Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика)






Скачать 86.72 Kb.
НазваниеОценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика)
Дата публикации30.06.2016
Размер86.72 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
Землянухина С.Г.

Саратовский государственный

технический университет


ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИЙ ТЕСТИРОВАНИЯ (ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА)



Оценка качества подготовки вузами специалистов осуществляется на различных этапах и в различных формах в зависимости от целей, реализуемых на каждом из этапов, а также от того, какой из субъектов процесса подготовки производит оценку. На подготовительном этапе организации процесса подготовки по тем или иным специальностям оценка качества подготовки осуществляется на основе представленных документов учебно-методическими объединениями (УМО) по тем или иным специальностям и направлениям подготовки и органами управления системой образования (Министерство образования и науки). И главным критерием здесь является соответствие требованиям государственного образовательного стандарта, что дает право на получение лицензии на право ведения образовательной деятельности по той или иной специальности. Применение государственных образовательных стандартов и контроль над их соблюдением позволяет обеспечивать требуемое качество подготовки специалистов и сохранять единое образовательное пространство России. Этот же критерий используется и на заключительном этапе оценки при проведении аттестации вуза или отдельной специальности. Оценка качества подготовки осуществляется экспертной комиссией из числа наиболее квалифицированных и авторитетных представителей данной отрасли знаний, утверждаемой Министерством образования и науки РФ. При аттестации принимается во внимание не только документальная сторона дела, но и реальное качество подготовки каждого выпускника, устанавливаемое путем проверки остаточных знаний по изучаемым дисциплинам, участия в итоговой государственной аттестации. Одним из инновационных инструментов оценки качества профессионального образования выступают технологии тестирования, широкое применение которых стало возможным в связи с распространением интернет-технологий.

В рамках вуза в процессе обучения существует целая система традиционно сложившихся форм и показателей оценки качества подготовки студентов. Это, прежде всего, текущий контроль успеваемости и посещаемости занятий студентами, осуществляемый деканатами и преподавателями, ведущими занятия. Текущий контроль проводится с целью привития студентам навыков ритмичной работы над учебным материалом, эффективности их самостоятельной работы, своевременной корректировки хода учебного процесса в соответствии с результатами контроля. Осуществляется текущий контроль в ходе лекционных занятий и семинарских занятий, лабораторных работ и коллоквиумов, а также путем проверки результатов выполнения студентами заданий, курсовых работ и т.п. Во многих вузах получила применение модульно-рейтинговая система оценки качества подготовки, используемая в межсессионный период.

Применение тестовой формы оценки качества образования в последнее время стало предметом обсуждения и дискуссий. Следует, прежде всего, отметить, что само применение тестовой формы контроля и оценки знаний не вызывает сомнений, так как они обеспечивают:

  • объективность оценки знаний, поскольку процедура тестирования стандартизирована и исключает предвзятое отношение преподавателя к студенту. Основным субъектом, осуществляющим оценку знаний студентов, является ведущий преподаватель, и от уровня его компетентности, грамотности, методического и педагогического мастерства зависят результаты оценки. Большую роль при этом играют и нравственно-психологические характеристики личности преподавателя. Ведь оценивая знания студента, преподаватель производит оценку и собственной преподавательской деятельности, то есть самооценку. И возможно, что результаты экзаменационной сессии у преподавателя, не обладающего высокой квалификацией, но либерального и не требовательного к знаниям студентов, будут выше, чем у квалифицированного, но требовательного преподавателя.

  • ёмкость оценки знаний. Задания ориентированы на полноту охвата дисциплины, определение уровня усвоения ключевых понятий, тем и разделов учебной программы, умений, навыков.

  • мягкость и гуманность. Единая процедура тестирования и единые критерии оценки ставят студентов в равные условия.

  • широту оценки знаний. Тестовые задания дают возможность оценить знания по учебной дисциплине в целом, а не по отдельным темам и расширяет традиционную шкалу оценок.

  • информативность при контроле качества обучения. Результаты тестирования можно применять для сравнительной оценки успеваемости студентов по потокам, группам, преподавателям; совершенствования методики изучения дидактических единиц (по статистике вопросов, имеющих наибольшее количество ошибочных ответов); улучшения качества заданий (по статистике времени тестирования, среднего балла, ошибок студентов).

Тем не менее, при всех положительных сторонах технологий тестирования имеется немало нареканий по поводу этой формы оценки качества образования, к числу которых можно отнести:

  • ориентация на запоминание правильных ответов без уяснения сущности и логических связей изучаемой дисциплины, тренировка памяти, а не развитие логического мышления (в связи с этим получила распространение установка на «натаскивание студентов»);

  • возможность механического угадывания правильного ответа (сели количество предлагаемых для выбора ответов составляет 4, то такая возможность равна 25%);

  • предоставление возможности выбора из нескольких предлагаемых вариантов ответов не ориентирует студентов на необходимость собственных формулировок и не способствует развитию умений доказательно и логично обосновывать свои ответы (то есть профессионально грамотно формулировать свои знания);

  • проведение самой процедуры тестирования и целей, которые ставятся при этом проведении.

Имеется существенное различие между целями, которые преследуются в процессе тестирования, если оно проводится:

  • самим преподавателем для оценки знаний студентов и уяснения степени освоения дидактических единиц учебной дисциплины;

  • контролирующими органами на уровне вуза с целью выявления не только уровня знаний студентов, но и уровня профессионализма преподавателя, состояния учебного процесса в вузе. Основной формой оценки качества подготовки служат результаты экзаменационных сессий и итоговой аттестации выпускников, которые анализируются и обсуждаются на различных уровнях вузовской иерархии (отдельный студент, студенческая группа, выпускающая кафедра, деканат, ректорат);

  • контролирующими органами на уровне Министерства образования и науки РФ, в процессе федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования (ФЭПО).

В соответствии с системой оценки качества образования, разработанной национальным аккредитационным агентством в сфере образования, в концепции Интернет-экзамена заложены следующие принципы1:

  • использование современных информационных технологий, позволяющих организовать процесс тестирования и анализировать результаты более дешевым и оптимальным способом;

  • добровольность и конфиденциальность участия, в этом случае контрольные процедуры становятся методическим подспорьем для эффективного мониторинга учебного процесса;

  • встраивание технологии в образовательный процесс: Интернет-тестирование проводится в период зимней и летней сессии;

  • оценка базовой подготовки студентов на уровне освоения требований государственных образовательных стандартов, что позволяет вузу сравнивать итоги тестирования с другими вузами.

Результаты Интернет-тестирования входят в систему показателей, по которым производится оценка деятельности образовательных учреждений Рособрнадзором. В связи с этим вузы заинтересованы в таких результатах Интернет-экзамена, которые свидетельствовали бы о высоком уровне усвоения учебного материала. Достигаться такие результаты могут не только посредством повышения уровня преподавания (а также путем «натаскивания студентов») но и посредством организации помощи студентам со стороны преподавателей (в том случае, если процедура тестирования не контролируется со стороны проверяющих представителей). В этом случае происходит оценка знаний не студентов, а преподавателей, результаты тестирования не могут использоваться для оценки знаний студентов, ведь и преподаватели, и студенты знают, как были получены эти результаты.

Опасность такого рода процедуры тестирования состоит в подрыве нравственных устоев, на которых основывается деятельность вузов, формирования в связи с этим норм поведения, ценностей и ориентаций, противоречащих моральным и нравственным нормам. Деятельность профессионального образовательного учреждения можно рассматривать по аналогии с работой предприятия и в качестве продукта этой деятельности – подготавливаемых специалистов. Как подсистема более общей, экономической системы система профессионального образования выполняет не только присущую ей функцию формирования и воспроизводства квалифицированной рабочей силы, но и функцию социализации, становления и развития человека. Кроме того образование не только готовит специалистов в той или иной области экономики, но и формирует мировоззрение, идеологию и экономическое сознание.

На менталитет российского студенчества не может не оказывать влияние существование коррупции, теневой экономики, криминальных явлений в деятельности организаций. В связи с этим возникает вопрос о соотношении и противоречии преподаваемых экономических концепций и реальной экономической действительности, у некоторых студентов, знакомых с изнанкой нашей действительности, возникает некоторая доля скепсиса по отношению к тем общественным дисциплинам, которые направлены на формирование личности студентов, выполняют идеологическую функцию. Конечно, преподаватели экономических дисциплин не могут и не должны учить студентов, как укрываться от налогов, как устанавливать отношения с рэкетом, но они не могут и игнорировать существующую реальность. Разрешение указанного противоречия видится в том, чтобы вскрывать причины и последствия криминализации экономики и показывать пути ее оздоровления, то есть готовить студентов к работе в условиях нормальной цивилизованной экономики, а в какой-то мере и к ее формированию. Описанные выше процедуры тестирования унижают достоинство преподавателей в глазах студентов, не способствуют формированию нравственно зрелой личности студентов, противоречат концепции гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих и нравственных ценностей.

При рассмотрении процедуры тестирования напрашивается сравнение с теми процессами, которые наблюдаются в сфере бизнеса. Фундаментом современной социальной политики предприятия является концепция социальной ответственности бизнеса, принятие на себя обязанности адекватного реагирования на конкретные запросы и ожидания общества, сочетающая в российской модели не только добровольность как результат добровольного выбора руководителей, но и обязательность. Подобно социальной ответственности бизнеса должна существовать и социальная ответственность руководства и преподавателей вузов, ответственность за качество образования, за соблюдение моральных и нравственных норм поведения.

В качестве оправдания такой процедуры тестирования преподаватели вузов приводят несовершенства самих тестовых заданий, несоблюдение тех требований, которые предъявляются при их разработке. К их числу относятся:

  • тестовые задания по конкретной учебной дисциплине должны наиболее полно отображать ее содержание и ключевые понятия, чтобы иметь качественную объективную оценку знаний студентов;

  • содержание тестовых заданий должно обладать определенностью, логичностью, отсутствием некорректных формулировок, свойством выделения одного предмета измерения (ключевого понятия, термина, правила, определения и т.д.);

  • следует придерживаться соблюдения пропорций количества тестовых заданий объему тем учебной дисциплины;

  • тестовые задания должны обладать предметной чистотой, то есть отсутствием пересечения содержания заданий одной учебной дисциплины с другой;

  • второстепенные элементы содержания могут привести к неоправданным выводам о знании или незнании учебной дисциплины.

Так, в предлагаемых тестовых заданиях ФЭПО по макроэкономике, на наш взгляд, не отражены некоторые категории и ключевые понятия макроэкономики (совокупный спрос, совокупное предложение, безработица, инфляция, экономический рост и др.), в то же время включены второстепенные элементы содержания, имеются некорректные формулировки, задания слишком математизированы, имеется уклон не на реальный сектор производства, а на финансовую сферу. В то же время в связи с существованием разных концепций экономического образования могут существовать и другие мнения по поводу качества аттестационных педагогических измерительных материалов.

Итоговым, заключительным этапом оценки качества подготовки выпускников является их трудоустройство и рейтинг на рынке труда. В этом случае внутренняя оценка качества подготовки специалистов со стороны самих образовательных учреждений или органов управления ими дополняется внешней оценкой со стороны работодателей. И критерием оценки качества здесь выступает востребованность выпускников вузов на рынке труда, что обусловливают необходимость усиления взаимодействия вузов, работодателей и службы занятости, ликвидации разрыва между требованиями рынка труда и уровнем подготовки выпускников.



1См.: Мотова Г.Н., Наводнов В.Г. Экспертиза качества образования: европейский подход. Йошкар-Ола. 2008. С.39.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconКурсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе
«Реализация и оценка качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями фгос с использованием информационных...

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconКонцепция содержит следующие основные разделы: Введение I. Основные...
Российской Федерации на период до 2010 года, одобренных Правительством Российской Федерации, предусмотрено создание моделей организации...

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconТеория и практика профессионального самоопределения
Пряжников Н. С. Теория и практика профессионального самоопределения. Учебное пособие. – М.: Мгппи, 1999. – 97 с

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconРезультаты тестирования студентов вуза и вузов-участников по итогам...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Удмуртский государственный...

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconРезультаты тестирования студентов вуза и вузов-участников по итогам...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Удмуртский государственный...

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального...
Форма обучения: заочная с использованием информационных технологий (т е e-learning)

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconРезультаты тестирования студентов вуза и вузов-участников по итогам...
Бийский технологический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального...

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconПрограмма практики производственная практика Практика по получению...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconПрограмма вступительных испытаний по обществознанию соответствует...
Форма проведения вступительного испытания для поступающих на программы высшего профессионального образования (бакалавриат) – экзамен...

Оценка качества профессионального образования с использованием технологий тестирования (теория и практика) iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Теория бюрократии и административная практика»
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную