О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году






Скачать 374.41 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году
страница1/3
Дата публикации13.02.2015
Размер374.41 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3
О преподавании учебного предмета «Экономика»

в общеобразовательных организациях Челябинской области

в 2014–2015 учебном году

I. НОРМАТИВНЫЕ, ИНСТРУКТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ПРЕДМЕТУ «ЭКОНОМИКА»
В 2014-2015 учебном году в общеобразовательных организациях Челябинской области реализуются Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования и Федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования.

Переход в инициативном порядке на Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – ФГОС ООО) в 2014-2015 учебном году осуществляется в общеобразовательных организациях при наличии необходимых условий.

Преподавание предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях определяется следующими нормативными документами и с учетом следующих методических рекомендаций.
Нормативные документы

Федеральный уровень

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (редакция от 23.07.2013).

  2. Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 г. № 253

  3. О федеральном перечне учебников / Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04.2014 г. № 08-548

  4. Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.09.2013 г. № 1047

  5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» / Приказ Минтруда России от 18.10.2013 г. № 544н (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 г. № 30550)

  6. Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067).

  7. Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательных учреждениях» / Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 № 23290)

  8. Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2009 г. № 729 (Зарегистрирован Минюстом России 15.01.2010 г. № 15987).

  9. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.01.2011 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.01.2011 г. № 19739).

  10. О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.02.2012 г. № 2 (Зарегистрирован в Минюсте РФ 08.02.2011 г. № 19739).


Региональный уровень

  1. Закон Челябинской области «Об образовании в Челябинской области» / Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. № 1543.

  2. Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. № 03/961.

  3. Об утверждении Концепции профориентационной работы образовательных организаций Челябинской области на 2013-2015 год / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 05.12.2013 г. № 01/4591.


Методические рекомендации


  1. Методические рекомендации для руководителей образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

  2. Методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций по реализации Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

  3. Информационно-методические материалы для родителей о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // http://ipk74.ru/news.

  4. Информационно-методические материалы о Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» для учащихся 8–11 классов // http://ipk74.ru/news.

  5. Историко-культурный стандарт, разработанный рабочей группой по подготовке концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории // http://school.historians.ru/wp-content/uploads


Нормативные документы, обеспечивающие реализацию

Федерального компонента государственного образовательного стандарта
Федеральный уровень

  1. Об утверждении Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. № 1089.

  2. О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.

Региональный уровень

  1. О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования / Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839.

  2. О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области / Письмо от 31.07.2009 г. №103/3404



II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»
Данные рекомендации разработаны для классов, реализующих федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089).

Рабочая программа учебного предмета, курса является составной частью образовательной программы общеобразовательной организации. Она призвана обеспечить гарантии в получении учащимися обязательного минимума содержания образования в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089) и спецификой местных условий.

При разработке Рабочих программ учебных предметов, курсов учитель может использовать примерные программы по учебным предметам, вариативные (авторские) программы к учебникам. Примерные программы по учебным предметам, курсам позволяют всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии образования учащихся средствами учебного предмета, курса предмета, конкретизирует содержание предметных тем федерального компонента государственного образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по разделам учебного предмета, курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов учебного предмета, курса с учетом возрастных особенностей учащихся, логики учебного процесса, межпредметных и внутрипредметных связей.

По своей структуре и содержанию Рабочая программа учебных предметов, курсов представляет собой документ, составленный с учетом:

  • требований федерального компонента государственных образовательных стандартов;

  • обязательного минимума содержания образования по учебному предмету, курсу;

  • максимального объема учебного материала для учащихся;

  • требований к уровню подготовки выпускников;

  • объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных предметов, курсов в каждом классе;

  • познавательных интересов учащихся;

  • целей и задач образовательной программы школы;

  • выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Необходимость отражения в Рабочей программе учебных предметов, курсов данных аспектов обуславливает определение элементов ее структуры. В письме Министерства образования и науки Челябинской области от 31 июля 2009 года № 103/3404 «О разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях Челябинской области» рекомендована примерная структура рабочих программ учебных предметов, курсов. Структура Рабочих программ учебных предметов, курсов утверждается локальным нормативным актом общеобразовательной организации и может включать следующие компоненты:

  • титульный лист;

  • пояснительная записка;

  • содержание программы учебного курса;

  • учебно-тематический план;

  • календарно-тематическое планирование;

  • требования к уровню подготовки учащихся;

  • характеристика контрольно-измерительных материалов;

  • учебно-методическое обеспечение предмета и перечень рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) для учителя и учащихся.

Рабочая программа учебных предметов, курсов определяет объём, порядок, содержание изучения учебных предметов, курсов.

Титульный лист должен содержать полное наименование общеобразовательной организации в соответствии с уставом; наименование учебного предмета, курса; указания на принадлежность Программы учебного предмета, курса к уровню общего образования; срок реализации данной Программы учебного предмета, курса; сведения о разработчике (разработчиках) (Ф.И.О, должность); год утверждения Рабочей программы учебного предмета, курса.

В пояснительной записке раскрывается статус документа, его структура, даётся общая характеристика учебного предмета, курса, его место в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется роли конкретного учебного предмета, курса в формировании общеучебных умений, навыков и способов деятельности, ключевых компетенций учащихся. В пояснительной записке указывается, какая примерная (авторская) программа послужила основанием для разработки программы учебного предмета, курса, особенности представляемой программы. В пояснительной записке отражаются те изменения, которые вносит учитель с учётом особенностей контингента учащихся, целевых ориентиров учебного предмета, курса, особенностей образовательного учреждения, а также требования к уровню подготовки учащихся с учётом внесённых изменений.

Основное содержание раскрывает необходимый уровень знаний, умений и навыков, который формируется у учащихся.

Календарно-тематическое планирование. В данный раздел включается календарно-тематическое планирование, структура может состоять из следующих блоков: тема (раздел) (количество часов); тема каждого урока; дата проведения урока, корректировка. В календарно-тематическое планирование с учётом особенностей учебного предмета, курса рекомендуется включать элементы содержательной и практической составляющих, который позволит обеспечить функционально-прикладной характер обучения по учебному предмету, курсу.

Требования к уровню подготовки учащихся по итогам изучения предмета, курса: учащиеся должны знать / понимать (даётся перечень необходимых для усвоения и воспроизведения каждым учащимся знаний); уметь (даётся перечень конкретных умений и навыков данного учебного предмета, курса, основанной на более сложной, чем воспроизведение, деятельности: анализировать, сравнивать, различать, приводить примеры, определять признаки и др.); использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности (группа умений, которыми учащийся может пользоваться самостоятельно в повседневной жизни, вне образовательного процесса). При этом допускается внесение в Программу учебного предмета, курса дополнительного материала, расширяющего и углубляющего знания учащихся. Рекомендуется определять требования к уровню подготовки учащихся по итогам каждого года обучения.

Характеристика контрольно-измерительных материалов. В данном разделе описывается организация оценивания уровня подготовки учащихся по конкретному учебному, курсу, даётся перечень и характеристика контрольно-измерительных материалов при организации текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации.
III. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕТУ НАЦИОНАЛЬНЫХ,

РЕГИОНАЛЬНЫХ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА «ЭКОНОМИКА»
При изучении предмета «Экономика» необходимо учитывать национальные, региональные и этнокультурные особенности Челябинской области и образовательной организации. Федеральный закон «Об образовании в РФ» формулирует в качестве принципа государственной политики «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности, а также защиту и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства» (ст. 3).

Технология учета таких особенностей в содержании предмета определяется реализуемой образовательной организацией образовательной программой.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г.) национальные, региональные и этнокультурные особенности учитываются при разработке образовательной программы в целом В рамках реализации национально-регионального компонента содержание экономического компонента рекомендуется дополнять информационным материалом по Челябинской области.

При реализации основных образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами основного общего (2010 г.) образования национальные, региональные и этнокультурные особенности также учитываются при разработке образовательной программы в целом. Все разделы и структурные компоненты основных образовательных программ, определенные федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, предусматривают возможности включения таких особенностей в их содержание в части, формируемой участниками образовательного процесса (в объеме 30 % от общего объема программы основного общего образования).

Стратегическая цель работы по освоению национальных, региональных и этнокультурных особенностей в общеобразовательной организации формулируется в целевом разделе в пояснительной записке. В соответствии с целью конкретизируется перечень личностных и метапредметных результатов (раздел «Планируемые результаты освоения основной образовательной программы»).

Содержание, обеспечивающее достижение данных планируемых результатов, должно быть отражено в содержательном разделе основной образовательной программы.

В «Программе развития универсальных учебных» действий содержательные аспекты национальных, региональных и этнокультурных особенностей отражаются в разделе типовые задачи применения универсальных учебных действий, в основной школе при описании особенностей реализации основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

Особое внимание учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей должно быть уделено в «Программе воспитания и социализации», данных подход отражается в задачах, направлениях деятельности, содержании, видах деятельности и формах занятий с обучающимися на региональном материале.

Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности также разрабатываются с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Если в целевом разделе конкретизировались планируемые результаты, это должно быть отражено в программах учебных предметов, курсов в разделе «Личностные, метапредметные и предметные результаты». Содержание может быть отражено в общей характеристике учебного предмета, курса, в содержании учебного предмета, в тематическом планировании. Количественных характеристик к реализации НРЭО в требованиях ФГОС общего образования нет. общеобразовательной организации может разработать курсы внеурочной деятельности, обеспечивающие этнокультурные потребности и интересы обучающихся.

Организационным механизмом учета национальных, региональных и этнокультурных особенностей в образовательном процессе является план внеурочной деятельности, который должен предусматривать применение оптимальных, с точки зрения обеспечения этнокультурных потребностей и интересов обучающихся, форм реализации внеурочной деятельности.

Наряду с этим в разделе «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы» эти особенности также учитываются при разработке оценочных материалов, отражающих национальные, региональные и этнокультурные особенности разного уровня и обеспечивающих динамику достижения планируемых результатов.

Технология разработки основных образовательных программ общего образования с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей подробно представлена в методическом пособии, рекомендованном Министерством образования и науки Челябинской области для использования в образовательных учреждениях Челябинской области:

– Методические рекомендации по учету национальных, региональных и этнокультурных особенностей при разработке общеобразовательными учреждениями основных образовательных программ начального, основного, среднего общего образования / [В.Н.Кеспиков, М.И.Солодкова и др.]. – Челябинск: ЧИППКРО, 2013. – 164 с.

Предметные результаты освоения учебного предмета «Экономика», отражающие НРЭО:

  • овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анали зировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политиче ской жизни с экономической точки зрения;

  • освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для после дующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и для самообразования;

В календарно-тематическое планирование по предмету «Экономика» рекомендуется включить проведение учебных занятий по следующим темам: «Рынок труда в Челябинской области», «Экономика семьи», «Налоговое регулирование в Челябинской области», «Бизнес и экономика в Челябинской области» (см. приложение № 1).

Среди множества пособий, составляющих учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, отражающее НРЭО по предмету, можно выделить:

  1. Краеведение. Челябинская область. 9 кл. / под ред. В.М.Кузнецова. – Челябинск: АБРИС, 2012. – 160 с.

  2. Краеведение. Магнитогорск. 9–11 кл. / под ред. М.А.Абрамзона, М.Н.Потемкиной. – Челябинск: АБРИС, 2013. – 160 с.

  3. Челябинская область. Энциклопедия. В 7-ми т. / под ред. К. Н. Бочкарева. – Челябинск : Каменный пояс, 2008.

  4. Челябинская область. 75 лет: прошлое и настоящее: стат. сб. / Правительство Челяб. обл. [ред. совет: Н.М.Рязанов и др.]. – Челябинск, 2008. – 328 с.

  5. Моисеев, А. П. Южноуральская панорама событий и достижений: книга для чтения по краеведению : учеб. пособие / А. П. Моисеев, А. В. Драгунов, М. С. Гитис. – Вып. 1. – Челябинск : АБРИС, 2006. – 224 с.

  6. Челябинская область. Краткий географический справочник / авт.-сост. М.С. Гиттис, С.Г. Захаров, А.П. Моисеев; Русское географическое общество, Челябинское региональное отделение. – Челябинск: АБРИС, 2011.-176 с. – (Познай свой край).

  7. Головачев, С.А. Из опыта преподавания курса «Экономика» в старшей школе: интегративно-игровое занятие по экономике с историко-предметной направленностью (10-11 классы) // ПИОШ. 2012.№3

  8. Дегтярев П.Я. Социально- экономическая география Челябинской области / П.Я. Дегтярев; ЧелГУ; ЧелРГО. – Челябинск, 2010. – 240с.

  9. Мобилизационная модель экономики; исторический опыт России ХХ века : сборник материалов Всероссийской научной научной конференции. – Челябинск : ООО «Энциклопедия», 2009. – 571 с.

Особенно необходимо отметить, что для ряда муниципальных образований изданы и успешно используются в педагогической практике «Тетради юных краеведов» - учебно-методические пособия нового жанра по комплексному изучению района (города). Они включают исторические очерки, справочные материалы о природе, экономике и культуре территории, познавательные задания и контурные карты. Тетради выпускает издательство «АБРИС» с привлечением местных краеведов и педагогов. Эта работа будет более плодотворной при поддержке администраций муниципальных образований и местной общественности. Например, с 2013–2014 учебного года по заказу Главы Златоустовского городского округа В.А.Жилина начата реализация проекта «Я – златоустовец», предусматривающего публикацию 28 пособий для обучающихся и педагогов.

Для организации практических работ и создания оценочных материалов по праву с учетом НРЭО рекомендуется использовать следующее пособие - Главные праздники современной России и малой Родины: метод. рекомендации / предс. ред. коллегии В.М. Кузнецов. – 2-е изд., испр. и доп. – Челябинск: АБРИС, 2012. – (Гражданско-правовое и патриотическое воспитание).

В рамках Федерального компонента государственного образовательного стандарта в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 30.05.2014 № 01/1839 «О внесении изменений в областной базисный учебный план для общеобразовательных организаций Челябинской области, реализующих программы основного общего и среднего общего образования» образовательные учреждения включают изучение национальных, региональных и этнокультурных особенностей в предметное содержание с выделением 10-15% учебного времени от общего количества часов инвариантной части.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconО преподавании учебного предмета «География» в общеобразовательных...
...

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Обществознание» в общеобразовательных...
...

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «История» и«Обществознание»...
В 2014-2015 учебном году в преподавании учебных предметов «История» и «Обществознание» в основной школе есть ряд особенностей

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconМетодическое письмо о преподавании учебных предметов «История» и«Обществознание»...
В 2014-2015 учебном году в преподавании учебных предметов«История» и «Обществознание» в основной школе есть ряд особенностей

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconО преподавании кубановедения в 2013-2014 учебном году Нормативно-правовые...
...

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconРабочая программа по обществознанию для 6-9 классов составлена на...
Мо РФ 2004 г., авторской программы «Обществознание 6-11кл.» Л. Н. Боголюбова М.: Просвещение, 2011, информационно-методического письма«О...

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconПриказ от 02. 09. 2014 г. №369 Об организации и проведении школьного...
Министерства образования и науки Челябинской области от 22. 07. 2014г. №01/2282 «Об обеспечении организации и проведения всероссийской...

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconОб организации учебного процесса в 2014/2015 учебном году
С целью обеспечения качественной организации учебного процесса в 2014/2015 учебном году

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconОбразования и науки челябинской области прика з
Челябинской области от 04. 09. 2008 г. №01-638, приказом Министерства образования и науки Челябинской области от 29. 08. 2011 г....

О преподавании учебного предмета «Экономика» в общеобразовательных организациях Челябинской области в 2014-2015 учебном году iconРабочая программа по истории 11 класс составлена в соответствии с...
М.: «Русское слово». 2006. Инструктивно-методического письма департамента образования Белгородской области Белиро «О преподавании...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную