Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв






Скачать 120.5 Kb.
НазваниеОбоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв
Дата публикации21.06.2015
Размер120.5 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Спорт > Документы
Заместителю Министра транспорта РФ

Олерскому В.А.
№ 2-02/238 от 6 октября 2011 г.

Уважаемый Виктор Александрович!
Ассоциация портов и судовладельцев речного транспорта направляет дополнительное обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв. Убедительно просим повторно обратиться в Минфин РФ по согласованию проекта Постановления Правительства РФ «О мерах государственной поддержки организаций внутреннего водного транспорта на осуществление деятельности в межнавигационный период». (Приложение на 10 стр.).

Президент АПСРТ А.М. Зайцев

Обоснование

мер государственной поддержки речного транспорта

в части субсидирования процентов по кредитам

на межнавигационный разрыв.
Экономика речного транспорта России в значительной степени определяется условиями навигации, и сложность производственной деятельности речных организаций, особенно в северных бассейнах, где продолжительность навигации составляет 3-4 месяца в году, не имеет прецедента в других странах с развитым речным транспортом. Поскольку производственная деятельность организаций речного транспорта носит сезонный характер, в межнавигационный период при отсутствии доходных поступлений от перевозочной и погрузочно-разгрузочной деятельности организации вынуждены нести расходы по содержанию имущества, уплате налогов и подготовке транспортных и перегрузочных средств к навигации.

Именно по этой причине для речного транспорта России традиционно выделялись из федерального бюджета целевые ассигнования на покрытие кассового разрыва в межнавигационный период.

Такая государственная поддержка речного транспорта обоснована не только текущими обстоятельствами, но и рядом существенных общеэкономических преимуществ речного транспорта.

Российская Федерация располагает одной из самых протяженных в мире сетей внутренних водных путей – 101,5 тыс. км., по которой ежегодно перевозится более 150 млн. тонн грузов и около 20 млн. пассажиров, работает более 30 тыс. судов (1500 судовладельцев). Речной транспорт обслуживает 61 субъект Российской Федерации, а также осуществляет внешнеторговые перевозки.

Внутренний водный транспорт обладает рядом значимых преимуществ:

- является безопасным и энергосберегающим видом транспорта с низким уровнем загрязнения атмосферы и водной среды;

- осуществляет основные объемы перевозок грузов и пассажиров в регионах Крайнего Севера, являясь практически безальтернативным и жизнеобеспечивающим;

- обеспечивает перевозки массовых грузов, прежде всего, минерально-строительных, с низкой себестоимостью, а также крупногабаритных грузов, которые невозможно перемещать иными видами транспорта;

- обладает значительным потенциалом роста.

В силу российских климатических особенностей работа внутреннего водного транспорта носит ярко выраженный сезонный характер и ограничена сроками открытия и закрытия навигации. Навигационный период в большинстве речных бассейнов составляет 200-250 суток, в районах Крайнего Севера и Арктики – 100 суток и менее (экспедиционный завоз).

Речной транспорт России является жизнеобеспечивающим видом транспорта в районах Крайнего Севера и приравненным к ним местностям в условиях отсутствия железнодорожного сообщения с населенными пунктами и промышленными зонами, а также из-за отсутствия автомобильных дорог с твердым покрытием. Использование речного транспорта в этих условиях, кроме выполнения функции жизнеобеспечения, приносит значительную экономию средств, поскольку себестоимость и энергоемкость перевозок речным транспортом в десятки раз ниже по сравнению с возможным альтернативным транспортом – воздушным.

В декабрьском 2010 года Послании Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации поставлена задача: «Наша цель – повысить к 2020 году энергоэффективность экономики на 40%». Самый реальный путь решения этой задачи на транспорте – развитие речного транспорта, который объективно является самым энергосберегающим видом транспорта, с самым низким уровнем загрязнения атмосферы и воды. Железнодорожный локомотив потребляет в 8 раз, а большегрузное автотранспортное средство в 26 раз больше энергии на один тонно-километр перевозок груза, чем речное транспортное судно.

При этом речной транспорт является одним из самых безопасных видов транспорта. По данным специальной комиссии Евросоюза, изучающей вопросы развития внутренних водных путей в Европе, негативные последствия от аварий на речном транспорте происходят в 178 раз реже, чем по причине аварий большегрузных автомобильных транспортных средств, и в 13 раз реже, чем при авариях на железной дороге.

«Качество окружающей среды должно стать важнейшим из показателей качества жизни и одним из основных показателей социально-экономического развития территорий…», сказано в послании Президента России.

Решение задачи улучшения качества окружающей среды с позиции транспорта в большой мере может быть обеспечено всемерным развитием речного транспорта.

Европейский опыт развития перевозок, особенно в приречных регионах Рейна и Дуная подтверждает, что в условиях крайней загруженности автомобильных дорог, ухудшения экологической обстановки, речной транспорт может активно участвовать в осуществлении комбинированных перевозок грузов.

После того, как население и экономика европейских стран стали просто задыхаться от переизбытка автомобилей и по дорогам центральной Европы из-за пробок, особенно в летний период отпусков, стало невозможно перемещаться, наряду с установлением жестких стандартов для автомобилей по топливу, на уровне ЕС, КЕС, ЕЭК ООН, правительств стран Европы был разработан и успешно до настоящего времени реализуется целый ряд программ, направленных на развитие речного транспорта как наиболее экологичного.

Это позволило за речным транспортом не только сохранить традиционные для него массовые навалочные грузы, но и переключить на него с автомобильного транспорта значительную часть контейнеров для получателей центральных приречных регионов Европы, доставляемых по морю.

Этот опыт показывает, что речной транспорт России, при надлежащем к нему отношении, может быть востребованным и внести весомый вклад в решение проблем, стоящих перед транспортными системами, как для обеспечения международных, так и для внутренних перевозок.

В условиях Российской Федерации отсутствие государственной поддержки организациям внутреннего водного транспорта приводит ко все более возрастающему выводу флота из эксплуатации по причине несвоевременного выполнения ремонта и, как следствие, падению объема перевозок и сокращению численности работников. И это притом, что в некоторых регионах Российской Федерации организации внутреннего водного транспорта являются градообразующими.

Отсутствие возможности создания финансовых резервов не позволяет своевременно проводить ремонт, обновление флота и портовой перегрузочной техники. Так, по состоянию на 2010 г. средний возраст судов составляет более 30 лет, их износ – более 90%, портовая перегрузочная техника находится в эксплуатации свыше 40 лет.

Низкая доступность банковских кредитов на осуществление деятельности приводит к необходимости вывода судов из эксплуатации на 2-3 месяца ранее намеченных сроков (в различных бассейнах от 10% до 30% от общего количества флота).

В межнавигационный период флот судоходных компаний выводится на зимний отстой, осуществляется ремонт судов и перегрузочной техники. Работники состава речных судов в этот период находятся в оплачиваемых отпусках и отгулах за сверхнормативную работу в течение навигации. Перед началом навигации осуществляется снабжение и подготовка флота, в том числе обязательное техническое освидетельствование, закупка топлива. В межнавигационный период услуги по перевозке грузов и пассажиров не осуществляются, и, соответственно, отсутствуют финансовые поступления, что приводит к т.н. «кассовому разрыву». Удельный вес кредитов в оборотных средствах организаций внутреннего водного транспорта составляет порядка 50%.

Для подготовки финансово-экономического обоснования были проанализированы отчетные данные о деятельности организаций внутреннего водного транспорта. Анализ динамики доходов и расходов организаций речного транспорта показывает, что в межнавигационный период (сумма значений IV кв. предыдущего года и I кв. текущего года) расходы значительно превышают доходы предприятий. В период навигации увеличиваются расходы на материалы и топливо, а в межнавигационный период на ремонт флота и портового перегрузочного оборудования. Следует отметить, что суммы выплаченной заработной платы в IV и I кварталах отражают сложившуюся систему суммированной выплаты заработной платы за работу в период навигации в выходные дни и сверх нормальной продолжительности рабочего времени (отгулы за период навигации), и не соответствуют реально начисленной работникам заработной плате в этот период. Кроме того, в соответствии с установленными требованиями ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации, недоиспользованные на конец налогового периода суммы резерва подлежат обязательному включению в состав налоговой базы текущего налогового периода.

В части, касающейся затрат на ремонт флота во II квартале, такие затраты формируются как суммированные расходы по зимнему судоремонту и отражаются в отчетах в зависимости от сроков ввода судов в эксплуатацию. В этой связи существует необходимость списания затрат на оборудование и расходные материалы, использованные при проведении зимнего ремонта судна, непосредственно в срок ввода судна в эксплуатацию.

Предусмотренные налоговые льготы (постановление Правительства Российской Федерации от 6 апреля 1999 года № 382 «О перечнях сезонных отраслей и видов деятельности, применяемых для целей налогообложения», а также ст. 324 и ст. 324.1 Налогового кодекса Российской Федерации) являются недостаточными для обеспечения устойчивого функционирования деятельности российских судоходных компаний.

Расчет потребностей в кредитных ресурсах для организаций речного транспорта на межнавигационный период (межнавигационный разрыв) произведен на основе анализа отчетных данных организаций речного транспорта по краткосрочным кредитам на межнавигационные периоды (по форме 1):

2006-2007 гг.

2007-2008 гг.

2008-2009 гг.

2009-2010 гг.

Расчет по этим периодам дает возможность оценить влияние на производственную деятельность организаций речного транспорта состояния российской экономики, в т.ч. проявление признаков финансового кризиса.

По расчету непосредственно по отчетам предприятий и анализу их отчетных данных за IV квартал предыдущего года и I и II кварталы текущего (последующего) года по фактическим суммам краткосрочных кредитов, суммы использований краткосрочных кредитов составили:

- за межнавигационный период 2006-2007 гг. – 6154,2 млн. руб.

- за межнавигационный период 2007-2008 гг. – 4842,8 млн. руб.

- за межнавигационный период 2008-2009 гг. – 5678,4 млн. руб.

- за межнавигационный период 2009-2010 гг. – 4480,5 млн. руб.

Исходя из этих данных, полученных на основании отчетов организаций речного транспорта по фактически используемым кредитным ресурсам на межнавигационный разрыв, можно сделать вывод, что заявленная сумма в 5 млрд. рублей является минимальной. При это необходимо учесть, что отчетные данные по форме 1 охватывают лишь 40-50 предприятий речного транспорта, что из-за высоких процентных ставок организации ограничивали себя в получении кредитов, и это послужило причиной снижения затрат на ремонт и подготовку судов и перегрузочной техники к навигации.

Создание условий, при которых у судоходных компаний появится возможность формирования финансовых резервов на ремонт и строительство флота, повысит конкурентоспособность российских судовладельцев, что особенно актуально в связи с реализацией одобренного Правительством Российской Федерации комплекса мер по открытию внутренних водных путей Российской Федерации для плавания судов под флагами иностранных государств.

Увеличение объема перевозок грузов и инвестиционных ресурсов судоходных компаний усилит эффект от реализации комплекса мер подпрограммы «Внутренний водный транспорт» федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», основными целями которой являются повышение конкурентоспособности транспортной системы и транзитного потенциала Российской Федерации, комплексной безопасности транспортной системы Российской Федерации. В свою очередь, это приведет к еще более эффективному использованию 165 млрд. рублей, выделяемых из бюджета на реализацию упомянутой подпрограммы. Также можно ожидать улучшение показателей общественной эффективности подпрограммы, интегральный эффект которой за период до 2040 года оценивается в 106,8 млрд. рублей.

По предварительным расчетам выделению бюджетных ассигнований в размере 200 млн. рублей в 2011 году окажет положительное воздействие на состояние бюджетов всех уровней, так как позволит обеспечить налоговые поступления от организаций внутреннего водного транспорта: НДС в объеме 2344 млн. руб. (за вычетом сумм возмещения), налог на прибыль – 128 млн. руб., отчисления в социальные фонды – 1833 млн. руб., подоходный налог – не менее 1000 млн. руб. Только за счет прироста объема транспортной работы благодаря качественной подготовке флота и портовой механизации налоговые поступления в федеральный и региональные бюджеты превысят 1 млрд. руб., что кратно превышает размер субсидий за счет средств федерального бюджета затрат по процентам за пользование кредитами.

Государственная поддержка организаций внутреннего водного транспорта позволит стабилизировать работу в сложившейся экономической обстановке, восстановить транспортное обслуживание самым дешевым и экологически чистым видом транспорта в объемах, необходимых для устойчивого функционирования экономики субъектов Российской Федерации, в том числе обеспечить завоз оборудования для обустройства нефтегазовых месторождений, перевозку энергоносителей (нефтепродукты и уголь) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, а также в труднодоступные районы Арктики, где водный транспорт является безальтернативным и жизнеобеспечивающим видом транспорта.

Создание условий стабильного финансирования внутреннего водного транспорта в межнавигационный период позволит за счет качественной подготовки флота и портовой механизации к навигации обеспечить своевременный ввод судов в эксплуатацию, повышение производительности и продолжительности эксплуатационного периода в навигацию. За счет увеличения добычи и перевозок нерудных строительных материалов как наиболее экологичного и экономически эффективного способа поставки строительных материалов будет происходит эффективное развитие строительной и дорожно-строительной отраслей народного хозяйства России.

Результаты реализации мер государственной поддержки выходят за рамки решения проблем только организаций внутреннего водного транспорта. Создание благоприятной экономической среды для судоходных компаний окажет позитивное влияние как на показатели транспортной системы страны в целом, так и на развитие потребителем продукции целого ряда отраслей: металлургии, химической и электронной промышленности, машиностроения и других; дорожно-строительных и топливно-энергетических организаций; окажет позитивное влияние и на социально-экономическую стабильность регионов в части развития сферы услуг и, как следствие, увеличения трудовой занятости.

ПРИМЕР РАСЧЕТА

(в рублях)

размера субсидии, предоставляемой за счет средств федерального бюджета по кредиту в валюте Российской Федерации


  1. Дата предоставления кредита: 2011-2012 гг.

  2. Срок погашения кредита по кредитному договору: 12 мес.

  3. Сумма полученного кредита: 100 000 тыс. руб.

  4. Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации на дату уплаты процентов по кредиту: 8,25% (на 01.06.2011г.).

в тыс. рублей

Остаток ссудной задолженности, исходя из которой начисляется субсидия

Количество дней пользования кредитом в расчетном периоде

Размер субсидии в размере 100% ставки ЦБ РФ

гр. 1 х гр. 2 х стр. 4

100 х 365

Размер субсидии в доле от ставки ЦБ РФ

3/4

2/3

По кредитному договору

№… от…













1 квартал

100 000

90

100000 х 90 х 8,25

100 х 365 =2034







2 квартал

75 000

91

75000 х 91 х 8,25

100 х 365 = 1543







3 квартал

50 000

92

50000 х 92 х 8,25

100 х 365 = 1040







4 квартал

25 000

92

25000 х 92 х 8,25

100 х 365 = 520







ИТОГО за год

Х

5137

3853

3425


Примечание: в расчете принято, что:

  1. Основной долг выплачивается банку равномерно по 25000 тыс. руб. в квартал.

  2. Проценты по кредиту выплачиваются и субсидируются ежеквартально.

  3. В случае принятия решения о субсидировании 2/3 ставки ЦБ РФ, условно на 100 млн. руб. кредита сроком на 1 год расходы бюджета составят 3425 тыс. руб.

  4. При общей сумме кредитов в размере 6,0 млрд. руб. объем необходимых субсидий составит 205,5 млн. руб. (3,425 х 60).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconОбъявляется конкурс на замещение вакантных должностей и на включение...
Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот), 125993 Москва, ул. Петровка, д. 3/6, извещает о проведении...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconОбъявляется конкурс на замещение вакантных должностей и на включение...
Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее – Росморречфлот), 125993 Москва, ул. Петровка, д. 3/6, извещает о проведении...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconПоложение о департаменте морского и речного транспорта министерства транспорта
Департамент морского и речного транспорта (далее Департамент) является структурным подразделением центрального аппарата Министерства...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconКонцепция системы управления аэропортами Ханты-Мансийского автономного округа Югры Введение
По итогам 2010 года доля воздушного транспорта составила более 12 процентов общего пассажирооборота, из них 80 процентов пассажиров...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconПрограмма «Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров...
Программы «Оказание мер государственной поддержки начинающих фермеров и развития семейных животноводческих ферм на базе крестьянских...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconЗадача органов социальной защиты, в том числе и учреждений социального...
Км рт. Основанием для оказания мер государственной социальной поддержки явялется заявление граждан и наличие прав гражданина на социальную...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconБюллетень новых поступлений за апрель 2009 года
Н. М. Адров; м-во транспорта рф, Федер агентство мор и речного транспорта, фгоу впо "с-петерб гос ун-т водных коммуникаций", Мурман...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconРеспублики татарстан в туркменистане
Туркменбашинского международного морского порта начат монтаж двух мобильных портальных кранов на колесном ходу согласно контракту...

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconРеспублики татарстан в туркменистане
«Морские и нефтегазовые проекты» (мнп) с председателем Государственной службы морского и речного транспорта Туркменистана Р. Кутлыевым....

Обоснование мер государственной поддержки речного транспорта в части субсидирования процентов по кредитам на межнавигационный разрыв iconВиды государственной поддержки субъектов предпринимательства Республики Алтай
Возмещение части затрат за технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства 7






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную