Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии






Скачать 398.57 Kb.
НазваниеПавлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии
страница1/4
Дата публикации31.01.2015
Размер398.57 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4


Павлов Н.В., д.и.н., проф.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В СОВРЕМЕННОЙ ГЕРМАНИИ
В современной науке существует множество определений понятия политический процесс. В силу того, что по своим масштабам политический процесс совпадает со всей политической сферой, некоторые ученые отождествляют его либо с политикой в целом (Р.Доуз). Другие понимают под ним совокупность действий субъектов политики, направленных на выполнение их ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию собственных интересов и достижение поставленных целей (Ч.Мэрриам). Сторонники институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и транс­формацией институтов власти (С.Хантингтон). Д.Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружа­ющей среды. Р.Дарендорф, в свою очередь, делает акцент на динамике борьбы и соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж.Мангейм и Р.Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Если суммировать большинство определений, то политический процесс можно определить как легитимную совокупную деятельность всех субъектов политических отношений, связанную с формированием, эволюцией и функционированием политической системы, имеющую временное и пространственное измерение.

Основными действующими лицами политического процесса являются политические институты (государство и его структуры, в том числе политические партии), граждан­ское общество (организованные и неорганизованные группы людей), а также отдельные индивиды. Государство и гражданское общество как субъекты политического процесса, как единство и противоположность сформировались в Европе и США примерно в период Нового времени в ходе формирования национальных государств под влиянием происходивших модернизационных изменений. При этом важно иметь ввиду, что политический процесс формируется и направляется прежде всего силами, находящимися у власти и, соответственно, принимающими основные политические решения.

При всем многообразии трактовок политического процесса общепризнано, что он отображает реальное взаимодействие субъектов политики не под влиянием воли лидеров или программных установое партий, а в результате воздействия самых разнообразных внешних и внутренних факторов, которое мы может определить как реакцию политической системы на требования и запросы внутренней и окружающей среды.

  
Если начать с пространственного измерения нынешней Германии, то она расположена в центре Европы. По своей территории (357 тыс. кв. км) ФРГ занимает третье место в Западной Европе после Франции (552 тыс. кв. км) и Испании (505 тыс. кв. км). Наибольшая протяженность с севера на юг - 876 км, с запада на восток 640 км. С нею граничат девять соседних государств: Дания на севере, Голландия, Бельгия, Люксембург и Франция на западе, Швейцария и Австрия на юге и Чешская Республика и Польша на востоке. Более чем когда-либо ФРГ является узловым центром между Востоком и Западом, равно как и между Скандинавией и регионом Средиземного моря. Будучи членом Европейского союза и НАТО, Германия выполняет роль связующего звена с государствами Центральной и Восточной Европы. С точки зрения геополитики изменились параметры безопасности ФРГ, которая после национального воссоединения окружена теперь исключительно союзниками и друзьями. Впервые за всю свою историю с военной точки зрения Германия достигла статуса абсолютной безопасности.

Реальные политические процессы начались на территории современной Германии в 1945 году после ее раздела на четыре оккупационные зоны. 5 июня 1945 г. верховная власть перешла к странам-победитель­ницам: США, Великобритании, Советскому Союзу и Франции. В первые послевоенные месяцы хозяйственная и политическая жизнь в четырех оккупационных зонах Германии развивалась примерно по одной схеме – снизу вверх. Под контролем оккупационных властей начали формироваться органы местного самоуправления, затем – более крупные административные образования.

Деятельность политических партий (а в западных зонах она была разрешена позже, чем в советской зоне оккупации) допус­калась вначале только на местах. После образования зе­мель в 1946 – 1947 гг. они были разрешены и на земельном уровне. Лишь позже партии стали объединяться в масштабе зон. На зональ­ном уровне существовали лишь зачатки административных органов. Преодолеть материальную нужду в лежащей в развалинах стране можно было только при помощи широкого планирования, охватывавшего все зоны и земли. Совместная же администрация четырех держав не функционировала. Поэтому в условиях растущего идеологического размежевания между СССР и тремя западными державами-победительницами американцы в обход Контрольного совета всту­пили в переговоры с англичанами об экономическом и административном слиянии своих зон. 2 декабря 1946 г. было подписано соглашение о создании американо-английской объединенной зоны – Бизонии, и 1 января 1947 г. США и Великобритания перевели расчеты по торговле между Бизонией и остальными зонами с марок на доллары.

Дуэль господствовавших систем на Востоке и Западе, а также весьма различное проведение репарационной политики в отдельных зонах привели к блокаде финансовой, налоговой, сырьевой и производственной политики в масштабах всей Германии, следствием чего явилось совер­шенно различное развитие регионов. Вначале в межзо­нальной экономической администрации не была заинтересована Франция. Советское руководство, в свою очередь, в условиях взаимного отчуждения между Востоком и Западом постаралось максимально изолировать свою зону от влияния западных держав. Оно категорически не допускало никакого вмешательства Запада в дела Восточной Германии, где шло строительство официальных немецких учреждений по советскому образцу с опорой на коммунистическую партию.

Первые послевоенные годы со всей неопровержимостью продемонстрировали, что политические цели двух сверхдержав в отношении Германии стали все больше расходиться между собой, а с 1947 года, когда начала свое существование Бизония, когда была провозглашена «доктрина Трумэна» и принят «план Маршалла», они вступили в прямое противоречие друг с другом. Всякое действие Запада по расколу Германии сопровождалось ответным действием Со­ветского Союза. В 1948 году в западных оккупационных зонах была проведена денежная реформа: 20 – 21 июня рейхсмарка была заменена на немецкую марку. На это Советский Союз ответил введением в своей зоне оккупации восточногерманской марки и блокадой Западного Берлина (она продлилась с 24 июня 1948 г. до 12 мая 1949 г.). 8 апреля 1949 г. Франция присоединилась к единому западногерманскому экономическому пространству по англо-американскому образцу. Бизония превратилась в Тризонию. В мае оформилась западногерманская, а в октябре – восточногерманская государственность. 3 октября 1990 г. в результате объединения ФРГ и ГДР восточногерманская государственность была ликвидирована и зонтик западногерманского законодательства распространился на всю территорию послевоенной Германии.

На фоне превращения советской зоны оккупации в жесткую коммунистическую систему – а уже в 1948 году о государственном строе на западный манер там не могло быть и речи – англичане и американцы начали форсировать процессы государственного строительства в своих зонах. При этом западные оккупационные державы исходили из того, что если невозможно создать единую администрацию в послевоенной Герма­нии, то следует, по меньшей мере, присту­пить к созданию свободного и демократического государственного строя, смягчив таким образом нужду и бедственное положение людей. По времени начало «холодной войны» и раскол Германии следовали почти друг за другом.

Легитимация политических процессов на территории Западной Германии началась в 1948 году после проведения в Лондоне конференции шести западных держав – США, Великобритании, Франции, Бельгии, Голландии и Люксембурга. На основе решений этой конференции военные губернаторы западных зон оккупации уполномочили премьер-министров германских земель приступить к разработке конституции и созвать Уч­редительное собрание. Это собрание должно было разработать конституцию, главные черты которой были предписаны союзниками. Она должна была стать демократической и федералистской и обеспечивать основные права граждан. В остальном же немцам предоставлялась полная свобода рук. После того как премьер-министрам из западных зон оккупации не удалось достичь единства со своими коллегами из советской зоны, они приняли решение создать собственный орган по разработке переходной конституции для западных оккупационных зон. 26 июля 1948 г. премьер-министры образовали кон­ституционную комиссию из юристов и политических деятелей. В августе того же года комиссия подготовила проект, ставший основой для об­суждения в Парламентском совете, работу которого возглавил Конрад Аденауэр.

После одобрения проекта конституции со стороны западных держав он был передан на ратификацию в ландтаги. 23 мая 1949 г. документ вступил в силу, что стало днем образования Федеративной Республики Германии. Основной закон мыслился не как окончательная конституция, а как временное урегулирование. Перед немецким народом по-прежнему стояла цель «обрести единство и свободу Германии в условиях свободного самоопределения». Для того чтобы подчеркнуть, что речь идет не о постоянном документе, а только об основах конституционного регулирования в переходный период, и было выбрано название «Основной закон», а не «Конституция». Этот выбор должен был также подчеркнуть географически ограниченную сферу действия Основного закона.

В год 40-летия ФРГ Основной закон был отмечен как самая лучшая и свободная конституция, которая когда-либо имелась на немецкой земле. Благодаря Основному закону создано государство, у которого до сих пор не было серьезных конституционных кризисов.

В документе закреплены основные права граждан; определяются роль, задачи и разграничение полномочий федерации и ее субъектов – земель, в том числе в сфере законодательства; излагаются функции законодательной, исполнительной и судебной власти, дается определение главы государства – президента; прописывается механизм принятия и исполнения законов; а также регулируются вопросы финансов и дается характеристика состояния обороны. Некоторые положения Основного закона не подлежат изменению, даже при наличии большинства в две трети. К таким неизменным принципам конституции относятся федеративное государственное устройство, разделение властей, принципы демократии, правового и социального государства. Неприкосновенным является признание человеческого достоинства, а также существо перечисленных в Основном законе прав равенства и свобод.

Пять принципов характеризуют государственный строй в Федеративной Республике.

1. ФРГ есть республика. Республиканская форма государственного устройства находит свое выражение всего в том, что главой государства является избираемый федеральный президент, наделенный преимущественно представительскими функциями. Он избирается специальным органом – Федеральным собранием сроком на пять лет. Повторное избрание допускается лишь один раз. Как правило, федеральный президент представляет одну из ведущих политических партий, представленных в бундестаге, и занимал до своего назначения одну из ведущих партийных должностей. Однако, будучи президентом, он обязан по-особому олицетворять единство политического общества. Поэтому на время исполнения своих обязанностей он приостанавливает свое членство в той или иной партии и не подчиняется партийной дисциплине. Президент представляет собой надпартийный, объединяющий фактор в рамках государства и конституционного строя.

По своему типу ФРГ – парламентская республика, где система органов центральной государственной власти основана на принципе разделения властей. При этом парламент формирует центральную исполнительную власть и контролирует ее деятельность.

2. ФРГ – демократия. Демократия – это форма государства, основанная на признании народа источником власти, его права участвовать в решении государственных дел в сочетании с широким кругом гражданских прав и свобод. Демократия отличается от других политических режимов (например, от монархии или военной диктатуры) признанием равенства всех граждан, провозглашением политических прав и свобод, выборностью представительных органов власти, установлением всеобщего избирательного права. В Федеративной Республике Германии непрямая представительная демократия, то есть власть народа осуществляется в ходе выборов органов законодательной, исполнительной и судебной власти, четко разграничивающих свои обязанности. Выборы выполняют свою функцию законной процедуры только в том случае, если они проводятся регулярно через разумные промежутки времени. Таким образом, демократия – это «власть на время». При этом следует иметь в виду, что слишком длительный срок избрания нарушает основной принцип демократии, поскольку заложенная в механизм выборов функция политического контроля резко ограничивается. Такие формы прямой демократии, как референдум или плебисцит, предусматриваются в Основном законе лишь в виде исключения, а именно только в случае изменения территориальной структуры федерации.

3. ФРГ – федеративное государство. Это означает, что государственностью обладает не только федерация, но и каждая из 16 федеральных земель. У них собственная, ограниченная определенными сферами суверенная власть, которую они осуществляют через свои законодательные, исполнительные и судебные органы. Согласно принципу разделения государственных задач и компетенций между федерацией и землями, основная доля законотворчества приходится на центральное государство – федерацию, в то время как земли отвечают главным образом за управление, то есть исполнение законов. Такое распределение задач является существенным элементом в конституционной системе разделения и баланса властей.

4. ФРГ – правовое государство. И хотя в Основном законе не дается прямого определения правогосударственности Германии, он описывает сущность и содержание правового государства в целом ряде положений. Среди основополагающих принципов правового государства стоят такие, как безусловное верховенство закона, всеобщее равенство перед законом, защита собственности и права наследования, защита основных прав и свобод личности и правовая защищенность.

Существенным элементом реализации базовых постулатов правового государства является принцип разделения властей. Функции государственной власти вменяются независимым друг от друга органам законодательной, исполнительной и судебной власти: «Законодательная власть связана конституционным строем, исполнительная и судебная власть – законом и правом» (ст. 20-я). Значение принципа разделения властей заключается в умеренном использовании государственной власти на основе взаимного контроля и ограничений. Благодаря этому он направлен на защиту свободы каждого гражданина в отдельности.

5. ФРГ – социальное государство. Основной закон не расшифровывает это понятие. Он оставляет за законодательной и исполнительной властью право наполнить понятие «социальное государство» конкретным содержанием. Во всяком случае, власти обязаны сглаживать социальные противоречия и тем самым заботиться о справедливом социальном порядке, предоставляя своим гражданам социальную безопасность. В задачу государства входит обеспечение условий жизни, не унижающих человеческого достоинства, защита социально слабых и постоянная забота о социальной справедливости.

Социальный характер государства заключается в том, что госбюджет ФРГ около 40% своих средств выделяет на решение проблем социального регулирования, стимулирования экономики и задачам повышения жизненного уровня. В Германии люди с низкими доходами могут претендовать на социальную помощь. Ее размер устанавливается в индивидуальном порядке из расчета на то, чтобы покрывались издержки на питание, на одежду, а также на необходимые крупные покупки.
  
Главными субъектами политических процессов в Германии, как и в других странах, являются исполнительная власть (правительство), законодательная власть (парламент) и судебная власть (суды).

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconФеномен вынужденного регионализма в современной Европе: случай Валлонии
...

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconПолитические и социально-экономические факторы реализации региональной...
...

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconНиу вшэ
Гдр и в ссср, программы по репатриации соотечественников. Эти государства одновременно столкнулись с проблемой формирования новой...

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconНаправления подготовки, по которым идёт обучение в аспирантуре
Политические науки и регионоведение (Политические институты, процессы и технологии)

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconЮриспруденция Направление научно-исследовательской работы
...

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconИнтеграция российской диаспоры в политический процесс стран СНГ
...

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconВоздействие внешних факторов на трансформацию институтов коммунальной...
Специальность 23. 00. 02 Политические институты и процессы, политическая конфликтология, политические технологии

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру по направлению 41....

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconПрограмма по дисциплине по выбору по специальности 23. 00. 02 политические...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Павлов Н. В., д и. н., проф. Политические процессы в современной германии iconПолитические отношения и политический процесс в современной россии хрестоматия том I
Политические отношения и политический процесс в современной России. Хрестоматия. Т. 1 /Ред и сост. Е. Г. Пономарева. – М.: Инион...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную