Пояснительная записка Целью преподавания






НазваниеПояснительная записка Целью преподавания
страница1/6
Дата публикации25.06.2015
Размер0.87 Mb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Право > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»

в г. Калининграде

ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО

УПРАВЛЕНИЯ И

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По специальностям: 080705.65 – Менеджмент организации

080109.65 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит

030602.65 - Связи с общественностью

Калининград

2010

.

1. Пояснительная записка

Целью преподавания учебной дисциплины «История государственного управления и государственной службы России» является подготовка специалистов с высшим образованием, обладающих научным историческим сознанием, развитыми навыками и умениями пользования инструментарием исторической науки в интересах эффективной и успешной социальной и профессиональной адаптации к деятельности в сфере государственного управления и государственной службы и эффективному взаимодействию с государственными учреждениями.

Предметом изучения дисциплины являются опыт, уроки, закономерности и конкретно-исторические особенности целеполагающего, организующего и регулирующего воздействия людей на собственную жизнедеятельность, осуществляемого на территории России в форме самоуправления и через специально созданные структуры Российского государства с целью обеспечения целостности, суверенитета, безопасности, упорядоченности и развития российского социума на протяжении времени существования российской государственности, а также деятельность по обеспечению властных полномочий.

Задачи обучения по дисциплине:

формирование научных взглядов на процесс развития исторических знаний об истории государственного управления и государственной службы, а также взвешенных, объективных подходов к дискуссионным проблемам исторического наследия России в этой области знаний;

расширение знаний о богатстве содержания отечественной истории государственного управления и государственной службы, противоречивом опыте деятельности государственных органов, а также деятелей Российского государства, оставивших заметный след в истории;

утверждение цельного, логически стройного представления об этапах развитии отечественного государственного управления и государственной службы, понимания конкретно-исторических особенностей и общих закономерностей деятельности по обеспечению властных полномочий Российского государства на общем фоне мирового развития;

формирование профессионально важных качеств специалиста, позволяющих успешно адаптироваться в социальную среду, связанную со сферой государственного, муниципального управления, эффективно взаимодействовать с органами государственного управления.

В результате изучения дисциплины выпускник учебного заведения

д о л ж е н:

и м е т ь п р е д с т а в л е н и е:

об основных научных исторических школах, методологии изучения истории государственного управления и государственной службы, теории государственного управления и государственной службы;

о письменных и электронных источниках и литературе по предмету дисциплины и методах работы с ними;

з н а т ь:

основные факты и события истории государственного управления и государственной службы России, их координаты во времени и на территории страны, связь с наиболее важными мировыми процессами в этой области;

социально важные, актуальные уроки истории, вытекающие из предмета учебной дисциплины;

историческую роль ведущих отечественных государственных деятелей, основные черты и особенности стиля их профессионального труда в области государственного управления;

у м е т ь:

объективно анализировать и оценивать формы организации и эволюцию отечественного государственного и общественного устройства с древнейший времён до наших дней

использовать исторические знания для анализа текущей ситуации в области государственного управления и государственной службы в России и определения возможных перспектив её развития, выработки аргументированной собственной гражданской позиции;

определять связь исторических знаний со спецификой и основными сферами профессиональной деятельности по избранной специальности.
Формы контроля

В ходе преподавания учебной дисциплины осуществляется оперативный и итоговый контроль над усвоением студентами учебной программы. Оперативный контроль осуществляется на всех видах занятий: в ходе лекций – в виде вопросов к студентам по содержанию прошедших тем в контексте текущего изучаемого учебного материала. Кроме того, предусмотрен рубежный контроль в форме контрольной работы.

Итоговый контроль проводится после завершения изучения всей дисциплины в форме зачета, результаты которого являются итоговыми по курсу и вносится в приложение к диплому
2. Методические рекомендации по изучению дисциплины

1) Работа в ходе лекции

Лекция является ведущей формой учебных занятий, основой теоретического обучения по учебной дисциплине. В ходе лекции главная роль принадлежит преподавателю. Он излагает учебный материал по той или иной теме в виде определенной системы, выделяя ее главные, опорные сюжеты. Преподаватель разъясняет наиболее сложные, прежде всего, дискуссионные проблемы учебной программы, анализирует новейшие достижения исторической науки, определяет основные ориентиры для самостоятельной работы во внеаудиторное время. Все это объясняет, почему студенту важно вести в ходе этого учебного занятия конспект лекции, то есть краткую запись содержания речи преподавателя

Студенту целесообразно придерживаться следующих правил:

Накануне лекции повторить учебный материал предыдущего занятия. Возвращение к пройденному позволяет подготовиться к ответу на вопросы, которые, как правило, преподаватель задает аудитории, прежде чем перейти к новой теме. Повторение является также формой подготовки к восприятию нового учебного материала, учитывая взаимосвязь всех тем учебной дисциплины.

Название темы, учебных вопросов лекции лучше всего записывать на новой странице тетради, чтобы впоследствии не тратить время на поиск ее конспекта. Во вводной части занятия преподаватель, как правило, описывает новую литературу по теме лекции. Эту информацию также желательно зафиксировать в конспекте, что поможет при подготовке к семинару.

В ходе учебного занятия очень важно стремиться вести конспект осмысленно, своими словами, а не механически, просто пытаясь дословно записать содержание речи лектора. Главное на лекции – осмыслить, о чем идет речь, логику изложения учебного материала. В ходе лекции нередко возникает необходимость уточнить какой-то вопрос. Обыкновенно лекторы стремятся оставить время для ответа на вопросы в конце лекции, что они могут специально оговорить в ходе первой встречи. Однако современная методика чтения лекций не отрицает и даже предполагает появление ситуаций, когда такие вопросы необходимы и ожидаются лектором на протяжении всего занятия. Найти разумную линию поведения студенту поможет интуиция и внимательное отношение к тому, что говорит педагог, определяя общие принципы сотрудничества преподавателя и студентов в ходе учебного процесса.

Конспект лекции лучше всего вести в форме тезисов, то есть краткого изложения прозвучавших на лекции идей. Возможна и дословная запись, если на то есть прямые и косвенные( интонацией, замедлением темпа речи) рекомендации преподавателя

Каждую новую мысль, новый фрагмент лекции лучше всего начинать с красной строки. Заголовки и подзаголовки, важнейшие положения, на которые обращает внимание преподаватель, а также определения принято выделять буквами большего размера, другими чернилами или подчеркивать. Встречающиеся в лекции перечисления желательно нумеровать цифрами: 1, 2, 3…, или буквами: а, б, в… . Перечисления лучше всего записывать столбцом. Такая запись придает конспекту большую наглядность и способствует лучшему запоминанию учебного материала.

Запись лекции целесообразно вести на одной странице листа, или, оставляя на ней чистые поля до одной трети ее площади. Поля предназначены для выписок из книг, журналов, энциклопедий, собственных оценок, записи новой информации, услышанной в ходе семинаров и др. Так, на полях часто записывают важные дефиниции (истолкование понятия), например, «местничество», уточняют суть ключевых исторических событий (правительственных решений и др.), описывают детали биографии выдающихся деятелей истории. Как правило, отработанный таким образом конспект может стать хорошим подсобным материалом для выступления на лекции. Он существенно экономит время при подготовке к контрольному итоговому занятию.

Для ведения конспекта важно выработать понятную систему сокращений и условных обозначений. Например, подводя итог сказанному, преподаватель часто употребляет понятие «таким образом», что можно зафиксировать сокращением «т.о.».

Лекцию следует дорабатывать во время самостоятельной работы в тот же день, в крайнем случае, не позднее 2-3 дней после ее прослушивания. Это важно потому, что еще не забыт учебный материал лекции, студент находится под определенным впечатлением прослушанной лекции, продолжает размышлять и искать ответы на появившиеся в ходе лекции вопросы, ориентируясь на сохраняющиеся в памяти советы преподавателя, как это лучше сделать.
2) Работа в ходе семинарского занятия

После лекции, как правило, следует семинар. В переводе с латинского языка, «семинар» означает «рассадник знаний». Семинары проводятся по наиболее сложным вопросам учебной программы с целью углубить, систематизировать и закрепить у студентов знания той или иной темы учебной дисциплины. Трудно переоценить их роль в формировании и совершенствовании у студентов навыков и умений поиска, обобщения и изложения учебного материала, участия в дискуссиях по проблемам отечественного исторического процесса. Семинары, являются важным этапом контроля усвоения знаний студентов. Его результаты учитываются на итоговом контрольном занятии.

В отличие от лекции на семинаре главное действующее лицо – студент. Роль преподавателя, помимо оценки знаний студентов, заключается в том, что он организует обсуждение учебных вопросов, оказывает помощь в трудных познавательных ситуациях, подводит итоги обсуждения проблем семинара.

Основными элементами семинара, как правило, являются доклад (реферат) и выступления (сообщения).

Доклад обычно открывает обсуждение учебных вопросов. Доклад – это публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. Его содержание излагается 10 минут. Доклад посвящен широкому кругу вопросов и носит концептуальный, творческий характер. Он задает общий тон и направление дискуссии на семинаре. Доклады на семинар, как правило, принято готовить в письменном виде. Приветствуется подготовка схем, иллюстрирующих те или иные положения доклада. Эти схемы могут быть выполнены как мелом на доске, так и с использованием различных технических средств, либо на листе бумаги. Доклад преимущественно зачитывается перед аудиторией, что не отрицает возможность свободного изложения тех или иных его положений. Докладчику желательно наблюдать за реакцией аудитории, использовать те или иные приемы ораторского искусства, чтобы не утратить с ней связь.

3) Самостоятельная работа

Особенности подготовки к семинару. Наиболее целесообразная стратегия самостоятельной подготовки студента к семинару заключается в том, чтобы на первом этапе в общем плане усвоить содержание предмета предстоящей дискуссии по всем вопросам семинара, обращая внимания на узловые проблемы, выделенные преподавателем в ходе лекции либо консультации к семинару. Для этого необходимо, как минимум, прочитать конспект лекции и учебник, либо учебное пособие. Следующий этап подготовки заключается в выборе вопроса или группы вопросов, содержащихся в плане семинара, для более глубокого и основательного изучения с использованием дополнительной литературы: документов, справочников, монографий, научных журналов, прессы и др. По этому вопросу студент станет главным специалистом на семинаре.

Научная и учебная ценность выступления на семинаре значительно возрастет, если в ходе работы над литературой студент попытается найти различия во взглядах тех или иных авторов и дать им собственную оценку. Как правило, существование разных точек зрения на проблемы темы семинара выясняется при ознакомлении с широким кругом источников и литературы, либо с рецензиями на книги или статьи. Выписки альтернативных взглядов на проблему целесообразно делать вместе с аргументацией их авторов. Важно, делая выписки из книг, приучить себя указывать полные выходные данные источника информации, то есть осуществлять подробное библиографическое описание книги. Таковы требования культуры интеллектуального труда. Они защищают права авторов книг на интеллектуальную собственность, дают возможность определить авторитетность источника информации и др.

После изучения и обобщения информации, которую содержат источники и литература, составляется развернутый или краткий план выступления. Составляя план, следует мобилизовать знания по данному вопросу, приобретенные из самых различных источников: книг, со слов лектора, своего опыта, других учебных дисциплин и др. Так, на занятиях по истории зачастую удачными бывают выступления, основанные на воспоминаниях родственников- участников важных событий жизни нашей страны. Много интересной информации можно почерпнуть из текущей прессы.

Окончательный вариант плана выступления в идеале желательно иметь не только на бумаге, но и в голове, чтобы излагать на занятии подготовленный вопрос в свободной форме, наизусть. Это поможет лучшему закреплению учебного материала, станет хорошей тренировкой уверенности в своих силах.

Особенности работы с книгой

В процессе подготовки ко всем видам учебных занятий студенту предстоит работа с книгой либо журнальной статьей. В наше время книга существует в двух формах: традиционной и электронной. В Интернете существуют целые библиотеки, располагающие десятками тысяч электронных текстов. Сегодня в обществе преобладает мнение, что печатная книга и ее компьютерный текст дополняют друг друга. Используя электронный вариант книги значительно быстрее подготовить на его базе реферат, контрольную работу, подогнать текст своей работы под требуемый учебным заданием объем. Печатные книги гораздо легче и удобнее читать.

Работая с книгой, студенты сталкиваются с рядом проблем. Одна из них – какая книга лучше. Целесообразно в первую очередь обратиться к литературе, рекомендованной преподавателем. Обрабатывая книгу, следует прочитать аннотацию на ее первых страницах, в которой указано, кому и для каких целей данное издание может быть полезно.

Другая проблема – как эффективно усвоить материал книги. Качество усвоения учебного материала существенно зависят от манера прочтения книги. Можно выделить пять основных приемов работы с литературой:

Чтение-просмотр используется для предварительного ознакомления с книгой, оценки ее ценности. Это обязательный элемент работы с книгой. Он предполагает ознакомление с аннотацией, предисловием, оглавлением, заключением книги, поиск по оглавлению наиболее важных мыслей и выводов автора произведения.

Выборочное чтение предполагает избирательное чтение отдельных разделов текста. Читатель как бы видит текст полностью и при чтении ничего не пропускает, но фиксирует внимание только на тех аспектах, которые ему необходимы. Этот метод используется, как правило, после предварительного просмотра книги, при ее вторичном чтении.

Сканирование представляет быстрый просмотр книги с целью поиска фамилии, факта, оценки и др.

Углубленное чтение предполагает обращение внимания на детали содержания текста, анализ и оценку фактов и сюжетов содержания источников и литературы. По своей сути, это критический, аналитический, творческий способ чтения, сопровождающийся самостоятельным толкованием фактов, положений и выводов книги, статьи и пр. Скорость подобного вида чтения составляет ориентировочно до 7-10 страниц в час. Она может быть и выше, если читатель уже обладает определенным знанием по теме книги или статьи. Отсюда можно сделать вывод: чем больше студент читает, тем больший объем литературы ему будет подвластен.

Углубленное чтение литературы не мыслимо без понимания прочитанного. В противном случае информация быстро выветрится из памяти и будет бесполезной для практического использования. Алгоритм углубленного чтения предполагает

1. Обдумывание изложенной в книге информации. В процессе обдумывания содержания книги следует:

– определить цель конспектируемого труда, круг проблем, рассматриваемых в книге, логику изложения авторской программы, что можно на первом этапе сделать, ознакомившись с оглавлением книги.

– выделить в тексте ключевые слова, идеи и образы, раздробить содержание публикации на логические блоки.

– проанализировать фактический материал, приводимый в книге: круг использованных источников, в том числе впервые вводимых в научный оборот, достоверность и подлинность сообщаемых фактов.

– выделить высказываемые автором идеи, оценки исторических личностей, явлений и фактов; обратить внимание на аргументацию авторской позиции, ее доказательность, объективность и убедительность. При этом следует учитывать время написания работы и те политические, экономические и социальные факторы, которые могли повлиять на мировоззрение автора.

– сопоставить авторскую концепцию со взглядами других ученых. Если обнаружится расхождение, следует определиться с тем, чья точка зрения представляется более убедительной.

2. Составить план прочитанного в развернутой или простой форме. Если статья или раздел книги по объему небольшой, то целесообразно приступить к конспектированию, прочитав их полностью. В других случаях желательно работать со смысловыми блоками до 7-10 страниц.

Разновидностью учебной и научной литературы являются книги, в которых опубликованы исторические источники (документы). Работа с этим видом литературы имеет важные особенности. Студенту необходимо:

–определить время и место написания документа, установить, кто является его автором; затем внимательно прочитать весь текст, выяснить значение незнакомых терминов, уточнить сведения о персоналиях, исторических фактах, упоминаемых в тексте, используя ссылки, сноски в книге, а также справочную литературу.

– выделить основные вопросы содержания первоисточника, оценить его информационную ценность и определить, как его целесообразно изучать: полностью или выборочно.

– проанализировать содержание текста.

– оценить полноту, конкретность, объективность, достоверность излагаемых фактов, определить степень доверия к данному источнику.

– определить главную идею текста.

– сформулировать круг вопросов, которые порождает источник.

– определить значение источника,

– проанализировать обоснованность, достоверность, объективность, полноту оценок и выводов, содержащихся в документе, сформулировать и обосновать свое отношение к нему.

– сделать выписку из текста или составить конспект изученного.

4) Подготовка к итоговому контрольному занятию (зачету)

На итоговом контрольном занятии по учебной дисциплине – зачете – определяется качество и объем усвоенных студентами знаний. Подготовка к зачету – процесс индивидуальный. Тем не менее, существуют некоторые правила, знания которых могут быть полезны для всех.

Залогом успешной сдачи зачета является систематическая работа над учебной дисциплиной в течение года. Однако накануне и в период экзаменационной сессии необходима и целенаправленная подготовка к зачету. Специфической задачей работы студента в это время является повторение, обобщение и систематизация всего пройденного материала, что позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний учебной дисциплины.

Начинать повторение рекомендуется за месяц-полтора до начала сессии. Подготовку к зачету желательно вести, исходя из требований программы учебной дисциплины. Этим документом разрешено пользоваться на зачете.

Готовясь к зачету, лучше всего сочетать повторение по примерным контрольным вопросам с параллельным повторением по программе учебной дисциплины, чтобы быть готовым к любым неожиданностям на зачете.

Повторяя пройденный учебный материал накануне сессии, не следует ограничиваться чтением конспекта. Желательно обратиться и к учебнику, конспектам прочитанных книг и другим материалам, которые помогут глубже разобраться в той или иной проблеме. Следует обязательно воспроизвести прочитанный материал в устной или письменной форме.

Если в распоряжении студента есть несколько дней на подготовку к зачету, то целесообразно точно определить реальный бюджет времени и рассчитать, сколько его уйдет на повторение 5, 10, и т.д. вопросов, сколько вопросов следует повторить каждый день, чтобы успеть просмотреть все, сохранив при этом резерв времени –2- 3 часа. Составленный график должен безусловно выполняться, даже если какой-то вопрос окажется усвоенным хуже других. На то и существует резерв времени, чтобы повторить его по окончании просмотра всех проблем. Готовиться к зачету в ходе сессии целесообразно по конспекту лекции, имея под рукой специальные словари, используя правила запоминания учебного материала.

Требования к знаниям на зачете по учебной дисциплине определены образовательным стандартом к уровню знаний в целом и знанию конкретных дидактических единиц, программой учебной дисциплины, основу которой и составляют положения образовательного стандарта.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ

Аудиторные занятия для специальности «связи с общественностью»,

(особенности проведения занятий со студентами других специальностей заочной формы обучения см. примечание 1)




п/п

Наименование темы

Количество аудиторных часов

Лекции

Семинарские занятия

Всего

1

Введение. Предмет, цели, задачи, методология изучения дисциплины «История государственного управления и государственной службы России»

2




2

4

Реформы Петра I в области государственного управления и государственной службы

2




2

8

Государственное управление в Российской империи в начале ХХ в. Переход к системе думской монархии

2

2

4

11

Советская система государственного управления в 1920- 1930 гг.

2




2

15

Развитие системы государственного управления и государственной службы Российской Федерации на основе Конституции 1993 г.

2

2

4




ИТОГО

10

4

14


Примечание 1. Для специальностей менеджмент, бухгалтерский учет по теме 8 не проводится

4. Образовательная программа дисциплины
Введение. Предмет, цели, задачи, методология изучения дисциплины «История государственного управления и государственной службы России»

Предмет, цель и задачи изучения дисциплины «История государственного управления и государственной службы России»; основные категории, методология учебной дисциплины; классификация исторических источников по проблеме государственного управления и государственной службы, методика их изучения; особенности работы с интернетсайтами органов государственной власти; историография, ведущие научные исторические школы, междисциплинарные связи учебной дисциплины, основные проблемы теории государственного управления и государственной службы.


Раздел I. Зарождение отечественного государственного управления и его развитие в Средневековье
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка Целью преподавания icon"Цели аудита". 14
С целью возрождения традиций публикации статей по методике преподавания учебных дисциплин кафедры, нами разработан специальный проект,...

Пояснительная записка Целью преподавания iconПояснительная записка к курсовому проекту на тему «Расчёт календарно-плановых...
Дисциплина: «Организация производства и управление предприятием» пояснительная записка

Пояснительная записка Целью преподавания iconПрограмма учебного курса для основной школы. Пояснительная записка
Коренное обновление школьного образования, осуществляемое в стране, затронуло все аспекты преподавания истории. Процесс этот усложняется...

Пояснительная записка Целью преподавания iconПояснительная записка 5 тематический план 7 3 Содержание семинарских...
При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены

Пояснительная записка Целью преподавания iconКонтрольные вопросы и система оценивания Учебно-методическое и информационное...
Целью преподавания курса «Экономика фирмы» является формирование у студентов системы знаний по экономике в соответствии с требованиями...

Пояснительная записка Целью преподавания iconТема Пояснительная записка к годовому отчету
...

Пояснительная записка Целью преподавания iconПояснительная записка курс «Археология»
Целью данной дисциплины является знакомство студентов с археологическими культурами как подразделения исторической науки, методами...

Пояснительная записка Целью преподавания iconПояснительная записка 4 Темы курсовой работы 5 Краткие методические...
Для специальности №60800 «Экономика и управление на предприятии(городское хозяйство)»

Пояснительная записка Целью преподавания iconПояснительная записка к годовому отчету коммерческого банка «Экономикс-Банк» (ооо)
Настоящая пояснительная записка является неотъемлемой частью годового отчета кб «Экономикс-Банк» (общество с ограниченной ответственностью)...

Пояснительная записка Целью преподавания iconПояснительная записка: Цели и задачи дисциплины (модуля) Целью изучения...
«Экономика» магистерской программы «Банки и банковская деятельность» очной и заочной форм обучения






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную