Рггу историко-архивный институт






НазваниеРггу историко-архивный институт
страница1/6
Дата публикации12.04.2015
Размер0.84 Mb.
ТипДипломная работа
e.120-bal.ru > Право > Дипломная работа
  1   2   3   4   5   6



МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(РГГУ)
ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
Кафедра современного востока

Акимова Александра Рашидовна

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА КНР В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ МИГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ КОНЦА XX- НАЧАЛА XXI ВВ.
030800.65 Востоковедение, африканистика

Дипломная работа студента 5-го курса очной формы обучения


Допущена к защите на ГЭК
Заведующий кафедрой Научный руководитель

д-р историч. наук, проф. канд. полит. наук, доц.
_______________ А.В. Коротаев ___________ А.Н. Зотин
«___»__________ 2013 г.


Москва 2013

Оглавление

Введение

Миграция, как проявление процесса глобализации, стала значительным явлением в XX веке, оказывая влияние на политическое, социально-экономическое и демографическое положение страны. Существенное структурное преобразование экономики Китая вызвало самый большой в мире поток миграции. Стратегия китайского правительства в сфере регулирования миграционных потоков основывается на развитии общественных отношений в сфере миграции, норм миграционного законодательства, а также механизмов управления государством, реализуемых субъектами миграционного процесса и направленных на перемещение, переселение, размещение, обустройство и интеграцию физических лиц на территории государства и в отдельных его регионах, обеспеченных стимулирующими и контрольными факторами.

Актуальность темы. В настоящее время Китай является самым многочисленным источником миграционных процессов, как на международной арене, оказывая влияние на межгосударственное взаимодействие, так и внутри страны. Такое многочисленное трудовое перемещение является одним из самых сложных вопросов и неотложных проблем, стоящих перед Китаем сегодня. Также следует отметить, что формирование миграционной политики проходит в КНР через понимание, что миграционный процесс может быть средством решения задач в вопросах развития страны, поэтому миграционная политика в Китае является предметом пристального внимания.

Предмет и задачи дипломной работы. Предметом данной работы являются миграционные процессы и политика КНР по их урегулированию. В данной работе будут рассматриваться общие тенденции китайской миграции, вне контекста определенных стран. Предполагается решение следующих задач: 1. Изучение основных тенденций и особенностей внутренней миграции. 2. Определение роли государственного регулирования и различных программ для мигрантов. 3. Изучение основных направлений внешней миграционной политики. 4. Определить роль и место миграционной политики в решении задач внешней политики КНР.

Новизна. Политика регулирования миграционных потоков внутренней и внешней миграции и стратегия китайского правительства по отношению к миграции слабо изучена. В России большинство работ сосредотачиваются на конкретных аспектах китайской миграции. В данной работе рассматриваются процессы, которые повлияли на социально-экономическое развитие страны.

Источники. В данной работе использовался анализ Конституции КНР и законодательные акты, регулирующие миграционные процессы, помогая рассмотреть систему регулирования процессов миграции. Также следует упомянуть анализ речи официальных лиц КНР. Речь премьер-министра Вэнь Цзябао о тезисах и приоритетных направлениях раскрывает официальную точку зрения и дает разъяснение политики китайского правительства по различным направлениям. Также в данной работе используется программа Министерства коммерции КНР, показывая как представляются вопросы по миграционному урегулированию для данного министерства. Анализ данной программы предназначен для раскрытия актуальных проблем, стоящих перед правительством КНР. В работе использованы статистические отчеты о социально-экономическом развитии КНР 1980-2012 гг. и Статистические ежегодники КНР 1996-2012 гг., опубликованные Государственным Комитетом статистики КНР. Также использовались статистические данные, опубликованные Международной организацией по миграции, Национальным бюро статистики и Китайской академией общественных наук. Следует заметить, что официальная статистика китайского правительства не всегда объективно отражает текущую ситуацию, поэтому в данной работе рассматривались различные источники статистической информации для более полного понимания миграционных процессов. Хотя Китай не состоит в Организации Экономического сотрудничества и развития, экономические обзоры, выпускаемые данной организацией сыграли немаловажную роль в изучении миграционной политики КНР. Также в работе использованы материалы китайских газет и информационных агенств, таких как China Daily и агенство «Синьхуа», представляющих повседневные новости по проблемам миграционных процессов. Использованная литература. В данной работе используются работы российских исследователей М. Титаренко, В. Портякова, С. Лузянина и А. Ларина, предоставляющие к ознакомлению основные тенденции социально-экономического и политического развития, внутренней и внешней политики Китая. М. Титаренко в своей работе «Китай: цивилизация и реформы» анализирует китайскую экономику и проблемы современного Китая. Автор выявляет основные причины превращения Китая в мощную экономическую державу, анализируя глубокие преобразования и реформы правительства. Профессор Института Стран Азии и Африки Гельбрас В.Г. также в своих трудах проводит анализ современной миграционной политики Китая. Значительный вклад в исследовании темы приносят ведущие российские китаеведческие центры в Институте Дальнего Востока, Институте Востоковедения РАН, Институте стран Азии и Африки МГУ. Данные китаеведческие центры публикуют в таких журналах как «Азия и Африка сегодня», «Проблемы Дальнего Востока» исследования и материалы по теме китайской миграции. Вопросами по внутренней миграции также занимаются зарубежные и китайские центры. Например, Пекинский университет, Академия общественных наук КНР. Среди зарубежный исследователей следует выделить работу Ли Пейлин, директора института Социологии, китайской академии Социальных наук по вопросам внутренней и внешней политики. Автор представляет массовый рост миграции как последствие экономического роста, анализирует роль китайцев, которые уже мигрировали за рубеж. Также в данной работе рассматривается исследование Международного валютного фонда «Демография и ее роль» для понимания общих тенденций демографии Китая, тесносвязанных с миграционными процессами. Данная дипломная работа содержит «Введение», две главы, «Заключение» и список использованных источников и литературы. В первой главе автор рассматривает вопросы внутренней миграции, рассматривает основные тенденции и особенности, проблемы государственного регулирования. Во второй главе автор рассматривает вопросы внешней миграции, исследует основные направления миграционных процессов и проблем государственного регулирования. Во введении формулируется тема исследования и аргументируется актуальность, также формулируется объект, предмет, цели и задачи работы. Также автор рассматривает использованную литературу и источники. В заключении автор предоставляет выводы, основанные на приведеннои исследовании.

ГЛАВА 1.ВНУТРЕННЯЯ МИГРАЦИЯ КИТАЯ

1.1.Тенденции и особенности внутренней миграции

Главной мотивацией миграции является финансовый вопрос. Как во многих других странах, не обязательно верно то, что самые бедные мигрируют первыми и представляют собой наибольшее количество миграционных потоков. Исследования указывают, что большее количество мигрантов происходит из центральной части, чем из относительно более бедных западных областей. Причиной является тот факт, что отдаленные районы в западном регионе часто населяются национальными меньшинствами, которые менее склонны к миграционным процессам. Однако, более важный факт, что в центральной части плотность населения области намного выше и сельское население более сконцентрированное. Несколько областей в центральном регионе заперты в натуральное сельское хозяйство и мало прогрессировали с начала реформ. В настоящее время данное явление называется «три сельских проблемы» - сельское производство, сельская община и сельские люди).1 Внутренняя миграция Китая по численности потоков населения сопоставима с международной миграцией. Количество внутренних трудовых мигрантов оценивается в 140 млн. человек.2 Такое многочисленное трудовое перемещение - один из самых сложных вопросов и неотложных проблем, стоящих перед Китаем сегодня. Внутреннее трудовое перемещение составляет около 16% национального роста ВВП за два последних десятилетия и представляет важный экономический вклад, выполняя стратегию снижения уровня бедности и развития сельского хозяйства. Помимо очевидной выгоды для государства, трудовое перемещение вызывает социальные и нравственные проблемы. Как в других развивающихся странах, где низкие затраты на оплату труда - сравнительное преимущество, существует тонкая линия между понятиями «занятость» и «эксплуатация». Десятки миллионов сельских трудовых мигрантов Китая, которые были направлены на развитие города и сельского хозяйства, не обладали правами на официальное трудоустройство, социальную защиту и доступа к социальному обеспечению. Тяжелое положение трудовых мигрантов долгое время оставалось незамеченным, но после установления Центральным правительством стратегии «сбалансированного развития» проблема улучшения условий для мигрирующих рабочих находится в центре внимания. Китайское лидерство утверждает, что дальнейшие реформы будут иметь место в соответствии с социально-экономическим развитием страны. Однако реальный масштаб перемещения и смягчение отрицательных аспектов представляет значительные финансовые и институциональные препятствия для максимизирования выгоды трудового перемещения. Первая глава выдвигает на первый план некоторые особенности мигрирующих рабочих и процесса перемещения, рассматривает правительственную и неправительственную политику, также рассматривает роль Международной организации в стратегии поддержки трудового перемещения. Многочисленная трудовая миграция которая являетсярезультатом национальной политики китайского правительства. Процессы индустриализации, развитие торговых отношений, урбанизация и либерализации системы хукоу также послужили толчком для трудовой миграции. В течение почти пяти десятилетий уникальная система хукоу, представляющая систему регистрации по месту жительства или прописки, ограничивала движение населения. Данная система фактически делила население Китая на две группы в зависимости от их гражданского состояния.В рамках этой системы с сельскими жителями обращаются как с неполноценными людьми - они лишеныправа селиться в городах и лишены большинства государственных услуг и прав, которыми пользуются городские жители, начиная с небольших преимуществ, предоставляющие дешёвые или бесплатные поездки и заканчивая гораздо более важными вопросами, такими как возможность зачисления своих детей в государственные школы в городах, где работают их родители. Система хукоу также не дает возможности крестьянам занимать многие рабочие места, за исключением тех, которые считаются грязными, или опасными, или с низкой оплатой труда. Фактически, Китай проводил политику «неполной урбанизации», что часто практикуется во время реформ, то есть позволяет крестьянам перейти в город, но не даёт им права постоянного жительства в городе и связанных с ним социальных пособий.3 Чтобы соответствовать данному спросу, а также выравнять региональную социально-экономическую неустойчивость, правительство Китая осуществило реформу системы хукоу для облегчения миграционной подвижности. Существующая квазисвобода передвижения позволила сельскому населению мигрировать с относительной непринужденностью.
Источники роста городского населения в Китае.4

Хотя наличие вакансий и благоприятный дифференциал заработной платы, предлагаемый в городских территориях, являются ключевыми движущими силами, экономическая выгода не единственный стимул, стоящий перед миграцией. Младшее поколение миграции находится под влиянием таких факторов как отсутствие возможностейв селе, личные стремления развития и городской образ жизни, в то время как мигрантов старшего возраста ведут больше такие факторы как нехватка земли или трудные условия жизни. Из-за проблем в сборе данных оценить масштаб внутреннего перемещения крайне сложно. Например, определение «мигрант» может измениться согласно предназначению (сельский, городской, сельско-городской, внутрипровинциальный или межпровинциальный), продолжительности пребывания (сезонный, временный и постоянный) и правовому статусу. Также получение точного представления масштаба перемещения осложнено его тайным характером: только приблизительно 40% мигрантов получают разрешение временного или постоянного жителя. Остальная часть населения, не получившая разрешения известна как «плавающее население», проживает и работает через неофициальные и нерегулируемые каналы. 1.3 миллиарда человек – предполагаемое население Китая на 2007 год, считается самым большим в мире. Но прирост населения в Китае замедлился и остается низким по сравнению с 1970-ми после принятия «политики одного ребенка», и как ожидают, составит в среднем 0.42% ежегодно к 2030. Из общего количества населения, приблизительно 78% имеют рабочий возраст (15 лет и старше),где 50 процентов находятся в возрастной группе 15-44 лет, однако, ожидается дальнейшая тенденция снижения этой возрастной группы. Снижение в приросте населения сопровождалось за прошлые три десятилетия экстраординарным экономическим ростом и быстрым преобразованием экономики. Рост был сконцентрирован в прибрежных областях, предоставляя возможности трудоустройства и приводя к обширному перемещению рабочих из сельских областей, составляя в 2005 году приблизительно 50 миллионов. Средний возраст этих мигрирующих рабочих составлял 29 лет. В 2008 китайское правительство постановило, что «политика одного ребенка» будет сохранена, а быстро уменьшающееся молодое население будет означать, что демографическое давление не будет в будущем важным фактором влияния на миграционные процессы Китая.5 Население Китая по возрастным группам. 6 Согласно переписи 2000 года, 131 миллион человек - одна десятая населения, проживает вне мест домашней регистрации.7 Другие исследования Национального Бюро Статистики (NBS), Министерства сельского хозяйства, Министерства труда и социального обеспечения (MoLSS) показали, что число сельских мигрантов составляет около 120 миллионов, из которых 100 миллионов мигрируют в городские территории, а отчет, опубликованный Китайской Академией Общественных наук оценил число мигрантов в размере 150 миллионов.8 Стратегия сокращения сельскохозяйственного сектора и расширение промышленных областей заставит новых участников сельской рабочей силы найти работу на городских территориях, а 1%-ый ежегодный темп роста урбанизации поглотит приблизительно около 300 миллионов человек из сельских районов, означая, что каждый год приблизительно 20 миллионов фермеров становятся городскими жителями.9

Мигранты и занятость

Нерегулярное перемещение, присутствие в теневом секторе экономики и высокая мобильность усложняет получение точного представления о занятости мигрантов. Мигранты главным образом используются в строительстве (25%), производственом секторе (24%), оптовой торговле, розничной продаже и поставке (20%) и сфере услуг (18%).10 Cельская низкоквалифицированная миграция существенно присутствует в обширной производственной силе Китая, составляя 68% рабочей силы в обработке и производстве, почти 80% в строительстве и более чем 52%в торговле и легкой промышленности.11 Несмотря на ненадежность трудовых отношений, отсутствие трудового законодательства и социальной защиты, высокий уровень сельских мигрантовможет быть объяснен следующими факторами: Во-первых, в климате интенсивных международных соревнований, местные органы власти привлекая инвестиции, забывают о правах рабочих и выплатах по социальному обеспечению. Работа для мигрантов как правило ограничивается рабочими местами, которые городское население находит слишком тяжелыми или унизительными.Дискриминация играет роль в препятствовании тому, чтобы мигрирующие рабочие получали определенные типы занятости, а некоторые городские власти придерживаются трудовой политики протекционизма, которая сберегает лучшие рабочие места для постоянных жителей.12 Также у местных жителей из-за длительного срока пребывания больше опыта, чем у мигрирующей рабочей силы, а учитывая высокий показатель профессиональной мобильности среди сельских мигрантов, у работодателей мало стимула обучать их, таким образом предотвращая эффективное формирование человеческого капитала. Неофициальные мигранты: население и занятость. 2005 год.13




Изгородских территорий

Ссельской местности

Всего

население, млн










город

52.6

73.6

126.3

село

5.2

18.1

23.4

всего

57.9

91.8

149.6

занятость, млн










город

45.2

61.7

106.9

село

4.9

15.0

19.9

всего

50.1

76.7

126.8




население, %










город

13.1

22.5

9.4

село

2.4

3.1

0.7

всего

7.0

11.4

44.0

занятость,%










город

16.5

22.6

39.1

село

11.0

3.1

4.1

всего

6.6

10.1

16.7
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Коммуникативные стратегии построения бренда: от монологичных к интерактивным

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
I. Современные научные подходы к визуальному изучению дестинации

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Рггу историко-архивный институт iconРггу историко-архивный институт
Деловой этикет в общественно-политической жизни современного китая: традиции и новации

Рггу историко-архивный институт iconРоссийский государственный гуманитарный университет историко-архивный институт
Политика Великобритании на Ближнем Востоке в начале ХХ века






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную