Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии






Скачать 72.84 Kb.
НазваниеЗарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии
Дата публикации20.06.2015
Размер72.84 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
А. ДОРЖДЭРЭМ,

аспирант РУДН
ЭТАПЫ И ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ МОНГОЛИИ
Монголия исторически имеет собственную цивилизацию, повлиявшую на развитие большинства среднеазиатских и европейских государств современного мира. Зарождение Монголии отождествляют с эпохой завоеваний Чингисхана и его последователей. После выплеска этой энергии монголы, оставшиеся и, вероятно, немногие вернувшиеся в Халху, вернулись к тому самому стабильному типу хозяйствования, что определял развитие монгольской цивилизации вплоть до сегодняшнего времени. Первым законодательным памятником монгольского права была "Яса"1 Чингисхана 1206 г., кодифицировавшая обычаи, существовавшие в монгольском обществе. "Яса" содержала нормы административного, уголовного, гражданского права. И впервые, в законодательстве Монголии содержала нормы, регулирующие управление государством и служила основой для управления завоеванными странами.

Вторым источником Монгольского права стал «Их цааз» (Великое уложение), или монголо-ойратские законы 1640 г2. и Халха Джирум 1709 г. Он так же закреплял укоренившиеся издавана в монгольском обществе общественные отношения и представляли собой феодальное право, получившее санкцию закона. В последующие годы Монголия постепенно внедряла законы, изданные маньчжурскими властями, в частности так называемое Уложение китайской палаты внешних сношений 1815 г. Тем не менее к началу XX в. по уровню своего социально-экономического развития Монголия была одной из наиболее отсталых стран Азии, где почти безраздельно господствовали феодальные отношения (сохранялось даже крепостное право). В стране не существовало ни одного современного правового института3.

Фактически первым этапом становления государственной службы в Монголии стоит признать издание «Яса»4 Чингисхана 1206 г., который регламентировал полномочия людей, призванных управлять, присоединенной территорией Монголии в период татара-монгольского завоевания.

Однако формирование государственной службы началось с начала XX века. Как отмечалось, в первом параграфе диссертации развитие Монголии происходило при сильном влиянии СССР. Однако Русско-монгольские отношения возникли после войны с Японией 1904 - 1905 гг. Царское правительство попыталось восстановить влияние на Дальнем Востоке, на что были направлены силы, для того, чтобы оспорить у Китая права на северомонгольские земли, вытеснить оттуда китайскую администрацию. В 1907 г. между Петербургом и Токио заключается секретное соглашение о разграничении Дальнего Востока на сферы влияния: Внешняя Монголия признавалась сферой влияния России, а Внутренняя Монголия, включая Баргу, - сферой влияния Японии. По новому русско-японскому договору 1910 г. Япония подтвердила притязания России на Халху, Кобдоский округ и Урянхайский край. Россия согласилась с признанием "особых интересов" Японии во Внутренней Монголии и Корее5.

Формированию нового государственного уклада, который приходил на смену феодальному, способствовало развитие капитализма в Монголии Представители деловых кругов России стали требовать от своего правительства большей торгово-промышленной активности во Внешней Монголии. В 1908 г. организовалось «Русское экспортное общество», его учредителями стали фабриканты Московского промышленного региона, заинтересованные в экспорте своей мануфактуры на рынки стран Востока. При Министерстве торговли и промышленности России в 1909 г. было учреждено "Особое междуведомственное совещание", ставившее задачей своей деятельности сбор сведений о монгольском рынке, для чего предпринимались коммерческо-ознакомительные и научные экспедиции во Внешнюю Монголию. В 1910 г. туда направились две российские экспедиции - Московского торгового общества и Томского общества по изучению Сибири6.

Одновременно во Внешней Монголии формировались национально-освободительные тенденции. Араты, феодальная и церковная знать Халхи и Кобдоского. Первого декабря 1911 г. ургинский революционный комитет обратился к народу с воззванием, которым Монголия провозглашалась независимым государством. Из Внешней Монголии изгонялась китайская администрация - китайские чиновники и военные, исключение делалось купцам, ростовщикам и ремесленникам.

Движение за отделение от Китая, начавшееся в Халхе, охватило Кобдоский округ и Урянхай. 6 августа 1912 г. город Кобдо был занят повстанцами. Первого января 1912 г. повстанцы Барги изгнали китайского наместника. Освободительное движение перекинулось во Внутреннюю Монголию. Летом 1913 г. заявила о своем присоединении к Внешней Монголии провинция Чахар. Богдо-гэгэн стал вынашивать планы объединения всех территорий, населенных монголами, в единое государственное объединение. Он пошел на заключение договора с Тибетом о взаимном признании независимости от Китая. Далай-лама также рассчитывал объединить Тибет с Внешней Монголией, Внутренней Монголией, Баргой и Урянхаем в союзное ламаистское государство. Монголы и тибетцы надеялись на поддержку Российской империи, в состав которой входили родственные им народы. Конечно, такой план российские власти не собирались поддерживать, они решили самостоятельно узаконить автономию.

Русско-китайские переговоры 1913 г. завершились 5 ноября подписанием декларации, по которой Россия согласилась с тем, что автономная Монголия остается под сюзеренитетом Китая, а китайское правительство официально признает автономию Внешней Монголии и ее право самостоятельно «решать все касающиеся этой страны вопросы, относящиеся к торговой и промышленной областям». Китай обязывался не вмешиваться во внутренние дела ургинского правительства и не "посылать войск во Внешнюю Монголию, не содержать там никаких гражданских или военных властей и воздерживаться от всякой колонизации этой страны". Россия же обещала не содержать свои войска во Внешней Монголии и "не вмешиваться в какую-либо отрасль управления этой страны и воздерживаться от ее колонизации"7. Правительство автономной Монголии получило право вести переговоры с другими странами по торговым и прочим экономическим вопросам и заключать соответствующие соглашения, но оно не могло вступать в переговоры по вопросам политического характера8. Автономия гарантировала становление монгольской государственности с сохранением номинальной зависимости от Китая.

До подписания в Кяхте тройственного русско-монголо-китайского соглашения Россия фактически закрепила свои преобладающие права во Внешней Монголии. Кяхтинское соглашение от 7 июня 1915 г. сопровождалось протоколом, согласно которому за русскими подданными сохранялось право свободно проживать и передвигаться по монгольской территории, заниматься там торговыми и прочими предпринимательскими делами, свободно и беспошлинно торговать сельскохозяйственными и промышленными товарами, открывать банки и прочие учреждения, покупать земельные участки, свободно пользоваться сухопутными и водными путями для перевозки своих товаров и прогона скота. Соглашением оформлялась монополия русских купцов на монгольском рынке, они могли получать концессии на постройку фабричных предприятий, а правительству России предоставлялось право контроля над финансами Внешней Монголии. Однако Россия не собиралась влиять на внутреннее государственное устройство Монголии, а также международную обстановку на Дальнем Востоке, так как имела иные планы – отмечает Борисова И.Д9.

Существенную роль в создании органов местного самоуправления сыграло Положение о местной администрации, утверждённое народным правительством 22 марта 1923 года, после революции согласно которому было осуществлено создание этих органов путем выборов. Местные органы власти Монголии, в соответствии, с которым подразделялись по таким административным единицам, как: десятидворка, баг (волость), сомон, хошуун, аймак, при каждой из которых создавались хуралы, являвшиеся их представительными органами. В соответствии с Конституцией Монголии Великий Хурал – совещательный орган, который является высшим органом государственной власти Монголии. Однако, Хурал – это и наименование органов государственной власти в Монгольской Народной Республике. Высший орган государственной власти10. Из чего можно сделать вывод, что система территориальных Хуралов – являлась системой государственной службы Монголии, до принятия Закона «О государственной службе Монголии».

Так, народные хуралы десяти юрт-десятидворок составлялись из делегатов от каждой юрты; в баговые хуралы направлялись по два делегата от каждой десятидворки; в сомонный хурал - делегаты от каждого бага; хошуунный хурал - по 4-10 делегатов от каждого сомона. Согласно Положению, устанавливался порядок выборов глав административных единиц и делегатов соответствующих хуралов. Главным каналом формирования кадров для хуралов являлась система высшего и среднего специального образования. Создание системы учебных заведений и подготовки специалистов практически началось с нуля.

Второй этап развития государственной службы в Монголии основан на помощи СССР. Как отмечает Нямцэрэн Дэмбэрэл: Преподаватели и высококвалифицированные специалисты из СССР откомандировывались в Монголию. Оказывалась материальная помощь в создании учебных заведений и обеспечении их учебно-технической базой. Советские специалисты приняли активное участие в создании сети вузов и техникумов в Монголии. В 1963 г. в 105 высших учебных заведениях СССР обучались более 2500 студентов, аспирантов и стажеров из Монголии. В 1975 г. в высших и средних специальных учебных заведениях СССР получили дипломы свыше 16 тысяч монгольских граждан11.


1 См.: Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 1997. С.38.

2 См.: Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842 - 1925). М., 1925. С. 169 - 170.

3 См.: Борисова И.Д. Российско-монгольские отношения и государственная трансформация Монголии в начале XX в. // История государства и права. 2010. N 16. С. 41 - 44.

4 См.: Вернадский Г.В. Монголы и Русь. М., 1997. С.38.

5 См.: Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842 - 1925). М., 1925. С. 169 - 170.

6 См.: Московская торговая экспедиция в Монголию в 1910 г. М., 1912; Боголепов М.И., Соболев М.Н. Очерки русско-монгольской торговли. Экспедиция в Монголию. Томск, 1911. С. 39.

7 См.: Русско-китайские отношения. 1689 - 1916. М., 1958. С. 102 - 106.

8 См.: Гримм Э.Д. Сборник договоров и других документов по истории международных отношений на Дальнем Востоке (1842 - 1925). М., 1925. С. 185 - 186.


9 См.: Борисова И.Д. Российско-монгольские отношения и государственная трансформация Монголии в начале XX в. // История государства и права. 2010. N 16. С. 41 - 44.

10 См.: Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - М., 1989. С.37.

11 См.: Нямцэрэн Дэмбэрэл. Правовое регулирование государственной службы в Монголии: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconКрутик А. Б., Мамон В. М., Ткачев В. А
Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности (отечественный и зарубежный опыт)

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconУправление интеграцией приграничных региональных экономических систем
...

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconЭффективность и результативность налогового стимулирования инновационной...
Аспирант Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconКонституционное регулирование планирования в сфере экономики: зарубежный и российский опыт

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconОтветы Монголии Шодоров Баир Анатольевич
В этой борьбе трех гигантов Монголии отводится очень важная роль. После распада СССР роль Монголии возросла в несколько раз. И именно...

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconМалый бизнес: зарубежный опыт и уроки для современной модернизации экономики россии

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconЗащита национальных интересов в сфер торговля- окружающая среда-развитие...

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconИнтернационализация инновационной деятельности тнк: зарубежный опыт и российская практика
Охватывают более широкий диапазон отраслей, чем

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconРоссийская Федерация Всемирная туристская организация семинар
«гостеприимство и качество услуг в туристской отрасли. Российский и зарубежный опыт»

Зарубежный опыт а. Дорждэрэм, аспирант рудн этапы и правовое содержание реформирования государственной службы монголии iconДоклад Александра Суринова, руководителя Федеральной службы государственной...
«20 лет модернизации российской статистики: опыт и перспективы», посвященной 150 – летию Центрального статического Управления в России...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную