Скачать 97.09 Kb.
|
Пресс-релиз Торжественная церемония открытия Памятного знака, посвященного официальному принятию волжскими булгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии, и Музея хлеба. Принимают участие Президент Республики Татарстан Р.Н.Минниханов и Государственный Советник Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев. 21.05.2012 г. 9.00 Спасский район РТ, г. Болгар Историческая справка Начало распространения ислама в Поволжье связано с Хазарским каганатом (VII-IX века), сфера влияния которого в период его могущества распространялась на все Среднее и Нижнее Поволжье. Мусульманские проповедники и купцы стали прибывать в государство хазар из Дагестана уже в конце VII века. Несмотря на то, что в VIII веке хазарский правитель принял иудаизм и объявил его государственной религией, жители каганата широко пользовались религиозными свободами. К X веку мусульмане стали неотъемлемым элементом конфессиональных отношений в Хазарском каганате. Арабский историк аль-Масуди (X век) писал: «Там семь кади. Из них двое мусульмане, они судят по Шариату и Корану. Двое — иудеи, они вершат суд по Торе. Двое — христиане, они судят по христианскому закону. Один славянин. Он представляет русских и иных язычников и судит либо по языческим обычаям, либо советуется с другими кади». К первой половине X века ислам также получил распространение в Волжской Булгарии, располагавшейся на территории современных Татарстана, Чувашии, Ульяновской, Пензенской, Нижегородской и ряда других областей. В 921 г. булгарский хан отправил посольство ко двору халифа в Багдад. Булгары обратились к халифу с просьбой о военной помощи против хазар и изъявили желание лучше узнать о мусульманской вере, доселе распространявшейся через купцов. В мае 922 г. из Багдада в Булгарию прибыло ответное посольство во главе с Ахмадом ибин Фадланом. После оглашения письма халифа аль-Муктадира хан Алмуш принял мусульманское имя Джафар и был провозглашён наместником халифа. Это событие стало эпохальным в истории народов Поволжья, получивших импульс для дальнейшего культурного, экономического и политического развития. Благодаря приобщению к достижениям мусульманской цивилизации в Волжской Булгарии получили развитие наука и искусство. В XI в. жил и творил знаменитый булгарский ученый-энциклопедист Ходжа Ахмад аль-Булгари. Ко второй половине XI — началу XII в. относится творчество философа и историка Хамида бин Идриса аль-Булгари. В первой половине XII в. была написана первая «История Булгар», автором которой был Якуб бин Нуман аль-Булгари. Его современником был выдающийся богослов Сулейман бин Давуд аль-Саксини. В первой половине XIV в. жил известный законовед Бурхан-ад-дин Ибрахим аль-Ханафи, автор книги «Основы дискуссий». Благодаря своим трудам по фармакологии приобрели известность Ходжа аль-Булгари (XI-XII вв.), а также братья Таджаддин и Хасан бин Юнус (XIII в.). В начале XIII в. был написан шедевр тюрко-татарской литературы — поэма «Кыйсса-и Юсуф», принадлежащая перу Кул-Гали. Основанная на кораническом сюжете, она свидетельствовала о большом поэтическом потенциале тюркских народов Поволжья. В ходе монгольских завоеваний (1237-1240) на огромной территории причерноморских и прикаспийских степей, Поволжья и Сибири сложилось новое государство — Золотая Орда (Улус Джучи). Следуя принципам, закреплённым в «Ясе» Чингисхана, его ближайшие потомки проявляли особую веротерпимость, освобождали религиозных служителей от налогов, предоставляли подданным право отправлять религиозные обряды и вести мирную проповедь. Но монгольские ханы не могли долго удерживать представителей всех вероисповеданий на одинаковом от себя расстоянии, и в конце правления хана Бату (1242-1256) началась борьба за влияние на ханский престол, знаменем в которой были религиозные убеждения. Некоторые представители монгольской верхушки, включая жену Бату Баракчин и их сына Сартака, были несторианами. Другая часть знати во главе с Берке была ориентирована на ислам. После недолгой борьбы сторонники Берке (1257-1266) одержали победу, и он стал первым золотоордынским ханом, принявшим ислам. Однако это не привело к росту влияния ислама на государственную политику, и она продолжала опираться на прежние традиции. Вместе с тем число приверженцев ислама постепенно росло, и исламская проповедь достигла такого размаха, что остановить её не смогло даже возвращение к власти несториан и язычников (Менгу-Тимур, Тула-Буга, Туда-Менгу и Токта). Лишь в период правления хана Узбека (1312-1341), вступившего на престол язычником, а позднее ставшего мусульманином, ислам был объявлен государственной религией. В 1320-1321 гг. он получил мусульманское имя султан Мухаммад Узбек-хан. Все последующие золотоордынские правители были мусульманами. Несмотря на это, в городах Поволжья, наряду с мечетями, строились и церкви, и синагоги. Создав великую империю, монгольские правители стремились сплотить всех своих подданных в единую общность, и поэтому традиции веротерпимости поддерживались ими во все времена. Буддизм, шаманизм и христианство сосуществовали с исламом. Нередко приверженцы этих верований выдвигались на высокие государственные посты. В районах, где преобладало православное христианство, церковь получила определённые льготы уже в годы правления хана Бату. В 1263 г. хан Берке учредил в столице государства Сарае православную епархию. При хане Менгу-Тимуре митрополит Кирилл получил ярлык «об освобождении их от всякой дани и налогов, об уважении богослужения их и об удержании татарских чиновников от обид им и утеснения» (около 1267 г.). По этому и другим подобным ярлыкам оскорбление церкви и уничтожение церковного имущества каралось смертной казнью. Ярлыки также содержали прямое обращение к русским князьям с призывом уважать привилегии церкви. После распада Золотой Орды в XV веке на огромной территории от Польши до Западной Сибири возникли разрозненные государственные образования, среди которых были татарские ханства — Крымское, Казанское, Касимовское, Астраханское, Тюменское (позже Сибирское), а также Большая и Ногайская Орды. Татарские правители отчётливо понимали свою принадлежность к мусульманскому миру, в ханствах существовала разветвлённая система религиозных учреждений. Так, только в Крыму функционировала 21 тысяча соборных и квартальных мечетей. При многих мечетях действовали учебные заведения, общественные библиотеки. К середине XVI века в Казанском Кремле было не менее пяти мечетей, при которых существовали учебные заведения. В ханствах существовала сложная иерархия улемов. В Казанском ханстве глава духовенства избирался из числа сейидов (потомков Пророка Мухаммада). В Крымском ханстве во главе богословов стоял ханафитский шейх-уль-ислам. Религиозные деятели принимали активное участие в решении государственных вопросов, включая определение претендента на ханский престол. Участие в посольских миссиях и занятие государственными делами требовали от них высокого уровня знаний не только в шариатских, но и в других науках. Известно, что последний верховный сейид Казанского ханства Кул-Шариф хорошо разбирался в астрономии, истории, военных и государственных делах, был талантливым писателем и поэтом. Ислам в мусульманских государствах Поволжья, Приуралья и Сибири имел свои особенности. Традиционно наибольшее распространение имела ханафитская религиозно-правовая школа, но наряду с ханафитами были приверженцы и других суннитских мазхабов. Во многих областях широкое распространение получил суфизм, имевший среднеазиатские (Поволжье) или персидские (Крым) корни. Последователи разных тарикатов занимали заметное место в религиозной и социально-политической жизни ханств. Об этом говорит хотя бы тот факт, что ханские ярлыки обращались наряду с государственными деятелями к «шейхам и суфиям». Продолжая традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды, татарские ханы поддерживали среди своих подданных веротерпимость и не поощряли насильственное обращение в мусульманство, чему в немалой степени способствовал высокий уровень развития торговли в городах. Среди ряда многих цивилизаций ныне существующих на планете исламская цивилизация занимает одно из видных мест. Ее вклад в развитие человечества общеизвестен... За последние полтора тысячелетия некоторые цивилизации «сошли с дистанции». Исламская же цивилизация не просто продолжает существовать, но и бурно развивается. И происходит это потому, что у нее мощное духовное основание - наша священная мусульманская религия. Мусульмане нашей страны – а их около 20 миллионов человек – являются составной частью этой великой исламской цивилизации. Российская ветвь исламской цивилизации раскинулась на огромных просторах страны - от Северного Кавказа, Москвы и Поволжья до Урала, Сибири и Дальнего Востока. Она объединяет многие десятки народов, спаянных воедино духовно-нравственными ценностями ислама. Ислам способствовал этнической консолидации многих российских народов - будь то татары, башкиры, чеченцы, ингуши, кабардинцы, дагестанцы и многие другие. В сложнейших, часто весьма неблагоприятных условиях, он помог сохраниться им как особым этносам, сохранить богатства своей самобытной национальной культуры, традиции, уберечь от разрушения национальный характер. Все это произошло потому, что исламские духовно-нравственные ценности стали частью народного самосознания и национальной психологии мусульманских народов России. Именно благодаря верности народов своим корням, благодаря великой национально-охранительной роли, которую сыграл и играет ислам. Усилия царского самодержавия и коммунистического режима, направленные на подрыв этнокультурной самобытности мусульманских народов России не увенчались успехом. Многие поколения российских мусульман способствовали формированию исламской цивилизации, ее сохранению и развитию, распространению ее достижений среди соседних народов - казахов, киргизов и других. Во многом благодаря усилиям российских мусульман эти народы испытали на себе цивилизаторскую роль ислама. Вместе с религиозными установками и обрядами к ним пришли духовно-нравственные ценности, зафиксированные в священном Коране и хадисах. Они обрели в свое время письменность на арабской графике. У них возникла достаточно развитая для своего времени система образования... Будучи частью исламской цивилизации, мусульмане нашей страны одновременно не перестают быть составным компонентом российской цивилизации. Живя бок о бок с русскими и другими народами России на протяжении многих столетий, взаимодействуя с ними в различных областях жизни, мусульманские народы внесли немалый вклад в развитие экономики и культуры своей Отчизны, в формирование ее социокультурного своеобразия. Памятный знак, в честь принятия волжскими булгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии Памятный знак, посвященный принятию волжскими булгарами в 922 году ислама в качестве государственной религии - один из наиболее значительных объектов комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: древний город Болгар и остров-град Свияжск». Открытие закладного камня Памятного знака состоялось 19 июня 2010 года в Болгаре, во время торжественных мероприятий, посвященных 1121-й годовщине принятия ислама Волжской Булгарией - «Изге Болгар жыены». Представляет собой здание, выполненное в стиле строений древнего Болгара. Автором и идейным вдохновителем проекта стал председатель правления ОАО «АКИБАНК» Ильдар Галяутдинов. Инвесторами строительства Памятного знака являются: - ОАО «АКИБАНК»; - ОАО «Татэнерго» (генеральный директор И.Х.Гайфуллин). ОАО «Татэнерго» выступил благотворителем строительства Памятного знака по инициативе Заместителя Премьер-министра Республики Татарстан, министра энергетики Республики Татарстан И.Ш.Фардиева. Кроме того, он принял активное участие в разработке концепции Памятного знака. Подрядная организация - ООО «Грань». Генеральный директор Леонид Анисимов. Памятный знак представляет собой восьмигранное здание с круглым медным куполом и мусульманским полумесяцем на вершине, стилизованное под древнебулгарскую архитектуру. Потолок здания украшен люстрой, вес которой составляет около 1,5 тонны, а высота - около 18 метров. Стены украшены художником-каллиграфом Рамилем Насыбуллиным. Памятный знак не является культовым сооружением. Это музей посвященный историческому событию – принятию Ислама. В главном зале Памятного знака на специальном пьедестале размещается самый большой в мире печатный Коран, изготовленный итальянскими мастерами (150 х 200 см, количество страниц - 632, вес около 800 кг.) Эта уникальная книга в силу высокого уровня художественного исполнения признана Министерством культуры Российской Федерации культурной ценностью. Получен сертификат Книги рекордов Гиннесса, подтверждающий, что Коран, является самым большим в мире печатным изданием священного писания мусульман. «Самый большой в мире печатный Коран со следующими размерами: высота – 2 м (6 футов 6,74 дюйма), ширина – 1, 52 м (4 фута 11, 84 дюйма) и толщина - 0,17 м (6, 69 дюйма). Изготовлен компанией ARC Group s.r.l. (Италия), мастерами Неджаном Братасевечем, Андреем Чернатичем (Словения) и Мауро Лоче (Италия). Передан Республиканским фондом возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан (Россия)в мечеть Кул-Шариф (Казань, Республика Татарстан) 17 ноября 2011 г.», - написано в сертификате Книги рекордов Гиннесса. Коран привезён в Казань 17 ноября 2011 года. До 19 мая 2012 года он хранился в мечети Кул Шариф. В 2012 году отмечается 225-летний юбилей издания первого печатного Корана в России. В связи с этим Духовное управление мусульман Республики Татарстан объявило 2012-й Годом Корана. Знаменитое Казанское издание Корана - «Казан басмасы» известно во всем мире. Недавно появилось новое юбилейное издание этой священной книги. В Кораном зале установлена объемная карта маршрута посольства аб-басидского халифа Аль-Муктадира (карта Ибн Фадлана), выполненная из доломита, ракушечника, мрамора и металла. В цокольном этаже здания размещается музейно-выставочный комплекс. В нем центральное место занимает мозаичное панно «Принятие болгарами Ислама», автор эскиза и руководитель группы художников-мозаичистов Фарит Валиуллин. Панно сделано на основе всех существующих картин и графических работ на эту тему. На нем изображена встреча с посланниками халифа. В центре - Алмуш-хан с супругой, посол халифа Ибн-Фадлан, вожди булгарских племен с их знаменами, отличительными знаками. Изображен момент прочтения послания халифа Аль-Муктадира. Вокруг - представители болгарских родов, различных народов, проживавших на болгарской земле. Стоят они на армянском ковре. Влияние Армении, христианского государства, на Булгар было очень большим. А в то время армяне славились производством ковров. Основной и самый важный исторический источник этого события - «Записка» о путешествии на Волгу Ахмеда Ибн-Фадлана, который посетил Волжскую Булгарию в составе посольства аббасидского халифа Аль-Муктадира. Посольство вышло из Багдада в 921 году и прибыло в Волжскую Булгарию в мае 922 года. Ибн-Фадлан оставил подробный отчет о своем путешествии, в котором достоверно описал момент принятия ислама булгарами и привел множество уникальных сведений этнографического характера. Также в цокольном этаже Памятного знака расположена картинная галерея, сюда привезено около 100 картин татарстанских художников. Здесь же находится музейно-выставочный комплекс, в зале которого будут проходить выставки и конференции. Также будет выставлена «Записка» Ибн Фадлана о путешествии на Волгу на разных языках: татарском, русском, английском, немецком, арабском. Эта часть здания будет выполнять просветительскую функцию. |
![]() | В соответствии с Законом Республики Татарстан от 14 октября 2010 г. №70-зрт «О внесении изменений в Закон Республики Татарстан «О... | ![]() | В преддверии открытия Универсиады-2013 президент Татарстана Рустам Минниханов рассказал, почему республика решила провести спортивный... |
![]() | Почетным гостем IX казанской венчурной ярмарки станет Рустам Минниханов Президент Республики Татарстан | ![]() | В соответствии с Указом Президента Республики Татарстан от 28. 04. 2005 n уп-147 "О структуре исполнительных органов государственной... |
![]() | В целях создания условий для гармоничного развития экономики Республики Татарстан и обеспечения роста уровня жизни населения Республики... | ![]() | Министерства экономики Республики Татарстан, Министерства промышленности и торговли Республики Татарстан и Министерства энергетики... |
![]() | Республики Татарстан с участием Президента Республики Татарстан М. Ш. Шаймиева «Итоги производственно-хозяйственной деятельности... | ![]() | Бюджет на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов внесен Президентом Республики Татарстан на рассмотрение Государственного Совета... |
![]() | Премьер-министра Республики Татарстан – министра экономики и промышленности Республики Татарстан Б. П. Павлова на заседании Кабинета... | ![]() | Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы аппарата Министерства финансов Республики Татарстан и Департамента... |