Законодательство






Скачать 142.48 Kb.
НазваниеЗаконодательство
Дата публикации08.07.2015
Размер142.48 Kb.
ТипЗакон
e.120-bal.ru > Право > Закон
ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО(ГОСУДАРСТВЕННОГО) ПРАВА РОССИИ


1.Понятие,источники конституционного права (КП) России
КП занимает ведущее положение в системе права любого государства и

является юриди-

ческим фундаментом для всех других отраслей права.Это определяется

предметом

правового регулирования КП.

Предметом КП являются ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ,связанные с устройством и

деятельностью экономической и политической систем общества,устройством

государства,взаимоотношением человека и гражданина с государством.
экон.система общества + полит.система общества=общественный строй

общественный строй+устройство государства=конституционный строй

устройство государства=1.Форма правления

2.Форма гос.устройства

3.Политический режим

государства

КП-совокупность норм права,регулирующих ОБЩЕСТВЕННЫЕ

ОТНОШЕНИЯ,связанные с основами конституционного строя,системой и порядком

образования органов

гос. власти,основами правового статуса человека и гражданина.


Основной источник норм КП- Конституция РФ (КРФ) 1993 года, которую

называют основным

законом государства. Это определяется юридическими свойствами КРФ:

1Верховенство и высшая юридическая сила КРФ.Она является актом народного

суверенитета и правовой базой существования государства.Поэтому она

занимает 1 место в иерархии нормативно-правовых актов.Все иные НПА не

должны противоречить положениям КРФ.

2.Учредительный характер КРФ.Это означает,что ни одно из положений КРФ не

может быть

признано недействительным.

3.Прямое действие КРФ.Когда нет нормы для упорядочения определенной

ситуации или

существует коллизия (столкновение) между нормами других законов,нормы КРФ

могут

применяться прямо и непосредственно.

4..КРФ является ядром правовой системы государства. Ее нормы координируют

законодательство

РФ.

Структура КРФ традиционна для конституций большинства государств.Она

состоит из 9 глав:

1.Основы конституционного строя

2.Права и свободы человека и гражданина

3.Федеративное устройство

4.Президент РФ

5.Федеральное собрание

6.Правительство РФ

7.Судебная власть

8.Местное самоуправление

9.Конституционные поправки и пересмотр Конституции


Наряду с КРФ в качестве источников КП выступают федеральные

конституционные

законы:

1.О судебной системе

2 О Правительстве РФ

3. О Конституционном суде

4.О Верховном суде РФ

5.Об арбитражных судах

6.О референдуме и другие.


2.Основы конституционного строя РФ

Конституционный строй-это способ организации общественной и

государственной

жизни в РФ.

В преамбуле и гл.1 КРФ закреплены принципы конституционного строя в РФ.

2.1 В основу организации общественной жизни положены следующие принципы:

- идеологического и политического плюрализма

- светского характера государства

- свободы экономической деятельности

- многообразия и равноправия различных форм собственности

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ плюрализма означает,что никакая идеология не может устанав-
ливаться в качестве государственной и обязательной (ст.13)

политический плюрализм предполагает наличие различных социально-поли-

тических структур,существование политического

многообразия,многопартийности

Светский характер государства означает,что никакая религия не может

устанавливаться в качестве государственной и обязательной.Религиозные

объединения отделены от государства и равны перед законом

Свобода экономической деятельности-свободное перемещение

товаров,услуг,финан-сов,поддержание конкуренции,что является основой

рыночной экономики.При

этом экономической основой РФ является

частная,государственная,муниципальная и дру-

гие формы собственности.Государство не только признает различные формы

соб-

ственности ,но и в равной мере их защищает.


2.2 В основу организации государственной власти в РФ положены

след.принципы:

- народовластия

- федерализма

- верховенства права

- разделения властей

- государственного суверенитета РФ

- вхождения РФ как полноправного члена в мировое сообщество
НАРОДОВЛАСТИЕ характеризует РФ как демократическое государство и

означает,

что единственным источником власти является народ РФ(ст.3)

РФ как федерация состоит из частей ,имеющих статус субъектов государства

(рес-

публик,краев,областей,автономных округов,городов федерального значения-

всего

89 субъектов) Каждый субъект имеет свои основные законы

(конституции,уставы)

Основные законы субъектов могут отличаться друг от друга(в этом отличие

от

унитарных государств) Но при этом принцип федерализма подразумевает:

- государственную целостность РФ

- единство системы гос. власти

- разграничение предметов ведения и полномочий между органами гос.власти

РФ

и органами гос.власти субъектов РФ

- равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами

гос.

власти(ст.5)

ВЕРХОВЕНСТВО ПРАВА выражается в верховенстве Конституции и связанности

государства правом.

По горизонтали власть делится на 3 ветви власти:

- законодательную

- исполнительную

- судебную

По вертикали власть делится между органами гос. власти РФ и органами

гос.власти

субъектов РФ.

Суверенитет государства проявляется в верховенстве гос. власти,ее единстве

и независи-

мости.

РФ явл. полноправным членом мирового сообщества,она постоянный член Совета

Безо-

пасности ООН.


3.Система органов гос. власти в РФ

Гос. власть в РФ осуществляется на основе разделения на

законодательную,испол-

нительную и судебную.

Такое разделение сделано с целью:

1.Специализации органов гос. власти по функциям(разработка законов,их

исполнение,

разрешение правовых споров)

2.Предотвращения концентрации,монополизации власти одним человеком ,одним

орга-

ном гос. власти

3.Уравновешивания,сдерживания друг друга различными ветвями власти.

Государство осуществляет свою деятельность посредством органов гос.

власти.

Орган гос. власти- это организованный коллектив,образующий

самостоятельную часть

государственного аппарата,наделенный собственной компетенцией,выполняющий

государственные функции,деятельность которого регламентируется правом.
Классификация органов гос. власти РФ проводится по критериям

принадлежности к той или иной ветви власти и и принадлежности к тому или

иному уровню власти

(федеральному или субъекта РФ)

Законодательную ветвь власти составляют представительный орган

РФ:Федеральное

Собрание и представительные органы субъектов РФ,названия которых

определяется

в конституциях,уставах субъектов(Московская городская дума,Санкт-

Петербургское

городское собрание и т.п.)

Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком

формирова-

ния 2 палат:Совета Федерации и Государственной Думы.
Совета Федерации (СФ) составляют представители субъектов РФ по 2 от

каждого субъекта:

1 от представительного органа власти субъекта РФ, второй от

исполнительного органа

власти субъекта РФ(всего 178 депутатов от 89 субъектов РФ) К ведению С Ф

отнесены

3 группы вопросов:

1.исключительные полномочия,определенные ст.102 КРФ

2.законодательные полномочия,заключающиеся в том,что в течение 14 дней

палата

должна рассмотреть,одобрить или отклонить закон,принятый Гос. Думой

3.полномочия по самоорганизации: решение С Ф считается принятым,если за

него прого-

лосовало более половины от общего числа депутатов; для принятия федеральных

кон –

ституционных законов – не менее ѕ числа депутатов должны быть «за».
Гос.Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года.Следующие

выборы

в 2007 году.Полномочия ГД делятся на:

1.исключительные (ст. 103)

2.законодательные,реализуемые в форме принятия законов

3.полномочия в сфере самообеспечения своей деятельности: решения

принимаются простым большинством от общего числа депутатов, принявших

участие в голосовании,

квалифицированное большинство в 2/3 голосов требуется для принятия

федеральных

конституционных законов.
Исполнительную власть на уровне РФ осуществляет Правительство РФ (ПРФ)

,а на уровне

субъектов РФ правительства субъектов РФ.

Правовой статус Правительства РФ определяется Конституцией РФ,

федеральным

конституционным законом «О Правительстве РФ»,федеральными законами,норматив-
ными Указами Президента РФ.

Правительство действует в пределах срока полномочий Президента. Гос.

Дума может выра-

зить недоверие Председателю ПРФ. После чего Президент может согласиться с

решением ГД и

объявить об отставке ПРФ. либо нет. ПРФ исполняет все гос. функции:

регулирует экономи-

чесие процессы,формирует и исполняет бюджет ,осуществляет социальную

политику,обеспечи-

вает законность,реализацию прав и свобод человека и гражданина в

РФ,оборону,госу-

дарственную безопасность,проводит необходимую внешнюю политику и др.

Наряду с ПРФ, на федеральном уровне в систему органов исполнительной

власти вхо-

дят органы специальной компетенции:министерства

,гос.комитеты,комитеты,федеральные

службы РФ и иные органы исп. власти.

На уровне субъектов РФ исп. власть наряду с правительствами субъектов

осуществляют

департаменты,комитеты,управления и иные органы исп. власти.
Судебную власть в РФ осуществляют суды.Особенности судебной власти:

1.самостоятельность судебной власти ,независимость ее от других ветвей

власти

2.независимость судебной власти обеспечивается несменяемостью и

неприкосновенностью судей

3.осуществление правосудия только судом

4.состязательность и равноправие сторон при судебном разбирательстве

5.гласность судебного разбирательства
Суды образуют судебную систему РФ.Судебная система РФ устанавливается КРФ

и

КФЗ «О судебной системе РФ» Структура суд. системы РФ:

1.Федеральные суды

2.Конституционные(уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

1.Конституционный Суд РФ

2.Верховный Суд РФ,верховные суды субъектов РФ,районные

суды,специализированные

суды.Все эти суды образуют подсистему федеральных судов общей юрисдикции.

3.Высший Арбитражный Суд РФ,федеральные арбитражные суды

округов,арбитражные

суды субъектов РФ.Все эти суды образуют подсистему федеральных арбитражных

судов.

Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется ст.125 КРФ,КФЗ «О

Конституционном Суде РФ»

В компетенцию Конституционного Суда входит обеспечение верховенства и

прямого действия КРФ на всей территории РФ,защита основ конституционного

строя,основных прав и свобод человека и гражданина.
4.Конституционный статус человека и гражданина в РФ
Правовой статус (ПС) человека и гражданина-это совокупность всех

прав,свобод и обязанностей,законодательно закрепленных в Конституции РФ и

других нормативно-

правовых актах.

Основы правового статуса человека и гражданина,закрепленные в

Конституции,

называются конституционным статусом (КС).Они образуют относительно

небольшую

часть всех прав,свобод и обязанностей.
ПС > КС

Остальные права и обязанности излагаются в других отраслях

права.(гражданском, трудовом,

семейном и др.)

КС определяет положение человека и гражданина в государстве и

обществе.Структурно

включает:

1.права и свободы

2.обязанности

Другие отрасли права фиксируют права и обязанности в определенных сферах

деятельности(имущественной,трудовой,семейной и т.п.)

КС основывается на след. основных принципах:

1.человек,его права и свободы –высшая ценность(ст.2)Признание ,соблюдение и

защита

прав и свобод человека и гражданина –обязанность государства.

2.граждане от рождения имеют равные права и свободы(ст. 6)

3.осуществление прав и свобод не должно нарушать прав и свобод других

лиц(ст.17)

4.основные права и свободы гарантированы государством(ст.45)
ГАРАНТИИ КС ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
Эта такие условия и средства,с помощью которых обеспечивается

реализация и защита основных прав и свобод человека и гражданина.

Обязанность гарантировать основные права и свободы возлагается на

государство и всю

систему государственных органов(Ст.45,ст.80).

Ст.18 КРФ гласит: права и свободы человека и гражданина являются

непосредственно действующими.Это означает,что все законы,деятельность

органов гос. власти и местного самоуправния должны ориентироваться на права

и свободы человека и гражданина,

исходить из них,обеспечивать и защищать эти права и свободы.

Сам человек вправе защищать свои права всеми способами,не запрещенными

законами,

вплоть до обращения в Европейский суд по правам человека в

Страсбурге(ст.46)

Различают общие(политичесие,социально-экономические) и юридические

гарантии.

Юридические гарантии-это закрепленные в законодательстве правовые условия и

средства,обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека и

гражданина.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Предпосылкой некоторых прав и обязанностей является гражданство человека.

Гражданство-это определенное политико-правовое состояние

человека,выражающее

его юридическую принадлежность к конкретному государству.ФЗ «О гражданстве

РФ»

Конституционные права-это такие юридически признанные возможности человека

и граж-

данина ,к. могут быть реализованы путем использования соответствующей

юридической

обязанности со стороны органов власти и других субъектов права(право на

охрану здо-

ровья и медицинскую помощь,на жилище и т.п.).


Конституционные свободы-это такие юридически признанные возможности

человека и гражданина ,которые он может реализовывать самостоятельно

,не вступая в правоотношения

с органами власти и другими субъектами права. Реализация свобод

предполагает лишь

невмешательство при этом со стороны других лиц и органов власти ( свобода

слова, вероис-

поведание и т.п.)

Правами и свободами пользуются по желанию.Нежелание ими пользоваться по

закону

не преследуется.
КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Это предписанный и закрепленный в КРФ определенный вид и мера должного

поведения.

За неисполнение обязанностей к обязанному субъекту могут быть применены

юридические санкции

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Законодательство iconЗаконодательство
Ур следует отнести законодательство, экономические механизмы, институциональную основу, научно-образовательную систему и другие компоненты...

Законодательство iconЗаконодательные права и гарантии для иностранных инвесторов
В случае если последующее законодательство Республики Узбекистан ухудшает условия инвестирования, то к иностранным инвестициям в...

Законодательство iconДания является участником следующих международных соглашений в области...
Законодательство Дании в сфере защиты интеллектуальной собственности построено исходя из обязательств, связанных с ее членством в...

Законодательство iconМеждународная конференция «международное право и национальное законодательство:...
«международное право и национальное законодательство: современные взгляды на соотношение»

Законодательство iconТ. Ю. Верхоланцева, Местное законодательство Российской империи XIX...
Местное законодательство Российской империи XIX века: обзор источников публикаций

Законодательство iconДействующее законодательство Республики Абхазия базируется на основном...
Действующее законодательство Республики Абхазия базируется на основном законе государства — Конституции Республики Абхазия — и представляет...

Законодательство iconГражданское и хозяйственное законодательство
К вопросу о применении на практике отдельных норм закона «Об акционерных обществах»

Законодательство iconЗаконодательство статьи
Аннотированный каталог изданий на русском языке, имеющийся в Антикоррупционном ресурсном центре ти-р

Законодательство iconЗаконодательство и исполнение законов
Обзор государственного устройства и организации административной службы в Федеративной Республике Германия

Законодательство iconЗаконодательство еэс о конкуренции 18
Вот некоторые детали оформления векселя. Вексель содержит восемь юридических компонентов: 21






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную