См первый и второй вопросы исследования






Скачать 261.1 Kb.
НазваниеСм первый и второй вопросы исследования
Дата публикации14.04.2015
Размер261.1 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Право > Документы


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бездомность в России бюрократически формализована еще с советских времен. Средством формализации является штамп в паспорте, определяющий в глазах государства, кто является бездомным, а кто нет. Однако в первую очередь бездомность – это морально-нравственная проблема. Положение бездомных в моральном порядке общества сейчас так же очевидно и идеологизировано, как и в советское время.

В СССР ограничительная система контроля за перемещением граждан сделала из бездомных преступников, в вину которым вменялись тунеядство, антиобщественное поведение и нарушения паспортного режима. Таким образом, бездомные превратились в отчетливую социальную и правовую категорию, существование которой структурно регулировалось уголовным законодательством (см. первый вопрос исследования). Их противопоставили существующему моральному порядку и идеалистическим ценностям социалистического общества, и таким образом в системе идеологического воспитания советских граждан отвели роль конституируемого другого. Их место - колонии и отстойники, всегда и везде под полным контролем государства.

После распада СССР были отменены нормы уголовного права, относящиеся к бродяжничеству и тунеядству, но вместе с этим бездомные лишились и административной идентичности. Государство больше не обращало внимания на отсутствие штампа в паспорте; оно просто перестало замечать бездомных. Избавившись от клейма правонарушителей, бездомные оказались в вакууме, образовавшемся в пространстве между тоталитарным государственным контролем и потребностями новой капиталистической экономики. В то же время в условиях экономического и политического хаоса переходного периода масштабная и никак не регулируемая миграция, рост преступности и процессы приватизации повлекли за собой значительное увеличение числа бездомных. Совокупность этих условий создает структурные факторы, действующие в отношении бездомных и воспроизводящие бездомность в постсоветской России (см. первый и второй вопросы исследования).

Утрата административной идентичности не изменила место бездомных в моральном порядке, но сейчас их моральное положение зависит не от государственной идеологии, а от общественного мнения. Моральное положение бездомных и уничижающие качества, приписываемые бездомным доминирующим дискурсом о бомже, противоположны идеалам современности в той же мере, в которой они не соответствовали советским идеалам. Бомж – в качестве конституируемого другого – оказался востребованным и новой господствующей идеологией, в основе которой частное предпринимательство, личные амбиции, материальное благополучие и опора на собственные силы.

Но и сами бездомные стремятся к созданию и сохранению морального порядка через использование конституируемого другого, для чего отрицательными чертами бомжа наделяются другие – настоящие бомжи. Для бездомных это один из способов поиска смысла и конструирования своей идентичности, но тем самым они воспроизводят доминирующий дискурс о бомже, который принес им столько стыда, что они готовы пожертвовать связями с родными и друзьями, если такие связи еще сохранились.

НКО пытаются перенести акцент с морального положения бездомных на их официальный статус и настаивают на слове «бездомные» (вместо «бомжи»). Тем самым они призывают переосмыслить проблему бездомности и перевести ее на политический уровень как структурную, а не как проблему индивидуума. Эти общественные организации утверждают, что бездомные заслуживают сочувствия и помощи; для них бездомный – это субъект права, лишенный своих прав и исключенный из общества. Доминирующий дискурс о бомже и этот альтернативный дискурс являются действующими дискурсами о бездомности в современной России (см. третий вопрос исследования); они использовались моими информантами в их попытках представить мне значимую жизненную историю.

Примечательно, что наилучшие шансы позитивной идентичности (и, следовательно, осмысленной жизни) - у алкоголиков, участвующих в программе АА. Хотя не всякий станет завидовать алкоголику, для бездомных дискурс АА наиболее привлекателен. Для АА они не являются морально ущербными, опасными для общества, исключенными, обездоленными или бесполезными. Напротив, их убеждают в том, что они на что-то способны и могут сами добиваться своего спасения. Далее, в АА они перестают быть ненужными, потому что они нужны своим братьям и сестрам. Они становятся полезными. Они не исключены из общества, а включены в свое братство. Отказ признавать в себе бомжа и принятие дискурса АА – для бездомных это два основных способа наделения смыслом своей жизни (см. четвертый вопрос исследования).

Нет ничего удивительного в том, что попытки НКО объединить бездомных для защиты своих прав остаются безуспешными. Исключенность и обездоленность – не то, вокруг чего станут объединяться люди, всеми силами старающиеся выбраться из круга исключенных и обездоленных. Хотя в конечном счете такое объединение помогло бы бездомным получить их права, для моих информантов главным была не прописка и даже не жилье, а моральное достоинство, одиночество, связи с семьей и прежним окружением. На индивидуальном уровне одно лишь восстановление прав здесь вряд ли поможет.

Тем не менее, три измерения бездомности (материальное, социальное и моральное) теснейшим образом взаимосвязаны: материальное и социальное измерения сообща способствуют созданию и сохранению бездомности; моральное измерение и интернализация стигмы ограничивают для бездомных возможность участия в сетях социальной поддержки, включая семью и прежних друзей. Именно это имел в виду Ростислав, когда сказал: «Круг замкнулся, и я стал бездомным». Для бездомных, лишенных социальной помощи, возможности официального трудоустройства и т.д., поддержка со стороны не-бездомных - это единственный шанс покончить с бездомностью.

И все же исключенность такой большой части населения, сохраняющаяся благодаря институту прописки, скорее всего носит временный характер. Существующее положение вещей препятствует свободному передвижению рабочей силы, столь важному для капиталистической экономики. Уже сейчас из-за нехватки рабочих рук, особенно в строительстве, предприятия вынуждены широко использовать мигрантов из бывших советских республик – и это при очень высоком уровне безработицы в некоторых регионах России. Далее, система прописки противоречит как международным соглашениям, так и Конституции России, и в связи с этим гражданами уже выиграно несколько судебных дел; на проблему регистрации указывает не только Комитет по экономическим, социальным и культурным правам ООН, но и Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации. Впрочем, критика и судебные решения, похоже, не производят впечатления на Федеральную миграционную службу, в кабинетах которой ничего или почти ничего не меняется. За последнее десятилетие по проблеме бездомности было подготовлено несколько законопроектов, но ни один из них не был принят в качестве закона. В одном законопроекте предусматривался возврат к советской системе принудительного лечения от алкоголизма и трудовой терапии для бездомных. В другом предлагалась временная регистрация бездомных, которая давала бы им доступ к услугам, где бы они ни оказались. Попытка введения личных идентификационных номеров граждан была блокирована Русской православной церковью, которая увидела в этом исполнение апокалиптического пророчества про печать антихриста, воспринимая идентификационные номера как указанное Иоанном Богословом «число зверя».

Официальная политика маргинализировала бездомных, сделав их избыточными и бесполезными. В условиях рыночной экономики и общества потребления, которым стала современная Россия, бездомные не имеют ценности ни как производители, ни как потребители. Исключенные из политической жизни и низведенные до простого биологического существования, бездомные не нужны и пока еще хрупкой демократии. Они стали отходами строительства новой России.

Вместе с тем, будучи исключенными, отходами, бездомные стали полезными и незаменимыми на уровне существующего морального порядка. Они конституируют суверенную власть государства, которое использует их для разделения своих подданных на исключенных и включенных, и в отношении идеалов новой России играют роль столь необходимого другого, жалкая доля которого служит всем остальным неприятным напоминанием о возможности неудачи и личной трагедии.
БИБЛИОГРАФИЯ

Agamben, G. (1998) Introduction, Part One: The Logic of Sovereignty and Part three: The Camp as Biopolitical Paradigm of the Modern. In Homo Sacer. Sovereign Power and Bare Life. Stanford, California, Stanford University Press (Агамбен, Дж. (1998 г.) Введение, Часть первая: Логика суверенной власти и Часть третья Лагерь как биополитическая парадигма модерна в «Homo Sacer. Суверенная власть и голая жизнь»)

Bauman, Z. (2004). Wasted lives. Modernity and its outcasts. Cambridge, Polity Press (Бауман, З. (2004 г.) Выброшенные жизни. Модерн и его отходы)

Bauman, Z. (2005) Consumers in Liquid Modern Society. Chapter 5 in Liquid Life. Cambridge, Polity Press (Бауман, З. (2004 г.). Потребители в текучем современном обществе. Глава 5 в «Текучая жизнь»)

Beigulenko Y. (1999) Homelessness in Russia: the scope of the problem and the remedies in place. Chapter 10 in Homelessness – Exploring the new terrain by Kennet, P & Marsh A. (Eds.). Bristol, The Policy Press (Бейгуленко, Я (1999 г.) Бездомность в России – масштаб проблемы и имеющиеся решения. Глава 10 в «Бездомность как новая реальность»)

Bourdieu, P. (1989) Social space and symbolic power. Sociological Theory, Vol. 7, No. 1. pp 14 -25 (Бурдье, П. (1989 г.) Социальное пространство и символическая власть. Sociological Theory)

Bourdieu, P. (1999) Structures, habitus, power: Basis for a theory of symbolic power. Chapter 4 in Outline of a Theory of Practise by Bourdieu P. Cambridge, Cambridge University Press. (Бурдье, П. (1999 г.) Структуры, habitus, практики: основа теории символической власти. Глава 4 в «Теория практики»)

Bourdieu, P. (2000) Social being, Time and the Sense of Existence. Chapter 6 in Pascalian Meditations by Bourdieu P. Stanford, Stanford University Press (Бурдье, П. (2000 г.) Социальное существо. Время и чувство социального существования. Глава 6 в «Размышления о Паскале»)

Caldwell, M. (2004) Not by Bread Alone. Social Support in the New Russia. London, University of California Press (Колдуэлл, М. (2004 г.) Не хлебом единым. Социальная поддержка в новой России)

Chase, S.E. (2005) Narrative Inquiry. Multiple Lenses, Approaches, Voices. Chapter 25 in The Sage Handbook of Qualitative Research by Denzin, N.K & Lincoln Y.S. (Eds.). London & New Delhi, Sage Publications (Чейз, С. (2005) Нарративное интервью: множественные линзы, подходы, голоса. Глава 25 в “The Sage Handbook of Qualitative Research”)

DeVerteuil, G. Systematic Inquiry into Barriers to Researchers Access: Evidence from a Homeless Shelter. The Professional Geographer, Vol. 65. No 3. 2004. pp 372 – 380 (DeVerteuil, G. Систематический анализ препятствий, стоящих перед исследователем (по материалам из приюта для бездомных). The Professional Geographer)

Douglas, M. (1966) Purity and Danger. An Analysis of concept of pollution and taboo. New York, Routledge (Дуглас, М. (1996 г.) Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу)

Douglas, M. (2002) Preface to the Routledge Classics Edition. pp x-xxi in Purity and Danger. An Analysis of concept of pollution and taboo. New York, Routledge (Дуглас, М. (2002 г.) Чистота и опасность. Анализ представлений об осквернении и табу – Предисловие к изданию “Routledge Classics”, сс. x-xxi)

Gerasimova, K. (2002) Public privacy in the Soviet communal apartment. Chapter 10 in Socialist Spaces. Sites of Everyday Life in the Eastern Bloc by Crowley, D. & Reid S.E. (Eds.) New York,(Герасимова, К. (2002 г.) Публичность и приватность в советской коммунальной квартире. Глава 10 в «Социалистическое пространство. Повседневная жизнь в странах Восточного блока»)

Glasser, I. (1994) Homelessness in Global Perspective. Social Issues in Global Perspective/Human Relations Area Files. New York, G.K Hall & Co. (Глассер, И. (1994 г.) Бездомность в глобальной перспективе в «Социальные вопросы в глобальной перспективе/Человеческие отношения»)

Goffman, E. (1961) Asylums: Essays on the Social Situation of Mental Patients and Other Inmates (Гофман, Э. (1961 г.) Психиатрические больницы: эссе о социальной ситуации душевнобольных и других пациентов)

Goffman, E. (1963) Stigma and Social Identity. Chapter 1 in Stigma. Notes on the management of spoiled identities by Goffman E. New Jersey, Prentice Hall Inc. (Гофман, Э. (1963 г.) Стигма и социальная идентичность. Глава 1 в «Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью»)

Hammar, M. (2007) Russia: Unregulated privatisation of housing in Russia threatens to worsen the housing crisis – but Putin finally recognises the role of NGOs. Article in Global Tenant. International Union of Tenants’ Quarterly Magazine. June 2007 (Хаммар, М. (2007 г.) Россия: Бесконтрольная приватизация жилья в России грозит обострением жилищного кризиса. Global Tenant. International Union of Tenants’ Quarterly Magazine) http://www.frejaprogram.org/www1/Global%20Tenant/GT%20juni%202007.pdf

Hartney, C. (2006) US Rates of Incarceration: A Global Perspective. Fact Sheet. Research from the National Council on Crime and Delinquency (NCCD) (Хартни, К. (2006 г.) Количество заключенных на душу населения в США по сравнению с другими странами. Fact Sheet. Research from the National Council on Crime and Delinquency, NCCD) http://www.nccdcrc.org/nccd/pubs/2006nov_factsheet_incarceration.pdf

Höjdestrand, T. (2005) Needed by Nobody. Homelessness. Humiliation, and Humanness in Post Socialist Russia. Doctoral Dissertation, Department of Social Anthropology, University of Stockholm (Хейдестранд, T. (2005 г.) Никому не нужные. Бездомность в постсоветской России: униженность и человечность. Докторская диссертация. Кафедра социальной антропологии, Стокгольмский университет)

Höjdestrand, T. (2000) We are People Too: Notions of Humanness among Homeless Russians. Pp 37-41 in Samtida Gränser – Framtida Gränser. Dokumentation av doktorandkonferens, oktober 2000. Score Rapportserie 2000:16 (Хейдестранд, T. (2000 г.) Мы тоже люди: бездомные русские о человеческом достоинстве.//с. 37-41 Samtida Gränser – Framtida Gränser. Dokumentation av doktorandkonferens, oktober 2000)

Hollway, W. & Jefferson, T. (2000) Doing qualitative research differently. Free association, narrative and the interview method. London, Sage publications (Холлуэй, У. И Джефферсон, Т. (2000 г.) Новый подход к качественным исследованиям: спонтанные ассоциации, нарратив и метод интервью)

Humphrey, C. (1996/97) Myth-making, narratives and the dispossessed in Russia. Cambridge Anthropology, Vol. 19. No 2. pp 70 – 92. Ernest Gellner Memorial Issue (Хамфри, К. (1996/97 гг.) Мифотворчество, нарратив и обездоленные в России. Cambridge Anthropology)

Järvinen M. & Mik-Meyer N. (2005). Indledning: Kvalitative Metoder i et interaktionistisk perspektiv. Kap. 1 Kvalitative Metoder i et Interaktionistisk Perspektiv. Mik-Meyer N & Järvinen M (Eds.). Copenhagen, Hans Reitzels Forlag (Ярвинен, М. и Мик-Мейер, Н. (2005 г.) Введение: качественные методы в свете интеракционистского подхода. Глава 1 в «Качественные методы в свете интеракционистского подхода»)

Järvinen M. (2005) Interview I en interaktionistisk begrebsramme. Kap. 2 Kvalitative Metoder i et Interaktionistisk Perspektiv. Mik-Meyer N & Järvinen M (Eds.). Copenhagen, Hans Reitzels Forlag (Ярвинен, М. (2005 г.) Интервью в рамках интеракционистского подхода. Глава 2 в «Качественные методы в свете интеракционистского подхода»)

Lewin, M. (1985) The Making of the Soviet System. Essays in the Social History of Interwar Russia. London, Methuen (Льюин, М. (1985 г.) Создание советской системы. Эссе по социальной истории России в межвоенный период)

Liebow, E. (1993) Tell Them Who I Am: The lives of homeless women. NewYork, Penguin (Либов, Э. (1993 г.) Расскажите им про меня: жизнь бездомных женщин)

Matthews, M. (1993) The Passport Society. Controlling Movement in Russia and the USSR. Boulder, Colorado, Westview Press (Мэтьюз, М. (1993 г.) Паспортное общество: регулирование перемещения граждан в России и СССР)

Mik-Meyer, N. (2005) Dokumenter i en interaktionistisk begrebsramme. Kap. 9 Kvalitative Metoder i et Interaktionistisk Perspektiv. Mik-Meyer N & Järvinen M (Eds.). Copenhagen, Hans Reitzels Forlag. (Мик-Мейер, Н. (2005 г.) Использование документов в рамках интеракционистского подхода. Глава 9 в «Качественные методы в свете интеракционистского подхода»)

Morton, H.W. (1980) Who gets What, When and How? Housing in the Soviet Union. Soviet Studies, Vol. xxxii. No.2, pp 235-259 (Мортон, Х.У. (1980 г.) Кто получит что, когда и как? Обеспечение жильем в Советском Союзе. Soviet Studies)

Neale, J. (1997) Homelessness and theory reconsidered. Housing Studies, Vol. 12. No 1, pp 47-62 (Неаль, Дж. (1997 г.) Бездомностьнеобходимость пересмотра теории. Housing Studies)

Phillips L & Schröder, K (2005) Diskursanalytisk tekstanalyse. Kap. 13 Kvalitative Metoder i et Interaktionistisk Perspektiv. Mik-Meyer N & Järvinen M (Eds). Copenhagen, Hans Reitzels Forlag (Филлипс Л., Шредер К. (2005 г.) Дискурсный анализ текста. Глава 13 в «Качественные методы в свете интеракционистского подхода»)

Ravenhill, M. (2008) The culture of Homelessness. Hampshire, Ashgate Publishing Limited (Рейвенхилл, М. (2008 г.) Культура бездомности)

Rubins, N. (1998). The Demise and Resurrection of the propiska: Freedom of movement in the Russian Federation. Harvard International Law Journal. Vol. 39, No 2, pp 545-566 (Рубинс, Н. (1998 г.) Отмена и возрождение прописки: свобода передвижения в Российской Федерации. Harvard International Law Journal)

Scott M.B. & Lyman S.M. (1968) Accounts American Sociological Review. Vol. 33. No.1 pp 64-62 (Скотт М.В., Лайман С.М. (1968 г.) Записанные истории. American Sociological Review)

Snow, D.A & Anderson L. (1993) Down on Their Luck. A Study of Homeless Street People. Berkeley, University of California Press (Сноу Д.А., Андерсон Л. (1993 г.) Те, кому не повезло. Исследование жизни бездомных на улице)

Steffen, V. (1997) Life Stories and Shared Experience. Social Science and Medicine. Vol. 54. No. 1, pp 99-111 (Стеффен, В. (1997 г.) Рассказы о жизни и общий опыт. Social Science and Medicine)

Stephenson, S. (2006) Crossing the Line. Vagrancy, Homelessness and Social Displacement in Russia. Hampshire, Ashgate Publishing Limited (Стивенсон, С. (2006) Пересекая черту: бродяжничество, бездомность и социальное вытеснение в России)

Toro, P. A. (2007) Towards an International Understanding of Homelessness. Journal of Social Issues, Vol. 63, No 3, pp 461 – 481 (Торо, П.А. (2007 г.) К международному пониманию бездомности. Journal of Social Issues)

Алексеева, Л.С. (2005 г.) Бездомные как объект социальной дискредитации. Социологические исследования. 2003 г. №9, сс. 52-61

Варсопко, A. (2008 г.) Вопросы освещения проблемы бездомности в средствах массовой информации, сс. 57-59. Вестник межрегиональной сети «За преодоление социальной исключенности», вып. 1: «Проблема бездомности в современной России: проблемы и пути их решения» Составители А. Варсопко, Е. Ринн, СПб, 2008 г.

Гутов Р.Н., Никифоров А.Н. (2004 г.) Бездомность и тенденции ее развития. Социологические исследования. 2004г., №3, сс. 67-74.

Дударева, Г.Ф. (2008 г.) Город и его бездомные: Санкт-Петербург. сс 62-69. Вестник межрегиональной сети «За преодоление социальной исключенности», вып. 1: «Проблема бездомности в современной России: проблемы и пути их решения» Составители А. Варсопко, Е. Ринн, СПб, 2008 г.

Егоров, M. (2008 г.) Бездомность в вопросах и ответах сс. 16 – 22 Вестник межрегиональной сети «За преодоление социальной исключенности», вып. 1: «Проблема бездомности в современной России: проблемы и пути их решения» Составители А. Варсопко, Е. Ринн, СПб, 2008 г.

Завьялов Ф.Н., Спиридонова Е.М. (2000 г.). Уровень и образ жизни бомжей. Социологические исследования. 2000 г., № 2, сс. 63-69

Карлинский, И (2004 г.) Анализ социального и правового положения бездомных в современной России. СПб, «Ночлежка»

Карлинский, И (2005 г.) Бездомные в зеркале российской прессы. сс. 53 – 58. Материалы конференции «Язык вражды в обществе, политике и СМИ», под редакцией А. Севортьян. Москва

Кононенко, Р. (2006 г.) Отношение горожан к лицам без определенного места жительства: по итогам пилотажного исследования социальной дистанции http://homeless.ru/index.php?option=com_content&task=blogcategory&id=17&Itemid=201

Лиходей, O.A. (2003 г.) Субъективные факторы маргинализации. Доклад на конференции «Ценности советской культуры в контексте глобальных тенденций XXI века», 6 июня 2003, Институт международного бизнеса и коммуникации, СПб http://www.ibci.ru/konferencia/page/statya_k22.htm

Лукин, В.П. (2008 г. ) Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в 2007 году. http://www.ombudsman.gov.ru/doc/ezdoc/07.shtml

«На дне» (1999 г.) Расскажи свою историю. РБОО «Ночлежка» и газета «На дне», СПб.

Наумов, A., Колесниченко, A. (2007 г.). Вес регистрации. За дискриминацию россиян с «неправильной» пропиской чиновников и силовиков могут привлечь к суду. Газета «Новые известия», 06 июня 2007 г. www.ombudsman.gov.ru/dad_2007/dad06/dad581/01.doc

«Ночлежка», Христианский межцерковный диаконический совет, Международная федерация за права человека (2003 г.) Российская Федерация: бездомные и МПЭСКП. Альтернативный доклад российских неправительственных организаций по соблюдению Российской Федерацией Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Осинский И, Хабаева И., Балдаева И. (2003 г.) Бездомные – социальное дно общества. Социологические исследования, 2003 г., №1, сс. 53-58.

Осипов A., Карлинский И., Никифоров А. (2007 г.) Социальные и правовые аспекты бездомности в России. По материалам межрегионального исследования. «Ночлежка» и Датская церковная помощь, СПб.

Осипов A., Карлинский И., Никифоров А. (2006 г.) Межрегиональное исследование.Социальные и прававые аспекты бездомности - аналитический отчет. «Ночлежка» и Датская церковная помощь, СПб.

Соловьева, З. (не опубликовано). Материалы к диссертации. Европейский университет в Санкт-Петербурге

Соловьева, З. (2000 г.). Карьеры бездомных: индивид и социальные институты. На примере «Ночлежки». Кандидатская диссертация. Европейский университет в Санкт-Петербурге, Факультет политических наук и социологии

Соловьева, Л. И. (2001 г.) Реабилитация бездомных: исследование «Ночлежки». Журнал социологии и социальной антропологии, Т.4, №3, сс. 92-108

ЭКРО (2004 г.) Проблема бездомности в Петербурге – 2004 год. http://www.ecro.ru/news/reports/homeless2004/

ЭКРО (2006 г.) Проблема бездомности в Петербурге – 2006 год. http://www.ecro.ru/news/reports/homeless2006/

Юликова Е.П., Скляров В.Ф. (1994 г.) Социальная защита бомжей. Социологические исследования, 1994 г., №10, сс. 137-140

Юликова Е.П., Новикова М.А., Маршак А.Л. (1997 г.) Проблемы лиц без определённого места жительства (БОМЖ) и пути их решения. Социально бытовое обслуживание пенсионеров и инвалидов. М. ЦБНТИ Минтруда России. 1997. Вып. 5.
Веб-ресурсы
aa.org

http://www.aa.org/lang/en/en_pdfs/smf-121_en.pdf (note 71)

http://www.aa.org/lang/en/en_pdfs/smf-121_en.pdf (note 74)

bigsoviet.org

http://bigsoviet.org/Bse/A-GOGO/0403.shtml (note 24).

constitution.ru

http://www.constitution.ru/en/10003000-03.htm (note 27).

dni.ru

http://www.dni.ru/incidents/2009/3/17/161807.html (note 62).

feantsa.org

http://www.feantsa.org/code/EN/pg.asp?Page=484 (note 4).

forum.ozpp.ru

http://forum.ozpp.ru/showthread.php?t=28165 (note 26).

homeless.ru

http://homeless.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=5&Itemid=6&lang=ru (note 68).

ilo.org

http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/WEBTEXT/60535/65252/E01RUS01.htm#chap6 (note 52).

http://www.ilo.org/dyn/natlex/docs/WEBTEXT/60535/65252/E01RUS01.htm#chap8 (note 54).

larussophobe.wordpress.com

http://larussophobe.wordpress.com/2007/07/26/the-horror-of-life-in-putins-russia/ (note 51).

legislationonline.org

http://www.legislationline.org/documents/action/popup/id/4370 (note 28).

http://www.legislationline.org/topics/country/7/topic/2 (note 39).

nationmaster.com

http://www.nationmaster.com/encyclopedia/Twelve_Step-program (note 67).

nelegal.ru

http://www.nelegal.ru/page.jsp?P=141&M=31 (note 32).

http://www.nelegal.ru/published.jsp?P=62&M=50& (note 35).

http://www.nelegal.ru/published.jsp?P=72&M=50& (note 34)

http://www.nelegal.ru/page.jsp?P=62&M=50&MM=&RECORD_ID=1046.(note 36).

http://www.nelegal.ru/page.jsp?P=62&M=50&MM=&RECORD_ID=962 (note 38).

http://www.nelegal.ru/page.jsp?P=62&M=50&MM=&RECORD_ID=1046 (note 53).

http://www.nelegal.ru/rights.jsp?P=28&M=58& (note 52).

newsru.com

http://www.newsru.com/russia/13mar2007/death.html; (note 49)

http://www.newsru.com/russia/14mar2007/propiska.html (note 48)

http://www.newsru.com/russia/06jun2007/lukin.html (note 53)

http://www.newsru.com/crime/05may2009/bomzhsatan3msam.html (note 62)

http://www.newsru.com/crime/23mar2009/2pedobmzhfirealtai.html (note 62)

http://www.newsru.com/crime/18feb2009/bmzhkrgzdecapitmsk.html (note 62)

http://www.newsru.com/russia/17may2009/ha.html (note 62)

rus.delfi.lv

http://rus.delfi.lv/news/daily/criminal/article.php?id=23361943 (note 62)
russian-offences-code.com

http://www.russian-offences-code.com/SectionII/Chapter19.html (note 29)

ru.wikipedia.org

http://ru.wikipedia.org/wiki/бомж (note 64)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение I:
План интервью

Введение:

Кто я – Социолог из Дании; пишу диссертацию, темой которой является жизнь бездомных/людей без прописки. Некоторое время назад я работала волонтером в «Ночлежке» (в ночном автобусе и на раздаче одежды) и заинтересовалась судьбами людей, которые живут в «Ночлежке» или приходят туда. Я провожу эти интервью с целью сбора информации для моей диссертации. У меня есть соответствующее разрешение от руководства «Ночлежки» и «Каритас».

Саша, пожалуйста, представься. Студентка, изучаю датский язык, тоже интересуюсь этой темой. Живу в Петербурге… (что-нибудь еще).

Что меня интересует: Я хочу узнать о вашей жизни и вашем опыте. Я прошу вас рассказать о вашей прежней жизни. У меня также есть вопросы относительно вашей жизни в настоящее время и о ваших надеждах на будущее. Как вы видите, эти вопросы записаны у меня на бумаге – это для того, чтобы я ничего не забыла… Если вы не захотите отвечать на какие-то вопросы/затрагивать какие-то темы, я отнесусь к этому с пониманием и уважением.

Анонимность: В своей диссертации я изменю ваше имя и названия некоторых мест, поэтому узнать вас по моей публикации никто не сможет. Я прошу вашего разрешения записывать интервью на диктофон, чтобы потом мне не пришлось полагаться только на свою память. Вы согласны с этими условиями?

Включаем диктофон!

Прошлое:
Давайте начнем с вашего детства.

Вы можете рассказать мне о…

О чем ваше первое воспоминание?

Где и когда вы родились/выросли?

Братья, сестры…

Родители: кем они работали, каким был их брак, каким был ваш дом?

Сколько лет вы посещали школу?

Как вы ощущали себя в школе и, вообще, в то время?

Можете ли вы рассказать мне о счастливых воспоминаниях из своего детства?

Были ли вы в армии?

Что с вами было после школы?

Помимо школы, есть ли у вас какое-либо еще образование?

О чем вы мечтали в то время?

Когда вы покинули свой дом/родителей? Где вы стали жить после этого?

… и т.д.

(в основном, эти вопросы имеют целью разговорить информанта)

Жизнь на улице/без прописки

Вам приходилось жить на улице? Как долго?

Вы можете описать эту жизнь (вы можете рассказать о типичном дне из вашей жизни на улице)?

Где вы брали деньги на жизнь?

Вы выпрашивали деньги у незнакомых? (если этот вопрос уместен)

Как вы вели себя на людях? (Вы пытались скрыть, что вы бездомный?)

Как реагировали на вас окружающие? Пример…

Что было для вас самым трудным в отношениях с другими людьми? Пример...

Были ли у вас неприятности с милицией или вообще контакты с милицией? Что произошло?

Как вы реагировали на это?

Что вы чувствовали/думали после?

Оказавшись без прописки, обращались ли вы за помощью к властям? (например, медицинское обслуживание в поликлинике, место в государственном приюте, социальные пособия и т. д.)

Как вы пытались это сделать? Пожалуйста, приведите пример.

Что произошло?

Вам отказали в помощи?

На каких основаниях?

Как вы отнеслись к этому?

Вас это расстроило или вы просто приняли это как факт? С

читали ли вы, что с вами поступили несправедливо?

Что вы чувствовали/думали после этого?

Настоящее:

Есть ли у вас сейчас какие-либо источники дохода? Какие? (пенсия, работа и т.д.)

Вы поддерживаете отношения с семьей? (вашим родным есть где жить?)

Почему не поддерживаете?

Вы поддерживаете отношения со старыми друзьями, знакомыми (им есть где жить?)

Что могло бы изменить к лучшему вашу повседневную жизнь?

Если информант живет в приюте:

Можете ли вы рассказать мне, как вам здесь живется?

Что вам здесь больше всего не нравится/нравится?

У вас здесь есть друзья (тоже из числа бездомных)?

Вы помогаете друг другу? Примеры…

Что вы думаете о бездомных, которые живут на улице? (можно ли на них положиться, рассчитывать на их помощь и т.д.)

Если информант не живет в приюте:

Где вы обычно проводите ночь?

Один или с кем-либо еще?

Что самое плохое в жизни на улице?

Есть ли в ней что-нибудь хорошее?

Будущее:
Чего вы хотите в будущем, о чем вы мечтаете?

Как вы можете исправить свое положение?

Что для этого нужно?

Как вы думаете, кто должен помочь вам, от кого/откуда вы можете ожидать помощи?

Как вы думаете, что будет с вами через один-два года?

Есть еще несколько тем, на которые мы хотели бы с вами поговорить…

Бомж

Как бы вы описали типичного бомжа?

Я знаю, некоторые люди считают, что бомжи сами выбрали для себя жизнь на улице, потому что она им нравится, потому что они не хотят работать, не хотят получать регистрацию.

Что вы думаете об этом?

Что бы вы сказали людям, которые так считают?

--------------

По вашему мнению, есть какая-либо разница между бомжем и бездомным?

Причина бездомности/вашего нынешнего состояния

Как вы думаете, могла ли ваша жизнь пойти по-другому?

Могло ли что-нибудь помешать вам стать бездомным?

Могло ли государство как-то помочь вам?

Считаете ли вы, что государство должно помочь вам сейчас?

Что бы вы изменили в своей прежней жизни из того, что зависело от вас?

Последние вопросы Пожалуйста, попытайтесь описать себя несколькими словами/предложениями. (Это очень сложный вопрос; его уместность зависит от конкретной ситуации.)

Пожалуйста, попытайтесь закончить предложение:

Если бы я что-то мог изменить в своей жизни, это…

Самым лучшим в моей жизни было…

Самое лучшее в моей жизни сейчас – это…

Самая большая проблема в моей жизни сейчас – это...

Я надеюсь на то, что…

Для меня дом – это…

---------------

Вы хотите что-либо добавить?

Большое спасибо за разговор.

Мы сможем к вам еще раз обратиться, если у нас возникнут дополнительные вопросы?


Вопросы, приведенные выше, были разработаны на основе следующей матрицы:

Тема

Зондирующие вопросы

Мои предположения

Аналитические вопросы


Возможное теоретическое развитие темы

Причина нынешней жизненной ситуации / бездомности


Считаете ли вы, что ваша жизнь могла пойти по-другому? Могло ли что-либо помешать вам стать бездомным?

Что бы вы изменили в своей прежней жизни из того, что зависело от вас?

По вашему мнению, кто/что виновато в вашей нынешней ситуации/бездомности? (вы сами, государство, ваша семья ??)

Они считают, что все зависит от самого человека, что они – неудачники,

не смогли найти себя в жизни/системе.

Как они понимают свой путь к бездомности? Какие можно сделать выводы/предположения об их понимании себя, своих прав и возможностей, статуса гражданина?


Интернализируется ли (в их рассказах) логика системы и

в какой степени?


Контакты с системой /государством. Отношения с уполномоченными государственными органами

Расскажите о своих контактах с государственными органами (после того, как вы остались без прописки/стали бомжем) – напр., поликлиника, социальная помощь, голосование на выборах, государственные приюты.

Что произошло?

Почему вам отказали?

Пытались ли вы обратиться за помощью снова?

Как вы отнеслись к тому, что произошло?

Что вы думали/чувствовали после?

Вы можете рассказать мне о своем первом контакте с государственными органами после того, как остались без прописки?

Они чувствуют, что система, существующий правовой порядок отторгают их. Они не настаивают на своих правах, а опускают руки, считая это справедливым, поскольку у них не в порядке документы. Эта ситуация для них очень унизительна; они чувствуют, что их лишают

всего человеческого, и из-за этого больше не пытаются контактировать с органами власти.

Как они репрезентируют себя и что думают о представителях власти?

Как они понимают свои права, себя в качестве гражданина?


Дискриминация. Государственная власть – контроль и дисциплина.

(Интернализируется ли логика системы?) Существует ли понимание своего положения с правозащитной точки зрения?


Самоидентификация в качестве бомжа /осознание своей принадлежности к группе


Пожалуйста, опишите жизнь в приюте (если информант живет в приюте).

Что вам здесь больше всего нравится/ не нравится.

У вас здесь есть друзья (из числа бездомных)?

У вас есть с ними что-то общее?

Вы помогаете друг другу? Примеры…

Что вы думаете о других бездомных? (на них можно положиться, рассчитывать

на их помощь и т.д...)

Непризнание себя бомжем. Разделение на нас и них. Отсутствие дружбы из-за невозможности положиться на другого.

Характер отношений с другими бездомными (на улице/ в приюте): информант считает, что они лучше/хуже его, находятся в лучшем/худшем положении. Относится к ним с состраданием или с презрением?


Идентификация внутри группы, иерархия идентичностей,

проекции,

конструирование своей идентичности.

Отношение к остальным людям (обществу)/ самооценка/ дискриминация


Как, в общем, вы реагируете на других людей? (пытаетесь скрыть свое положение? пытаетесь обратить на себя внимание?

Вы когда-нибудь выпрашивали деньги у незнакомых? (если вопрос уместен)

Как реагируют на вас люди на улице/в метро? Пример…

Что для вас самое сложное в отношениях с другими людьми? Пример…

Они не ощущают себя частью общества и крайне дискриминированы.


Характер отношений между бездомными и публикой в пределах общественного пространства?

Как он влияет на самоидентификацию бездомных и их самооценку, чувство собственного достоинства?

Интернализация статуса (как он представляется публике) на уровне идентичности?

Вне места, загрязнение.

Дискриминация.


Стереотипы

Как бы вы описали типичного бомжа?

Я знаю, некоторые люди считают, что бомжи

…сами выбрали для себя жизнь на улице, потому что она им нравится.

…что они не хотят работать.

…не хотят получать регистрацию.

Что вы думаете об этом?

Чтобы вы сказали людям, которые так думают?

-----------------

Есть ли разница между бомжем и бездомным?

Грязные, вонючие, не заслуживающие доверия.



Как они понимают категорию «бомжей», относят ли себя к ней?



Теория идентичности?


Отношения с родными и старыми знакомыми (имеющими дом)

Вы поддерживаете отношения с близкими (с родными, старыми друзьями)?

(Почему не поддерживаете?)

Они знают о вашем нынешнем положении?

Что для вас самое трудное в отношениях с родными/старыми друзьями?

Чувство стыда;

бездомные избегают контактов с близкими, т.к. не могут выполнять свою прежнюю роль в отношениях с ними.

Чувствуют, что будут для них только обузой.

Характер отношений бездомных с родными и близкими? Что он говорит об их самовосприятии/

самооценке, о возможностях реинтеграции?

Взаимность. Последствия изменения статуса /равенство в отношениях. Отсутствие в жизни точек опоры. Реинтеграция.

Будущее/вера в будущее

Чего вы хотите в будущем, о чем вы мечтаете?

Как вы можете исправить свое положение, жить дальше?

Что для этого нужно?

Кто/что может помочь вам?

Как вы думаете, что будет с вами через один-два года? (это состояние временное?)

Различные

Они считают свою ситуацию временной? Они сдались? Что может мотивировать их к тому, чтобы действовать?

На ком лежит ответственность?

Какие можно сделать выводы об их чувстве справедливости?

Гражданин. Основа мотивации – не сдаваться и двигаться дальше....

Алкоголизм/наркомания

Вы пьете? Когда вы начали пить? Считаете ли вы, что пьете слишком много?

Вы хотите бросить пить? Вы когда-либо принимали наркотики? Употребляли ли вы алкоголь/наркотики в детстве? Были ли в вашем ближайшем окружении (в детстве) алкоголики /наркоманы?

Они считают, что их прошлые

и нынешние проблемы – в значительной степени из-за пьянства. Вместе с тем, они считают, что пьянство – это естественная реакция на жизненные неурядицы.

Наркотики не употребляют – слишком дорого.

Какую роль играет алкоголь в жизни бездомных? – причина/следствие? решение проблем?

?

Возможные темы для обсуждения













Зона

Вы когда-нибудь оказывались в местах лишения свободы?

На какой срок? За что?










«Ночлежка» и другие организации. Трансформация идентичности

Как вы в первый раз появились в «Ночлежке»?

Как вы узнали о ней?

Почему вы обратились в «Ночлежку»?

Как бы вы оценили услуги и персонал «Ночлежки»?

Может ли «Ночлежка» помочь всем бездомным?

Первый раз обратиться в «Ночлежку» трудно.

В известной мере

они осознают себя бездомными именно потому, что пользуются услугами «Ночлежки».

Осознание себя клиентом «Ночлежки», т.е. бездомным? Постепенное признание своей беспомощности/

незащищенности.

Неоднозначное отношение к предоставляемой помощи.

Трансформация идентичности, новая роль.

Контакты с милицией

Можете ли вы рассказать о своем опыте контактов с милицией?

Что произошло?

Какой была ваша реакция на это?

Что вы думали/чувствовали после?

Как они понимают отношение милиции

к себе: категоризация и дискриминация. Это определяет их контакты с милицией.

Какова их стратегия в этой ситуации?


Договориться с милицией?


Приложение II:

Как это бывает в жизни

В целях обеспечения анонимности cведения об информантах в данное издание включены не были.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

См первый и второй вопросы исследования iconРекомендации по оцениванию ответов на первый и второй вопросы Отметка...
Поэтому для сдающих экзамен по экономике потребуется привлечение соответствующих учебников для школы и адресованной школьникам дополнительной...

См первый и второй вопросы исследования iconЖурнала
«Вопросы гуманитарных наук», «Современные гуманитарные исследования», «Вопросы экономических наук», «Проблемы экономики», «Вопросы...

См первый и второй вопросы исследования iconПрактическая работа по дисциплине «Экономика недвижимости»
Определить общую сумму, заработанную агентством, если согласно договору, агентство должно получить 7 комиссионных за первый год,...

См первый и второй вопросы исследования iconКультурное сотрудничество России и ес в контексте современной геополитики
Биполярные структуры европоцентристского мировоззрения (капитализм и социализм) или священная социально-экономическая триада (Первый,...

См первый и второй вопросы исследования iconИ. В. Алметева Источники по истории крестьянской грамотности и образования...
Историографические, источниковедческие и историко-правовые исследования проблем аграрного сектора России

См первый и второй вопросы исследования iconОсновные этапы развития теории мо
И уже во второй половине XX века появляются основные теоретические концепции. Первые фундаментальные исследования не относились к...

См первый и второй вопросы исследования iconМеждународных отношений (университет) мид РФ
В наиболее обобщённом виде процесс индустриализации нис можно разделить на три этапа: первый развитие импортозамещающих отраслей,...

См первый и второй вопросы исследования iconВопросы к экзамену по истории России
Россия во второй половине XIX в. Внутренняя и внешняя политика Александра II. Реформы 60 – 70-х гг

См первый и второй вопросы исследования iconВыводы 17 Вопросы для самопроверки 18
Цель темы – подведение экономических итогов Второй мировой войны и послевоенного переустройства мира

См первый и второй вопросы исследования iconПрограмма семинара (совещания) «вопросы реализации федерального закона...
Первый заместитель министра финансов Республики Башкортостан Субханкулова Рида Тагировна






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную