Скачать 94.61 Kb.
|
Лекция №16. Тема: модернизация общества в Новое время. План. 1. Модернизация общества. 2. Буржуазные революции. 3.Движущие силы буржуазных революций. 1. Новое время — это эпоха, создавшая тот мир современной цивилизации, в котором мы сейчас живем! Историки обычно связывают новое время с утверждением буржуазных отношений в Западной Европе, начиная с английской революции середины XVII века. Эта революция нанесла сокрушительный удар по феодализму и превратила Англию в самую передовую из европейских стран. После этого и другие стали подключаться к процессу ломки феодальных отношений. Победа буржуазии означала тогда победу:
Сдвиг от феодализма к капитализму проложил четкую границу между новым временем и ранним новым временем, когда капитализм только зарождался и существовал в виде одного из укладов. Но одновременно с этим происходили и другие глобальные процессы, охватившие структуру цивилизации в целом. В новое время начала формироваться индустриальная цивилизация, которая строится на принципиально иных основах, чем предшествовавшая ей традиционная. Разрушение устоев традиционной цивилизации получило название модернизации. В этом смысле XVII и XVIII столетия стали своего рода переходной эпохой, подготовившей Западную Европу к вступлению в индустриальную эру. Модернизация — это сложный, довольно длительный процесс, который охватывает все области жизни общества. Она включает в себя:
Все эти процессы, неразрывно связанные друг с другом, меняли облик человека, его систему ценностей и прежде всего представления о своем месте и роли в жизни. Человек традиционной цивилизации был уверен в стабильности окружавшей его природы и общества, в котором он жил. И то, и другое воспринималось как нечто неизменное, существующее согласно изначально данным Божественным законам. Современный человек смотрит на общество и природу иначе, считая, что их возможно и даже желательно контролировать и видоизменять. Принципиально другим становится отношение к государственной власти: она лишается в глазах людей Божественной санкции, ее воспринимают рационально, о ней судят по результатам более или менее удачных действий тех, кому общество вручило бразды правления. Не случайно эпоха модернизации — это эпоха революций, сознательных попыток насильственным путем переустроить мир. Модернизированный человек — это мобильная личность, которая быстро приспосабливается к изменениям, происходящим в окружающей жизни. В отличие от человека средневекового он не ограничен социальными рамками своего сословия, корпорации или географическими рамками своего города, родной деревни. Поэтому современный человек ощущает себя частью более крупной общности — класса или нации. Иным становится и массовое сознание. Благодаря распространению грамотности и появлению средств массовой информации пропасть, отделявшая его в средние века от сознания интеллектуальной элиты, сужается. Конечно, не все процессы, связанные с модернизацией, проявили себя сразу и в полном объеме. В XVII и особенно в XVIII веке росли города, но сельское хозяйство не уступало своих ведущих позиций в экономике, в нем была еще занята большая часть населения. В аграрном секторе долго сохранялась техническая отсталость и мелкое производство. Во второй половине XVIII веке начали использоваться первые машины, но экономика в целом не была индустриализована. Увеличивалась роль изобретений, но установка на постоянное усовершенствование производства еще не превратилась в ведущий принцип. И все-таки происходившие в эту эпоху изменения подрывали основы традиционализма, а в XIX веке его крушение в передовых странах Западной Европы стало совершенно очевидным. 2. Революция — это радикальное, относительно быстрое, насильственное изменение политической и социальной структур, а также основных систем ценностей, которые сложились в обществе. Революциям близки бунты и восстания, дворцовые перевороты, но только революции приводят к глобальной ломке старых устоев. Почему революции появились именно в новое время? Историки считают, что революция — это один из путей модернизации традиционного общества. Как правило, они не происходят в полностью традиционных обществах и вряд ли могут произойти в обществах, достигших высокого уровня модернизации. Революциям подвержены общества на переходном этапе от традиционности к модернизации. Сначала ареал распространения революций был сравнительно небольшим. В конце XVI—XVIII веков он охватил лишь несколько стран Западной Европы:
В XIX веке географические рамки процесса модернизации стали расширяться, и одновременно участились революции. В XX веке они охватили не только Запад, но и Восток. Хорошо известно, что революции возникают в ситуации, когда социально-экономическое развитие вступает в противоречие с более косной политической структурой, сдерживающей его. Но само по себе это противоречие еще не порождает революций. Для них нужна обстановка тяжелого кризиса, который создает революционную ситуацию. Обычно такие кризисы стимулируются поражениями в войнах, неудачной политикой правительства, которая провоцирует недовольство самых широких слоев общества. Так, Англия накануне революции испытала жестокий финансовый кризис. В стране шли массовые гонения на пуритан — английских кальвинистов, которые хотели полностью очистить церковь от влияния католичества. Большую роль в обострении кризиса сыграли и действия английских королей — Якова I и Карла I, которые привели к разрыву с парламентом. ![]() В Америке ситуацию предельно накалили те меры, которыми британское правительство хотело пресечь в колониях тенденцию к автономности. Бедственное положение сложилось перед 1789 годом во Франции. В торговле и промышленности наступил застой, казна пустовала из-за чрезмерных трат двора. К тому же 1789 год оказался неурожайным, и в стране начался голод. ![]() Но, помимо кризисов, для возникновения революций необходимо еще одно условие. Сознание людей должно быть в достаточной степени модернизированным, чтобы они поверили в возможность и желательность изменения государственного строя. А это происходит, только если разрушаются традиционные представления о незыблемости политического порядка и о Божественном происхождении власти. В Англии роль идейных вдохновителей революции сыграли пуритане — английские кальвинисты. Из их среды выходили яркие публицисты, которые отстаивали право народа восстать против тирана. И в каждой последующей революции обязательно возникали идеи пересоздания несовершенного общества. Религиозная терминология со временем сходила на нет, но идеал справедливости оставался неизменным. Американская Декларация независимости (1776) — первая в мире декларация прав человека — была вдохновлена философией просветителей. 3. Революции начинаются со стихийных массовых выступлений, в результате которых создается вакуум власти. Обязательно наступал момент, когда королевская власть теряла в глазах общества свою законность и авторитет, и тогда управление переходило к представительным органам: Генеральным штатам в Голландии, Долгому парламенту в Англии, Национальному собранию во Франции, Континентальному конгрессу в Америке. Вопрос о том, когда заканчивается та или иная революция, является в ряде случаев спорным. Разрушение старых государственных структур может произойти достаточно быстро, но такие яркие эпизоды, как, скажем, взятие Бастилии, — это лишь первый этап революций. После него идет долгий (иногда охватывающий несколько десятилетий) процесс корректировки основ нового общества — и политических, и социально-экономических. На этом этапе единство участников революции распадается и начинается ожесточенная борьба различных группировок за власть. Ведь цель буржуазных революций была не только в том, чтобы сломать устои феодального общества, но и утвердить власть на более демократических основах. Для стран, переживающих революцию, это тяжелый период гражданских войн, смены разных форм правления. Радикальные течения борются с умеренными и консервативными, и от исхода этой борьбы зависит характер преобразований, которые осуществляются революцией. Радикал — сторонник радикальных действий или взглядов на преобразование общества. В английской революции наиболее радикальными были движения левеллеров(уравнителей), которые требовали полного равенства в политических правах, и диггеров(копателей), которые выступали за решение аграрного вопроса в пользу крестьян, имущественное равенство и даже отмену частной собственности. Эти движения не добились власти, хотя некоторые требования левеллеров были приняты новым правительством. Гораздо сильнее оказался другой лагерь, объединявший крупную и среднюю буржуазию и дворян-джентри. Во Франции радикалы-якобинцы сумели захватить власть у весьма умеренного Учредительного собрания. Главной своей целью якобинцы провозгласили построение «царства добродетели и справедливости». Была принята самая демократичная конституция среди всех, появившихся во время революции. Однако на деле якобинская республика представляла собой режим диктатуры, и большинство демократических свобод не проводилось в жизнь. Ведя борьбу с контрреволюцией, радикалы одновременно в принудительном порядке создавали общество равенства. Для этого применялись террор и репрессии, конфискация имущества «врагов революции» и принудительные займы у богатых, смертная казнь за спекуляцию продовольствием, вводились твердые цены на товары и максимум заработной платы. Такой режим оказался недолговечным: насильственная уравнительность противоречила основам буржуазного общества, которому революция расчистила путь. Однако французские радикалы наиболее последовательно и решительно устранили все препятствия на этом пути, нанеся самый решительный удар по феодализму. Пришедший на смену якобинцам Конвент отменил многие постановления прежней власти, вернув свободу предпринимательства, а вместе с ней и имущественное неравенство. При этом снова использовались методы террора и репрессий. Европейские революции шли от республиканского правления к военной диктатуре (протекторат Кромвеля 1653—1658гг., консульство Наполеона 1799—1804гг., которое завершилось тем, что Наполеон провозгласил себя императором), а от военной диктатуры — к реставрации монархии. В Англии реставрация произошла в 1660 году, во Франции — в 1814—1815 гг. Вслед за периодом глобальной ломки всех устоев общества происходило постепенное возвращение к эволюционному пути развития, в том числе восстановление прежних форм государственности, хотя и в ином качестве. Королевская власть в Англии утратила свое былое могущество, а попытки преемников казненного Карла I — Карла II и Якова II — вернуть его закончились «Славной революцией 1688 года» — мирным переворотом, в результате которого на трон был посажен «послушный» принц Вильгельм Оранский, вызванный парламентом из Голландии. Во Франции королевская власть сохранила большую руководящую роль в государстве, но восстановление абсолютизма все равно было невозможно. Наиболее радикальной оказалась американская революция, участники которой сумели сохранить республиканской строй и предоставить народу широкие права участия в политической жизни. XVII и XVIII столетия открыли эпоху буржуазных революций, которые в XIX веке охватили другие европейские страны. Все больше закреплялась в общественном сознании мысль о том, что революция — морально оправданное действие и ее можно готовить, организовывать. Вопросы и задания. 1. Что такое модернизация? Назовите основные процессы, которыми сопровождается модернизация. Какие изменения в связи с модернизацией происходят в сознании людей? 2. Почему капитализм и модернизация связаны друг с другом. 3. Какую роль в процессе модернизации и развития капитализма играют революции? Что такое революция. Какие требуются условия для ее возникновения? 4. Назовите основные этапы развертывания революций. Приведите примеры из истории английской, французской и американской революций. 5. Подумайте, является ли диктатура неизбежным этапом революции. Докажите свою точку зрения. 6. Каковы были результаты буржуазных революций для развития капитализма и модернизации? |
![]() | Основные категории: модернизация общества; индустриализация, урбанизация, либерализация; культурные источники модернизации; Возрождение,... | ![]() | Цель курса — познакомить студентов с основными этапами экономической истории европейских государств и США в новое и новейшее время,... |
![]() | Всероссийская конференция с международным участием «Модернизация экономики и общества» | ![]() | Более того предлагаемая форма проведения урока направлена на развитие мышления, выработку собственного мнения и умения отстаивать... |
![]() | Целью изучения дисциплины является получение знаний об исторических особенностях Китая в новое время | ![]() | Новой истории. Модерни-зация. Три эшелона модер-низации. Модернизация в экономической, полити-ческой и духовной сферах жизни общества.... |
![]() | Серьезно осложняется определение предпосылок: те или иные ситуации в политике могут быть вызваны не только и не столько политическими... | ![]() | Ближнего Востока, российской политике на Арабском Востоке в новое и новейшее время, современным российско-арабским отношениям, проблемам... |
![]() | Знать сущность общества и его отличительные признаки, основные подходы к строению общества, функции и структурные элементы основных... | ![]() | Тема Общество. Общество как сложная динамичная система. Понятие общества в узком и широком смысле слова. Общество и природа. Общество... |