Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах»






Скачать 225.16 Kb.
НазваниеПояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах»
страница1/2
Дата публикации08.02.2015
Размер225.16 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона

«О мегаполисах»
Проект федерального закона разработан в целях повышения эффективности управления городским хозяйством и социально-экономическим развитием крупных городов Российской Федерации с численностью населения 1 миллион и более человек.

Предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, связанные с созданием мегаполисов путем преобразования городских округов, а также созданием и деятельностью исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление мегаполисами.

Согласно итогам Всероссийской переписи населения 2010 года численность населения в 31 субъекте Российской Федерации составляет менее 1 миллиона человек.



Субъект Российской Федерации

Численность населения

1.

Республика Адыгея

439 996

2.

Республика Алтай

206 168

3.

Республика Бурятия

972 021

4.

Республика Ингушетия

412 529

5.

Кабардино-Балкарская Республика

859 939

6.

Республика Калмыкия

289 481

7.

Карачаево-Черкесская Республика

477 859

8.

Республика Карелия

643 548

9.

Республика Коми

901 189

10.

Республика Марий Эл

696 459

11.

Республика Мордовия

834 755

12.

Республика Саха (Якутия)

958 528

13.

Республика Северная Осетия – Алания

712 980

14.

Республика Тыва

307 930

15.

Республика Хакасия

532 403

16.

Камчатский край

322 079

17.

Амурская область

830 103

18.

Калининградская область

941 873

19.

Костромская область

667 562

20.

Курганская область

910 807

21.

Магаданская область

156 996

22.

Мурманская область

795 409

23.

Новгородская область

634 111

24.

Орловская область

786 935

25.

Псковская область

673 423

26.

Сахалинская область

497 973

27.

Смоленская область

985 537

28.

Еврейская автономная область

176 558

29.

Ненецкий автономный
округ

42 090

30.

Чукотский автономный округ

50 526

31.

Ямало-Ненецкий
автономный округ

522 904


Численность населения ещё в 21 субъекте Российской Федерации колеблется в пределах от 1 миллиона до 1,5 миллиона человек.



Субъект Российской Федерации

Численность населения

1.

Чеченская Республика

1 268 989

2.

Чувашская Республика

1 251 619

3.

Забайкальский край

1 107 107

4.

Хабаровский край

1 343 869

5.

Архангельская область

1 227 626

6.

Астраханская область

1 010 073

7.

Брянская область

1 278 217

8.

Владимирская область

1 443 693

9.

Вологодская область

1 202 444

10.

Ивановская область

1 061 651

11.

Калужская область

1 010 930

12

Кировская область

1 341 312

13.

Курская область

1 127 081

14.

Липецкая область

1 173 513

15.

Пензенская область

1 386 186

16.

Рязанская область

1 154 114

17

Тамбовская область

1 091 994

18

Тверская область

1 353 392

19.

Томская область

1 047 394

20.

Ульяновская область

1 292 799

21.

Ярославская область

1 272 468


Таким образом, в составе Российской Федерации находятся 52 субъекта Российской Федерации, численность населения каждого из которых меньше или примерно равна численности населения города-миллионника.

По данным текущего статистического учёта, в настоящее время на территории России насчитывается 14 городов-миллионников.

Динамика изменения численности населения данных городов представлена в таблице.



Город

Численность населения

(по данным переписей населения 1979, 2002 и 2010 годов)

Численность населения

на 1 января 2012 года

1979 год

2002 год

2010 год




1.

Новосибирск

1 312 480

1 425 508

1 473 754

1 498 921

2.

Екатеринбург

1 211 172

1 293 537

1 349 772

1 411 137

3.

Нижний Новгород

1 344 474

1 311 252

1 250 619

1 263 621

4.

Самара

1 216 233

1 157 880

1 164 685

1 169 284

5.

Омск

1 014 246

1 134 016

1 154 116

1 156 583

6.

Казань

992 675

1 105 289

1 143 535

1 161 308

7.

Челябинск

1 029 522

1 077 174

1 130 132

1 143 400

8.

Ростов-на-Дону

934 095

1 068 267

1 089 261

1 096 448

9.

Уфа

969 289

1 042 437

1 062 319

1 081 669

10.

Волгоград

928 692

1 011 417

1 021 215

1 018 739

11.

Пермь

999 157

1 001 653

991 162

1 000 679

12.

Красноярск

796 305

909 341

973 826

более

1 000 000

на 1 мая 2012 г.


Из них в 12 городах с 1979 по 2012 год происходил рост численности постоянного населения.

Несмотря на большую численность и высокую плотность населения, города-миллионники не наделены каким-либо официальными статусами, помимо статусов городских округов.

Структуру органов местного самоуправления современного города-миллионника составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под органами местного самоуправления понимаются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления определяются в соответствии со статьями 5 и 6 указанного закона.

Данные полномочия органов государственной власти носят ограниченный характер, поскольку в соответствии со статьей 12 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, а органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

В Конституции Российской Федерации предусмотрен только один случай контроля за местным самоуправлением - контроль за реализацией органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий, в иных случаях за деятельностью органов местного самоуправления допускается только судебный контроль.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 30.11.2000 № 15-П указывается, что Конституция Российской Федерации прямо предусматривает подконтрольность государству реализации органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий и предполагает контроль за законностью при решении ими вопросов местного значения, т.е. при осуществлении собственно полномочий местного самоуправления (статья 132, часть 2; статья 15, часть 2).

При этом формы и способы такого контроля, его механизм и порядок осуществления не могут нарушать гарантии самостоятельности местного самоуправления, установленные Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с нею федеральными законами, и противоречить принципу разделения властей.

Данная позиция Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод о том, что установление дополнительных случаев административного контроля за местным самоуправлением вступает в противоречие с Конституцией РФ.

К сожалению, самостоятельность органов местного самоуправления в административных центрах субъектов Российской Федерации и городах-миллионниках часто становилась катализатором политических конфликтов между главами крупнейших городов и высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

В Новосибирской и Омской областях доля населения города-миллионника (крупнейшего города) превышает 50% от общей численности населения. Средняя доля населения города-миллионника (крупнейшего города) в остальных регионах составляет 33,5% от общей численности населения.



Город-миллионник

Доля населения города-миллионника в общей численности населения соответствующего субъекта Российской Федерации

1.

Новосибирск

56,2%

2.

Екатеринбург

32,8%

3.

Нижний Новгород

38,1%

4.

Самара

36,4%

5.

Омск

58,5%

6.

Казань

30,7%

7.

Челябинск

32,9%

8.

Ростов-на-Дону

25,6%

9.

Уфа

26,6%

10.

Волгоград

39%

11.

Пермь

38%

12.

Красноярск

35,3%


Масштабы проблем, с которыми в своей повседневной работе сталкиваются органы местного самоуправления городов-миллионников, требуют тесного взаимодействия указанных органов с органами государственной власти.

Решение широкого спектра вопросов - от строительства метрополитена до обеспечения наиболее полного охвата детей дошкольным образованием - зависит в первую очередь от финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Собственных ресурсов у органов местного самоуправления недостаточно, а между тем в городах-миллионниках продолжается рост численности населения, в том числе за счет внутренней миграции из соседних муниципальных образований.

Города-миллионники превращаются в анклавы внутри субъектов Российской Федерации, одновременно являясь административными центрами соответствующих регионов.

Города федерального значения Москва и Санкт-Петербург и города-миллионники занимают во многом схожее положение в России.

Их объединяют большая численность населения, включение в свой состав нескольких населенных пунктов, высокая степень урбанизации, развитая транспортно-логистическая инфраструктура, значительный научно-технический потенциал, высокая концентрация промышленных предприятий.

Исходя из названных признаков, можно сделать вывод, что города-миллионники и города федерального значения представляют собой мегаполисы.

При этом управление данными территориями существенно отличается.

В Москве и Санкт-Петербурге решением вопросов социально-экономического развития города и управлением городским хозяйством занимаются органы государственной власти. Органы местного самоуправления формируются только на уровне 146 районов и 21 части районов Москвы и 111 частей районов Санкт-Петербурга.

На уровне административных округов Москвы и районов Санкт-Петербурга органы местного самоуправления не сформированы.

В среднем численность населения административного округа Москвы составляет 960 тысяч человек, района Санкт-Петербурга – 270 тысяч человек.

Но поскольку численность населения и размер территорий городов-миллионников не настолько велики как в Москве и Санкт-Петербурге, представляется целесообразным полностью прекратить местное самоуправление на уровне таких территорий.

На уровне городов-миллионников вместо органов местного самоуправления предлагается образовать исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление мегаполисами.

Поскольку согласно части 1 статьи 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций, положения настоящего проекта федерального закона, а также вносимого в комплекте с ним проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О мегаполисах» предусматривают выведение мегаполисов как административно-территориальных единиц с особым статусом из сферы действия Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

При этом местное самоуправление предлагается сохранить на уровне муниципальных районов мегаполиса, под которыми в законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О мегаполисах» понимаются части территории мегаполиса с численностью населения 100 000 и более человек, в границах которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные органы местного самоуправления.

Территориальное устройство городских округов с численностью населения 1 миллион и более человек для более эффективного управления территориями поселения неизменно предполагает наличие внутригородских районов.



Город-миллионник

Количество внутригородских районов

Минимальная численность населения внутригородского района

Максимальная численность населения внутригородского района

(по данным переписи населения 2010 года)

1.

Новосибирск

10

Железнодорожный район: 61 736


Ленинский район: 279 255


2.

Екатеринбург

7

Октябрьский район: 135 346


Орджоникидзевский район: 270 944


3.

Нижний Новгород

8

Приокский район:

90 410


Автозаводской район: 303 054

4.

Самара

9

Самарский район:

30 519


Промышленный район: 273 126


5.

Омск

5

Октябрьский район: 172 496

Центральный район: 276 203

6.

Казань

7

Вахитовский район: 86 202


Советский район: 275 514

7.

Челябинск

7

Центральный район: 90 918

Калининский район: 214 647

8.

Ростов-на-Дону

8

Кировский район: 65 987

Ворошиловский район: 212 848

9.

Уфа

7

Демский район:

64 294

Октябрьский район: 234 152

10.

Волгоград

8

Ворошиловский район: 82 821

Дзержинский район: 182 579

11.

Пермь

7

Ленинский район:

48 520

Свердловский район: 210 477

12.

Красноярск

7

Центральный район: 55 060

Советский район: 281 284


Представляется целесообразным образование муниципальных районов мегаполиса, численность населения которых составляет 100 000 и более человек.

Такой подход позволит избежать неравномерного распределения населения мегаполиса по входящим в его состав муниципальным районам мегаполиса, а значит усовершенствовать и повысить эффективность управленческой деятельности органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных районов мегаполиса.

В связи с этим во всех будущих мегаполисах, за исключением Екатеринбурга и Омска, при установлении границ вновь образуемых муниципальных районов мегаполисов, потребуется отказаться от повторения ранее существовавших границ внутригородских районов.

К вопросам местного значения муниципального района мегаполиса предлагается отнести:

1) формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района мегаполиса и контроль за исполнением данного бюджета;

2) владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в собственности муниципального района мегаполиса;

3) организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек муниципального района мегаполиса;

4) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального района мегаполиса услугами организаций культуры;

5) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в муниципальном районе мегаполиса;

6) обеспечение условий для развития на территории муниципального района мегаполиса физической культуры и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района мегаполиса;

7) создание условий для массового отдыха жителей муниципального района мегаполиса и организация обустройства мест массового отдыха населения;

8) организация и осуществление мероприятий по мобилизационной подготовке муниципальных предприятий и учреждений, находящихся на территории муниципального района мегаполиса;

9) осуществление мер по противодействию коррупции в границах муниципального района мегаполиса.

Таким образом, в исключительной компетенции муниципальных районов мегаполиса в первую очередь будет находиться решение вопросов по обеспечению здорового образа жизни и досуга жителей указанных районов, что в свою очередь потребует создания соответствующих организационных единиц и передачу в собственность муниципальных районов мегаполиса имущества, необходимого для решения вопросов местного значения.

В качестве организационных единиц могут выступать муниципальные учреждения и муниципальные унитарные предприятия городского округа в сфере культуры и физической культуры и спорта переданные из собственности преобразованного городского округа в собственность вновь образованных муниципальных районов мегаполиса, на территории которых они расположены.

Полномочиями по решению самых затратных для муниципального образования вопросов предлагается наделить исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление мегаполисами.

К числу таких вопросов относятся, например, организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, дорожная деятельность, организация транспортного обслуживания населения и т.д.

В свою очередь, органы местного самоуправления муниципальных районов мегаполиса предлагается наделить полномочиями, аналогичными полномочиям органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы:

1) осуществление права законодательной инициативы в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, в состав которого входит мегаполис, в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, в состав которого входит мегаполис;

2) внесение в исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление мегаполисом, предложений:

а) к проектам целевых программ;

б) по организации и изменению маршрутов, режима работы, остановок наземного городского пассажирского транспорта;

в) по благоустройству территории муниципального района мегаполиса;

г) к проектам генерального плана мегаполиса, изменений генерального плана мегаполиса;

д) к проектам правил землепользования и застройки;

е) к проектам планировки территорий на территории муниципального района мегаполиса;

ж) к проектам решений о предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельного участка, объекта капитального строительства или на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства на территории муниципального района мегаполиса.

Кроме того органы местного самоуправления муниципальных районов мегаполиса получат возможность контролировать исполнение исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление мегаполисами, полномочий по решению вопросов субрегионального значения на территории муниципального района мегаполиса.

По аналогии с частью 3 статьи 79 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» законопроектом предлагается, что источники доходов местных бюджетов муниципальных районов мегаполисов определяются законами субъектов Российской Федерации, в состав которых входят мегаполисы, исходя из необходимости сохранения единства хозяйства мегаполиса. 

Создание мегаполисов путем преобразования городских округов (городов-миллионников) предлагается осуществлять законами субъектов Российской Федерации.

Законопроект устанавливает единственное требование для принятия законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации данных законов: численность населения городского округа должна составлять 1 миллион и более человек.

В соответствии с частью 11 статьи 5 Федерального закона от 29 ноября 2007 года № 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» распространение официальной статистической информации субъектами официального статистического учета осуществляется путем ее опубликования в официальных изданиях субъектов официального статистического учета, средствах массовой информации и размещения для всеобщего доступа в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе для бесплатного доступа на официальных сайтах субъектов официального статистического учета в сети Интернет.

В связи с этим законопроектом предусмотрено, что вышеназванный показатель численности населения может быть признан соответствующим действительности только после опубликования в официальном издании органа государственной статистики оценки численности постоянного населения городского округа на 1 января текущего года.

Законопроектом определяются основные условия и порядок создания мегаполиса, а также предлагается урегулировать отношения, связанные с переходным периодом создания мегаполиса.

Законопроектом устанавливается, что границы созданного мегаполиса совпадают с существующими границами прекратившего существование городского округа (статья 4).

Законопроектом регулируются вопросы правопреемства субъекта Российской Федерации, в том числе в отношении муниципальной собственности подлежащего преобразованию городского округа (статьи 8 и 15), определяются порядок функционирования до завершения переходного периода органов местного самоуправления подлежащего преобразованию городского округа (статьи 5- 7).

Законопроектом предлагается наделить высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) следующими полномочиями в данной сфере правового регулирования:

1. назначение временно исполняющего обязанности главы городского округа на период до дня окончания переходного периода, в случае досрочного прекращения полномочий главы городского округа после вступления в силу закона субъекта Российской Федерации о преобразовании городского округа в мегаполис;

2. утверждение устава мегаполиса;

3. назначение и освобождение от должности руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющего государственное управление мегаполисом (далее – руководителя ведомства).

Законопроектом устанавливается, что руководитель ведомства, назначается высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Причем одна и та же кандидатура не может быть представлена для согласования назначения на должность руководителя ведомства более одного раза.

Также законопроект предусматривает право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) отменять либо приостанавливать действие правовых актов мегаполиса или отдельных положений этих правовых актов.

В статье 29 законопроекта определяется, что в систему правовых актов мегаполиса входят:

1) устав мегаполиса;

2) нормативные и иные правовые акты ведомства;

3) правовые акты руководителя ведомства.

Таким образом, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) сможет непосредственно влиять на правотворческую деятельность ведомства.

  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к проекту постановления Правительства Российской Федерации
Проект постановления, подготовлен в соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. №44-фз «О контрактной...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к проекту ”Закона о развитии высшего образования...
К сожалению, Верховная Рада в первом чтении легализовала очередной вариант Закона о высшей школе, который не предлагает путей решения...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка рабочая программа по экономике для 8 классов...
Закона РФ от 10. 07. 1992 №3266-1 «Об образовании» (ст. 7, ст. 32) (в редакции Федерального закона от 17. 07. 2009 №148-фз)

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к проекту Федерального закона «Об охране здоровья...
Федерального закона «Об охране здоровья граждан РФ от воздействия алкоголя, сокращении употребления этилового спирта в немедицинских...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «О территориях...
Направлен на создание правовых основ государственной поддержки развития регионов Дальнего Востока

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к курсовому проекту на тему «Расчёт календарно-плановых...
Дисциплина: «Организация производства и управление предприятием» пояснительная записка

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «Об экологическом...
Об экологическом аудите, экологической аудиторской деятельности и внесении изменений

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к проекту федерального закона «Об аэропортах...
Евросоюза), а также нормативные документы икао (в частности, документ 9082 «Правила икао в отношении аэропортовых и аэронавигационных...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка к проекту Федерального закона «О внесении изменений...
Ект подготовлен Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в целях создания правовых условий для реализации мер по борьбе...

Пояснительная записка к проекту федерального закона «О мегаполисах» iconПояснительная записка рабочая программа разрабатывается на основании
Федерального закона от 29. 12. 2012 №273 фз «Об образовании в Российской Федерации»






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную