Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации Государственный университет –
Высшая школа экономики Факультет психологии
Программа дисциплины
«Западные направления консультирования личности»
для направления 030300.68 «Психология»
подготовки магистра Автор Шумский В.Б. e-mail: vshymsk@hse.ru
Рекомендовано секцией УМС
«Психология»
Председатель ________________ Штроо В.А. « » 2008 г.
Утверждено УС факультета психологии
Ученый секретарь _______________ Старовойтенко Е.Б. « » 2008 г.
| Одобрено на заседании кафедры психологии личности
Зав. кафедрой ____________ Абульханова К.А. « » 2008 г.
| Москва 2008
Тематический план учебной дисциплины
п/п
| Наименование темы | Всего часов по дисциплине
| Аудиторные часы
| Самостоятель-ная работа
| Лекции
| Семинары и практич. занятия
| I | Основы символдрамы
| 12
| 2
| 2
| 8
| 1
| Теоретико-методологические принципы символдрамы
| 8
| 2
| –
| 6
| 2
| Техники работы с образами в системе символдрамы
| 4
| –
| 2
| 2
| I I
| Основы гештальт-терапии
| 14
| 2
| 4
| 8
| 3
| Категориальная система гештальт-терапии
| 6
| 2
| –
| 4
| 4
| Введение в техники гештальт-терапии
| 8
| –
| 4
| 4
| I I I
| Основы психосинтеза
| 14
| 4
| 2
| 8
| 5
| Теоретико-методологическая система психосинтеза
| 8
| 2
| –
| 6
| 6
| Введение в практику психосинтеза
| 6
| 2
| 2
| 2
| I V
| Введение в юнгианский анализ
| 14
| 4
| 2
| 8
| 7
| Категориальная система юнгианской психологии
| 8
| 2
| –
| 6
| 8
| Модель инициатического юнгианского тренинга
| 6
| 2
| 2
| 2
|
| ИТОГО
| 54
| 12
| 10
| 32
|
Базовые учебники:
Лёйнер Х. Кататимное переживание образов. М.: Эйдос, 1996. – 253 с. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: «REFL-book», 1994. – 314 с. Фейдимер Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. Том 1. М.: «Три Л», 1996, С. 59-93, 162-190.
Формы контроля:
текущий контроль: оценки посещаемости и активности на лекционных и семинарских занятиях;
итоговый контроль: зачет.
Методика формирования итоговой оценки: При определении итоговой оценки Ои учитываются: оценка за активность на занятиях Озн и оценка за ответ на вопросы зачета Оз.
Относительная важность оценок: Wзн Wз
0,4 0,6
Если у студента: Озн Оз
6 7
Ои = Озн * Wзн + Оз * Wз = 6 * 0,4 + 7 * 0,6 = 6,6
После округления Ои = 7.
Содержание программы: Раздел I. Основы символдрамы
Тема 1. Теоретико-методологические принципы символдрамы Содержание темы: Символдрама как направление глубинной психотерапии. История создания метода символдрамы. Место кататимно-имагинативной психотерапии среди других направлений психотерапии, использующих работу с образами. Режиссерские принципы основной, средней и высшей ступени символдрамы. Построение целостной терапии с применением метода символдрамы при работе с различными запросами клиента. Психотерапия психосоматических расстройств при помощи символдрамы. Границы применения символдрамы: показания и противопоказания. Сочетание символдрамы с другими методами и техниками психотерапии.
Основная литература:
Обухов Я.Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М.: «Эйдос», 1997, С. 5-17, 65-101.
Лазарус А. Мысленным взором. Образы как средство психотерапии. М.: Независимая фирма «Класс», 2000, С. 7-121.
Дополнительная литература:
Обухов Я.Л. Символдрама и современный психоанализ. Сборник статей. Харьков: Регион-информ, 1999. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1997.
Тема 2. Техники работы с образами в системе символдрамы
Содержание темы: Структура сеанса символдрамы. техника расслабления и вхождения в образ. Мотивы основной ступени: луг, ручей, гора, дом, опушка леса. Техники ведения клиента по образу. Блок мотивов средней ступени для проработки сексуальных проблем. Мотивы высшей ступени. Использование экзистенциальных символов старших арканов Таро на пути духовной инициации в работе по методу символдрамы. Принципы действия психолога в нестандартных ситуациях развития образа. Роль домашних заданий и рисования в системе символдрамы.
Основная литература:
Обухов Я.Л. Символдрама: кататимно-имагинативная психотерапия детей и подростков. М.: «Эйдос», 1997, С. 18-64. Стюарт В. Работа с образами и символами в психологическом консультировании. М.: Класс, 1998, С. 66-96. Дополнительная литература:
Символдрама. Сборник научных трудов. / Ред. Я.Л. Обухов, В.Я. Поликарпов. Минск: Европейский гуманитарный университет, 2001. Томас К. Высшая ступень аутогенной тренировки. М.: «Эйдос», 1993.
Раздел II. Основы гештальт-терапии
Тема 3. Категориальная система гештальт-терапии
Содержание темы: Место гештальт-терапии среди других психотерапевтических направлений. Понятие сознавание. Эмоциональные, интеллектуальные и телесные аспекты сознавания. Понятия фигуры и фона. Понятие контакта. Виды искаженного контакта. Механизмы прерывания контакта. Тревога как энергия незавершенных и прерванных контактов. Завершенный цикл контакта. Защитные механизмы: интроекция, проекция, патологическое слияние, ретрофлексия. Блокирование переживаний и хроническое мышечное напряжение. Понятия Ид, Эго и Self.
Основная литература.
Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003, С. 10-77. Перлз Ф. Теория гештальт-терапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2004, С. 130-247. Дополнительная литература.
Перлз Ф. Внутри и вне помойного ведра. М.: Издательство Института Психотерапии, 2001. Энрайт Дж. Гештальт, ведущий к просветлению. М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2002.
Тема 4. Введение в техники гештальт-терапии
Содержание темы: Восстановление и поддержание контакта в гештальт-терапии. Симптом как способ манипуляции окружающей средой. Работа с противоположностями. Техника работы с частями «Я». Техника работы с идентификациями. Техники «горячий стул», «рондо», «источники негативной оценки». Обнаружение и ассимиляция проекций. Амплификация телесных проявлений чувств как путь к сознаванию. Работа с телом в гештальт-терапии. Гештальт-подход в работе с сопротивлением клиента: сопротивление как способ поддержания психологического равновесия, вербальные и невербальные маркеры сопротивления.
Основная литература:
Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. М.: Изд-во Института психотерапии, 2005, С. 12-107. Перлз Ф. Гештальт-подход. Свидетель терапии. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003, С. 134-217. Дополнительная литература:
Перлз Ф. Гештальт-семинары: гештальт-терапия дословно. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1998. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия: контуры теории и практики. М.: Независимая фирма «Класс», 1997. Гештальттерапия. Теория и практика. М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-
Пресс, 2000. Раздел III. Основы психосинтеза
Тема 5. Теоретико-методологическая система психосинтеза
Содержание темы: Место психосинтеза среди персоналистических теорий и психотерапевтических направлений. Структура внутреннего мира по Р. Ассаджиоли: низшее, среднее, высшее и коллективное бессознательное, поле сознания, сознательное «Я» и высшее «Я». Субличности и конфликты между ними. Этапы процесса психосинтеза. Духовное развитие и психические расстройства: кризисы на пути духовного развития. Символика надличностных переживаний. Божественная комедия Данте Алигьери как художественное описание психосинтеза. Поиски святого Грааля как модель духовного пути психосинтеза.
Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники. М.: Психотерапия, 2008, С. 8-77. Пеллерен М. Психосинтез. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004, С. 7-91. Дополнительная литература:
Ассаджиоли Р. Типология психосинтеза: семь основных типов личности. М.: Мир Урании, 2008.
Данте Алигьери. Божественная комедия: Ад. Чистилище. Рай. СПб.: Амфора, 2008.
Кретьен де Труа. Персефаль, граф Грааля. М.: Эксмо, 2006.
Тема 6. Введение в практику психосинтеза
Содержание темы: Правила ведения психосинтетической рабочей тетради. Упражнения «Кто я?» и «Вечерний обзор событий дня». Выявление круга субличностей. Техники работы с субличностями. Разотождествление и самоотождествление. Психосинтетические упражнения на развитие воли. Инициация внутреннего диалога. Пробуждение и развитие желаемых качеств, формирование идеальной модели. Написание психосинтетической автобиографии. Духовный психосинтез: исследование сверхсознательного.
Ассаджиоли Р. Психосинтез: принципы и техники. М.: Психотерапия, 2008, С. 78-236. Практика психосинтеза. / Сост. Дж. Томас. М.: МНПО «Жизнь», 1992, С. 3-30.
Дополнительная литература:
Руффлер М. Игры внутри нас. М.: Изд-во Института Психотерапии, 1998.
Малкина-Пых И.Г. Техники транзактного анализа и психосинтеза. М.: Изд-во Эксмо, 2004.
Раздел IV. Введение в юнгианский анализ
Тема 7. Категориальная система юнгианской психологии
Содержание темы: Основные понятия аналитической психологии: индивидуация, архетип, комплекс, Эго, Самость, Анима, Анимус, амплификация. Четыре стадии развития Анимы и Анимуса. Стадии процесса индивидуации. Мифы как символическое изображение процесса индивидуации. Основы юнгианского подхода к пониманию сновидений. Архетип в символике сновидений. Психология и алхимия. Общая структура процесса юнгианской психотерапии.
Юнг К.Г. Человек и его символы. М.: Медков С.Б., 2008, С. 105-237. Холл Дж. Введение в юнгианскую терапию. М.: Независимая фирма «Класс», 2006, С. 65-103. Дополнительная литература:
Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. М.: Наука, 1996.
Нойманн Э. Происхождение и развитие сознания. М.: Рефл-бук, Ваклер, 1998.
Холлис Дж. В поисках божественной обители. Роль мифа в современной жизни. М.: Класс, 2008.
Холл Дж. Юнгианская интерпретация сновидений: Руководство. М.: Независимая фирма «Класс», 2007.
Тема 8. Модель инициатического юнгианского тренинга
Содержание темы: Рисование мандалы как способ структурирования внутреннего мира. Рисование первой мандалы. Встреча с Тенью: проход через внутреннюю тьму, гармонизация социальных отношений. Варианты проявления Тени в переживаниях и сновидениях. Психологический принцип пола: упражнение, направленное на гармонизацию мужского и женского начала. Соприкосновение с Самостью: упражнение «Встреча с центром “Я”». Завершающее рисование мандалы.
Джонсон Р. Она: Глубинные аспекты женской психологии. М.: «Когито-Центр», 2008, С. 9-110. Джонсон Р. Он: Глубинные аспекты мужской психологии. М.: «Когито-Центр», 2008, С. 7-171.
Дополнительная литература:
Вудман М. Опустошенный жених. Женская маскулинность. М.: Когито-Центр, 2007.
Моник Ю. Кастрация и мужская ярость. Фаллическая травма. М.: Радуга, 1998.
Вопросы для оценки качества усвоения дисциплины:
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу:
Каковы концептуальные основы символдрамы как метода психологического консультирования?
Каковы показания и противопоказания к применению символдрамы?
Каково основание для выбора тех или иных мотивов в символдраматическом сеансе?
Каковы режиссерские принципы ведения образа, используемые на основной, средней и высшей ступенях символдрамы?
Каковы возможности продуцирования и интерпретации материала в символдраматическом сеансе?
Каков характер домашних заданий при работе по методу символдрамы? В чем состоит роль домашних заданий?
В чем состоит значение предварительных и заключительных бесед в символдраматическом сеансе?
Каковы принципы действия психолога в нестандартных ситуациях течения образа?
Каково соотношение гештальт-терапии и психоанализа?
Каковы основные теоретические положения гештальт-терапии?
Каковы основные механизмы прерывания контакта с окружающим миром?
Какие защитные механизмы выделяются в гештальт-терапии?
Каковы вербальные маркеры проявления сопротивления клиента?
Как невербально проявляется сопротивление клиента?
В чем состоит работа с сопротивлением в гештальт-терапии?
Каковы основные принципы гештальт-подхода в работе с телесностью?
Каковы основные характеристики инстанций личности, выделяемых в психосинтезе?
Каковы основные этапы психосинтеза?
Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса, предшествующего духовному пробуждению?
Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса, вызванного духовным пробуждением?
Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание спада, следующего за духовным пробуждением?
Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса на стадии духовного преображения?
Каково смысловое содержание и эмоциональное переживание кризиса «темная ночь души»?
В чем состоят особенности психотерапевтического применения психосинтеза?
Что К.Г. Юнг называл Самостью?
В чем заключается отличие Самости от Эго?
С чего начинается процесс индивидуации?
Что символически изображает миф о Психее?
Что символически изображает миф о Красавице и Чудовище?
Каковы функции сновидений по К.Г. Юнгу?
Как проявляется в сновидениях Тень?
Каковы возможные проявления Анимы в сновидениях? Автор программы: __________________ В.Б. Шумский
|