Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень)






Скачать 120.69 Kb.
НазваниеПояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень)
Дата публикации07.04.2015
Размер120.69 Kb.
ТипПояснительная записка
e.120-bal.ru > Право > Пояснительная записка
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом:

- требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень)

- примерной программы основного(полного) общего образования по обществознанию;

- авторской программы «Обществознание 10-11 кл.» для основной(полной) общеобразовательной школы авторов: Боголюбова, Л.Н. Городецкой, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева М., «Просвещение», 2009г.

- требований к уровню подготовки учащихся 10 класса;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом МБОУ Опалиховская гимназия.

Цели курса:

•    развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности        к        личному        самоопределению и самореализации;        интереса        к        изучению        социальных        и        гуманитарных дисциплин;

•    воспитание общероссийской идентичности, гражданской        ответственности, правового самосознания,  толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;  

•    освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения        типичных        социальных        ролей        человек и гражданина,        

В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен

                 Знать/понимать

• биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль

человека в системе общественных отношений;

• тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

• необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

• особенности социально-гуманитарного познания.

                       Уметь:

• характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

• анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

• объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая

взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества

и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

• раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и

гуманитарных наук;

• осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст,

схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

• оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

• формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

• подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

• применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных

задач по актуальным социальным проблемам.

 Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни   для:

• успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;

• совершенствования собственной познавательной деятельности;

• критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.

• решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;

• ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

• предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

• оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

• осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.

Количество учебных часов: 2урок в неделю (68 часа в год), в том числе контрольных работ – 4.
Содержание учебного предмета.

Общество (4 часа) : Общество и общественные отношения. Понятие общества. Взаимосвязь общества и природы. Общество и культура. Общество как система. Сферы общественной жизни и их взаимодействие. Важнейшие институты общества.

Человек (10 часов): Человек. Индивид. Личность. Бытие человека. Биосоциальная сущность человека. Личности и индивидуальность. Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Сущность человеческой деятельности. Структура т мотивы деятельности. Деятельность как способ человеческого бытия. Виды деятельности. Творческая деятельность. Трудовая деятельность. Игра.Деятельность и общение. Общение и коммуникации. Многообразие видов общения. Функции общения. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальный контроль и самоконтроль. Преступность. Алкоголизм и наркомания. Социальная опасность преступности, алкоголизма, наркомании.

Духовная сфера (8 часов): Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. Духовное производство. Сохранение и распространение духовных ценностей. Духовное потребление.
Мировоззрение и его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Мировоззрение и деятельность человека. Менталитет человека. Убеждение и вера.Нравственные ориентиры деятельности. Категории морали. Общечеловеческое, национальное, социально-групповое и индивидуальное в моральной оценке. Становление нравственного в человеке.

Экономика (4 часа): Экономическая деятельность. Её измерители. Экономика производителя. Экономика потребителя.
Материальное производство. Его связь и взаимодействие с духовным производством. Трудовая деятельность. Современный работник. Исполнительность и инициатива. Трудовая, технологическая, финансовая. Договорная дисциплины. Изобретательская деятельность. Открытия и изобретения. Техническое творчество. Защита прав изобретателя. Проблема гуманизации труда.

Социальная сфера (15 часов): Деятельность людей – реальная движущая сила общественного прогресса. Значение свободы для самореализации человека. Границы свободы. Развитие взглядов на соотношение свободы и необходимости в деятельности людей. Что такое свободное общество.
Участники исторического процесса. Народные массы. Социальные группы. Общественные объединения. Исторические личности. Многообразие путей и форм общественного развития.

Политическая сфера ( 12 часов): Политическая деятельность. Политическая власть. Субъекты и объекты политики. Политические цели и средства. Их достижения. Политические действия.Политика и идеология. Сущность и структура политической идеологии. Основные идейно-политические течения современности.

Право (11 часов): Социальные нормы. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Понятие о естественных правах и гражданских правах. Уровень и содержание правосознания. Правовая культура. Разновидности правовых норм. Основные отрасли права. Иерархия нормативно-правовых актов Что такое правоотношения. Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Развитие права в современной России
Промежуточная аттестация:

Промежуточная аттестация проводится в ходе оценивания контрольных работ по теоретическому материалу в конце каждой темы.


четверти



Тема контрольной работы/
практической работы


Дата

по плану/ по факту

I четверть

1.

Общество и человек

октябрь




2 четверть




Духовная культура


ноябрь




3 четверть

2

Социальная сфера


февраль




4 четверть

3

Итоговое повторение по курсу «человек и общество 10 класс»

май





Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

1

Общество


4 часа


2

Человек


10 часов


3

Духовная сфера


8 часов


4

Экономика


4 часа


5

Социальная сфера


15 часов


6

Политическая сфера


12 часов


7

Право


11 часов


8

Повторение курса


4 часа




Итого:

68 часов



Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса по обществознанию

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен
Понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

  • тенденции развития общества в целом как сложной динамической системы, а также важнейших социальных институтов;


  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;


  • особенности социально – гуманитарного познания.


Знать:

- что подразумевается под понятием «природа» в узком и широком смысле слова; - примеры вредного воздействия человека на природу, последствия возникающей дисгармонии между природой и обществом; - разработанные человеком способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи, организующие некоторые мероприятия по борьбе с экологическими нарушениями и преступлениями; 

- что такое деятельность; 

- что такое потребности; - иерархическую теорию потребностей; 

- что представляют собой знание и процесс познания; 

- связь свободы и необходимости; - что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться; 

- что такое наука, каковы её функции в обществе, какие существуют учреждения науки, что представляет собой высшая школа. Какие виды высших учебных заведений есть в РФ; - что такое религия, роль морали в жизни человека и общества, некоторые особенности мировых религий; 

- что такое искусство и как оно соотносится с художественной культурой; 

- что такое экономика, какова её структура и какую роль она играет в человеческом обществе, что представляет собой производство, сущность информационных и человеческих ресурсов экономики, а также других факторов производства; 

- основные элементы экономической культуры; 

- что такое социальный статус личности в обществе, социальная группа, социальные отношения, социальная стратификация, социальная связь и социальное взаимодействие, причины социальных конфликтов, как проявляется социальное неравенство в обществе, в чём сущность богатства, бедности, какими социальными характеристиками они обладают

- что такое социальные нормы и социальный контроль, в чём состоит значение самоконтроля; - что представляют собой межнациональные отношения; - что такое семья с социологической точки зрения, какие могут быть семьи; - актуальные проблемы нашего общества и молодёжи, как изменяются социальные роли человека в молодые годы; 

- что такое политическая система общества и какова роль государства в ней, основные признаки и функции государства, уметь их анализировать, что такое политический режим и какие существуют его типы, причины зарождения государства; 

- что такое гражданское общество, правовой статус граждан, основные признаки правового государства, что такое политическая система, типологии политических партий и их сущность; 

- что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм, каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны, чтобы оказывать реальное воздействие на власть и принимаемые ею решения; 

- чем отличаются подходы к определению права, роль системы права в регулировании общественных отношений. Общее в морали и праве, правосознание, каким образом взаимодействует право и правосознание. Правомерное поведение и его признаки; 

- отличие трудового договора от гражданско – правовых договоров; - каковы проявления глобализации в экономической сфере, основные глобальные проблемы современности. 

Уметь

* характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития; 

* анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; 

* объяснять причинно – следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества); 

* раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально – экономических и гуманитарных наук; 

* осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно – популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы; 

*оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации с точки зрения социальных норм, экономической рациональности; * формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам; 

* подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

* применять социально – экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.


Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

«5» - ученик свободно владеет фактическим материалом в полном объёме, речь грамотная, научная; ответ изложен логично, не требует дополнительных вопросов; выводы опираются на теоретические знания, доказательны; применяются умения, необходимые для ответа; приводятся при необходимости различные точки зрения и оценки общественных явлений, аргументирована собственная точка зрения.

«4» - в усвоении материала допущены незначительные пробелы и ошибки, изложение экзаменационного материала недостаточно систематизированное и последовательное, выводы доказательны, но содержат отдельные неточности, применяются не все требуемые теоретически знания и умения.


«3» - в усвоении материала имеются существенные пробелы, изложение недостаточно самостоятельное (пересказ учебника), не систематизированное и не последовательное, содержит существенные ошибки, в том числе в выводах, аргументация слабая, умения не проявляет, речь бедная.


«2» - главное содержание материала не раскрыто, ученик отказывается отвечать по теме или обнаруживает незнание её основных положений.

УМК и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Обществознание, 10 классы, под редакцией Боголюбов Л.Н., Москва "Просвещение" 2010г.

  2. Методические рекомендации по курсу «Обществознание» под ред. Л.Н. Боголюбова, Москва "Просвещение" 2009.

  3. Школьный словарь по обществознанию 10-11 классы. Пособие для общеобразовательных школ под ред. Боголюбова Л.Н. . Москва "Просвещение" 2009г.

В качестве цифровых образовательных ресурсов предполагается использование:

  1. Презентации по курсу Обществознание 10 класс.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconПояснительная записка (Базовый уровень) ( 11 класс) Настоящая рабочая...
Настоящая рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconПояснительная записка История 11 класс (базовый уровень). Данная...
Данная рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования,...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconРабочая программа по обществознанию (6 класс) пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 6 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconРабочая программа по обществознанию X класс
Рабочая программа по обществознанию в X классе составлена в соответствии с Примерной программой по обществознанию (базовый уровень)...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconРабочая программа по обществознанию ( 7 класс) Разработана учителем Федоровой Т. А
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального...
Л. Н. Боголюбова. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и реализуется через умк выпущенным...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconРабочая программа по обществознанию составлена на основе федерального...
Л. Н. Боголюбова. Данная программа рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации и реализуется через умк выпущенным...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconПояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 6 класс
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconРабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (базовый...
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой среднего (полного) образования по математике, с учетом требований...

Пояснительная записка данная рабочая программа по обществознанию для 10 класса разработана с учетом: требований Федерального компонента государственного образовательного стандарта по обществознанию (базовый уровень) iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение
Данная рабочая программа по обществознанию в 7 классе разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную