Скачать 0.65 Mb.
|
НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ) Кафедра психологии
учебно-методический комплекс ДИСЦИПЛИНЫ ПсихологиЯ предпринимательства Специальность: 030301.65 - Психология Квалификация выпускника: Психология. Преподаватель психологии Специализация: Психология менеджмента Уфа 2013 1. Цели и задачи дисциплины Дисциплина «Психология предпринимательства» относится к циклу дисциплин специализации по подготовке специалистов 030300 – Психология (специализации: психология менеджмента); квалификация «Психология. Преподаватель психологии». Целью курса является выработка научных представлений о значении психологических знаний для карьеры предпринимателя, углубление и систематизация знаний студентов в области психологии предпринимательства. Реформы в РФ способствовали появлению нового социального слоя предпринимателей. В условиях жесткой конкуренции предпринимателю весьма важно обладать такими качествами, которые способствуют успешному ведению бизнеса. В то же время создаются частные фирмы по психологической консультации, руководителям которых также важно знание основ психологии предпринимательства. В задачи курса входит: формирование знаний в области структуры и функций предпринимательства, теорий мотивации и мотивов предпринимательской деятельности, детерминантов успешной карьеры предпринимателей, методов решения конфликтных ситуаций в фирме, методов борьбы со стрессом и фрустрацией, а также знаний теорий психологии предпринимательства. Также задачей курса является формирование умения самостоятельного анализа психологического климата в коллективе. Задача курса «Психология предпринимательства» – ознакомить студентов с:
2. Требования к уровню освоения дисциплины Курс «Психология предпринимательства» базируется на знаниях основ общей психологии, социальной психологии, психологии социального влияния, психологии менеджмента, организационной психологии, конфликтологии, психодиагностики, психологии управления. В результате изучения дисциплины специалист должен иметь представление об основных аспектах мотивов предпринимательской деятельности и детерминантах успешной карьеры предпринимателей. Знать: - социально-психологические аспекты предпринимательской деятельности; - социально-экономические факторы современной предпринимательской среды; - мотивационные аспекты современных российских предпринимателей; - психологические условия предпринимательского успеха. Уметь: - самостоятельного анализа психологического климата в коллективе; - выявлять способности и черты характера, необходимые для успешной предпринимательской деятельности; - определять ключевые психологические регуляторы жизни и деятельности предпринимателя и психологические компоненты предпринимательского потенциала; - осуществлять диагностику интеллектуальных, эмоциональных, коммуникативных личностных свойств предпринимателя;
Приобрести навыки: - оценивания благоприятности политических и социально-экономических условий предпринимательской деятельности; - анализа факторов, способствующих и препятствующих бизнесу;
- осуществления базовых процедур оказания психологической помощи по решению конфликтных ситуаций в фирме. Программой дисциплины предусмотрена итоговая аттестация в форме экзамена. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Раздел 1. Понятие предпринимательства и его социальные характеристики Тема 1. Понятие предпринимательства Цели и задачи курса «Психология предпринимательства». Место курса в системе социально-психологических и экономических знаний. Понимание предпринимательства как вида экономической деятельности. История развития взглядов на предпринимательскую функцию. Критерии выделения предпринимательства в самостоятельный вид экономической активности: риск, инновационность, психологические особенности субъекта, ответственность по всем видам риска, владение и распоряжение собственностью, автономность деятельности. Предприниматель и менеджер. Предприниматель и изобретатель. Социально-психологические особенности предпринимательства в зарубежных странах. Социальный статус предпринимателя. Служебный и персональный статус. Возрастной фактор. Фактор пола. Гендерные помехи. Культурно-образовательный уровень. Тема 2. Социальные характеристики предпринимательства История развития российского предпринимательства. Социокультурные и религиозно-нравственные предпосылки предпринимательства. Предпринимательство на рубеже веков (XIX–XX вв). Преобразования экономики в Советской России. НЭП. «Теневая экономика» времен застоя. Рыночные реформы в современной России. Краткая история развития предпринимательства в России (ХVII-XX вв.). Социальные факторы современной предпринимательской среды. Внутрипроизводственные факторы: отношения с поставщиками, инвестиции в дело, организация производства и управления на предприятии. Внутренние психологически факторы: личностные и деловые качества сотрудников, личностные и деловые качества предпринимателя, личные связи с влиятельными людьми в государственном аппарате, личные связи с другими предпринимателями, хозяйственниками и банкирами. Трудности предпринимательской деятельности. Социологические особенности предпринимательской деятельности. Типы российских предпринимателей: «культурные» (цивилизованные) и «дикие» (нецивилизованные). Характеристики предпринимательской деятельности в современной России: дефицит ресурсов, нехватка квалифицированных кадров, недостаток образования и опыта, несовершенство организационной структуры. Психологические особенности современного российского предпринимателя: рационалистичность, недоверчивость, автономизация, агрессивность, авторитарность, амбициозность, некритичность, экстрапунитивность, суеверно-мистическая настроенность. Психологические и психофизиологические последствия предпринимательской деятельности. Происхождение современных российских предпринимателей. Социально-демографические особенности российского предпринимательства. Отличия российского и западного предпринимательства. Тема 3. Мотивация выбора предпринимательства Мотивационные особенности предпринимателей как субъектов экономической деятельности. Динамика мотивации российских предпринимателей в 90-х гг. ХХ века. «Истинные» и «вынужденные» предприниматели. Ценностные ориентации российских предпринимателей. Полимотивированность предпринимательской деятельности. Три ключевых мотива предпринимательской деятельности: потребность во власти и влиянии, стремление к победе и успеху, стремление к самостоятельности. Три мотива денег: «деньги ради денег», «деньги для выживания», «деньги ради дела». Метапрограммы поведения бизнесмена: «внутренняя референтность – внешняя референтность», «глобализм – частность». Пути вступления в бизнес: давление обстоятельств, путь от специалиста в предприниматели, «инкубаторные предприниматели», предприниматели по традиции, предприниматели по природе. Деловые стратегии: этапы, виды. Социальная презентация. Модели взаимодействия: конфликтная, согласительная, референтная, самореферентная. Методы решения конфликтов: переговоры, уклонение, принуждение, компромисс. Принятие решения о выборе предпринимательского пути. Психологические барьеры выбора предпринимательства: «личной инициативы», «ложной установки», автономности, достижения. Факторы, способствующие и препятствующие предпринимательскому выбору.Раздел 2. Социальная психология предпринимательства Тема 4. Психологические условия и факторы предпринимательского успеха Психология успеха. Типы успеха: предвосхищаемый успех, констатируемый успех, обобщающий успех. Стороны успеха: личная и общественная. Специфические особенности предпринимательского успеха. Основные характеристики карьеры. Характер семьи, в которой вырос предприниматель. Жизненные стратегии человека. Стиль жизни. Тип личности. Мировоззрение личности. Образ профессии. Уровни осуществления деятельности. Ценности личности: духовные, материальные, социальные. Иерархия жизненных ценностей предпринимателя. Отношение к риску, статусу. Принятие решений. Уровень притязаний. Прогноз развития событий. Уровень субъективного контроля. Макиавеллизм. Мотивационная сфера личности предпринимателя. Мотивация успеха и боязни неудач, профессиональная мотивация. Уровень притязаний и самооценка. Особенности проявления мотивов аффилиации и власти. Мотивация трудовой деятельности. Основные мотиваторы персонала фирм: принятие целей фирмы как собственных, привлечение работников к организации труда. Типы реакций на фрустрацию: препятственно -доминантные, самозащитные, разрешающие (необходимостно - упорствующие). Классификация реакций на фрустрацию по направлению: экстрапунитивные, интрапунитивные, импунитивные. Тема 5. Психологические модели предпринимательства Психоаналитический подход – «реактивная модель предпринимательства» К.де Фриза. Когнитивный подход – трехфакторная модель предпринимательского поведения К.-Э. Вернерида. Социодинамический подход – концепция предпринимательского события А.Шапиро и Л.Сокола. Предпринимательский потенциал и стратегии адаптации личности. Сущность понятий «самореализация» и «предпринимательский потенциал». Предпринимательский потенциал как сложноорганизованная система скрытых и актуализированных психических качеств, необходимых для объективных достижений в развитии собственного дела и в установлении цивилизованных отношений с обществом. Структура предпринимательского потенциала. Тема 6. Гендерные различия в отечественном зарубежном предпринимательстве Мужчина-предприниматель. Ценностные ориентации предпринимателей-мужчин. Предпочитаемые и отвергаемые ценности. Психологические качества мужчин с разной включенностью в бизнес (потенциальные и реальные предприниматели). Личностные черты, обеспечивающие, по мнению самих мужчин-предпринимателей, эффективную деятельность. Женщина-предприниматель. Социальные роли женщин в России. Социально-экономические источники формирования российской группы женщин-предпринимателей: «номенклатурное прошлое», быстрое создание и развитие предприятия благодаря собственной энергии и поддержке, выполнение предпринимательских функций на государственной службе, развитие фирмы из кооператива, создание фирмы на основе изобретательских идей. Основные причины, побудившие женщин открыть свое дело. Три социальных группы женщин-предпринимателей: «убежденные бизнес-леди», «предприниматели «по случаю», «предприниматели поневоле». Личностный потрет женщин-предпринимателей. Важные психологические характеристики, общие для мужчин и женщин. Отличительные особенности женщин-предпринимателей от их коллег мужчин: эмоциональная чувствительность, тревожность. Сферы реализации женщинами предпринимательского потенциала. Социальные ожидания женщин, идущих в бизнес. Взаимоотношения женщин-предпринимателей с государством, партнерами, конкурентами и подчиненными. Препятствия и помехи в бизнесе. Неравенство возможностей и системы мер по защите интересов женщин-предпринимателей. Жизненные ценности женщин-предпринимателей. 5. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ |
![]() | Социальная психология российского предпринимательства информационно-исследовательская база данных / Отв ред. В. П. Позняков. – М.:... | ![]() | «Менеджмент». Дисциплина реализуется кафедрой экономики и управления. Дисциплина нацелена на формирование общекультурных компетенций... |
![]() | Знания основ экономики, социологии и менеджмента, а также закономерностей поведения людей и социальных групп в объеме дисциплины... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе программы элективного курса «Основы предпринимательства» для 11 класса |
![]() | Няганский филиал «уральский колледж строительства, архитектуры и предпринимательства» | ![]() | Курс «Логика» читается студентам второго курса. Цель курса состоит в том, чтобы сформировать логическую культуру студентов гуманитарного... |
![]() | Специальность: 19. 00. 01 – Общая психология, психология личности, история психологии | ![]() | В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л. С. Выготским,... |
![]() | Рефлексия и рефлексивная психология. Актуальность рефлексивной психологии в современных условиях | ![]() | Аристотель – основатель современной системы наук (биология, психология, экономика) |