Федеральное агентство железнодорожного транспорта






Скачать 440.24 Kb.
НазваниеФедеральное агентство железнодорожного транспорта
страница1/4
Дата публикации01.06.2015
Размер440.24 Kb.
ТипОтчет
e.120-bal.ru > Спорт > Отчет
  1   2   3   4


МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Первый проректор-проректор по учебной работе

_______________И.К. Андрончев

«____»_________________2011 г.

ОТЧЕТ


о самообследовании основной образовательной программы по специальности
______________________190302.65 – «Вагоны»____________________

(код, наименование специальности)


Самара 2011

Состав комиссии по самообследованию специальности 190302.65 – «Вагоны» представлен в Приложении 1 (председатель - заведующий кафедрой «Вагоны» д.т.н., доцент Балалаев А.Н., члены комиссии: доцент кафедры «Вагоны» к.т.н. Краснов В.А., доцент кафедры «Вагоны» к.т.н. Клюканов А.В., доцент кафедры ФЭТ Ламожапов Х.Д.)
1 Общие сведения о специальности и выпускающей кафедре
Подготовка дипломированных специалистов по основной образовательной программе (ООП) по специальности 190302.65 – «Вагоны» ведется в Самарском государственном университете путей сообщения с 1985 года. Право университета на подготовку специалистов подтверждено лицензией Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 5 мая 2009 серия АА №001572, рег. № 1566. Специальность аккредитована (свидетельство о государственной аккредитации от 05.05.2009 г. серия АА №001955, рег.№1916).

Подготовка специалистов ведется в Институте транспортной техники и сооружений. Выпускающей кафедрой является кафедра «Вагоны». Год основания кафедры 1990, зав. кафедрой доктор технических наук, доцент А.Н. Балалаев.

Перечень специальностей, по которым кафедра «Вагоны» обеспечивает подготовку специалистов в настоящее время, формы обучения: 190302.65 – «Вагоны», очная и заочная; 190701.65 – Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт), очная и заочная; 080502.65 – «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)», очная и заочная; а также бакалавров по направлению 190500 Эксплуатация транспортных средств .

За кафедрой закреплено 22 учебных дисциплины. Среднегодовой объем учебной работы кафедры составляет 16912 часа, из них: аудиторная работа - 4358 часов.


За период с 2007 г. объем учебной нагрузки кафедры понизился на 24% с 18984 часов в 2006-2007 учебном году до 14425 часов в 2010-2011 учебном году. Количество ставок профессорско-преподавательского состава за этот период уменьшилось на 22% с 21,5 в 2006-2007 учебном году до 16,75 часов в 2010-2011 учебном году. Количество штатных сотрудников осталось неизменным – 13 человек, средний возраст понизился с 49 лет до 48 лет.

Свою деятельность по подготовке дипломированных специалистов специальности 190302.65 – «Вагоны» кафедра «Вагоны» осуществляет на основании Законов РФ “Об образовании”, ”О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, Устава вуза, приказа о лицензировании специальности, Государственного образовательного стандарта по специальности, примерного учебного плана и программ дисциплин, разработанных в установленном порядке, плана набора, приказов Министерства образования и науки РФ, ректора университета и решений Ученого совета вуза и совета Института транспортной техники и сооружений, а также иных нормативных документов.

Согласно планам работы кафедры в ноябре и апреле на заседаниях кафедры рассматривается вопрос об итогах промежуточной аттестации студентов, в ноябре рассматривается вопрос о ходе курсового проектирования, а в декабре – вопросы о готовности студентов очной формы обучения к экзаменационной сессии и состояния рецензирования контрольных работ студентов заочной формы обучения. На январских заседаниях кафедры «Вагоны» подводятся итоги успеваемости студентов в первом семестре. На февральских заседаниях рассматриваются вопросы контроля качества учебного процесса в осеннем семестре, анализируются результаты аттестации дипломников очной формы обучения и допуск их к защите дипломных проектов. На апрельских заседаниях кафедры рассматриваются результаты преддипломной практики дипломников очной формы обучения и готовность к защите дипломных проектов по заочной форме обучения. На июньских заседаниях кафедры обсуждаются итоги защиты дипломных проектов, анализируются ошибки студентов, полнота рассмотрения вопросов в дипломных проектах, соответствие тематики дипломных проектов запросам производства. На октябрьских заседаниях кафедры рассматриваются вопросы подведения итогов производственных практик студентов 2-4 курсов, утверждение заданий на преддипломную практику, а также утверждение тем дипломного проектирования, кроме того, рассматриваются вопросы пересмотра рабочих программ по дневной и заочной формам обучения и утверждается план издания учебно-методической литературы на следующий год.

Следует отметить, что перед заседаниями кафедры проводятся заседания учебно-методической комиссии специальности «Вагоны», на которых обсуждается тематика курсовых и дипломных проектов, изменения в учебном плане следующего учебного года, касающиеся дисциплин, устанавливаемых вузом, в том числе по выбору студентов, обсуждаются изменения в рабочих программах дисциплин, формируется план издания учебно-методической литературы на следующий год, обсуждаются кандидатуры студентов, выдвигаемых на гранты железных дорог для выполнения дипломных проектов. Так на заседания учебно-методической комиссии специальности 190302 – «Вагоны» 16.09.2008 было решено перенести все содержание лекционного курса дисциплины «Управление и маркетинговая деятельность на вагоноремонтном предприятии» (вузовский компонент) в лекционный курс дисциплины «Проектирование вагонных депо и вагоноремонтных заводов» (вузовский компонент), добавив в эту дисциплину 18 часов лекций и изменив ее название на «Проектирование вагоноремонтных предприятий и их маркетинговая деятельность».

В работе учебно-методической комиссии специальности 190302 – «Вагоны» характерны конструктивность обсуждений, реальность и конкретность принимаемых решений. Так на заседании учебно-методической комиссии 14.10.2008 было принято решение о введении в учебный процесс изучения студентами программного комплекса «Универсальный механизм» и составлении методических указаний к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Механика вагонов» с использованием данного программного обеспечения. В этот же день на заседании кафедры «Вагоны» была утверждена тематика данных методических указаний. На заседании учебно-методической комиссии 14.10.2009 принято решение о введении в учебный процесс изучения студентами программного комплекса SolidWorks и составлении методических указаний к выполнению лабораторных работ по дисциплине «Математическое моделирование вагонов на ЭВМ» с использованием данного программного обеспечения. На заседании кафедры «Вагоны» 16.10.2009 была утверждена тематика данных методических указаний.
2 Структура подготовки специалистов. Сведения по основной образовательной программе
Подготовка специалистов по специальности 190302 на первом курсе ведется по основным образовательным программам ООП, полностью соответствующим третьему уровню высшего профессионального образования (дипломированный специалист) по содержанию, объему и нагрузке на обучающихся. Срок реализации ООП в вузе – 5 лет по очной форме обучения и 6 лет по заочной форме.

Состав контингента обучающихся по основной образовательной программе представлен в Приложении 2.

Динамика приема и выпуска студентов специальности отражена в таблице 2.1.
Таблица 2.1

Данные о количестве и составе студентов специальности 190302 по годам

Год

2006

2007

2008

2009

2010

Прием на очную форму обучения:

- всего,

- из них обучаемых на платной основе


72

12


69

9


71

11


70

10


60

1

Прием на заочную форму обучения:

- всего,

- из них обучаемых на платной основе


116

51


120

55


113

53


115

55


119

54

Выпуск с очной формы обучения:

- всего,

- из них обучаемых на платной основе


56

1


63

5


72

1


76

15


75

12

Выпуск с заочной формы обучения:

- всего,

- из них обучаемых на платной основе


94

44


79

36


84

38


96

46


99

39

Доля студентов, отчисленных по неуспеваемости с очной формы обучения:

- всего,

- обучаемых на бюджетной основе,

- обучаемых на платной основе



0,333

0,113

0,955



0,212

0,147

0,583



0,143

0

0,788



0,060

0

0,238



0,014

0

0,083

Доля студентов, отчисленных по неуспеваемости с очной формы обучения:

- всего,

- обучаемых на бюджетной основе,

- обучаемых на платной основе



0,203

0

0,353



0,428

0,147

0,566



0,215

0,22

0,208



0,267

0,231

0,303



0,147

0,077

0,235

Сохранность контингента очной формы обучения, %:

- всего,

- обучаемых на бюджетной основе,

- обучаемых на платной основе


66,7

88,7

4,5


78,8

85,3

41,7


85,7

100

21,2


90,5

96,8

71,4


98,3

100

92,3

Сохранность контингента заочной формы обучения, %:

- всего,

- обучаемых на бюджетной основе,

- обучаемых на платной основе


79,7

100

64,7


57,2

78,2

43,4


78,5

78,0

79,2


73,3

76,9

69,7


85,3

92,3

76,5


Как видно из таблицы 2.1, количество студентов, поступавших на бюджетной основе по очной форме обучения в 2006 – 2010 г.г., оставалось примерно одинаковым, а поступавших на платной основе было одинаковым до 2010 г, в котором резко уменьшилось в связи с демографическим спадом. Количество студентов, поступавших по заочной форме обучения в 2006 – 2010 г.г., оставалось примерно одинаковым, как среди бюджетников, так и среди платников. Прием студентов на основе целевых направлений от предприятий и по очной и по заочной формам обучения в 2006 – 2010 г.г. составлял примерно 50 – 60% от общего числа студентов. Сохранность контингента студентов, обучаемых по очной форме, была выше, чем студентов, обучаемых по заочной форме, и составляла от 66,7% в 2006 г. до 98,3% в 2010 г., неуклонно возрастая. Сохранность бюджетников очной формы обучения была значительно выше сохранности контингента студентов, поступивших на платной основе. Сохранность контингента студентов заочной формы обучения оставалась примерно постоянной (70 – 80%), как у бюджетников, так и у платников.

Прием студентов на основе целевых направлений проводился от эксплуатационных вагонных депо, вагоноремонтных депо, пассажирских депо и вагоноремонтных заводов. Наибольшее количество целевых направлений студентам очной формы обучения по специальности 190302 было от Куйбышевской железной дороги (около 70%). Ежегодно по 2 – 4 направления студентам очной формы обучения было от Приволжской, Юго-Восточной, Южно-Уральской, Горьковской и Северной железных дорог. У студентов заочной формы обучения целевые направления распределялись примерно поровну между Куйбышевской и Южно-Уральской железными дорогами.

Объем еженедельной аудиторной нагрузки по очной форме обучения составлял 27 часов. Стоимость обучения одного студента по очной форме за один учебный год для обучающихся на платной основе составляла в 2006 – 2010 г.г. от 20 до 24 тыс. руб.

Работа кафедры по организации послевузовского образования отражена в Приложении 3. Дополнительное образование на кафедре «Вагоны» проводится среди студентов очной формы обучения и заключается в обучении рабочим профессиям «Слесарь по ремонту подвижного состава», «Осмотрщик – ремонтник вагонов» и «Осмотрщик вагонов». Кроме того, кафедра участвует в программах повышения квалификации работников железнодорожного транспорта, повышения квалификации работников железнодорожных вузов и железнодорожных техникумов.

Выводы и рекомендации комиссии по разделу 2.

  1. В связи с резким уменьшением количества студентов, поступающих на платной основе по очной форме обучения, преподавателям кафедры «Вагоны» следует активно вести профориентационную работу в школах г. Самары и Самарской области.

  2. Повысить привлекательность обучения по специальности 190302 путем использования интерактивной формы обучения, проблемного метода обучения, внедрения в курсовое и дипломное проектирование элементов научно-исследовательской работы.


3 Содержание подготовки специалистов
ООП разработана на основе государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО), утвержденного 5.04.2000, по специальности 190302 – «Вагоны» с учетом примерного учебного плана и примерных программ учебных дисциплин, утвержденных Минобрнауки России.

В структуру ООП входят:

- концептуальная пояснительная записка, определяющая цели ООП, ее особенности, а также описание вузовского компонента;

- государственный образовательный стандарт по соответствующему направлению подготовки или по специальности;

- примерный учебный план;

- перечень специализаций профессиональной подготовки, реализуемых в рамках специальности, утвержденных Ученым советом университета (и согласованных с соответствующим учебно-методическим объединением) ;

- учебный план по специальности, разработанный в университете;

- совокупность университетских рабочих программ всех дисциплин и практик, включенных в учебный план и определяющих полное содержание ООП;

  • материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущей, промежуточной и итоговой аттестаций (в соответствии с требованиями к итоговой аттестации).

Структура учебного плана по образовательной программе соответствует требованиям ГОС ВПО: цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин – 1800 часов, из них 1132 часов аудиторных занятий; цикл математических и естественно-научных дисциплин – 1856 часов, из них 928 часов аудиторных; цикл общепрофессиональных дисциплин – 2180 часов, из них 1086 часов аудиторных занятий; цикл специальных дисциплин –1976 часов, в том числе 1086 часов аудиторных занятий; цикл дисциплин специализации – 566 часов, из них 318 часов аудиторных занятий. Объём аудиторной нагрузки студентов составляет 25 часов в неделю (норматив 27 часов в неделю), что соответствует требованиям ГОС.

Анализ учебно-методических комплексов (УМК) дисциплин, входящих в учебный план ООП, соответствует утвержденным требованиям к структуре и содержанию. Согласно приказу ректора от 10.11.2005 г. № 432 в УМК дисциплины входят:

- государственный образовательный стандарт ВПО;

- рабочая учебная программа дисциплины;

- методические указания по выполнению курсовых проектов (работ);

- методические указания по выполнению лабораторных работ;

- методические указания, комплект исходных данных и образцы выполнения контрольных работ;

- фонд тестовых и контрольных вопросов для текущей оценки знаний по дисциплине;

- комплект образцов экзаменационных билетов;

- справка об обеспеченности дисциплины учебной и учебно-методической литературой;

- справка об обеспеченности дисциплины кадрами профессорско-преподавательского состава;

- перечень программного обеспечения;

- сведения об оснащенности учебного процесса специализированным и лабораторным оборудованием.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconФедеральное агентство железнодорожного транспорта (росжелдор) приказ
...

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconРоссийской Федерации Федеральное агентство железнодорожного транспорта...
...

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconПо проекту Методики определения ценовых пределов (максимального и...

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconСтатья Печат. Труды Всероссийской научно практической конференции...
Некоторые особенности участия банковского сектора в осуществлении структурной реформы железнодорожного транспорта

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconФедеральное агентство воздушного транспорта федеральное государственное...
З 38 Экономика воздушного транспорта. Часть I: Учебное пособие. М.: Мгту га, 2006. –80 с. 4 табл., 3 ил

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconВ. А. Гиричева экономика железнодорожного транспорта
Гиричева В. А. Экономика железнодорожного транспорта. Методические указания для специальности «Вагоны» М.: Миит, 2006 36 с

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconРабочая программа учебной дисциплины «Экономика железнодорожного транспорта»
Целью данного курса является формирование у студентов базовых знаний и умений в части основ экономики и планирования работы железнодорожного...

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconТема Экономика железнодорожного транспорта Роль и значение транспорта...
Методика сравнения и сферы рационального использования видов транспорта в современных условиях

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconО концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта
Утвердить прилагаемую Концепцию структурной реформы федерального железнодорожного транспорта (далее именуется Концепция)

Федеральное агентство железнодорожного транспорта iconЭкономика железнодорожного транспорта Задания и методические указания
Экономика железнодорожного транспорта: Задания и методические указания к контрольной работе / В. А. Шапошников; Рост гос ун-т путей...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную