«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России»






Скачать 94.87 Kb.
Название«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России»
Дата публикации30.06.2015
Размер94.87 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы


Всероссийский кадровый студенческий форум

«Юный специалист – надежное будущее России»

Научно – практическая конференция «Проблемы правовой социализации молодежи в условиях формирования гражданского общества»

Направление:

Проблема становления социального государства в современной России

Тема:

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России»


Подготовил студент:

Кондратов Алексей Александрович

Бюджетное образовательное учреждение Орловской области среднего профессионального образования «Орловский технологический техникум»
Научный руководитель:

Канатникова Екатерина Андреевна, преподаватель общественных дисциплин
В данной статье рассматриваются проблемы становления социального государства в современной России.

Для того, чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо выяснить, что представляет собой социальное государство, какие характерные черты оно в себя включает.

Социальное государство — это более высокая ступень государственности. Если исходить из термина, то его можно определить как государство, служащее интересам общества. Пожалуй, на сегодняшний день Скандинавские страны более чем другие воплощают на практике модель государства, о котором идет речь.

Первое, что приходит на ум рядовому гражданину при упоминании термина «социальное государство», это защита социально не защищенных слоев населения (пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи и другие категории граждан). Но социальная защита граждан возможна лишь тогда, когда у страны имеется высокий уровень экономического развития. В следствии чего в ряду признаков социального государства необходимо сделать акцент на граждан, создающих богатства общества, а именно трудоспособных граждан.

Необходимым условием построения социального государства является наличие следующих признаков:

  1. Достойный уровень заработной платы трудоспособных граждан.

  2. Высокий уровень удовлетворения гражданами своих потребностей.

  3. Мощная социальная защита нетрудоспособных слоев населения.

  4. Хорошая система образования, здравоохранения и других социальных услуг.

  5. Минимизация социальных различий. В обществе существуют различные страты (социальный слой или группа, объединенная неким общим социальным признаком), в пределах которых имеются возрастные, половые, профессиональные и другие различия. Однако, по социальному положению, т. е. значимости для общества, а отсюда и по положению имущественному, все же резких различий не должно быть. Считается допустимым, если доход высшего и низшего слоев общества различается примерно в шесть раз, но никак не в десятки раз, как это пока имеет место в России.

  6. Реализация социальной справедливости. Социальную справедливость в упрощенном варианте можно определить, как соответствие того, что человек дает обществу, тому, что он от него получает.

  7. Мирное разрешение социальных конфликтов.

  8. Воплощение в жизнь нравственных предписаний общества. Благотворительность, милосердие, альтруизм и другие явления бескорыстной помощи людей друг другу становятся нормой жизни, а не экзотическим явлением, не говоря уже о неукоснительном и привычном соблюдении норм морали в своем поведении.

Социальное государство — это государство благосостоятельных людей, в котором формальное равенство граждан постепенно становится равенством фактическим.

Становится очевидным, что для построения социального государства, необходимо изменение идеологии живущих в этом обществе людей,
а следовательно, необходимо построение социального или социалистического общества.

Существование и деятельность социального государства тесно связана с такими общественными явлениями, как демократия, гражданское общество, правовое государство, свобода и равенство, права человека.

Идея социальной государственности сформировалась в конце XIX — начале XX вв. (то есть позднее идеи правового государства), как результат объективных социально-экономических процессов. Теоретически сложилось два подхода к соотношению основных принципов социального общества: принцип равенства и принцип свободы.

Адам Смит, Джон Стюарт Милль, Бенжамен Констан, Джон Локк
и другие отстаивали теорию индивидуальной свободы человека, вменяя государству в качестве основной обязанности охранять эту свободу от любого вмешательства, в том числе и от вмешательства самого государства. При этом они понимали, что в конечном итоге, такая свобода приведет к неравенству.
И все же считали свободу высшей ценностью.

Другой подход олицетворяет Жан-Жак Руссо, который, не отрицая значения индивидуальной свободы, считал, что все должно быть подчинено принципу равенства, обеспечивать который - задача государства.

Принцип индивидуальной свободы, который раскрепощал инициативу и самодеятельность людей, способствовал развитию частного предпринимательства и рыночного хозяйства, имел, таким образом, экономическое основание в период упрочения экономической мощи буржуазных государств. Однако к концу XIX в. по мере развития и накопления богатства стало происходить имущественное расслоение буржуазного общества, его поляризация, чреватая социальным взрывом. И в этой ситуации принцип индивидуальной свободы потерял свою актуальность и уступил место принципу социального равенства, требующего от государства перейти от роли «ночного сторожа» к активному вмешательству в социально-экономическую сферу. Именно в такой историко-политической обстановке и начинает формироваться понятие социального государства, понимание его особых качеств и функций.

В дальнейшем идея социального государства начинает получать все большее признание, воплощаться в практике и конституциях современных государств. Впервые государство было названо социальным в Конституции ФРГ 1949 года. Так или иначе принцип социальности выражен в конституциях Франции, Италии, Португалии, Турции, Испании, Греции, Нидерландов, Дании, Швеции, Японии и других государств. Большое значение для теории и практики социального государства имело учение английского экономиста Дж. Кейнса, под влиянием взглядов которого сформировалась концепция государства всеобщего благоденствия, исходящая из возрастания социальной функции государства.

Истоки социальной политики государства находятся в далеком прошлом, когда правители, например римские цезари, заботились о предоставлении своим гражданам «хлеба и зрелищ». Однако о социальном государстве как особой политико-правовой реальности можно говорить лишь тогда, когда социально ориентированная политика фактически становится основным направлением его деятельности и распространяется на широкий круг объектов. Кроме того, социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В связи с этим момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м годам XX в.

В каждой конкретной стране начальную стадию формирования социального государства следует связывать с установлением ответственности государства за предоставление гражданам прожиточного минимума, что в дальнейшем трансформируется в обязанность государства обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни.

Кроме того, следует учитывать, что проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс, обусловленный необходимостью учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга факторы. Социальное государство должно постоянно налаживать труднодостижимый баланс между свободой рыночной экономики и необходимостью воздействовать на распределительные процессы с целью достижения социальной справедливости, сглаживания социального неравенства.

Профессор Е.А. Лукашева справедливо пишет: «Отказываясь от ограниченной роли «ночного сторожа» и стремясь обеспечить всем гражданам достойный уровень жизни, государство не должно переступить черту, за которой начинается грубое вмешательство в экономику, подавление инициативы и свободы предпринимательства.».

Конституция Российской Федерации в ст. 7 закрепляет принцип социальности государства:

1. Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

2. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Однако пока Россию можно назвать лишь страной, находящейся на переходной стадии к социальному государству, а приведенное выше положение Конституции - расценивать как программную установку.

Возникает вопрос, что же мешает государству, обладающему 40% всех мировых природных богатств, стать социальным и обеспечить достойную жизнь своим и гражданам, а также равные возможности для самореализации, как было провозглашено еще Конституцией 1993 года?

  На мой взгляд, существует ряд проблем, формировавшихся на протяжении длительного времени и от скорейшего решения которых непосредственно зависит возможность построения социального государства в России ближайшем будущем, в частности до 2020 года, до которого принята очередная стратегия развития.

Во-первых, одна из самых больших проблем России – это коррупция, охватившая все сферы общественной жизни, и пока ни ужесточение ответственности за дачу и принятие взяток, ни многочисленные разоблачения не способны остановить ее, поэтому необходимо поставить борьбу с коррупцией на одно из первых мест в национальных проектах государства.

Во-вторых, для создания мощного экономического потенциала необходим переход от экономики, базирующейся на нефтегазовых доходах к экономике производящей, наукоемкой, что будет способствовать созданию новых рабочих мест и как следствие уменьшению числа безработных граждан.

В-третьих, отсутствие цельной социальной политики, направленной на долгосрочную перспективу. В то же время стоит отметить, что государство проводит некоторые мероприятия по снятию социального напряжение путем выплат различных пособий, компенсаций, субсидий, индексации стипендии, пенсии, а также введение с 2006 года выплаты постоянно индексируемого материнского капитала за рождение второго ребенка. Но все эти выплаты не могут в полной мере обеспечить достойное благосостояние общества. Для решения данной проблемы необходима многоуровневая, сложноорганизованная государственная социально-экономическая политика как инструмент, воплощающий в себе не просто набор мер, а подлинную, гибкую стратегию достижения достойного качества жизни россиян в меняющихся условиях.

В-четвертых, в социальном государстве социальное благополучие граждан не является только задачей государства, это задача всего общества, каждого его члена. Так, во многих государствах благотворительность является обычным явлением, даже обязательным, помогающим по-настоящему нуждающимся людям, для нашего государства это пока явление новое, являющееся инициативой отдельных граждан. Сюда же стоит отнести и создание благоприятного инвестиционного климата, как в отдельных отраслях, так и в экономике в целом, чтобы инвесторы вкладывали свои средства не только для получения прибыли, но и были заинтересованы в предоставлении определенных социальных гарантий гражданам.

В-пятых снижен уровень нравственности в обществе, практически потеряны привычные духовные ориентиры справедливости и равенства.

В-шестых в обществе отсутствуют четко обозначенные реальные цели, научно выверенные модели жизнеустройства.

В заключение хочется отметить, что государство называется социальным не потому, что в своей социальной политике оно более или менее широко реализует механизмы перераспределения национального богатства для большей или меньшей социальной защиты населения, а потому, что относительно этой политики на данном этапе развития страны существует широкий общественный консенсус. Достижение такого согласия, в свою очередь, невозможно без наличия в государстве эффективной обратной связи с общественными институтами и экономическими агентами, что пока в РФ отсутствует.

Остается только надеяться, что провозглашенная Президентом стратегия развития страны до 2020 года не останется лишь лозунгом, а заявленные правительством цели и стратегии: повышение качества жизни россиян, выработка инновационных подходов к развитию экономики и формирование реальных рыночных институтов, найдут отражение в документе и станут руководством к действию на ближайшую перспективу.

И, тем не менее, несмотря на трудности, развитие социальной государственности это единственно возможный путь для свободного общества, которым хочет стать Россия.


Литература

  1. Васильев В.А. Гражданское общество: идейно-теоретические истоки // Социально-политический журнал. 1997, № 4;

  2. Гаджиев К.С. Введение в политическую науку М 1997.

  3. Милецкий В.П. Социальное государство. Эволюция. Теория и практика (политико-социологический анализ) Санкт-Петербург, 1998.

  4. Мощелков Е.Н. Переходные процессы в России: Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики М 1996.

  5. Политология. Курс лекций.//Под ред. ВасиликаМ.А М 2001.

  6. Политология: Курс лекций.//Под ред. Марченко М.Н М 2000.

  7. Рац М. Какое государство мы построили? // Власть. 1997, №12.

  8. Федотова В.Г. Социальное государство и рынок.// Свободная мысль – ХХ1. 2002, №7.



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» icon«Общество потребления» как феномен постиндустриального общества
Ж. Бодрийар представил очень детальное и полное исследование феномена «общества изобилия», проявляющегося во всех сферах человеческой...

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconЛекция №6: Конституционно-правовая основа социального государства...
Вопрос №1. Конституционный строй: понятие и основные элементы. Краткая характеристика российского государства Говоря о Российском...

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconПлан Развитие и формирование принципов социального государства Понятие...
В такой политической ситуации, когда налицо была опасность социального взрыва, правящей элите не оставалось другого выбора, как пойти...

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconСоциально-экономические проблемы современной россии и пути их решения
Следовательно, в данной работе можно поставить такие цели, как рассмотреть дифференциацию доходов населения России и оценить состояние...

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconСоциально-экономические проблемы современной россии и пути их решения
Следовательно, в данной работе можно поставить такие цели, как рассмотреть дифференциацию доходов населения России и оценить состояние...

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconФеномен социального одиночества в современном российском обществе
І. теоретико-методологические основы исследования феномена социального одиночества

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» icon«Рынки альтернативной энергетики: институциональный анализ и политика...
Злагаются результаты проведенного автором эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей и проблем формирования...

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconКадомцева С. В. Трансформации модели социального государства и система...
Хотя концепция социального государства возникает еще в середине ХIХ века, впервые социальный характер государства в Основном законе...

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconДоклад по дисциплине: Рынок труда и занятости в сфере услуг по теме:...
Тема доклада: Проблемы развития предпринимательства в условиях современной России

«Анализ феномена социального государства и проблемы построения его в современной России» iconНароды и древнейшие государства на территории России
Особенности политического и социального строя российского государства IX – XVIII вв






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную