Скачать 190.06 Kb.
|
БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. Канта Программа вступительного экзамена по специальной дисциплине профиля (направленности) социальная психология направления подготовки 37.06.01 – психологические науки РАЗДЕЛ I. Предмет и история социальной психологии
Социальная психология как феномен общественного сознания и наука в современном мире. Предмет, структура, научный статус социальной психологии. Основные точки зрения на предмет социальной психологии. Принципиальные различия в решении этих вопросов в системах материалистического (естественнонаучного) и идеалистического мировоззрений. Взаимоотношение социальной психологии с другими науками. Социальная психология и идеология. Функции социальной психологии. Социальная психология и социология. Критический анализ функций социальной психологии в современном обществе. Актуальные проблемы и задачи отечественной социальной психологии на современном этапе развития российского общества.
Развитие социально-психологических идей в философских школах древности и нового времени. Место социально-психологического знания в социологических концепциях XIX века (Э. Дюркгейм, Г. Спенсер, О. Конт, М. Вебер). Социальные и теоретические предпосылки выделения социальной психологии в самостоятельную науку. Первые попытки создания социально-психологических теорий: «Психология народов» (М. Лацарус и Г. Штейнталь, В. Вундт); «Психология толпы и масс» (Г. Тард, С. Сигеле и Г. Лебон, З. Фрейд, Н.К. Михайловский); «Теория инстинктов социального поведения» (В. МакДуголл). Ограничения первых социально-психологических теорий, их сравнительная характеристика. Сравнительный анализ подходов В. МакДуголла и Э. Росса к трактовке предмета и методов социальной психологии.
Доктрина трансформации социальной психологии в экспериментальную дисциплину (Ф. Олпорт, В. Мёде). Общая характеристика «американизма» социальной психологии: сильные и слабые стороны. Потеря «социального» в американской социальной психологии: основные причины. Роль позитивистской философии в утрате интереса к теоретическому знанию. Возрастание значения прикладных исследований и их специфика в США. Элементы кризиса в американской социальной психологии в середине XX в.
Необихевиоризм (теория фрустрации-агрессии (Н. Миллер, Д. Доллард), теория социального научения (А. Бандура)), психоанализ (теория масс (З.Фрейд)), когнитивизм (теория когнитивного диссонанса (Л. Фестингер), теория структурного баланса (Ф. Хайдер), теория коммуникативных актов (Т. Ньюком), интеракционизм (чикагская школа (Дж. Мид, Г. Блумер), айовская школа (М. Кун). Специфика развития социально-психологического знания в рамках каждого из направлений. Активизация социальной психологии в Европе после второй мировой войны: (концепция социальных представлений (С. Московичи), теория социальной идентичности (А. Тэшфела)).
Поиски «новой парадигмы» для социальной психологии XXI в. (Р. Харре, К. Герген).
Особенности исторического развития социальной психологии в России. Полемика о предмете социальной психологии в России. Два этапа дискуссии о предмете социальной психологии. Позиция Г.И. Челпанова в дискуссии 20-х гг. и ее критика. «Перерыв» в развитии социальной психологии как самостоятельной дисциплины. Роль идей Л.С. Выготского в подготовке нового этапа дискуссии. Причины роста интереса к социальной психологии в конце 50-х - начале 60-х гг. и начало новой дискуссии. Три точки зрения на предмет социальной психологии, предложенные в дискуссии. Проблемы и задачи социальной психологии на современном этапе российского общества. РАЗДЕЛ II. Методология и методы социальной психологии
Специфика социальной психологии в решении методологических проблем исследования. Общая и частные методологии в социальной психологии в трудах К.А. Абульхановой-Славской, Г.М. Андреевой, В.В. Новикова Б.Д. Парыгина, К.К. Платонова, Е.В. Шороховой, В.С. Филатова и других современных ученых. Понятие методологии научного исследования. Понимание «методологии» в зарубежной социальной психологии. Значение принципов отечественной психологической школы для социально-психологических исследований (принцип детерминизма, принцип историзма, принцип социально-исторической обусловленности сознания, принцип единства сознания и деятельность, системность и т.д.).
Соотношение теории и эмпирического материала, характер эмпирических данных, качество социально-психологической информации, надежность и обоснованность данных. Проблема репрезентативности. Два типа социально-психологических исследований.
Методы исследования: а) сбора данных: наблюдение, изучение документов (контент-анализ), различные виды опросов, тесты, эксперимент. Дискуссионные проблемы применения эксперимента (ограниченные возможности лабораторного эксперимента; экологическая валидность; квазиэксперименты); б) обработки данных: корреляционный, факторный, кластерный анализ, построение типологий и др. Соотношение методологии и конкретных методик исследования. Методы воздействия: социально-психологический тренинг, групповая дискуссия, ролевая игра, индивидуальное и групповое консультирование.
Типы причинно-следственных связей в социальной психологии. Эксперимент как научно-исследовательская деятельность. Этапы экспериментального исследования: теоретический (постановка проблемы); методический (разработка экспериментального плана); собственно экспериментальный; аналитический (обработка и интерпретация результатов). Параметры экспериментальной процедуры, экспериментальные переменные. Различные экспериментальные схемы в социальной психологии, их достоинства и недостатки. Проблема качества социально-психологического эксперимента, основные понятия и критерии оценки. РАЗДЕЛ III. Социальная психология личности
Специфика постановки проблемы личности в социальной психологии. Необходимость комплексного подхода к исследованию личности. Определение роли психологической науки в этом комплексном подходе. Обзор основных отечественных и зарубежных социально-психологических концепций личности (М. Аргайл, С. Аш., Ф. Знанецкий, Р. Креч, Б.Г. Ананьев, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн).
Понятие социальной установки. Значение исследований установки в школе Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Традиция исследования социальных установок - аттитюдов - в западной социальной психологии. Определение социальной установки и ее структура: когнитивный, эмоциональный, поведенческий компоненты. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Парадокс Лапьера. Современные интерпретации этого феномена (А. Айзен и М. Фишбайн, Л. Райтсмен). Новый подход к проблеме связи социальной установки и поведения (Д. Бем). Иерархическая структура диспозиций личности и место социальных установок в этой иерархии. Связь диспозиций с содержательной стороной деятельности (концепция В.А. Ядова). Возможности предложенной модели для более полного объяснения механизмов социального поведения личности. Проблема изменения социальных установок. Современные тенденции в исследованиях социальных установок в России и на Западе.
Изучение социализации в социологии и возрастной психологии. Понятие социализации: широкий и узкий смысл термина. Механизмы социализации. Этапы социализации (принципы их выделения в различных психологических школах). Дискуссионный характер проблемы социализации взрослых и пожилых людей. Ранняя этническая и политическая социализация. Концепция Э. Эриксона и ее значение в социально-психологическом исследовании социализации. Институты социализации: семья, дошкольные детские учреждения, школа и группы сверстников, средства массовой информации и др. Зависимость институтов социализации от характера общественных отношений. Социализация и детерминация социального поведения личности.
Теория социальной идентичности и ее современное развитие. РАЗДЕЛ IV. Психология межличностного взаимодействия и общения
Специфика анализа перцептивных явлений в социальной психологии. Понятие «социальной перцепции» (Дж. Брунер) и историческое изменение его содержания. Общая схема социально-перцептивных процессов и место в ней межличностного восприятия. Роль межличностного восприятия в процессе общения. Взаимное восприятие и познание как основа установления взаимопонимания партнеров. Эффекты межличностного восприятия: «ореола», «первичности и новизны». Содержание и значение стереотипизации. Роль социальной установки при формировании первого впечатления о человеке (А.А. Бодалев). Механизмы социальной перцепции (идентификация, эмпатия, рефлексия, каузальная атрибуция, стереотипизация, аттракция). Межличностное познание: Теория атрибуции (Г. Келли). Атрибуция ответственности; место атрибуции в межличностном восприятии. Природа каузальной атрибуции. Побуждение к каузальной атрибуции. Ошибки и предубеждения в каузальной атрибуции. Функции и последствия каузальной атрибуции. Атрибуция и мотивация. Ошибки Оценка точности межличностной перцепции. Современные исследования социальной атрибуции. Эмоциональная сторона межличностного восприятия - феномен аттракции. Симпатия, дружба, любовь как различные уровни аттракции. Практическое значение исследований аттракции. Ситуации, способствующие аффилиации. Мотивы аффилиации (социальное сравнение, уменьшение тревоги, поиск информации). Эффекты аффилиации. Аттракция и развитие дружеских отношений. Близкие отношения: удовлетворенность и распад. Современные исследования эмоционального регулирования межличностного взаимодействия.
Специфика обмена информацией между людьми: активная позиция партнеров по коммуникации, проблема смысла, способы воздействия в этом процессе. Понятийный аппарат для описания коммуникативной ситуации. Виды коммуникации. Средства коммуникации. Использование различных знаковых систем. Речь как важнейшее средство вербальной коммуникации. Проблема тезауруса. «Движение» информации и смена коммуникативных ролей («коммуникатора» и «реципиента») в диалоге. Необихевиористкий подход к убеждающей коммуникации (Модель К. Ховланда, Модель социальной оценки М. Шерифа и К. Ховланда). Когнитивный подход к убеждающей коммуникации (Вероятностная модель анализа информации Р. Пети и Дж. Качоппо, Эвристико-систематическая модель Ш. Чейкен). Экспериментальные процедуры проверки когнитивных моделей. Техники убеждения и манипуляции «Дверь-в-лицо» / «Прямо в лоб», «Нога-в-дверях», «Низкой подачи мяча». Современные исследования убеждающей коммуникации. Прикладные области применения убеждающей коммуникации. Основные средства невербальной коммуникации и ее функции. Оптико-кинетическая система знаков (жесты, мимика, пантомима) и ее культурная обусловленность. Попытки построения «словаря» выразительных движений человека и создания методики (FAST) для прочтения мимических проявлений партнеров по коммуникации. Пара- и экстралингвистическая система (интонация и невербальные включения) и ее значение для придания выразительности речи. Пространственно-временная система (организация пространства и времени коммуникативного процесса); хронотопы. Визуальный контакт и его роль в коммуникативном процессе. Проблема кода и декодификации информации партнерами как общая методологическая проблема невербальной коммуникации. Коммуникативные барьеры и способы их преодоления. Понятие коммуникативной компетентности и возможности ее развития. Проблема толерантности в диалоге.
Проблема взаимодействия (интеракции) в социальной психологии. «Обмен действиями» как важнейшее условие совместной деятельности. Психологическое содержание взаимного обмена действиями. Проблема самоподачи и обратной связи. Различные способы описания структуры взаимодействия (Т. Парсонс, Я. Щепаньский). Основные понятия транзактного анализа (Э. Берн): позиция, ситуация, стиль. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Психологическое содержание кооперации. Формы и уровни конкурентного взаимодействия; продуктивная конкуренция. Проблема конфликта в социальной психологии. Продуктивные и деструктивные конфликты. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы разрешения конфликта. Психологическое содержание переговорного процесса и достижения компромисса. Экспериментальные методы регистрации взаимодействия. Схема Р. Бейлса и возможности ее практического использования. Теория «диадического взаимодействия» (Р. Тибо и Г. Келли) и попытки применения математического аппарата теории игр для анализа стратегии партнеров («дилемма узника»). Проблемы взаимодействия в символическом интеракционизме (концепция Дж. Мида). Принципы исследования взаимодействия в деятельностной парадигме: взаимодействие как форма организации совместной деятельности. Типы объединения индивидуальных вкладов участников как основание для классификации форм совместной деятельности (Л.И. Уманский). Психологическое содержание построения единой стратегии взаимодействия его участниками. Причины оказания помощи незнакомым людям: факторы поведения, настроения и окружающей среды. Эффект «свидетеля», феномен «доброго самаритянина», гипотеза урбанистической перегрузки. РАЗДЕЛ V. Проблема общностей в социальной психологии
Виды групп в социальной психологии, попытки их классификации. Реальные и условные группы. Большие группы: временные неорганизованные группы (толпа, аудитория, публика и т.д.), их характеристики и основные проблемы. Устойчивые группы: классы, социальные слои, нации, профессиональные группы, демографические группы. Общественная психология классов. Соотношение классовой психологии и идеологии. Детерминированность классового сознания (объективное и субъективное место класса в системе общественных отношений). Особенности психического склада наций и национального характера. Значение социально-психологических механизмов формирования общественного мнения как важнейшей предпосылки исследования психологии больших социальных общностей. Методы социально-психологического исследования общественного мнения в прошлом и настоящем.
Взаимосвязь процессов в малых и больших группах в детерминации социального поведения индивидов, в объяснении механизмов формирования личности и мотивации ее деятельности. РАЗДЕЛ VI. Психология малых групп.
Объективные условия усиления роли малых групп в жизни общества. Соотношение «группового» и «индивидуального» подходов в социальной психологии. Социологический и социально-психологический подход к изучению малых групп. Понятие «малой группы». Полемика вокруг количественных характеристик малой группы: «нижний» и «верхний» пределы. Классификация малых групп: первичные и вторичные группы (Ч. Кули); формальные и неформальные группы (Э. Мэйо); группы членства и референтные группы (Г. Хаймен). Группа и организация. Современные концепции их соотношения. Композиция (состав), структура, динамика групповых процессов - параметры описания малой группы в социальной психологии. Структуры малой группы: межличностных отношений, власти (типы управления и подчинения), коммуникаций. Нормы и нормативное поведение членов группы; связь норм и ценностей. Проблема санкций. Положение индивида в малой группе: статус и роль. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Основные направления исследований малых групп в социальной психологии: традиции социометрического (Дж. Морено), социологического (Э. Мэйо) подходов и «школы групповой динамики» (К. Левин). Различное употребление термина «групповая динамика». Групповая динамика и групповые процессы. Заслуги и ограничения традиционных подходов к исследованию малых групп. Методологическая роль принципа деятельности в их изучении. Стратометрическая теория групповой активности (А.В. Петровский).
Общая характеристика динамических процессов в малой группе: схема К. Левина и дополнения к ней. Образование малой группы. Вступление индивида в группу - феномен группового давления. Понятия «конформность» и «конформизм». Эксперимент С. Аша по изучению конформности в лабораторных условиях. Проблема переноса результатов эксперимента на реальную жизнь. Исследования влияния меньшинства на большинство (С. Московичи). Современные исследования конформного поведения (информационная теория конформности М. Дойча и Г. Джерарда); проблема влияния. Исследования влияния авторитета на возникновение конформности (С. Милграм). Современные исследования феномена конформизма. Групповая сплоченность. Традиции изучения в истории социальной психологии: сплоченность как результат привлекательности группы для индивида (социометрические индексы, подход Л. Фестингера и Т. Ньюкома). Введение идеи деятельностного опосредования групповой активности (А.В. Петровский, А.И. Донцов). Методы исследования групповой сплоченности. Лидерство и руководство. Соотношение понятий «лидерство» и «руководство», «лидер» и «руководитель». Теории происхождения лидерства. Стиль лидерства (эксперимент К. Левина). Лидерство как группо-динамический процесс. Лидерство как результат ценностного обмена (Р.Л. Кричевский). Методы выявления лидеров в группах. Стиль руководства и эффективность деятельности группы (Ф. Фидлер). Групповые решения. Соотношение группового и индивидуального решений. Роль групповой дискуссии в принятии группового решения (эксперимент К. Левина). Феномен «сдвига риска» (Дж. Стоунер). Эффект поляризации. Методы повышения эффективности групповых решений. Факторы ошибочных групповых решений; феномен «группомыслия» (И. Джанис). Групповые решения как групподинамический процесс. Современные исследования процесса принятия решений. Эффективность деятельности малой группы. Проблема выбора критерия эффективности в зависимости от типа малой группы. Продуктивность деятельности и удовлетворенность ею. РАЗДЕЛ VII. Психология больших социальных групп
Признаки, отличающие большую группу от малой (специфические регуляторы социального поведения). Методологическое значение исследования психологии больших групп и методы их исследования. Значение теории «социальных представлений» (С. Московичи) для изучения психологии больших социальных групп. Виды больших социальных групп: организованные группы, возникшие в ходе исторического развития общества, и стихийно сложившиеся кратковременно существующие группы. Особенности психологии социальных классов: устойчивые и динамические элементы классовой психологии. Специфика анализа психологии социальных классов в американской и европейской традициях. Проблема психологии новых социальных слоев в современном обществе России.
Стихийные группы и массовые движения. Толпа и ее характеристики. Виды толп. Циркулярная реакция и коммуникация. Механизмы поведения толпы. Управление и манипуляции толпой. Массовая паника. Механизмы развития паники. Предотвращение и ликвидация паники. Феномен слухов. Классификация слухов. Искажения в процессе циркуляции слухов. Этнические общности как большие социальные группы. Толерантность в межэтнических отношениях. РАЗДЕЛ VII. Основные направления прикладных исследований в социальной психологии Усиление интереса к прикладным социально-психологическим исследованиям на современном этапе общественного развития. Связь этих процессов с ростом роли «человеческого фактора» во всех сферах жизни цивилизованного общества. Коренное различие статуса теоретического и прикладного социально-психологического исследования. Понятие эффективности прикладного исследования в социальной психологии. Проблема экономической эффективности подобных исследований. Персоналии и их работы. Проблема социальной и гражданской ответственности исследователя. Основные области прикладных исследований:
Основная и дополнительная литература Основная литература
Дополнительная литература
|
![]() | Становление и развитие экономической, социальной и политической географии | ![]() | I. Концептуальный статус социальной философии. Социальное познание и его специфика |
![]() | Их цель – выявление знаний, которые были получены специалистами и магистрантами за время обучения в вузе | ![]() | Их цель – выявление знаний, которые были получены специалистами и магистрантами за время обучения в вузе |
![]() | Предметная область политологии и ее место в системе социально-гуманитарного знания | ![]() | Понятие и классификация исторических источников. Методология и теория исторической науки. Основные концептуальные подходы в современной... |
![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению 38. 06. 01 Экономика направленности (профилю)... | ![]() | Общий обзор изменения геосфер Земли под влиянием деятельности человека и возникающих в связи с этим геоэкологических проблем. Геоэкология... |
![]() | Финансы как стоимостная категория. Сущность и развитие финансов. Признаки финансов. Функции и роль финансов в перераспределении валового... | ![]() | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальной дисциплине по направлению 38. 06. 01 Экономика направленности (профилю)... |