Скачать 374.12 Kb.
|
1. Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и контроля знаний. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов по направлению подготовки «Юриспруденция», обучающихся по программе бакалавров, изучающих дисциплину «История отечественного государства и права». Программа разработана в соответствии с Образовательным стандартом Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 40.03.01. «Юриспруденция», уровень подготовки «бакалавр». 2. Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «История отечественного государства и права» являются: - получение базовых знаний о закономерностях и национальных особенностях развития права и государства у народов нашей страны; - получение знаний о многообразии правовых систем, источников права; - изучение эволюции функций, форм, механизма российской государственности; - изучение эволюции российских правовых институтов и явлений, общего и особенного в их развитии на разных этапах истории страны; - Приобретение первичных навыков работы с источниками права, сравнительно-правового анализа источников и проведения исследовательской работы. 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения данной дисциплины студенты должны: 1) знать: - основные закономерности возникновения, функционирования и развития государственности и права, исторические типы и формы государства и права на территории России, их сущность и функции; - основные исторические этапы развития отечественного государства и права; - механизм российского государства, систему российского права, механизм и средства правового регулирования, реализации права на отдельных исторических этапах; - основные источники отечественного права, структуру российской правовой системы на отдельных исторических этапах; - характерные черты исторических правовых систем, действовавших в разное время на территории нашей страны, общее и особенное в их становлении, структуре и элементном составе; 2) уметь: - оперировать юридическими понятиями и категориями с учетом их исторической эволюции- оперировать юридическими понятиями и категориями; - анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения; - анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы; - анализировать исторические источники права и особенности регулирования правовых отношений. В результате изучения дисциплины студенты осваивают следующие компетенции:
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к базовой части профессионального цикла дисциплин подготовки студентов по направлению «Юриспруденция» (бакалавриат). Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: - Конституционное право России; - Административное право; - Гражданское право; - Гражданское процессуальное право; - Трудовое право; - Уголовное право; - Уголовно-процессуальное право; - Российское предпринимательское право; - Международное публичное право; - Международное частное право; - Финансовое право; - Арбитражный процесс; - Земельное право. 5. Тематический план учебной дисциплины
6. Формы контроля знаний студентов
6.1 Критерии оценки знаний, навыков 6.1.1. Домашнее задание Домашнее задание выполняется в письменной форме и представляет собой характеристику конкретной правовой нормы из выбранного правового памятника, обоснование значения этой нормы, прослеживание ее эволюции на основе более ранних правовых памятников (не более 2-3 текстов). Норма выбирается студентом самостоятельно и согласовывается с преподавателем, ведущим семинарские занятия. Объем домашнего задания – 2-3 машинописных страницы. Шкала и критерии оценки:
Максимальное количество баллов за домашнее задание – 2 балла. 6.1.2. Контрольные работы Контрольная работа выполняется в письменной форме. Целью контрольной работы является проверка знаний студентов по конкретным пройденным темам учебной дисциплины, их умения применять положения конкретных правовых актов (правовых памятников) и выявлять общие тенденции развития отечественного государства и права в соответствующие периоды их развития. Контрольная работа состоит из двух заданий, общая тематика которых определяется на основании пройденных тем учебной дисциплины и заранее сообщается студентам. Задания могут представлять собой: 1) представление системы органов власти того или иного государства в отечественной истории; 2) сравнение аспектов отечественного государства и права различных периодов; 3) извлечение информации правового характера из неюридического исторического текста; 4) толкование конкретных правовых норм с учетом особенностей историко-правового развития страны в определенный период; 5) классификацию предложенного фрагмента памятника (тип правового документа, сфера регулирования, эпоха и государство); 6) определение отдельных ключевых терминов и понятий. Ответы должны быть представлены (в зависимости от задания) в форме таблицы, схемы, небольшого эссе или же завершения предложения, включенного в задание. Каждая контрольная работа выполняется в течение 40 минут. При написании контрольной работы студентам разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Шкала и критерии оценки:
Максимальное количество баллов за каждую контрольную работу – 2 балла. 6.1.3. Промежуточная аттестация (экзамен 1) Промежуточная аттестация проводится в устной форме. Целью проведения промежуточной аттестации является промежуточный контроль знаний студентов по пройденным темам, их умения точно отвечать на поставленные вопросы, знания соответствующей историко-правовой терминологии и фактического материала (общих закономерностей развития отечественного государства и права). Промежуточная аттестация состоит из двух вопросов, которые формулируются на основании содержания учебной дисциплины в объеме, пройденном ко времени проведения промежуточной аттестации и предлагаются студентам в виде билетов, которые они выбирают сами перед началом промежуточной аттестации. Темы, по которым будут сформулированы вопросы для промежуточной аттестации, заранее объявляются студентам. Студент должен кратко и четко ответить на оба вопроса. На подготовку ответов каждому студенту дается 10 минут с момента выбора им билета. При подготовке ответов на экзаменационные билеты студентам не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Общая оценка по итогам промежуточной аттестации (по 10-балльной шкале) выставляется в виде суммы оценок за 2 ответа. Шкала и критерии оценивания каждого вопроса:
Максимальное количество баллов за экзамен 1 – 10 баллов. 6.1.4. Окончательная аттестация (экзамен 2) Экзамен проводится в письменной форме. Целью экзамена является проверка, насколько студент усвоил материал учебной дисциплины в целом и умеет ориентироваться в правовой терминологии и особенностях отечественного государства и права в различные эпохи. Экзамен состоит из трех заданий, которые формулируются в рамках содержания программы учебной дисциплины. Формы заданий соответствуют формам заданий для контрольных работ (п. 6.1.2). Ответы должны быть представлены, соответственно, в форме таблицы, схемы, небольшого эссе, завершения предложения, включенного в задание. Экзамен выполняется в течение 60 минут. На экзамене не разрешается пользоваться литературой, нормативно-правовыми актами, конспектами и иными вспомогательными средствами. Шкала и критерии оценивания:
Максимальное количество баллов за экзамен 2 – 10 баллов. 7. Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка представляет собой сумму оценок, полученных по итогам текущего контроля и на экзамене при умножении на соответствующие коэффициенты. Оценка выставляется по следующей формуле: 1) РО1 = k1 х (Ок/р1 + О к/р2) + k2 х О экзамен 1, где: РО1 - результирующая оценка 1 (максимум – 10 баллов), к 1 = 0,5 О к/р1 – баллы, полученные за контрольную работу № 1 (максимум – 2 балла), О к/р2 – баллы, полученные за контрольную работу № 2 (максимум – 2 балла), k 2 = 0,8, О экзамен 1 – баллы, полученные за экзамен 10. 2) РО2 = k1 х (Ок/р3 + О д/з) + k2 х О экзамен 2, где: РО2 - результирующая оценка 2 (максимум – 10 баллов), к 1 = 0,5, О к/р 3 – баллы, полученные за контрольную работу № 3 (максимум – 2 балла), Од/з - баллы, полученные за домашнее задание (максимум – 2 балла), k 2 = 0,8, О экзамен 2 – баллы, полученные за экзамен 2 (максимум – 10 баллов), 3) Одисциплина =к3 х ( k1 х (Ок/р1 + О к/р2 + Ок/р3 + Од/з) + k2 х О экзамен 2, где Одисциплина – окончательная оценка по дисциплине (максимум – 10 баллов), k 3 =0,25. |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... |
![]() | Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 035800. 62 «Фундаментальная... | ![]() | Охватывает круг вопросов, связанных с установлением минимальных требований к знаниям и умениям студента-магистранта и определяет... |
![]() | Охватывает круг вопросов, связанных с установлением минимальных требований к знаниям и умениям студента-магистранта и определяет... | ![]() | Также устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студентов, обучающихся по магистерской программе «Управление образованием»... |
![]() | Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) | ![]() | Требования подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты) |