Информационный бюллетень 29 мая 2008 года






Скачать 248.25 Kb.
НазваниеИнформационный бюллетень 29 мая 2008 года
Дата публикации07.06.2015
Размер248.25 Kb.
ТипИнформационный бюллетень
e.120-bal.ru > Право > Информационный бюллетень





МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ

___________________________________________

121200, Москва Г-200,Смоленская - Сенная пл., 32/34, тел.:(495) 244-4119,факс:244-4112

e-mail: dip@mid.ru, web-address: www.mid.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ




29 мая 2008 года



С О Д Е Р Ж А Н И Е


Стр.

Сообщения Министерства иностранных дел России





Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на пресс-конференции по итогам министерской встречи пяти прибрежных арктических государств, Илулиссат, Гренландия, 28 мая 2008 года


3

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на конференции пяти прибрежных арктических государств, Илулиссат, Гренландия, 28 мая 2008 года





3

Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Премьер-министром Королевства Дании А.Фогом-Расмуссеном, Копенгаген, 27 мая 2008 года


5

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в конференции прибрежных арктических государств, Илулиссат, Гренландия, 28 мая 2008 года


6

О телефонном разговоре статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России Г.Б.Карасина со Специальным представителем Европейского Союза по Центральной Азии П.Морелем


6

О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко с «тройкой» политдиректоров Европейского союза


7

О беседе Специального представителя Президента России по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел России А.В.Салтанова со Специальным представителем Правительства КНР по ближневосточному урегулированию Сунь Биганем


7

Выступление Посла по особым поручениям МИД России В.Д.Дорохина на пресс-конференции в РИА «Новости» по вопросам пребывания Черноморского флота России на территории Украины, Москва, 28 мая 2008 года


7

О визите Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу независимости судей и адвокатов Л.Деспуи


8

К положению в Бурунди


10

К захвату сомалийскими пиратами голландского судна

10

О пресс-конференции Посла по особым поручениям МИД России В.Д.Дорохина РИА «Новости» 28 мая 2008 года на тему «Вопросы пребывания Черноморского флота РФ
на территории Украины»



11

О размещении на сайте МИД России материала «Деятельность ОУН-УПА»


11
Сообщения Министерства иностранных дел России



Вступительное слово Министра иностранных дел России С.В.Лаврова


на пресс-конференции по итогам министерской встречи пяти прибрежных

арктических государств, Илулиссат, Гренландия, 28 мая 2008 года
776-29-05-2008

Прежде всего хотел бы поблагодарить моего датского коллегу П.С.Меллера и Премьер-министра местного самоуправления Гренландии Х.Эноксена за гостеприимство и прекрасную организацию совместной работы.

На таком уровне пять прибрежных арктических государств встречались впервые. Думаю, выражу общее мнение, если скажу, что наша встреча была содержательной и полезной. Она показала, что у нас есть общие интересы, есть понимание общей ответственности за положение дел в акватории и на побережье Северного Ледовитого океана и, главное, есть желание встречаться и договариваться. При этом мы, разумеется, не подменяем, а дополняем ту большую, плодотворную работу, которая проводится в Арктике такими межправительственными организациями, как Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона.

Изменения климата в регионе ставят перед нами новые масштабные задачи по предотвращению деградации хрупкой экосистемы Северного Ледовитого океана, сохранению уникальной национальной самобытности коренных народов, обеспечению достойной и комфортной жизни для всего населения Арктики. В то же время происходящее потепление открывает новые возможности, прежде всего в экономической сфере. Важно найти разумный баланс интересов: забота об окружающей среде не должна лишать арктические государства их естественных конкурентных преимуществ.

Декларация по итогам встречи отражает готовность всех ее участников решать возникающие вопросы согласованно, на основе международного права. Это – самый надежный фундамент для поддержания безопасности и стабильности в регионе.

На наш взгляд, арктическое сотрудничество развивается в целом успешно. Но есть резервы. Так, мы призвали коллег поддержать российскую инициативу создания общей системы безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике, призванной предотвращать техногенные аварии, быстро и эффективно ликвидировать последствия чрезвычайных ситуаций. Предложили также вернуться к обсуждению идеи международной системы поиска и спасания в Арктике, с которой Россия выступила несколько лет назад.

Надеюсь, достигнутые договоренности послужат дальнейшему укреплению сотрудничества между нашими учеными. Российская наука располагает богатым опытом арктических исследований.

Большая часть нашей территории находится в арктической зоне, а сама Россия – это значительная часть Арктики. Протяженность береговой линии России в Северном Ледовитом океане достигает 20 тыс. км. Поэтому арктический вектор неизменно в числе приоритетов внешней политики страны. При этом мы хорошо понимаем, что ключевые проблемы Арктики носят трансграничный характер, а, следовательно, залогом их успешного решения является объединение усилий всех арктических государств.


Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на конференции


пяти прибрежных арктических государств, Илулиссат, Гренландия, 28 мая 2008 года
774-29-05-2008

Уважаемый г-н Председатель,

Уважаемые коллеги,

Мы признательны МИД Дании и Гренландскому Cамоуправлению за приглашение на конференцию, гостеприимство и прекрасную организацию совместной работы.

Идея встретиться в таком формате нам представляется оправданной и своевременной. Государствам, берега которых омываются Северным Ледовитым океаном, есть что обсудить. Разумеется, мы не подменяем, а дополняем ту большую и полезную работу, которая осуществляется международными организациями в Арктике – Арктическим советом, Советом Баренцева/Евроарктического региона, Северным Форумом и другими.

Состоявшиеся сегодня утром презентации и знакомство с Илулиссат-фьордом лишний раз напомнили о том, что климат на планете меняется. Едва ли еще где-то в мире последствия глобального потепления проявляются столь же существенно, как в Арктике. Отсюда – встающая перед всеми арктическими государствами задача наращивать предпринимаемые на национальном уровне усилия, еще активнее сотрудничать друг с другом в природоохранной, экономической и социальной областях. А те из них, которые имеют выход к Северному Ледовитому океану, наряду с этим несут особую ответственность за защиту от загрязнения его акватории и побережья, обеспечение устойчивого развития в регионе.

Для нас, как и для других участников конференции, Арктика – не отвлеченное географическое понятие. Большая часть нашей территории находится в арктической зоне. Да и сама Россия – это значительная часть Арктики. Мы уделяем повышенное внимание развитию российских арктических регионов. На этот счет принимаются соответствующие правительственные решения, готовится ряд новых проектов и программ.

У России – богатый опыт освоения Арктики. На протяжении веков россияне не раз становились первопроходцами на арктических просторах. Мы этим по праву гордимся. Так же как, например, гордимся и недавним достижением наших соотечественников – Матвея Шпаро и Бориса Смолина, впервые дошедших до Северного полюса в полярную ночь. Летом 2007 года российская глубоководная экспедиция впервые в мире достигла океанического дна в географической точке Северного полюса. Российские ученые активно участвуют в многочисленных мероприятиях Международного полярного года, когда многое им также нередко приходится делать впервые.

Неуклонно повышается удельный вес нефти и газа арктических, в том числе шельфовых, месторождений в общем объеме наших разведанных запасов. Постепенно разворачивается их хозяйственное освоение. В этом смысле глобальное потепление не только создает для нас дополнительные проблемы, но и открывает новые возможности.

Как известно, Россия в 2001 году первой направила представление в Комиссию по границам континентального шельфа с целью установления внешних границ шельфа нашей страны. Основная часть представления касается именно арктического региона. В настоящее время в России проводятся дополнительные научные исследования, ведется анализ полученных данных, словом, осуществляется последовательная работа над тем, чтобы успешно завершить процедуру надлежащего международно-правового оформления внешних границ нашего континентального шельфа. Мы готовы к дальнейшему конструктивному взаимодействию с нашими партнерами и соседями по Арктике в этих вопросах.

Мы следим за развитием ситуации в Арктике. Не разделяем алармистских прогнозов относительно грядущего столкновения интересов арктических и даже внерегиональных государств, чуть ли не будущей «битвы за Арктику» в условиях потепления, облегчающего доступ к дорожающим природным ресурсам и транспортным путям. За ними стоит много надуманного, конъюнктурного.

Твердо исходим из того, что все возникающие здесь вопросы могут и должны решаться цивилизованно, на основе норм международного права, за переговорным столом. Необходимая международно-правовая основа для этого, безусловно, имеется. Особую роль здесь играет Конвенция ООН по морскому праву. Она закрепила основные права и обязанности государств в отношении использования моря, установила важные правила определения государствами границ своих морских пространств, зафиксировала принципы международного сотрудничества в сфере морской деятельности. Что же касается экономических вопросов, то все они разрешимы на путях сотрудничества. Один из положительных примеров такого рода – наша совместная работа с компаниями Норвегии и Франции по освоению Штокмановского газоконденсатного месторождения в Баренцевом море, в ходе которой мы, разумеется, намерены постоянно уделять должное внимание охране морской природной среды в соответствии с международно признанными нормами. Чтобы подобных примеров сотрудничества было еще больше, не должно быть двойных стандартов, попыток ограничивать естественные конкурентные преимущества государств.

Надеемся, что сегодняшняя встреча послужит укреплению доверия и сотрудничества прибрежных арктических государств. Именно такой сигнал посылает подготовленная нами политическая декларация.

Мы внимательно прислушиваемся к предупреждениям ученых об изменениях климата и их последствиях, рекомендациям по противодействию негативным тенденциям и адаптации населения и государств к происходящим переменам. Видим, что климатические изменения и расширяющееся хозяйственное освоение Севера нарушают привычные жизненные циклы коренных малочисленных народов Арктики. Они вправе рассчитывать на поддержку со стороны государств проживания. Но нельзя не отметить и роль международного сотрудничества в решении встающих перед ними проблем. Имею в виду, прежде всего, такие международные организации, как Арктический совет и Совет Баренцева/Евроарктического региона. Обеспечение интересов коренных народов – в числе безусловных приоритетов российского председательства в СБЕР в 2007–2009 годах.

Объединяя усилия, мы сумели многое сделать для сохранения хрупкой природной среды Арктики. Ряд совместных экологических проектов осуществляется либо уже осуществлен в России. Признательны партнерам за сотрудничество. На очередном заседании старших должностных лиц Арктического совета мы выдвинули несколько новых, идущих в этом направлении инициатив, в том числе касающихся составления среднесрочной программы работы, порядка финансирования проектов.

Рассматриваем природоохранную деятельность как важную составляющую коллективных усилий по минимизации негативных экологических последствий разработки природных ресурсов и возможного наращивания транспортных перевозок в регионе. Для России чистая окружающая среда – неотъемлемый элемент нового качества экономического роста. При том, конечно, понимании, что забота об экологии органично сочетается с выполнением задач социально-экономического развития, а не препятствует ему.

Хотел бы привлечь внимание к разработанной МЧС России инициативе «Развитие систем обеспечения безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике». Планируем ее воплощение в жизнь на основе государственно-частного партнерства. Речь идет о выстраивании во всем арктическом регионе системы мониторинга и быстрого реагирования на техногенные риски, связанные с созданием и эксплуатацией объектов нефте- и газодобычи, ядерной энергетики, транспортировки и переработки углеводородов и другого сырья, функционирования энергетических объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения. Особое внимание в рамках предстоящей совместной работы предлагаем уделить наблюдению за потенциально опасными объектами и территориями активного промышленного освоения, созданию региональных ситуационных центров, располагающих силами быстрого реагирования.

Рассчитываем на официальную поддержку этой инициативы Арктическим советом. Интерес к участию в проекте проявил Всемирный Банк. Ряд первых практических мероприятий проведем в России уже в текущем году.

И еще об одной области сотрудничества, упоминающейся в нашей декларации. Несмотря на глобальное потепление, Арктика еще долго будет оставаться регионом с суровыми климатическими условиями и потому малонаселенным. Люди на Севере хорошо знают, что в одиночку там не выжить, и всегда помогают друг другу в трудную минуту. Так и государства должны приходить на помощь всем, попавшим в беду в Арктике. Предлагаем вернуться к идее создания международного механизма спасания – «Арктик-Рескью», с которой Россия выступила несколько лет назад. С тех пор стала еще очевиднее тенденция увеличения грузо- и пассажиропотока в воздушном пространстве Арктики и на Северном Ледовитом океане. Выступаем за то, чтобы арктические государства обсудили формулирование международной системы поисково-спасательных операций в высоких широтах, включая возможное создание единой диспетчерской службы. Это позволило бы повысить результативность работы спасателей на Крайнем Севере, придать новый импульс развитию транспортного сообщения в Арктике. Здесь у России уже есть неплохие наработки.

В заключение хотел бы подчеркнуть, что, на наш взгляд, арктическое сотрудничество развивается в целом успешно, носит стабильный и равноправный характер, может служить хорошим примером для подражания. Россия готова и впредь наращивать свой вклад в усилия по его дальнейшему укреплению. Арктика не на словах, а на деле становится нашим общим домом, и каждый из нас несет ответственность за то, чтобы жить в нем совместно было по-настоящему комфортно.


Выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова


на совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Премьер-министром

Королевства Дании А.Фогом-Расмуссеном, Копенгаген, 27 мая 2008 года
773-29-05-2008

Уважаемый г-н Премьер-министр, я могу только присоединиться к Вашим словам о предмете нашей встречи. Мы оба считаем, что потенциал для торговли и сотрудничества в области экономики далеко не исчерпан. Что касается вопросов торговли, то обе наши страны заинтересованы в больших инвестициях. По имеющимся у нас данным статистики, на начало прошлого века во времена Российской Империи в России действовало 1500 датских компаний. В наши дни их всего 150, а действительно работающих всего лишь 35. У нас есть опыт в прошлом, которым нам следует воспользоваться. Российские компании собираются инвестировать в металлургическую и сельскохозяйственную области датской экономики. Деловые круги двух стран хотят создать сельскохозяйственную бизнес ассоциацию, что, я считаю, мы должны поддержать.

У нас существуют очень старые и надежные связи в сферах культурного и гуманитарного сотрудничества. Все это способствует налаживанию межличностного общения народов обоих государств, и надеюсь, что подписанные сегодня соглашения об облегчении визового режима и реадмиссии намного упростят контакты между русскими и датчанами.

В вопросе изменения климата очень важно продолжать работать на основе плана действий, подписанного на Бали в декабре 2007 года. Мы будем активно способствовать успешному проведению следующей такой конференции в Копенгагене в декабре будущего года. В этой работе очень важно придерживаться общепринятых принципов киотского протокола и продвигаться дальше, учитывая все специфические условия каждой отдельно взятой страны. Но я еще раз подчеркну, что принципы работы должны быть универсальными.

Хочу отметить, что мы с нетерпением ждем начала переговоров между Россией и Евросоюзом о заключении нового соглашения о сотрудничестве. Эти переговоры не будут простыми, т.к. обе стороны будут руководствоваться своими коренными интересами, но уверен, что накопленный опыт является хорошей основой для нахождения общего решения с учетом интересов России и ЕС. Думаю, что мы поставили перед собой цели, которые могут быть достигнуты.

Об участии Министра иностранных дел России С.В.Лаврова

в конференции прибрежных арктических государств, Илулиссат, Гренладния, 28 мая 2008 года
772-29-05-2008

28 мая в г.Илулиссате (Гренландия) состоялась конференция пяти прибрежных арктических государств – России, Дании, Канады, Норвегии, США. Российскую делегацию возглавил Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров.

В рамках конференции состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов, связанных с современным состоянием и перспективами развития многостороннего сотрудничества в Арктике, в том числе в контексте изменения климата. Особое внимание было уделено тематике развития предпринимательства в арктическом регионе, положению коренного населения Севера, охране окружающей среды. Рассмотрены пути дальнейшего расширения сотрудничества арктических государств, включая сферы научных обменов, поиска и спасания, предотвращения техногенных аварий и т.д.

По итогам конференции принята Декларация, в которой закреплены основные принципы взаимодействия в Арктике – особая ответственность арктических государств за положение дел в регионе, прежде всего устойчивое развитие и охрану окружающей среды, и приверженность стран правовому решению любых споров. Подтверждена роль Арктического совета и Совета Баренцева/Евроарктического региона в качестве важных форумов регионального сотрудничества.


О телефонном разговоре статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел России


Г.Б.Карасина со Специальным представителем Европейского Союза

по Центральной Азии П.Морелем
770-28-05-2008

28 мая состоялся телефонный разговор статс-секретаря - заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Б.Карасина со Специальным представителем Европейского Союза по Центральной Азии П.Морелем.

Были обсуждены вопросы взаимодействия России и ЕС в центральноазиатском регионе.
О встрече заместителя Министра иностранных дел России А.В.Грушко

с «тройкой» политдиректоров Европейского союза
768-28-05-2008

28 мая в Брюсселе в соответствии с графиком политдиалога Россия-Евросоюз состоялась встреча заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Грушко с «тройкой» политдиректоров ЕС.

Стороны обсудили состояние и перспективы отношений Россия-ЕС в контексте подготовки 21-го саммита Россия-ЕС в июне в Ханты-Мансийске и предстоящего во второй половине 2008 года председательства Франции в Евросоюзе. Были предметно рассмотрены вопросы реализации «дорожной карты» по общему пространству внешней безопасности.

С обеих сторон подтверждена готовность к началу переговоров по новому соглашению о стратегическом партнерстве между Россией и ЕС.

Состоялся обстоятельный обмен мнениями по ряду актуальных международных проблем, включая обстановку в Грузии, Косово, ситуацию в Чаде и Центральноафриканской Республике, на Ближнем Востоке.

О беседе Специального представителя Президента России по Ближнему Востоку,

заместителя Министра иностранных дел России А.В.Салтанова со Специальным представителем

Правительства КНР по ближневосточному урегулированию Сунь Биганем
775-29-05-2008

29 мая состоялась беседа Специального представителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Салтанова со Специальным представителем Правительства КНР по ближневосточному урегулированию Сунь Биганем.

В центре обсуждения были состояние дел и перспективы арабо-израильского урегулирования, прежде всего, на его палестинском треке в контексте ведущегося в настоящее время переговорного процесса между Израилем и Палестинской национальной администрацией.

С обеих сторон была выражена поддержка этих переговоров. При этом подчеркивалась необходимость улучшения ситуации на местах – прекращения насилия, поселенческой активности, снятия блокады сектора Газа и ограничений на передвижение палестинцев, оказания им финансово-экономического содействия – как важной предпосылки их успеха.

Отмечена также важность наращивания коллективных усилий мирового сообщества в интересах продвижения к всеобъемлющему и прочному миру в регионе на общепризнанной международно-правовой основе. В этой связи стороны обсудили сценарии Московской встречи по Ближнему Востоку.

О визите Специального докладчика Совета ООН по правам человека

по вопросу независимости судей и адвокатов Л.Деспуи
769-28-05-2008

19-29 мая состоялся официальный визит в Российскую Федерацию Специального докладчика Совета ООН по правам человека (СПЧ) по вопросу независимости судей и адвокатов Леандро Деспуи. По завершению визита Специального докладчика принял заместитель Министр иностранных дел России А.В.Яковенко.

В ходе беседы были обсуждены итоги прошедшего визита Л.Деспуи, в частности, общий ход судебно-правовой реформы в России.

Л.Деспуи поблагодарил российскую сторону за качественную организацию визита и подчеркнул, что ему удалось ознакомиться с функционированием судебной системы и мерами по обеспечению ее независимости как на федеральном уровне, так и в регионах, чему способствовали его поездка в Санкт-Петербург и Екатеринбург. Спецдокладчик СПЧ в целом положительно оценил ход судебно-правовой реформы и достигнутый в данной сфере прогресс. Вместе с тем отмечены отдельные проблемы, характерные для любого государства, реализующего столь масштабные реформы. Он, в частности, приветствовал предпринимаемые российским руководством шаги по реформированию и укреплению судебной системы, указав при этом на потребность во все большем вовлечении гражданского общества в происходящие позитивные процессы.

А.В.Яковенко, со своей стороны, отметил необходимость взвешенного и деполитизированного подхода в деятельности спецпроцедур СПЧ. Подчеркнута важность сохранения мандата Специального докладчика Совета ООН по правам человека по вопросу независимости судей и адвокатов и готовность России продлить его в ходе предстоящей в июне 8-й сессии Совета. Выражена надежда на то, что доклад эксперта ООН по итогам визита в Россию будет носить объективный, беспристрастный и деполитизированный характер.

А.В.Яковенко также подтвердил готовность российской стороны продолжать сотрудничество с Л.Деспуи по актуальным вопросам судебно-правовой реформы, включая политику противодействия коррупции в органах государственной власти.


Выступление Посла по особым поручениям МИД России В.Д.Дорохина


на пресс-конференции в РИА «Новости» по вопросам пребывания

Черноморского флота России на территории Украины, Москва, 28 мая 2008 года
777-29-05-2008

Черноморский флот – имеет особое значение для России. Его деятельность всегда была связана со становлением и защитой российской государственности. Сегодня – это еще и важный и чувствительный фактор наших отношений с Украиной.

Поэтому, наверное, не случайно, что недавнее празднование 225-летия основания флота – годовщина, в общем-то, не особенно «круглая» – вызвала такой широкий и эмоциональный резонанс.

В истории флота наряду со славными было немало трудных страниц. Одна из самых драматических приходится на период распада СССР, когда вопрос о будущем этого огромного военно-морского формирования стал предметом острых дискуссий и политического противоборства.

На первом этапе существовала идея сохранить флот как компонент совместных стратегических сил СНГ, однако эту идею реализовать не удалось.

В 1992 году президент Украины объявил Черноморский флот находящимся под юрисдикцией Украины и потребовал, чтобы моряки приняли присягу на верность Украине. Реакция Москвы последовала незамедлительно –буквально через несколько дней президент Б.Н.Ельцин своим указом объявил флот российским.

Не сработала и возникшая вслед за этим концепция создания на базе Черноморского флота совместных военно-морских сил России и Украины. Причина – разногласия как финансировать флот и как им командовать.

Ситуация вокруг флота сложилась не просто конфликтная, а взрывоопасная. К счастью, политики двух стран сумели проявить в тот момент государственную мудрость и ответственность и найти приемлемый компромисс.

Черноморский флот СССР был разделен между Россией и Украиной в пропорции 50 на 50, а Украина дала согласие на базирование российской части флота в Севастополе.

Соглашения на этот счет (их называют «базовыми») были подписаны в мае 1997 года в увязке с основополагающим договором об отношениях между Россией и Украиной, который заложил базу для отношений между двумя странами в качестве независимых государств.

В российско-украинские отношения это событие вошло как большой исторический компромисс, проникнутый духом дружбы, добрососедства и осознания исторической общности.

Прошедшие годы показали, что достигнутые в 1997 году договоренности выдержали испытание временем.

Черноморский флот в полном объеме и на высоком уровне выполняет задачи по обеспечению интересов нашей страны в Средиземном и Черноморском регионах. Он важный и эффективный участник международного сотрудничества, в том числе со странами НАТО.

За этот период вокруг флота не возникало ситуаций, которые создавали бы угрозу национальной безопасности Украины. Отношения сотрудничества и взаимопомощи сложились с украинскими военными моряками.

Пребывание наших моряков приносит существенный финансовый эффект для Украины – это и арендная плата (98 млн. долл. в год), и специальные субсидии из бюджета Российской Федерации Севастополю, Феодосии и Гвардейскому (4 млн. долл.) и косвенные поступления в местные бюджеты (более 15 %). Флот дает работу местным гражданам (около 25 тыс. человек). Для общего пользования открыты культурные, спортивные и образовательные учреждения флота.

Сразу же после подписания базовых соглашений был создан специальный переговорный механизм по вопросам пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины. Цель переговоров – двоякая. Во-первых, найти решения вопросов, которые не были урегулированы при подписании базовых соглашений. Во-вторых, обеспечивать каждодневное политико-дипломатическое сопровождение деятельности флота.

Эта работа дала положительные результаты. За истекшие годы подписано более 20 дополнительных соглашений (из них 9 межправительственных), которые значительно расширили правовую базу дислокации флота и сделали более четким правовое положение военнослужащих и членов их семей.

С 2006 года переговорный процесс идет, можно сказать, на высшем уровне, в рамках Подкомиссии, которая входит в состав Российско-Украинской межгосударственной комиссии во главе с президентами двух стран.

За неполные два года Подкомиссия провела шесть пленарных заседаний. На регулярной основе встречаются тематические рабочие группы (их в составе Подкомиссии пять), проходят встречи экспертов, межмидовские консультации.

В центр внимания прессы обычно попадают конфликтные ситуации, и их действительно немало. Однако, поверьте, что в ходе переговоров достигнуты серьезные и важные договоренности, имеющие значение не только для выполнения флотом его непосредственных задач, но и атмосферы вокруг его пребывания. Что касается сохраняющихся разногласий, то наш настрой –продолжать поиск их решения переговорным путем.

Если у присутствующих будет интерес, то можно было бы поговорить о состоянии переговорного процесса по каждому направлению подробно. Сейчас же хотелось бы сказать несколько слов по вопросу, который оказался в последнее время в центре внимания – о сроках пребывания российского флота на территории Украины.

Статья 25 Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины гласит: «Настоящее Соглашение заключается на 20 лет ... Срок действия Соглашения будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды, если ни одна из Сторон не уведомит письменно другую Сторону о прекращении действия Соглашения не позднее, чем за один год до истечения срока его действия».

Другими словами, подписывая соглашение, стороны не только не отвергали, но наоборот принимали идеологию возможного дальнейшего пребывания флота на территории Украины и предусмотрели для этого довольно простой механизм.

Исходя из этого, российская сторона никогда не скрывала, что хотела бы сохранить свое присутствие в Севастополе и после 2017 года, ведь это –естественное и исторически обусловленное место базирования флота. В то же время решающим условием реализации такой возможности является достижение соответствующей договоренности с Украиной. Для нас это является само собой разумеющимся. Об этом в свое время говорил и В.В.Путин.

Понимая сложности этого вопроса – как юридические, военно-технические, так и психологические – российская сторона никогда не форсировала вопрос о сроках пребывания флота. Наоборот, мы выступали за то, чтобы отложить его на более позднее время, когда для этого созреют необходимые условия, а на нынешнем этапе сосредоточиться на решении текущих вопросов.

Такой подход нашел свое отражение в утвержденном двумя президентами мандате Подкомиссии, которая так и называется: Подкомиссия по вопросам функционирования Черноморского флота Российской Федерации и его пребывания на территории Украины. То есть в центре внимания должны стоять вопросы сегодняшнего дня, а вопрос 2017 года как бы вынесен за скобки. И это, на наш взгляд, правильно.

Мы считали и считаем сейчас: в нашей позиции нет ничего противоестественного. Мы не просим ничего, что ущемляло бы интересы Украины. Только одно – отложить данный вопрос на более поздний срок.

В этой связи недавнее решение украинского руководства начать уже сейчас законодательные процедуры по прекращению действия базовых соглашений в 2017 году вызвало у нас глубокое разочарование. МИД России выступил со специальным комментарием, где подробно обосновал российскую позицию. Думаю, что нет необходимости ее повторять.

К сожалению, получилось то, о чем мы предупреждали наших коллег из Киева. Достаточно посмотреть на реакцию прессы и общественности в России и на Украине. В российско-украинских отношениях возник новый раздражитель, сеющий семена недоверия. И это в момент, когда нам и так приходится сталкиваться с нелегкими вопросами в двусторонних отношениях.

Конечно, Украина как суверенное государство вправе принимать решения, которые она считает нужным. Однако, считаем и себя вправе высказывать отношение к действиям Украины, которые затрагивают непосредственно интересы России.

Думаю, мы также вправе были ожидать, что такое решение будет принято если не после консультаций, то, по крайней мере, уведомления российской стороны. Ведь Украина взяла договорные обязательства строить отношения с Россией в духе дружбы, сотрудничества и стратегического партнерства. В Москве же узнали об этом из газет.

Нам не понятна спешка в этом вопросе. Говорят, что все это делается, якобы, ради флота – чтобы у него было больше времени для подготовки к «цивилизованному» уходу. За «заботу», конечно, спасибо. Но почему украинская сторона считает, что именно девять лет являются необходимым сроком для соответствующей подготовки? Почему не десять, восемь или пять? К тому же о российских моряках должна заботиться, прежде всего, российская сторона.

Решение президента Украины вносит новый, на наш взгляд, неблагоприятный элемент в ситуацию вокруг Черноморского флота, однако оно не заставит нас отказаться от наших интересов на Черном море.

Диалог с украинской стороной будет, безусловно, продолжен. Надеемся, что сказанное в Киеве не является последним словом и наш призыв не спешить и не предопределять решение столь деликатного и важного для всего комплекса отношений между Россией и Украиной вопроса будет все-таки услышан.

Министр иностранных дел Украины часто говорит, что Украина не хочет ссориться с Россией из-за Черноморского флота. С такой позицией можно согласиться – с небольшим, но важным уточнением: Россия вообще не хочет ссориться с Украиной, а из-за Черноморского флота в особенности.

В 1997 году, решая в непростой ситуации судьбу Черноморского флота, Россия и Украина, как уже говорилось, проявили должное чувство ответственности и желание уважать интересы друг друга. Считаем, что есть все возможности, чтобы и вопрос с 2017 годом решить в общих интересах двух стран.

К положению в Бурунди
767-28-05-2008

В Москве приветствуют заключение в Бужумбуре соглашения о перемирии между правительством Бурунди и вооруженным движением «Фронт национального освобождения» («Палипехуту-ФНЛ») после продолжавшегося с апреля периода силового противостояния.

Рассчитываем, что стороны будут добросовестно соблюдать достигнутые договоренности, которые послужат основой для консолидации мирного процесса и решения социально-экономических проблем этой страны.

К захвату сомалийскими пиратами голландского судна
771-29-05-2008

В связи с информацией о том, что Правительство Сомали приняло решение силой освободить захваченное 26 мая пиратами голландское судно, в составе экипажа которого находятся российские граждане, российская сторона обратилась к сомалийским властям с настоятельной просьбой воздержаться от любых действий, которые могут поставить под угрозу жизнь членов экипажа.

Одновременно поддерживается контакт с голландским судовладельцем и правительствами стран, способных оказать содействие в освобождении моряков.

О пресс-конференции Посла по особым поручениям МИД России


В.Д.Дорохина РИА «Новости» 28 мая 2008 года на тему «Вопросы пребывания

Черноморского флота РФ на территории Украины»
29-05-2008

С видеозаписью пресс-конференции Посла по особым поручениям МИД России В.Д.Дорохина РИА «Новости» 28 мая 2008 года на тему «Вопросы пребывания Черноморского флота РФ на территории Украины» можно ознакомиться на веб-сайте агентства: http://www.rian.ru/pressclub/20080528/108183080.html

О размещении на сайте МИД России материала «Деятельность ОУН-УПА»
29-05-2008

В разделе Архивная служба/Новые публикации размещен документальный материал «Деятельность ОУН УПА», подготовленный на базе новых рассекреченных документов Центрального архива ФСБ России.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 31 мая 2005 года
О телефонном разговоре Президента России В. В. Путина с Президентом Франции Ж. Шираком, Москва, 30 мая 2005 года

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 19 мая 2010 года
Встреча Президента России Д. А. Медведева с представителями российских и украинских деловых кругов, Киев, 18 мая 2010 года

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 05 мая 2010 года
Подписан закон о ратификации соглашения между Правительством России и властями Гонконга о воздушном сообщении, 5 мая 2010 года

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 13 мая 2010 года
Президент России Д. А. Медведев поздравил Дэвида Камерона со вступлением в должность Премьер-министра Соединённого Королевства Великобритании...

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 11 декабря 2008 года
Основные тезисы выступления Министра иностранных дел России С. В. Лаврова в Ассоциации европейского бизнеса в России, Москва, 10...

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень новых поступлений книг за ноябрь 2008 года
Абуов К. К.,Булатова Л. Ж. Организационно-эко-номические проблемы развития туризма в Акмо-линской области: научное издание. Кокшктау,...

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 12 мая 2012 года
Заявление для прессы по итогам встречи с Президентом Абхазии Александром Анквабом

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 30 мая 2011 года
Поздравление Президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву с национальным праздником страны – Днём Республики

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 27-28 мая 2014 года
Нота мид россии относительно направления гуманитарной помощи населению восточных регионов Украины

Информационный бюллетень 29 мая 2008 года iconИнформационный бюллетень 11 мая 2012 года
...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную