Скачать 311.92 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет - Высшая школа экономики» Общеуниверситетский факультатив Программа дисциплины Институты власти в средневековой Руси Автор д.и.н. Столярова Любовь Викторовна Рекомендована секцией УМС Одобрена на заседании кафедры_____________________________ всеобщей и отечественной истории Председатель Зав. кафедрой _____________________________ Васильев Л. С. «_____» __________________ 200 г. «14» октября 2010 г. Утверждена Первым проректором ГУ-ВШЭ (Проректором ГУ-ВШЭ) _________________________________ Ученый секретарь _________________________________ « ____» ___________________200 г. Москва Аннотация: Настоящий учебный курс призван сформировать у студентов базовые представления о развитии государственного аппарата в средневековой России. История государственных учреждений (= властных структур) находится на стыке исторических и правоведческих дисциплин. Это – часть отечественной истории, с которой ее объединяет историзм в объяснении закономерностей и явлений, связь истории государственных учреждений с конкретной исторической обстановкой, использование для исследования многообразия исторических источников и прежде всего – архивных материалов. С правовыми науками историю государственного аппарата объединяет известное единство объекта изучения – политические и правовые институты, использование при исследовании наряду с другими источниками нормативного материала (законы). Предметом данного курса является внутренняя организация государственного аппарата средневековой Руси, а также значение и место каждого учреждения в государственном аппарате. При этом следует иметь в виду, что государственные учреждения появились в России с конца XV – cередины XVI в., когда уже сформировались подчинение друг другу учреждений и должностных лиц, бюрократический централизм, бумажное делопроизводство. До этого времени можно говорить лишь о зачатках властных структур, великокняжеской протоканцелярии. В стадии формирования находилась и сама государственность средневековой Руси. Следует иметь в виду, что проблема формирования власти и власных структур в средневековой Руси является спорной и дискуссионной, поэтому необходимо иметь представление об общих направлениях исследований по этой теме. Учебная задача курса. В результате изучения курса «Институты власти в средневековой Руси» студент должен: - получить представления об этапах и особенностях развития социально-экономической, политической и культурной жизни Руси вплоть до начала XVIII в. - получить представления об основных направлениях в историографии истории государственных учреждений средневековой России. - получить представления об источниковой базе истории государственных учреждений средневековой России. - освоить учебный материал, предусмотренный данной программой и уметь оперировать полученными знаниями. - иметь представления о работе со справочно-библиографическими изданиями по отечественной истории, сформировать навыки самостоятельной работы в библиотеках, способах поиска информации исторического характера. - при написании эссе сформировать и проявить навыки самостоятельной реферативной и научно-исследовательской работы. Студент должен уметь: 1. Знать историю России в пределах школьной программы. 2. Иметь общие представления о периодизации истории России и о ее развитии в контексте всемирной истории. 3. Иметь общие представления об особенностях социально-экономической истории России с древнейших времен, понимать особенности и закономерности формирования государственного аппарата в условиях средневековья. 4. Иметь общие представления об особенностях складывания государственного аппарата в средневековой России. Знать определение внешних и внутренних функций государства, определение того, что есть государство и государственные учреждения 5. Иметь общие представления о формах осуществления государственным аппаратом средневековой России своих функций (законодательство, управление, правосудие). 6. Уметь самостоятельно работать с научной, справочной и учебной литературой и ориентироваться в ней. 7. Уметь работать с географической картой. 8. Обладать навыками написания письменных работ, умением грамотно излагать свои мысли. 9. При написании письменной работы (эссе) проявить навыки оформления научно-справочного аппарата. Базовый учебник по курсу: Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. М., 1983. Тематический план учебной дисциплины: Курс составляет 96 аудиторных часов. Он рассчитан на два модуля и включает лекционные (64 час) и семинарские занятия (32 часа). Самостоятельная работа студентов состоит из написания рефератов, а также занятий на семинарах На самостоятельную работу студентов отводится (не считая семинарских занятий) 64 часа. Третий модуль завершается сдачей зачёта.
|
![]() | Также в богослужении Св. Софии были особые молитвы, привязанные к месту их прочтения — к одному их пределов этого храма. В греческой... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлению подготовки 080100.... |
![]() | Цель: закрепить знания о причинах раздробленности на Руси, современных трактовок ига на развитие Руси | ![]() | «маловажно» определить причины и условия, заставившие северо-восточные княжества вступить на путь объединения, но изолировавшие от... |
![]() | Руси. При общности основных социально-экономических и политических процессов, свойственных феодальной формации, в развитии феодальной... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлению подготовки 080100.... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направлению подготовки 080100.... | ![]() | Возникновение государства. Правления киевских князей с Рюрика по Владимира Мономаха. Социально-экономические отношения на Руси. Внешняя... |
![]() | Проблемы крещения Древней Руси. Деятельность первых русских князей (Владимир Святославич, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах). «Русская... | ![]() | Институциональная экономика и экономические институты: область исследования, предмет исследования и задачи курса |