Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Вологодский государственный университет
Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний
Департамент образования Вологодской области
Программа
РЕАЛИЗАЦИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ - ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ 10 апреля 2015 года
2015
Место и время проведения: г. Вологда, ул. Мира д.32, 1 этаж, конференц-зал, с 10.00 до 15.00
Цель проведения: определение особенностей внедрения балльно-рейтинговой системы в ВУЗе, проблем её реализации, методик применения и способов совершенствования.
Содержание дискуссии: в ходе работы предполагается обсуждение проблемных вопросов применения балльно-рейтинговой системы, обмен опытом, выработка предложений по их решению.
Планируемое количество участников: 40-45 человек.
Результаты работы: по итогам предполагается принятие резолюции и издание научно-методического пособия по применению балльно-рейтинговой системы.
ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО Белов Олег Александрович, зам. директора по учебной и воспитательной работе Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н., доцент. УЧАСТНИКИ Преподаватели
Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Вологодского государственного университета,
Вологодского института права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний,
Волго-Вятского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Оренбургского института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Специалисты Департамента образования Вологодской области,
Сотрудники Учебно-методического управления Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),
Студенты Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Программа: 09.30-10.00 – регистрация участников
10.00 – 10.30 Пленарное заседание 1. Приветственное слово представителей Учебно-методического управления Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 2. Белов Олег Александрович, зам. директора по учебной и воспитательной работе Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н., доцент. приветственное слово 3. Шибаев Дмитрий Вячеславович, зав. кафедрой социально-гуманитарных дисциплин и правовой информатики Северо-Западного института (филиала) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н.
Результаты социологического исследования практики применения БаРС, как задача для совершенствования системы оценочной деятельности. Проведённое исследование (фактические результаты будут приведены на слайдах) показывает наличие существенных проблем в реализации такого способа оценивания, как БаРС. Среди наиболее значительных проблем были указаны: способность отрицательно повлиять на экзаменационную оценку, крайне завышенный уровень конкуренции на занятиях, определённые сложности в отработке, так как в случае тяжелой болезни и вынужденного пропуска большого количества занятий, студент может не получить заслуженную оценку на экзамене. Задача доклада – постановка проблем для дальнейшего обсуждения. 4. Васильченко Юрий Леонтьевич, директор Центра информационных технологий и ресурсов Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
Электронный журнал, как средство автоматизации и оптимизации деятельности педагога при БаРС. 10.30-15.00 Обсуждение основных вопросов применения балльно-рейтинговой системы.
Организационные аспекты применения БаРС – требования к оценочной деятельности, их унификация. Пересмотр требований БаРС в связи с выявленными недостатками.
Викторова Светлана Анатольевна, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н., доцент
Унификация требований и иные способы повышению эффективности БаРС Одной из основных проблем Барс является ее низкая эффективность, а в отдельных случаях получение результатов, противоположных ожидаемым.
Автор анализирует причины указанной проблемы и предлагает следующие основные пути ее решения. В частности автор предлагает унифицировать: 1) пропорциональное распределение баллов за текущую работу на занятиях и выполнение рейтинговых заданий в соотношении 1:3; 2) единую для всех дисциплин балльную оценку за текущую работу на семинарах (1балл); 3) пропорциональное распределение баллов по модулям; 4) распределение баллов внутри модуля в соотношении 2:2:1 по видам заданий: творческое (в том число с элементами НИР): проблемное (в т.ч. интерактивное задание): контрольное задание (рубежный контроль модуля); 5) соотношение теоретических, научных и прикладных заданий; индивидуальных и групповых заданий и др. 4) требования к количеству вариативных заданий; 5) требования к документальному сопровождению БаРС для студентов, включая методические пояснения критериев оценки; 6) требования к обязательному превентивному и последующему административному контролю и др.
Гузакова Ольга Леонидовна, ФГБОУ ВПО «Вологодский государственный университет», зав. сектором мониторинга, лицензирования и аккредитации к.э.н., доцент
Некоторые аспекты использования балльно-рейтинговой системы в условиях реализации ФГОС ВО. Внедрение балльно-рейтинговой системы приводит к повышению мотивации студентов, возрастанию их учебной активности, улучшению посещаемости занятий, стимулированию систематической самостоятельной работы, снижению нагрузки на студентов и преподавателей во время сессии и организации регулярной обратной связи. Берёзкина Татьяна Евгеньевна, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.э.н., доцент
Оценка самостоятельной работы студентов, как актуальное направление развития БаРС В настоящее время успешность изучения дисциплины студентом оценивается суммой баллов, набранных в ходе текущего контроля и промежуточной аттестации. Главным образом текущий контроль отражает посещение практических занятий и активность студента на занятии с учетом качества его ответов (выступлений).
Развитие и совершенствование БаРС, как системы интегральной оценки образовательных достижений студентов, может шире использовать мотивационный аспект и учитывать не только продуктивный характер работы студента на занятии, но и отношение обучаемого к процессу обучения, выполнение домашних, самостоятельных и исследовательских заданий, степень его ответственности и прилежания и многое другое, отраженное в понятии "практики-ориентированное". Такой подход требует изменения структуры балльной оценки. Педагогические наработки показывают, что это возможно и доказывают результативность. Саблин Василий Анатольевич, педагогический институт Вологодского государственного университета, декан исторического факультета, доктор ист. наук, профессор
Отдельные особенности оценивания БаРС на историческом факультете педагогического института
методико-педагогические приёмы оценивания технологией БаРС в высшей школе.
Чубукова Светлана Георгиевна, Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.ю.н., доцент
Особенности оценивания БаРС при проведении теоретико-практических занятий курса Правовая информатика и Информационные технологии в юридической деятельности. Синицына Татьяна Ивановна, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к. филос. наук, доцент
Эпистемологическая детерминация методики преподавания. Обычно под методом понимают способы, приемы решения познавательных задач. Однако метод еще и знание об этих способах и приемах, знание о знании, которое необходимо транслировать. Способ передачи знания во многом определяется спецификой содержания осваиваемого материала. Специфика философского знания детерминирует методику его преподавания. Внимание к кейс-заданиям. Смелова Елена Валентиновна, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), к.и.н.
Работа в малых группах как средство тотального оценивания Работа в малых группах представляет одной из форм практических занятий, позволяющих более эффективно решать проблему тотального оценивания студентов в группах с большой численностью (около 30-ти человек). Практикуемая методика предполагает разделение учебной группы на три подгруппы (малые группы).
Вопросы по теме занятия объединяются в три блока. При обсуждении каждого блока одна из подгрупп формулирует вопросы, адресованные другой. А третья малая группа оценивает степень полноты и глубину обсуждения проблемы, качество заданных вопросов и представленных ответов студентов персонально. Затем малые группы меняются ролями. Данная методика применима при изучении подавляющего количества тем практических занятий. Уйбо Нина Николаевна, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),к. филол. наук, доцент
Из практики применения БаРС в преподавании английского языка Первоначальные эмпирические результаты из практики преподавания английского языка в неязыковом вузе дают основания говорить о позитивных аспектах применения БаРС для оценки знаний и умений студентов. Система БаРС по дисциплине "Английский язык в юриспруденции" позволяет объективнее измерять учебные результаты. Одновременно, необходима значительная работа по более точному определению объектов оценивания и совершенствованию шкалы. Кузнецова Елена Владимировна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, к.ю.н.
Задания репродуктивного и творческого уровня сложности и проблемы их оценивания в условиях балльно-рейтинговой системы (опыт преподавания теоретико-исторических юридических дисциплин).
Основные и дополнительные задания различного уровня сложности позволяют не только сформировать ВУЗы, соответствующие требованиям ФГОС ВПО, но и создать повышенный интерес к изучаемой дисциплине, реализовать дифференцированных подход к оценке знаний студентов и курсантов. Вместе с тем требуют детального изучения критерии оценки заданий различных типов с учетом формирования мотивации обучающихся к выполнению заданий. Предлагаются критерии оценки заданий творческого уровня на примере теоретико-исторических дисциплин.
Перебинос Юлия Александровна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин ВИПЭ ФСИН России, к.и.н., доцент
Применение электронных образовательных технологий и ресурсов при преподавании теоретико-исторических юридических дисциплин с использованием балльно-рейтинговой системы.
В условиях реализации ФГОС ВПО электронные образовательные технологии и ресурсы являются весьма востребованными средствами обучения в том числе для организации самостоятельной работы студентов и курсантов в условиях использования БаРС. Наиболее использованными являются текстографические и гипертекстовые электронные материалы, видеофильмы, мультимедиа-ресурсы, компьютерные тесты. Исследуются возможности использования социальных сетей для организации самостоятельной работы студентов. Смирнов Виктор Витальевич, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),к. филос. наук, доцент
Способы тотального оценивания БаРС на семинарском занятии Способами тотального оценивания БаРС на практических занятиях по логике являются: работа с "малыми группами",обсуждение решения заданий в последовательности действий, проведение контрольных работ в тестовой форме. Данные формы позволяют 100% оцениванию работы студентов, способствуют выработке самостоятельности и творчества в принятии решений, состязательности в деятельности "малых групп".
Серебрякова Татьяна Ваславна, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),к. филол. наук, доцент
Проблемы оценивания учебных достижений студентов по иностранному языку в системе БАРС Проблема 1. Увеличение объема самостоятельной работы студентов и сокращение аудиторных часов
Проблема 2. Практические занятия, каковыми являются занятия по иностранным языкам, предполагают активность каждого студента и его оценку. В существующей практике отказа от деления на подгруппы и превышение количества студентов в учебной группе положенных нормативов реализовывать индивидуальный подход и выверенную оценку знаний крайне затруднительно.
Частичным решением указанных проблем может быть активное использование интерактивных форм обучения и вовлечение в процесс оценивания (самооценивания) самих обучающихся
Самойличенко Екатерина Евгеньевна, Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА),к.э.н., доцент
Проблемы оценивания интерактивных форм обучения в БАРС Проблема 1: (и больше нет) - как в условиях групповой работы оценить вклад каждого студента конкретным количеством баллов
Решение проблемы:
1) дифференцировать разные формы работы по баллам (например, выступление – 3 балла; генерирование идей – 2 балла и т.п.);
2) поручить оценку работы студента в группе остальным членам группы
3) поручить осуществлять самооценку каждым студентом самостоятельно
РЕЗОЛЮЦИЯ
Проект
Участники круглого стола отмечают, что Болонская система образования и современные требования к образовательной деятельности обязывают применять новые технологии оценки качества обучения. Балльно-рейтинговая система способна создать прозрачность и корректность оценки, исключить непонимание между студентом и преподавателем, создать возможность более стабильного обучения во время семестра посредством плавного накопления баллов.
Это во многом связано с тем, что существовавшая ранее система контроля знаний постепенно вступила в противоречие с современными требованиями к подготовке квалифицированных специалистов. Стало очевидным, что классическая форма экзамена зачастую нерезультативна, т.к. объем информации с каждым годом увеличивается, преподавателям проверить студента на знание всего пройденного курса за один экзаменационный ответ невозможно, происходит усреднение студентов, занимающихся регулярно и тех, кто готовится от случая к случаю, только в период сессии. Кроме того, внедрения балльно-рейтинговой системы требует реализация Болонского соглашения, что делает этот процесс неизбежным.
Основные положения балльно-рейтинговой системы изложены в методических рекомендациях Министерства образования и науки РФ. Она обеспечивает:
упорядочение, прозрачность и расширение возможностей применения различных видов и форм текущего и промежуточного контроля качества процесса и результатов обучения;
формализацию процесса оценивания;
реализацию индивидуального подхода в образовательном процессе;
формирование у студентов мотивации к систематической работе - аудиторной и самостоятельной;
стимулирование студентов к освоению образовательных программ на базе объективности и дифференциации оценки результатов их учебной работы;
рейтингование студентов по степени формирования компетенций, включающих как учебные результаты, так и личностные качества;
объективную базу для отбора студентов для продолжение обучения (магистратура, аспирантура), прохождения семестрового обучения за рубежом и трудоустройства выпускников;
корректировку преподавателями учебного процесса и оказания воспитательного воздействия на студента.
В качестве форм текущего контроля нашими преподавателями используются: тестирование (письменное или компьютерное), контрольные работы, проверка выполнения индивидуальных домашних заданий, рефератов, проверка выполнения разделов курсовых проектов (работ), дискуссии, тренинги, круглые столы, контроль выполнения и проверка отчетности по лабораторным работам, работа с электронными учебно-методическими комплексами дисциплин, разработанными в рамках реализации Инновационной образовательной программы.
Формы аттестации по дисциплинам стандартны: экзамен (в том числе письменный), защита практики, тестирование (в том числе компьютерное), собеседование, прием индивидуальных домашних заданий, рефератов.
По итогам работы в семестре усвоение учебной дисциплины максимально оценивается в 100 рейтинговых баллов, которые распределяются по видам занятий в зависимости от их значимости и трудоемкости. По результатам текущей работы по дисциплине в течение семестра студент может набрать не более 60 баллов. На итоговый контроль отводится 40 баллов. Посещаемость занятий учитывается поправочным коэффициентом, равным отношению количества часов посещенных занятий к плановым.
Распределение баллов по видам учебных работ (теоретический материал, лабораторные работы, практические занятия, курсовое проектирование, индивидуальные домашние задания, контрольные работы и др.) определяется обеспечивающей кафедрой при участии преподавателя, реализующего ту или иную дисциплину.
Перевод баллов в пятибалльную шкалу производится следующим образом: 85-100 баллов - «отлично», 71-84 балла - «хорошо», 60-70 баллов - «удовлетворительно», менее 60 баллов - «неудовлетворительно». При набранной общей сумме баллов менее 40 по результатам третьей аттестации студент не допускается к итоговой аттестации по дисциплине.
Балльно-рейтинговая система пока не применяется на всех специальностях университета. Однако опыт ее использования в последние годы все же позволил выявить ее достоинства и недостатки.
В качестве достоинств данной системы можно указать:
обеспечение комплексной оценки учебной работы студентов;
повышение уровня дисциплинированности и активности студентов, улучшение посещаемости;
упрощение процесса аттестации студентов;
повышение объективности оценки работы студентов преподавателями;
более эффективный и ранний отбор студентов для последующей научно-исследовательской и преподавательской работы.
Недостатками балльно-рейтинговой системы являются:
значительное увеличение объема работы преподавателей по проверке контрольных и самостоятельных работ без дополнительных часов нагрузки;
невозможность полностью аттестовать студентов по результатам работы в семестре, что снижает мотивацию студентов;
отсутствие механизмов работы со студентами старших курсов, на высоком уровне владеющими предметом, но не набравшими минимальное количество баллов для допуска к экзамену (зачету) в силу большого количества пропусков по причине занятости на работе;
неотработанность процедуры работы с неуспевающими студентами.
Очевидно, что для полного внедрения балльно-рейтинговой системы в рамках Университета необходимо:
разработать общеуниверситетскую методику применения балльно-рейтинговой системы и электронную систему мониторинга и контроля, позволяющую не только накапливать информацию по каждому студенту, но и делать ее общедоступной для всех заинтересованных лиц;
изменить методику расчета учебной нагрузки преподавателей, предусмотрев дополнительные часы на проверку контрольных работ, тестов, индивидуальных заданий, рефератов, проведение консультаций;
включить в рабочие учебные программы типовые контрольные задания, темы рефератов, тесты по отдельным блокам дисциплин для проведения тестирования в течение семестра;
улучшить информационно-методическое обеспечение современной литературой (в том числе электронной) и периодическими изданиями по дисциплинам рабочего учебного плана;
предусмотреть в методическом обеспечении элементы тестирования и вопросы самостоятельной подготовки студентов;
создать систему координаторов внедрения балльно-рейтинговой системы из числа представителей кафедр;
разработать систему дополнительного поощрения наиболее инициативных студентов.
Все это позволит эффективно использовать балльно-рейтинговую систему и с ее помощью повысить уровень инновационности и эффективности работы как вуза в целом, так и его отдельных структурных подразделений, за счет улучшения качества подготовки студентов и оценки их знаний. |