Подпрограмма "Оказание содействия добровольному
переселению в Воронежскую область соотечественников,
проживающих за рубежом"
(Утверждена Постановлением Правительства Воронежской области №1072 от 09.12.2013г.)
Подпрограмма 3 "Оказание содействия добровольному
переселению в Воронежскую область соотечественников,
проживающих за рубежом" ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Оказание содействия добровольному
переселению в Воронежскую область соотечественников,
проживающих за рубежом"
Исполнители подпрограммы
государственной программы
| Департамент труда и занятости населения
Воронежской области
| Основные мероприятия,
входящие в состав
подпрограммы государственной
программы
| Основное мероприятие 3.1
"Осуществление мер по приему, обустройству,
занятости и обеспечению жизнедеятельности
прибывших соотечественников".
Основное мероприятие 3.2
"Предоставление дополнительных гарантий и
мер социальной поддержки переселившимся
соотечественникам, оказание им помощи во
временном жилищном обустройстве".
Основное мероприятие 3.3
"Обеспечение информационной поддержки
подпрограммы, позволяющей переселенцам
ориентироваться на рынке труда и рынке
образовательных услуг области (создание
единого информационного поля)"
| Цель подпрограммы
государственной программы
| Сокращение дефицита населения
трудоспособного возраста в муниципальных
образованиях Воронежской области
| Задачи подпрограммы
государственной программы
| 1. Создание правовых, социально-экономических, организационных и информационных условий, способствующих переезду соотечественников в Воронежскую область на постоянное место жительства.
2. Стимулирование миграционного притока
населения в Воронежскую область.
3. Улучшение структуры миграционных потоков
| Основные целевые индикаторы и показатели подпрограммы государственной программы
| 1. Доля прибывших участников подпрограммы трудоспособного возраста в общей численности прибывших участников подпрограммы, %.
2. Доля расходов бюджета Воронежской
области на реализацию предусмотренных
подпрограммой мероприятий, связанных с
предоставлением дополнительных гарантий и
мер социальной поддержки переселившимся
соотечественникам (участникам подпрограммы и членам их семей), предоставлением им временного жилья и оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем размере расходов бюджета Воронежской области на реализацию мероприятий, предусмотренных
подпрограммой, %.
3. Доля прибывших и зарегистрированных в
территориальном органе ФМС России по
Воронежской области участников подпрограммы, которым было оказано содействие в приеме, обустройстве, занятости и обеспечении жизнедеятельности, в общей численности прибывших и зарегистрированных в территориальном органе ФМС России по Воронежской области участников подпрограммы, %.
4. Доля соотечественников, получивших услуги по профессиональной ориентации, в плановой численности прибывших по подпрограмме соотечественников, %.
5. Доля соотечественников, получивших услуги по профессиональному обучению и
дополнительному профессиональному образованию, в плановой численности прибывших по подпрограмме соотечественников, %.
6. Количество соотечественников, проинформированных об условиях подпрограммы, человек
| Сроки реализации
подпрограммы государственной
программы
| 2014 - 2019 годы
| Объемы и источники
финансирования подпрограммы
государственной программы (в действующих ценах каждого года реализации подпрограммы государственной программы)
| Общий объем бюджетных ассигнований на
реализацию подпрограммы государственной
программы - 8278,60 тыс. рублей, в том
числе: средства областного бюджета - 8278,60 тыс.
рублей.
2014 год: всего - 1920,60 тыс. рублей, в том
числе:
средства областного бюджета - 1920,60 тыс.
рублей.
2015 год: всего - 1495,60 тыс. рублей, в том
числе:
средства областного бюджета - 1495,60 тыс.
рублей.
2016 год: всего - 1215,60 тыс. рублей, в том
числе:
средства областного бюджета - 1215,60 тыс.
рублей.
2017 год: всего - 1215,60 тыс. рублей, в том
числе:
средства областного бюджета - 1215,60 тыс.
рублей.
2018 год: всего - 1215,60 тыс. рублей, в том
числе:
средства областного бюджета - 1215,60 тыс.
рублей.
2019 год: всего - 1215,60 тыс. рублей, в том
числе:
средства областного бюджета - 1215,60 тыс.
рублей.
Планируется поступление субсидий из
федерального бюджета на реализацию
мероприятий, предусмотренных подпрограммой
| Ожидаемые непосредственные
результаты реализации
подпрограммы государственной
программы
| Реализация подпрограммы позволит:
- обеспечить возможность участия в
подпрограмме 12000 соотечественников;
- обеспечить приток в область участников
подпрограммы трудоспособного возраста (не
менее 97% от общей численности прибывших участников подпрограммы);
- обеспечить долю расходов бюджета
Воронежской области, направленных на
реализацию предусмотренных подпрограммой мероприятий, связанных с предоставлением дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам (участникам подпрограммы и членам их семей), предоставлением им временного жилья и
оказанием помощи в жилищном обустройстве, в общем объеме расходов бюджета Воронежской области на реализацию мероприятий, предусмотренных подпрограммой, не менее 70%;
- достичь доли компенсации естественной
убыли населения Воронежской области за счет притока участников подпрограммы не менее 10%
|
Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА СФЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПОДПРОГРАММЫ, ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ ПРОБЛЕМ В УКАЗАННОЙ СФЕРЕ И ПРОГНОЗ ЕЕ РАЗВИТИЯ Одной из актуальных современных проблем Воронежской области является сложившаяся демографическая ситуация. Основными аспектами ее являются: низкий уровень рождаемости, высокий уровень смертности и, как следствие, депопуляция, то есть естественная убыль населения, охватившая все городские округа и муниципальные районы. Недостаточное воспроизводство населения имеет своим следствием трансформированную возрастную структуру населения, в которой, с одной стороны, крайне низка доля детей и подростков, а с другой - высок удельный вес пожилых людей, что приводит к неизбежному сокращению и старению трудоресурсного потенциала региона. Среди частных, но, тем не менее, крайне важных аспектов демографического развития и связанных с ним социальных проблем области следует отметить снижение численности женщин в репродуктивном возрасте, высокий уровень смертности мужского населения в трудоспособном возрасте.
Одним из основных методов решения проблем, направленных на изменение демографической ситуации в муниципальных образованиях Воронежской области, является привлечение мигрантов из-за рубежа и использование их трудового потенциала в интересах области.
Необходимо учитывать, что миграционные процессы носят часто стихийный характер и в действительности способствовать демографическому либо социально-экономическому росту не могут. Неконтролируемая миграция из-за рубежа, в том числе соотечественников, влечет за собой ряд социально-экономических проблем и последствий. В целях повышения эффективности управления процессами регулирования миграционных потоков целесообразно использование программного метода, что позволит обеспечить увязку всех мероприятий, очередность их проведения с использованием финансовых и организационных механизмов, а также контроль над их промежуточными и конечными результатами.
Количество соотечественников, желающих переехать на постоянное место жительства в Воронежскую область, остается достаточно высоким. Об этом свидетельствует количество анкет, поступающих от территориального органа ФМС России по Воронежской области в адрес департамента труда и занятости населения Воронежской области, в которых содержится информация о соотечественниках, желающих принять участие в подпрограмме "Оказание содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом".
Одним из проблемных вопросов является вопрос жилищного обустройства соотечественников в первое время после прибытия. Для временного размещения соотечественников использовались ведомственное общежитие профессионально-технического лицея N 4, гостиницы, а также жилье на условиях найма.
В Воронежской области отмечается прогрессирующее старение населения. По итогам всероссийской переписи населения 2010 года в общей численности населения области лица моложе трудоспособного возраста составляют 13,7%, население в трудоспособном возрасте - 60,2%, что ниже соответствующих показателей по Российской Федерации (соответственно 16,2% и 61,4%). В настоящее время 16% жителей области находится в возрасте 65 лет и старше, а в сельской местности эта доля составляет около 20 процентов. По сравнению с переписью 1989 года средний возраст жителей области увеличился на 2,9 года и составил 41,5 года. Для мужчин этот показатель равен 38,5 года, для женщин - 44,1 года. Прогнозируемые тенденции дальнейшего постарения населения связаны с существующими рисками снижения внутренних ресурсов для повышения уровня воспроизводства населения и начавшимся процессом сокращения численности женщин активного репродуктивного возраста (к 2020 году женщин в возрасте 20 - 29 лет станет на 40% меньше уровня 2012 года).
В прогнозируемом периоде основная составляющая трудовых ресурсов - население в трудоспособном возрасте - будет неуклонно сокращаться. В период с 2013 по 2015 год это сокращение может составить около 50 тысяч человек.
Таким образом, при сохранении отмеченных тенденций уже в ближайшие три года на социально-экономическое развитие муниципальных образований Воронежской области значительное влияние окажут проблемы развития человеческого капитала и трудовых ресурсов.
Сравнительная динамика миграционных процессов городского и сельского населения в Воронежской области на период 2011 - 2012 годов приведена в таблице 1. Таблица 1 Миграционные процессы в Воронежской области
за 2011 год и 2012 год человек
Вид миграции
| 2011 год
| 2012 год
| число
прибывших
| число
выбывших
| миграционный
прирост (+),
снижение
(-)
| число
прибывших
| число
выбывших
| миграционный
прирост (+),
снижение
(-)
| Все население
| Миграция - всего
| 54331
| 44468
| 9863
| 66574
| 56622
| 9952
| из нее:
|
|
|
|
|
|
| в пределах Российской
Федерации
| 46096
| 43801
| 2295
| 55914
| 54411
| 1503
| в том числе:
|
|
|
|
|
|
| международная
| 8235
| 667
| 7568
| 10660
| 2211
| 8449
| Городское население
| Миграция - всего
| 35793
| 23084
| 12709
| 44830
| 32077
| 12753
| из нее:
|
|
|
|
|
|
| в пределах Российской
Федерации
| 29785
| 22477
| 7308
| 36170
| 30047
| 6123
| международная
| 6008
| 607
| 5401
| 8660
| 2030
| 6630
| Сельское население
| Миграция - всего
| 18538
| 21384
| -2846
| 21744
| 24545
| -2801
| из нее:
|
|
|
|
|
|
| в пределах Российской
Федерации
| 16311
| 21324
| -5013
| 19744
| 24364
| -4620
| международная
| 2227
| 60
| 2167
| 2000
| 181
| 1819
| Городской округ город Воронеж
| Миграция - всего
| 25248
| 10890
| 14358
| 31936
| 17673
| 14263
| из нее:
|
|
|
|
|
|
| в пределах Российской
Федерации
| 20408
| 10319
| 10089
| 24609
| 15720
| 8889
| международная
| 4840
| 571
| 4269
| 7327
| 1953
| 5374
|
Анализ перемещения населения Воронежской области за 2011 год и 2012 год показывает, что на фоне миграционного прироста городского населения наблюдается миграционная убыль населения из сельской местности. Одним из основных способов решения нарастающих проблем станет миграционная составляющая, связанная с привлечением соотечественников в муниципальные районы области.
Для устранения выявленных проблем планируется:
1. Расширить территорию вселения соотечественников до территории всей Воронежской области.
2. В целях снижения финансовой нагрузки на соотечественников при оформлении их статуса в рамках основного мероприятия 3.2 "Предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, оказание им помощи во временном жилищном обустройстве" предусмотреть единовременную выплату участникам подпрограммы государственной программы Воронежской области и членам их семей на медицинское освидетельствование для выявления инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (при условии поступления субсидий из федерального бюджета).
3. В целях привлечения соотечественников на территории сельских муниципальных районов области в рамках основного мероприятия 3.2 "Предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, оказание им помощи во временном жилищном обустройстве" предусмотреть единовременную выплату участникам подпрограммы государственной программы Воронежской области и членам их семей, переселившимся в сельскую местность Воронежской области, из средств областного бюджета, а также средств, поступивших в областной бюджет из федерального бюджета (при условии поступления субсидий из федерального бюджета).
4. В целях оказания содействия участникам подпрограммы государственной программы Воронежской области во временном размещении в рамках основного мероприятия 3.2 "Предоставление дополнительных гарантий и мер социальной поддержки переселившимся соотечественникам, оказание им помощи во временном жилищном обустройстве" предусмотреть единовременную выплату участникам подпрограммы государственной программы Воронежской области на временное размещение (при условии поступления субсидий из федерального бюджета).
Департамент аграрной политики Воронежской области, департамент промышленности и транспорта Воронежской области ежегодно представляют в департамент труда и занятости населения Воронежской области (уполномоченный орган) сведения о вакантных рабочих местах, создаваемых в отраслевых организациях, включенных в перечень инвестиционных проектов, в ходе реализации которых возможно трудоустройство соотечественников.
|