МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н. Г.Чернышевского Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ История государства и права зарубежных стран
Направление подготовки
юриспруденция
Профиль подготовки
Экспертно-консультационная деятельность
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
очная
Саратов - 2011
Цели освоения дисциплины.
Цель изучения истории государства и права зарубежных стран - усвоение основополагающих знаний о возникновении, развитии и функционировании государства и права у разных народов с древнейших времен до наших дней, выявление исторических закономерностей развития государства и права. Задачи изучения истории государства и права зарубежных стран:
дать студентам общие сведения (фактический материал) о государственно-правовых явлениях и процессах присущих тому или иному обществу на различных этапах его развития;
показать общие закономерности и специфические особенности формирования и развития государства в разные исторические эпохи;
научить студентов анализировать памятники права, дать им практику работы с историческими документами;
ознакомить студентов с современными процессами в государственно-правовой сфере различных зарубежных стран;
сформировать навыки самостоятельного анализа и оценки состояния политико-правовой организации современного общества.
Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.
История государства и права зарубежных стран относится к базовой (обязательной) части профессионального цикла.
Дисциплина «История государства и права зарубежных стран», являясь историко-правовой, тесно связана с историей государства и права России, историей политических и правовых учений, с теорией государства и права, а также с дисциплинами гуманитарного, социального и экономического цикла: философией, политологией, социологией, экономической теорией.
Для изучения курса необходимы знания основ политологии, философии, социологии, истории государства и права России, экономической теории.
Знание всеобщей истории государства и права служит основой для изучения таких правовых дисциплин, как международное, государственное, гражданское, уголовное, земельное право и др.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля).
В результате освоения дисциплины ИГПЗС формируются следующие компетенции: ОК-1 (осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания);
ОК-2 (способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста);
ОК-3 (владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения);
ОК-4 (способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь);
ОК-6 (имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону);
ОК-7 (стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства);
ОК-8 (способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач);
ОК-9 (способен анализировать социально значимые проблемы и процессы);
ПК-2 (способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры);
ПК-4 (способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом);
ПК-5 (способен применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности);
ПК-8 (готов к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства);
ПК-9 (способен уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина);
ПК-15 (способен толковать различные правовые акты);
ПК-17 (способен преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне);
ПК-18 (способен управлять самостоятельной работой обучающихся);
ПК-19 (способен эффективно осуществлять правовое воспитание). По завершении освоения курса обучающийся должен:
Знать: - предмет и метод истории государства и права зарубежных стран, место ИГПЗС в системе других юридических и гуманитарных наук;
- факторы и условия, определяющие появление государства и права, а затем их изменение и развитие;
- общие и специфические черты возникновения, развития и функционирования государства и права у разных народов с древнейших времен до наших дней;
- правовое положение классов, социальных групп;
- организацию государственной власти в различные исторические периоды;
- основные памятники права на различных этапах истории;
- развитие правовой системы, отраслей, институтов права, конкретных законодательных актов;
- закономерности смены основных форм права и государства и их влияние на современную политико-правовую картину мира.
Уметь: - самостоятельно анализировать политико-правовые тексты, раскрывать их взаимосвязь с конкретно-историческими социальными условиями развития права и государства в разные исторические эпохи, объяснять смысл и содержание их правовых принципов и институтов, толковать правовые нормы;
- логически, грамотно выражать и обосновывать свою точку зрения по историко-правовой и государственной проблематике;
- использовать накопленный исторический опыт для анализа и квалифицированной критики государственно-правого развития в различные исторические эпохи, в том числе современных политических процессов.
Владеть: государственно-правовым понятийным аппаратом, приемами и способами систематизации правового материала, его сравнительного исторического анализа, обладать навыками применения сравнительно-исторических знаний в ходе законотворческой деятельности и экспертной оценки законов.
Структура и содержание дисциплины (модуля).
Общая трудоемкость дисциплины «История государства и права зарубежных стран» составляет 6 кредитных единиц, 216 час.
№
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Формы промежуточной аттестации
|
|
|
|
| Лекции
| Лабор. занятия
| Практ. зан.
| Самост. раб.
|
|
| Введение в курс «История государства и права зарубежных стран»
Предмет, метод, периодизация истории государства и права зарубежных стран. Место ИГПЗС в системе юридических наук.
| 1
| 1
| 2
|
|
| 2
|
|
| Раздел I. Государство и право стран Древнего Востока.
Тема 1.Возникновение государства и права. Особенности древневосточного государства и права.
|
| 2
| 2
|
| 6
| 6
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Законы Хаммурапи, Законы Ману). Тестирование
|
| Раздел II. Государство и право Античного мира.
Тема 1. Особенности античного государства и права.
|
| 3
| 2
|
| 6
| 6
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Законы XII Таблиц, Институции Гая). Контрольные вопросы. Проверка рефератов.
|
| Раздел III. Государство и право в странах Европы в Средние века.
Тема 1. Раннефеодальное государство и право в странах Западной Европы.
|
| 4
| 2
|
| 2
| 6
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстом источника – Салическая правда.
Проверка решения задач.
|
| Тема 2. Государство и право стран Западной Европы в период сеньориальных, сословно-представительных и абсолютных монархий.
|
| 5
| 2
|
| 4
| 6
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Великая хартия вольностей 1215 г., Саксонское зерцало)
Проверка решения задач.
|
|
|
|
|
|
| 2
|
| Промежуточная аттестация в форме тестирования
|
| Раздел IV. Современная эпоха в развитии государства и права.
|
|
| 14
|
| 32
|
|
|
| Тема 1. Английская революция XVII в. Установление конституционной монархии в Англии.
|
| 6
| 2
|
| 6
| 4
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Конституционные акты периода революции).
|
| Тема 2. Американская война за независимость и становление североамериканской государственности.
|
| 7
| 2
|
| 4
| 4
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Важнейшие государственно-правовые документы войны за независимость и последующего государственного строительства).
|
| Тема 3. Французская буржуазная революция XVIII в. и становление конституционного строя во Франции.
|
| 8
| 2
|
| 6
| 8
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Важнейшие памятники революционного законодательства и права). Контрольные вопросы. Тестирование
|
| Тема 4. Становление и развитие права Нового времени.
|
|
|
|
| 4
| 6
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Французский гражданский кодекс 1804 г., Уголовно-процессуальный кодекс Франции 1808 г., Уголовный кодекс Франции 1810 г.) Тестирование.
|
| Тема 5. Эволюция государственного строя Франции от режима Реставрации до установления III Республики.
|
| 9
| 2
|
|
| 6
|
|
| Тема 6. Особенности образования единого германского государства в XIX в. Развитие гражданского права.
|
|
|
|
| 4
| 6
| Контроль самостоятельной подготовки к работе с текстами источников (Конституция Пруссии 1850 г., Конституция Германской империи 1871 г., Германское гражданское уложение 1896 г.)
Контрольные вопросы.
Проверка рефератов.
Проверка решения задач.
|
| Тема 7. Развитие британского государства в XX в.
|
| 10
| 2
|
|
| 6
|
|
| Тема 8. Развитие государственного строя США в XX в.
|
| 11
| 2
|
|
| 6
|
|
| Тема 9. IV и V Республики во Франции. Эволюция государственного строя в XX в.
|
| 12
| 2
|
|
| 6
|
|
|
|
|
|
|
| 2
|
| Промежуточная аттестация в форме тестирования
|
| Тема 10. Ноябрьская революция 1918 г. в Германии. Политический режим Веймарской республики.
|
|
|
| 4
|
| 4
|
|
| Тема 11. Фашистская диктатура в Германии.
|
|
|
| 4
|
| 4
|
|
| Тема 12. Послевоенное развитие Германии. Объединение ГДР и ФРГ.
|
|
|
| 2
|
| 4
|
|
| Тема 13. Основные изменения в праве зарубежных стран в XX в.
|
|
|
|
| 6
| 4
|
|
| Всего
|
|
| 24
| 10
| 52
| 94
| Итоговая аттестация в форме экзамена
| Содержание учебного курса. Введение в курс «История государства и права зарубежных стран»
|