Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»
Факультет государственного и муниципального управления Кафедра Экономики и Управления здравоохранения Адамян Лолитта Артуровна
РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИИ
Выпускная квалификационная работа студента 2 курса магистратуры группы №702
Научный руководитель
Заведующий кафедрой Управления и Экономики Здравоохранения, профессор, д.э.н.
С.В. Шишкин
Москва 2014
Введение Система здравоохранения в современном государстве связана с большими расходами для общества. В экономически развитых странах в среднем около 10% ВВП приходится на здравоохранение. При этом медицина постоянно требует инвестиций: на разработку новых методов лечения, новых препаратов, на строительство новых учреждений. Во многих странах система здравоохранения так или иначе регулируется и поддерживается государством, но бюджетных денег часто бывает недостаточно для модернизации системы. Для решения подобных проблем правительства многих зарубежных стран, таких как Англия, Австралия, Австрия, Голландия, Испания и др. вступили в партнерство с бизнесом. Государственно-частное партнерство (ГЧП) позволяет государству в условиях дефицита бюджетных средств строить новые больницы, поликлиники, эффективно ими управлять, предоставлять населению качественные медицинские услуги.
ГЧП своего рода альтернатива, с одной стороны, государственному заказу, а с другой стороны - приватизации. Государство оставляет за собой право собственности на активы, но в то же время использует средства коммерческих организаций для инвестирования.
В настоящий момент вопрос об использовании ГЧП в здравоохранении России также приобретает актуальность. В стране произошли эпидемиологический и демографический переходы, население стареет, развиваются хронические заболевании, требующие постоянного лечения и контроля. В то же самое время более трети лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ) требуют капитального ремонта, более половины оборудования в ЛПУ требуют замены, необходимо строительство новых медицинских учреждений. 1 При этом важно отметить, что согласно указу президента России от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» к 2018 г. заработные платы врачам повысят до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе, а значит, весомая часть средств, направляемых на здравоохранение, будет потрачена на увеличение заработных плат медицинскому персоналу, выделение средств на модернизацию имеющихся мощностей не будет находиться в приоритете.
Таким образом, ситуация, которая складывается сейчас в России, приводит к необходимости привлечения частных средств в систему здравоохранения. Применение механизма ГЧП в здравоохранении России сможет положительно повлиять на систему в целом, однако, важно понимать, что значимые положительные изменения могут иметь место только в том случае, если ГЧП будет применяться системно и методично, на территории всей страны.
Процесс применения ГЧП в здравоохранении России уже начался. В настоящее время на территории страны реализуются или находятся на стадии планирования 25 проектов ГЧП в области здравоохранения. Помимо этого, как заявляет председатель комиссии Мосгордумы по здравоохранению Людмила Стебенкова, в Москве планируется реализовать еще 12 проектов.2
Изученность вопроса применения ГЧП в области здравоохранения в России и за рубежом находится на различном уровне: зарубежный опыт изучен более подробно. Систематическим анализом зарубежного опыта занимаются различные организации, такие как: Международный совет по здоровью, Европейская обсерватория по системам и политике здравоохранения, ВОЗ и другие. 3
Российский опыт изучен менее детально. Изучением использования механизма ГЧП в российской экономике занимаются как организации, так и отдельные исследователи: В. Варнавский, Центр развития государственно-частного партнерства, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), Ernst & Young.
В работах В. Варнавского изучается теоретические аспекты применения ГЧП в экономике. Вводятся определения и атрибуты ГЧП. Отдельно В. Варнавский рассматривает применение ГЧП в здравоохранении. 4 Цель работы центра развития государственно-частного партнерства - объединение ресурсов государства и бизнеса, консолидация экспертного сообщества в области государственно-частного партнерства для привлечения инвестиций и компетенций в развитие общественной инфраструктуры. Центр аккумулирует опыт реализации ГЧП проектов на территории России, и в частности, в области здравоохранения. Помимо этого центр анализирует имеющийся опыт и предлагает пути дальнейшего развития.5 ЕБРР занимается, в частности, изучением правового обеспечения ГЧП, определяет слабые места в имеющемся законодательстве и предлагает пути развития.6 Консультационная компания Ernst & Young также занимается изучением применения ГЧП в России. В 2012 г. компания провела опрос среди представителей государственных органов, частных инвесторов, кредитных учреждений и институтов развития. Целью опроса было узнать мнение о возможностях и преимуществах применения механизмов ГЧП для государства, общества и бизнеса, а также о ключевых факторах, влияющих на темпы развития этой формы реализации инфраструктурных проектов в России. Осенью 2013 г. Институт Гайдара по заказу ФФОМС выполнил исследование возможных форм государственно-частного партнерства в целях повышения качества оказания медицинской помощи в условиях реализации Федеральных законов «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». В рамках исследования был проведен анализ институциональных основ реализации механизма государственно-частного партнерства; исследован зарубежный и российский опыт реализации соглашений государственно-частного партнерства в сфере здравоохранения; разработана методика оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства; выделены и описаны типовые программы реализации государственно-частного партнерства; исследованы основные риски реализации соглашений государственно-частного партнерства, порядок разделения рисков между государственным и частным партнером и технологии управления рисками; разработаны рекомендации по реализации соглашений государственно-частного партнерства в здравоохранении.7
Результаты вышеперечисленных исследований говорят о том, что в России существует ряд особенностей и трудностей при реализации ГЧП проектов. При этом необходимость применения ГЧП в здравоохранении признается всеми сторонами. Учитывая эти факторы, следует изучить существующую практику реализации ГЧП проектов в здравоохранении России. Анализ позволит выделить факторы, способствующие и препятствующие развитию применения механизма ГЧП в здравоохранении России, а также позволит выявить возможности и угрозы использования этого механизма.
Объект исследования:
Механизм ГЧП в системе российского здравоохранения
Предмет исследования:
Факторы, влияющие на применение механизма ГЧП в здравоохранении России.
Цель исследования:
Разработать рекомендации для развития использования механизма ГЧП в здравоохранении России.
Задачи исследования:
На основе анализа научной литературы определить понятие ГЧП (государственно-частное партнерство)
Рассмотреть стимулы для вступления в ГЧП для государственного и частного партнеров
Рассмотреть заинтересованность обоих партнеров как необходимое условие для использования механизма ГЧП в здравоохранении России.
Выявить препятствия для применения ГЧП в здравоохранении России, в том числе несовершенство имеющегося законодательства.
Провести анализ зарубежного опыта применения механизма ГЧП в здравоохранении.
Обосновать и проверить на основе собственного эмпирического исследования гипотезы относительно факторов, влияющих на заинтересованность сторон в применении ГЧП в здравоохранении России.
Используя результаты исследования, дать практические рекомендации относительно использования ГЧП в здравоохранении России.
Структура работы:
Работа разделена на две логические части:
В первой главе будут рассмотрены теоретические аспекты применения ГЧП в здравоохранении в России и за рубежом.
Во второй главе будут выдвинуты две гипотезы относительно факторов, оказывающих влияние на применение механизма ГЧП в здравоохранении России.
Гипотеза №1
Механизм ГЧП в области здравоохранения в России применяются в сфере ВМП
Гипотеза №2
Применение механизма ГЧП в здравоохранении России носит бессистемный характер
Методы исследования
Для проверки гипотез будет проведено кейс-стади исследование.
В работе также будут использоваться следующие методы:
Метод индукции
Метод дедукции
Сравнительный метод
В рамках исследования будут разработаны методические рекомендации по развитию применения механизма ГЧП в здравоохранении России.
В конце каждой из двух глав будут сделаны основные выводы.
Личный вклад в исследование:
Разработана методика анализа ГЧП проектов в области здравоохранения
На основе разработанной методики проведен анализ всех ГЧП-проектов в здравоохранении России
На основе разработанной методики проведен анализ ряда зарубежных ГЧП-проектов в области здравоохранении
Проведено сравнение зарубежных и российских параметров
Разработаны рекомендации для дальнейшего использования ГЧП в здравоохранении России
|