

- 92% черных металлов,

- 88% минеральных и химических удобрений,

- 87% каменного угля и кокса.

Со времен первого строительства железной дороги в России, а произошло это в 1830 году данный вид транспорта требует больших капиталовложений, но, несмотря на это ЖД имеет ряд преимуществ:

  1. функционирует круглосуточно при любых погодных условиях;

  2. имеет низкую стоимость перевозок (особенно при перевозках на большие расстояния);

  3. связывает все области и районы России;

  4. имеет самый низкий коэффициент воздействия на окружающую среду.

Уже сегодня из центра Европы идет прокладка ширококолейной линии (1520 мм) с выходом на российскую транспортную магистраль. На востоке усиливаются подходы к морским портам, модернизируются контейнерные терминалы, вводится в эксплуатацию новый подвижной состав для перевозки контейнеров, развивается высокоскоростное движение по специальным ниткам графика. Российский транзит значительно увеличивает объем двухсторонней торговли.
Железнодорожный транспорт всегда способствовал развитию экономики государства.
Россия — это страна с большими расстояниями. Если нет эффективной транспортной системы, то нет и государства.

Все районы и области России связываются воедино железными дорогами, тем самым обеспечивая потребности в перевозках не только население, но и промышленность, сельское хозяйство. Все виды транспорта дополняют друг друга и составляют единую транспортную систему.

Российские железные дороги включают в себя 16 дорог, общая эксплуатационная длина которых на 1.01.2015г. составила 85,2 тыс. км. Железные дороги России занимают первое место в мире по протяженности электрифицированных магистралей, второе место — по эксплуатационной длине железных дорог (после США), третье место — по перевозкам грузов (после Китая и США), грузообороту (после США и Китая), перевозкам пассажиров (после Японии и Индии).

Железные дороги включают в себя инженерные сооружения и различные технические устройства и средства, обеспечивающие своевременное, полное и качественное удовлетворение потребностей населения и народного хозяйства в перевозках.
Сюда входят:
           - железнодорожный путь;
           - подвижной состав (локомотивы и вагоны);
           - сооружения локомотивного и вагонного хозяйства;
           - сооружения и устройства сигнализации, связи и вычислительной техники;
           - электро- и водоснабжение;
           - железнодорожные станции и узлы.
           

Бесперебойная и безаварийная работа такого многоотраслевого хозяйства требует взаимоувязанной и слаженной работы всех звеньев. 
           В этой связи инженер путей сообщения, выпускник транспортного вуза любой специальности, должен обладать необходимыми знаниями и иметь представление о работе смежных отраслей железнодорожного транспорта. Он должен также знать и представлять роль, занимаемое место и взаимосвязь железнодорожного транспорта в единой транспортной системе страны, принципы распределения перевозок между всеми видами транспорта с учетом экономических показателей и рыночных отношений — железнодорожным, автомобильным, речным и морским, воздушным, трубопроводным, промышленным и др. 


    4. Особенности железнодорожного транспорта
В ETC Российской Федерации ведущая роль принадлежит железнодорожному транспорту.

Железнодорожный транспорт среди всех видов наиболее приспособлен к массовым перевозкам, функционирует круглые сутки независимо от времени года и погоды, что особенно важно для России с ее различными климатическими зонами. Железные дороги являются универсальным видом транспорта для перевозок всех видов грузов при сравнительно небольшой себестоимости и высокой скорости их доставки потребителю. Железнодорожный транспорт по сравнению с другими видами в меньшей степени воздействует на окружающую среду и имеет меньшую энергоемкость на выполнение перевозочной работы. 
       Перевозка грузов по железным дорогам экономически выгодна на больших расстояниях.

Это объясняется более высокой долей расходов, не зависящих от дальности перевозок и удорожающих их себестоимость на коротких расстояниях. Средняя дальность перевозки одной тонны груза на железнодорожном транспорте на 1.01.2015 г. составила 957 км, а на автомобильном — всего 21 км.

При этом себестоимость перевозки тонны груза по железным дорогам более чем в пять раз ниже, чем при перевозке автомобильным транспортом. По грузообороту железнодорожный транспорт занимает первое место в единой транспортной системе страны и является основным видом транспорта общего пользования в системе народного хозяйства. 
           Железнодорожный транспорт является наиболее универсальным видом транспорта для обеспечения перевозок в межрайонных и во внутрирайонных сообщениях. Железные дороги по сравнению с другими видами транспорта в меньшей степени воздействуют на окружающую среду и имеют меньшую энергоемкость перевозочной работы. Железнодорожный транспорт наиболее приспособлен к массовым перевозкам. Он функционирует днем и ночью независимо от времени года и атмосферных условий. 


       

Железнодорожный транспорт имеет следующие технико-экономические особенности:
- возможность прокладки на любой сухопутной территории;
- осуществление перевозок на огромных пространствах (с запада на восток — 10 тыс. км, с севера на юг — 3,5 тыс. км);
- регулярность перевозок в любое время суток, года, независимо от климатических условий;
- массовость перевозок;
- возможность перевозки сверхнегабаритных грузов;
- реализация больших скоростей движения при относительно высокой степени безопасности;
- большая маневренность в использовании вагонного парка, изменение направлений вагонопотоков в обход поврежденных или загруженных участков;
- относительно низкая себестоимость перевозок грузов и пассажиров;
- наименьшее отрицательное воздействие на окружающую среду;
- большая значимость во внешнеэкономических связях и в деле обороны страны.

Основные показатели работы железных дорог:


- грузонапряженность железных дорог. Данный показатель вычисляет количество провозимого груза за определенный промежуток времени. Иногда может рассчитываться приведенная грузонапряженность через приведенный грузооборот. Грузонапряженность железных дорог характеризуется средним количеством.

- пассажирооборот железнодорожного транспорта – объем транспортной работы по перевозкам пассажиров, вычисляется в пассажиро-километрах за год.

- грузооборот железнодорожного транспорта – объем транспортной работы по перевозкам грузов, вычисляется в тонно-километрах за год.

5. Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года


Реализация мероприятий по повышению эффективности перевозок способствовала улучшению основных качественных показателей работы железнодорожного транспорта.
За последние годы повысилась участковая скорость движения грузовых поездов, снизился оборот грузового вагона, увеличен средний вес грузовых поездов, а также среднесуточная производительность локомотива и грузового вагона.

В 2008 году правительством страны была разработана стратегия развития железнодорожного транспорта до 2030 года. Она предусматривает расширение сети железных дорог, выход технического и технологического железнодорожного транспорта на мировой уровень, повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта страны. В течение ближайших 14 лет планируется постройка важных стратегических, социально-значимых и грузообразующих линий, общая протяженность которых составит более 15800 км.

Стратегией государства предусмотрено:

- ввести более 20 000 км новых ЖД линий,

- организовать транспортное обеспечение 18-ти перспективных месторождений полезных ископаемых и промышленных зон,

- создать линии, которые обеспечат движение пассажирских поездов скоростью до 350 км/ч, протяжностью 1528 км,

- обновить подвижной состав (закупка 23000 локомотивов, 900 000 грузовых вагонов и 30000 пассажирских),

- увеличить плотность ЖД сети на 23,8%, при этом полностью ликвидировать ограничения провозной и пропускной способности.

Для выполнения поставленных целей на развитие ЖД транспорта выделены более 13 трлн. руб., кроме этого в планах активно использовать и механизм государственно-частного партнерства. На строительство новых железнодорожных линий государством будет выделено 40% инвестиций, на развитие уже существующих объектов – 31%, на обновление подвижного состава 29%.

При реализации вышесказанного в жизнь удастся обеспечить социально-экономический рост, возрастет мобильность населения, оптимизируется товародвижение, укрепиться экономический суверенитет, национальная безопасность, обороноспособность страны, снизятся совокупные транспортные издержки, повыситься конкурентоспособность национальной экономики.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconРабочие программы дисциплин в структуре Основной образовательной...
Системы обеспечения движения поездов (специализация "№2 Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте")

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconСписок электронных аналогов печатных изданий издательства умц ждт
Автоматика и телемеханика железнодорожного транспорта: учебное пособие: электронный аналог печатного издания / В. В. Сапожников [и...

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconТеоретический курс обучения Основная литература для изучения теоретического...
Экономика и управление на железнодорожном транспорте: учеб пособие / Е. В. Гусарова, В. В. Комарова. Двгупс. 2008

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconРабочая программа по дисциплине Введение в специальность
Дисциплина «Введение в специальность» является вводным предметом специальности «Организация перевозок и управление на транспорте...

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconАверин Алексей Александрович
Образование: Московский институт инженеров железнодорожного транспорта Специальность: Управление процессами перевозок на железнодорожном...

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconМонография посвящена проблеме согласования разнонаправленных экономических...
«Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте» имеет более чем 60-ти летнюю историю. Филиалы гоу «Учебно-методический...

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconЛитература Введение
Учебное пособие предназначено для магистров дневного и заочного отделений экономических специальностей. Данное учебное пособие может...

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconУчебно-методическое пособие к расчетно-графической работе и дипломному...
Определение экономической эффективности от введения устройств аб и дц на железнодорожном транспорте : учебно-методическое пособие...

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconК. Г. Бондаренко управление и планирование материально-техническими...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов IV-V курсов экономических специальностей. Одобрено кафедрой «Экономика и...

Учебное пособие по курсу введение в специальность «Автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте» iconВведение в специальность
Введение в специальность : учебно-справочное пособие / сост. А. А. Фаттахов; Восточная экономико-юридическая гуманитарная академия...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную