Скачать 120.69 Kb.
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: - требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) - примерной программы основного(полного) общего образования по обществознанию; - авторской программы «Обществознание 10-11 кл.» для основной(полной) общеобразовательной школы авторов: Боголюбова, Л.Н. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева М., «Просвещение», 2009г. - требований к уровню подготовки учащихся 10 класса; - объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ Опалиховская гимназия. Цели курса: • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человек и гражданина, В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен Знать/понимать • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования; • особенности социально-гуманитарного познания. Уметь: • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; • объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук; • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; • формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам; • подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; • применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: • успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами; • совершенствования собственной познавательной деятельности; • критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации. • решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности; • ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции; • предвидения возможных последствий определенных социальных действий; • оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права; • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; • осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением. Количество учебных часов: 2урок в неделю (68 часа в год), в том числе контрольных работ – 4. Содержание учебного предмета. Общество (4 часа) : Общество и общественные отношения. Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Важнейшие институты общества. Человек (10 часов): Человек. Индивид. Личность. Бытие человека. Биосоциальная сущность человека. Личности и индивидуальность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Сущность человеческой деятельности. Структура т мотивы деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра.Деятельность и общение. Общение и коммуникации. Многообразие видов общения. Функции общения. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Преступность. Алкоголизм и наркомания. Социальная опасность преступности, алкоголизма, наркомании. Духовная сфера (8 часов): Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Духовное производство. Сохранение и распространение духовных ценностей. Духовное потребление. Мировоззрение и его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Мировоззрение и деятельность человека. Менталитет человека. Убеждение и вера.Нравственные ориентиры деятельности. Категории морали. Общечеловеческое, национальное, социально-групповое и индивидуальное в моральной оценке. Становление нравственного в человеке. Экономика (4 часа): Экономическая деятельность. Её измерители. Экономика производителя. Экономика потребителя. Материальное производство. Его связь и взаимодействие с духовным производством. Трудовая деятельность. Современный работник. Исполнительность и инициатива. Трудовая, технологическая, финансовая. Договорная дисциплины. Изобретательская деятельность. Открытия и изобретения. Техническое творчество. Защита прав изобретателя. Проблема гуманизации труда. Социальная сфера (15 часов): Деятельность людей – реальная движущая сила общественного прогресса. Значение свободы для самореализации человека. Границы свободы. Развитие взглядов на соотношение свободы и необходимости в деятельности людей. Что такое свободное общество. Участники исторического процесса. Народные массы. Социальные группы. Общественные объединения. Исторические личности. Многообразие путей и форм общественного развития. Политическая сфера ( 12 часов): Политическая деятельность. Политическая власть. Субъекты и объекты политики. Политические цели и средства. Их достижения. Политические действия.Политика и идеология. Сущность и структура политической идеологии. Основные идейно-политические течения современности. Право (11 часов): Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов Что такое правоотношения. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Развитие права в современной России Промежуточная аттестация: Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания контрольных работ по теоретическому материалу в конце каждой темы.
Учебно-тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по обществознанию В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен Понимать биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Знать: - что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; - примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; - разработанные человеком способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями; - что такое деятельность; - что такое потребности; - иерархическую теорию потребностей; - что представляют собой знание и процесс познания; - связь свободы и необходимости; - что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться; - что такое наука, каковы её функции в обществе, какие существуют учреждения науки, что представляет собой высшая школа. Какие виды высших учебных заведений есть в РФ; - что такое религия, роль морали в жизни человека и общества, некоторые особенности мировых религий; - что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; - что такое экономика, какова её структура и какую роль она играет в человеческом обществе, что представляет собой производство, сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; - основные элементы экономической культуры; - что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения, социальная стратификация, социальная связь и социальное взаимодействие, причины социальных конфликтов, как проявляется социальное неравенство в обществе, в чём сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают - что такое социальные нормы и социальный контроль, в чём состоит значение самоконтроля; - что представляют собой межнациональные отношения; - что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи; - актуальные проблемы нашего общества и молодёжи, как изменяются социальные роли человека в молодые годы; - что такое политическая система общества и какова роль государства в ней, основные признаки и функции государства, уметь их анализировать, что такое политический режим и какие существуют его типы, причины зарождения государства; - что такое гражданское общество, правовой статус граждан, основные признаки правового государства, что такое политическая система, типологии политических партий и их сущность; - что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения; - чем отличаются подходы к определению права, роль системы права в регулировании общественных отношений. Общее в морали и праве, правосознание, каким образом взаимодействует право и правосознание. Правомерное поведение и его признаки; - отличие трудового договора от гражданско – правовых договоров; - каковы проявления глобализации в экономической сфере, основные глобальные проблемы современности. Уметь * характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; * анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; * объяснять причинно – следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); * раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук; * осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; *оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; * формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; * подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике; * применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам. Критерии и нормы оценки знаний обучающихся «5» - ученик свободно владеет фактическим материалом в полном объёме, речь грамотная, научная; ответ изложен логично, не требует дополнительных вопросов; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; приводятся при необходимости различные точки зрения и оценки общественных явлений, аргументирована собственная точка зрения. «4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение экзаменационного материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения. «3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), не систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявляет, речь бедная. «2» - главное содержание материала не раскрыто, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание её основных положений. УМК и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:
|
![]() | Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,... | ![]() | Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,... |
![]() | Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного... | ![]() | Рабочая программа по обществознанию в X классе составлена в соответствии с Примерной программой по обществознанию (базовый уровень)... |
![]() | Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего... | ![]() | Л. Н. Боголюбова. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и реализуется через умк выпущенным... |
![]() | Л. Н. Боголюбова. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и реализуется через умк выпущенным... | ![]() | Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы... |
![]() | Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике, с учетом требований... | ![]() | Данная рабочая программа по обществознанию в 7 классе разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного... |