Программа
вступительных испытаний
по обществознанию
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Вступительные испытания по курсу «Обществознание» имеют целью выявить соответствие уровня социально-экономических знаний абитуриентов государственному стандарту полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право).
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Знания об этих социальных объектах дают социология, экономическая теория, политология, социальная психология, правоведение, философия. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют другу с другом изучаемые объекты. Помимо знаний в содержание курса входят социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Владение материалом по курсу обществознания предполагает наличие у абитуриентов:
• политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
• гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
• системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
• умений получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
• опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений, гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Вступительные испытания предусматривают способность абитуриентов реализовывать общеучебные умения и навыки, универсальные способы деятельности, к которым относятся:
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников;
- формулирование полученных результатов.
Вступительные испытания призваны установить базовый уровень знаний, необходимый для успешного освоения будущими студентами государственных образовательных программ высшего профессионального образования по таким направлениям бакалавриата как 080400.68 Государственное и муниципальное управление, 080100.62 Экономика 080200.62 Менеджмент, 080400.62 Управление персоналом, 030900 – Юриспруденция
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ АБИТУРИЕНТОВ
ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2014 ГОДУ: Тестовые задания состоят из 50 вопросов, которые равнозначны между собой. Среди предложенных вариантов ответа только один является правильным. Задание, оставшееся без ответа, рассматривается как выполненное ошибочно. За каждый правильный ответ абитуриент получает по 2 балла.
Максимальное количество баллов, которое может получить абитуриент, ответивший правильно на все вопросы соответствует 100 баллам.
Сопоставимость 100 бальной системы – 5-ти бальной шкале оценок.
36 – 59 баллов – «3» (удовлетворительно).
60 – 80 баллов – «4» (хорошо).
81 – 100 баллов – «5» (отлично). СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Модуль 1. Общество и человек
Понятие «общество». Черты традиционного, индустриального, постиндустриального и информационного общества. Глобализация. Биосоциальная сущность человека. Биологические потребности, социальные потребности, духовные потребности человека. Отличие человека от животного. Человеческая деятельность, ее виды. Субъект и объект деятельности. Личность и межличностные отношения. Модуль 2. Социальная сфера жизни общества
Социальная структура общества. Сословия, классы, касты. Высший, средний, низший слой общества. Социальные нормы. Социальная стратификация. Социальные институты. Семья как малая группа, функции семьи. Социальная роль. Социальный статус (предписанный, достигаемый). Формальные и неформальные санкции. Маргиналы. Шовинизм. Толерантность. Модуль 3. Экономическая сфера жизни общества
Типы экономических систем: традиционная, командно-административная (плановая), рыночная. Экстенсивный и интенсивный путь развития хозяйства. Производство, факторы производства. Прибыль, распределение, потребление. Акция. Налоги: прямые, косвенные. Субъекты и объекты налогообложения. Государственный бюджет: сбалансированный, дефицитный, профицитный. Доходная и расходная часть государственного бюджета. Государственный долг. Экономическая политика государства. Деньги, функции денег. Виды денежных расчетов. Рынок и рыночные отношения. Фондовый рынок, рынок товаров и услуг, рынок труда и др. Инфляция. Национализация. Приватизация. Товары первой необходимости. Основные права собственника: владеть, распоряжаться, передавать по наследству, дарить имущество. Модуль 4. Право и политическая сфера жизни общества
Государство. Признаки и функции государства. Политика. Власть. Задачи политической власти. Политические режимы: авторитарный, тоталитарный, демократический. Гражданское общество. Форма государственного устройства: монархия (абсолютная, ограниченная), Республика (президентская, парламентская). Принцип разделения властей: законодательная, исполнительная, судебная власти. Ветви власти в РФ. Президент РФ. Формы государственно-территориального устройства: унитарные, федеративные государства. Политические партии. Избирательная система: пропорциональная, мажоритарная, смешанная. Популизм. Право. Гражданское, уголовное, семейное, трудовое, избирательное конституционное право. Судебный процесс: адвокат, прокурор, судья. Модуль 5. Культура, духовная сфера жизни общества
Понятие «культура». Духовная и материальная культура. Элитарная, народная и массовая культура. Искусство: живопись, архитектура, скульптура, прикладные искусства, музыкальное творчество, танец, театр, кино. Образование и наука. Начальное, среднее (неполное среднее, полное среднее, средне специальное) и высшее образование. Гуманизация и гуманитаризация образования. Самообразование. Науки: точные, естественнонаучные, гуманитарные, прикладные, фундаментальные. Мораль. Религия.
УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Барабанов В.В. и др. Учебник по обществознанию 10 класс. М.: ВЕНТАНА-ГРАФ. 2013.
Клименко А., Румынина В. Обществознание: Учебное пособие для школьников старших классов и поступающих в вузы. М.: Дрофа, 2004.
Кравченко А.И., Певцова Е.А. Обществознание. 10-11 класс. М.: Русское слово. 2012.
Курбатов В.И. Обществознание. Учебник. Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
Никитин А.В. И. Учебник по обществознанию 10-11 классы. М.: Дрофа. 2011
Обществознание: учебник для 11 классов: базовый уровень/ Боголюбов Л.Н. и др. М.: Просвещение, 2000.
Обществознание: учебник для 11 классов: профильный уровень/ Боголюбов Л.Н. и др. М.: Просвещение, 2008.
Обществознание: учебник / под ред. А.Б. Безбородова. М.: Проспект, 2010.
|