12 октября 2007 года N 130-оз
ЗАКОН
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ О ПОРЯДКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГАРАНТИЙ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ Принят Думой Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры 28 сентября 2007 года (в ред. Законов ХМАО - Югры
от 22.12.2008 N 151-оз, от 02.03.2009 N 6-оз,
от 30.03.2009 N 30-оз, от 07.05.2009 N 67-оз,
от 07.07.2009 N 92-оз, от 22.07.2009 N 121-оз,
от 24.02.2011 N 16-оз, от 07.11.2013 N 116-оз) Настоящий Закон принят в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Уставом (Основным законом) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и определяет порядок предоставления государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - автономный округ). Статья 1. Основные понятия и определения, используемые в настоящем Законе 1. Государственная гарантия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее также - государственная гарантия) - вид долгового обязательства, в силу которого Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (гарант) обязан при наступлении предусмотренного в гарантии события (гарантийного случая) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена гарантия (бенефициар), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств бюджета автономного округа в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (принципалом) его обязательств перед бенефициаром.
2. Гарант - Ханты-Мансийский автономный округ - Югра.
3. Принципал - муниципальное образование или юридическое лицо, в обеспечение обязательств которого предоставлена государственная гарантия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
4. Бенефициар - лицо, в пользу которого предоставлена государственная гарантия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
5. Регрессное требование - требование гаранта, исполнившего обязательство за принципала перед бенефициаром, к принципалу о возмещении уплаченной суммы.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
6. Утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз.
7. Финансовый орган - исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий составление и организацию исполнения бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
8. Курирующий орган - исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий исполнительно-распорядительную деятельность в сфере, соответствующей направлению (цели) гарантирования.
(п. 8 в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
9. Орган экономического развития - исполнительный орган государственной власти автономного округа, осуществляющий функции по реализации единой государственной политики, нормативному правовому регулированию в сфере стратегического планирования, анализа и прогнозирования социально-экономического развития автономного округа.
(п. 9 в ред. Закона ХМАО - Югры от 24.02.2011 N 16-оз)
10. Заявитель - муниципальное образование или юридическое лицо, желающие получить государственную гарантию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и подавшие письменное обращение о ее предоставлении.
(п. 10 введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
11. Утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 24.02.2011 N 16-оз. Статья 2. Государственные гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры 1. Государственные гарантии могут быть предоставлены:
1) муниципальным образованиям Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;
2) юридическим лицам, зарегистрированным на территории Российской Федерации и осуществляющим свою деятельность на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, за исключением федеральных государственных и муниципальных унитарных предприятий.
2. Государственные гарантии предоставляются в письменной форме и оформляются договором (соглашением) о предоставлении государственной гарантии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В случае предоставления государственных гарантий юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в рамках федерального законодательства о концессионных соглашениях, договоры (соглашения) о предоставлении государственных гарантий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры являются приложениями к концессионным соглашениям.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
3. Государственные гарантии предоставляются исходя из приоритетов социально-экономического развития автономного округа для решения социально значимых задач автономного округа и в целях реализации приоритетных инвестиционных проектов, осуществляемых при поддержке автономного округа.
(п. 3 в ред. Закона ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
3.1. Порядок отбора инвестиционных проектов для предоставления государственных гарантий по кредитам, привлекаемым на осуществление инвестиционных проектов, реализуемых в рамках федерального законодательства о концессионных соглашениях (далее - Порядок отбора проектов), утверждается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Правительство автономного округа).
(п. 3.1 введен Законом ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
3.2. Государственные гарантии предоставляются по кредитам российских банков, имеющих генеральную лицензию Центрального банка Российской Федерации на осуществление банковских операций, а также по кредитам государственной корпорации "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)".
(п. 3.2 введен Законом ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
3.3. Кредиты, обеспеченные государственными гарантиями, являются целевыми и направляются исключительно на осуществление (финансирование) инвестиционных проектов, отобранных в установленном порядке.
(п. 3.3 введен Законом ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
3.4. Государственные гарантии предоставляются в обеспечение исполнения обязательств юридических лиц, реализующих инвестиционные проекты в рамках федерального законодательства о концессионных соглашениях, на сумму кредитов, составляющих не более 50 процентов стоимости инвестиционных проектов.
(п. 3.4 введен Законом ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
3.5. Размеры, порядок и условия предоставления государственных гарантий юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в рамках федерального законодательства о концессионных соглашениях, должны быть указаны в решениях о заключении концессионных соглашений, конкурсной документации, концессионных соглашениях и договорах (соглашениях) о предоставлении государственных гарантий, являющихся приложениями к концессионным соглашениям.
(п. 3.5 введен Законом ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
4. Государственные гарантии не могут быть предоставлены муниципальным образованиям автономного округа:
1) имеющим просроченную задолженность перед бюджетом автономного округа по средствам, полученным на возвратной основе, по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, неурегулированные обязательства по ранее предоставленным государственным гарантиям автономного округа;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
2) имеющим превышение предельных значений дефицита местного бюджета, предельных объемов муниципального долга и расходов по его обслуживанию.
5. Государственные гарантии автономного округа не могут быть предоставлены юридическим лицам:
1) находящимся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
2) имеющим просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и (или) обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
3) ограниченным уставными документами в осуществлении соответствующего вида деятельности;
4) имеющим неустойчивое финансовое состояние, низкие показатели текущей ликвидности, обеспеченности собственным потенциалом.
5.1. Юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в рамках федерального законодательства о концессионных соглашениях, государственные гарантии не могут быть предоставлены:
1) при нахождении в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства, а также в случае, если их участники (акционеры) находятся в процессе реорганизации, ликвидации или банкротства;
2) при имеющейся просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и (или) обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды, а также в случае, если их участники (акционеры) имеют просроченную задолженность по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе и (или) обязательным платежам в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и государственные внебюджетные фонды;
3) при ограничении уставными документами в осуществлении соответствующего вида деятельности;
4) при отсутствии у участников (акционеров), доля которых в уставном капитале принципала составляет не менее 10 процентов, руководящего состава принципала, а также подрядчиков, привлекаемых принципалом к реализации инвестиционного проекта, успешного опыта реализации подобных инвестиционных проектов, в том числе по их выводу на плановую окупаемость, обеспечению достижения запланированных показателей экономической эффективности;
5) при отсутствии документального подтверждения со стороны сторонних инвесторов (соинвесторов) и (или) кредитных организаций о готовности предоставить финансирование для покрытия той доли от полной стоимости проекта, которая не обеспечена государственной поддержкой и собственными средствами участников (акционеров) принципала;
6) при наличии одного из рисков, установленных в Порядке отбора проектов.
(п. 5.1 введен Законом ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
6. Государственные гарантии автономного округа могут предоставляться как на платной, так и на бесплатной основе. Порядок, условия и размер взимания платы за предоставление государственной гарантии устанавливаются Правительством автономного округа.
(п. 6 введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз; в ред. Законов ХМАО - Югры от 07.05.2009 N 67-оз, от 24.02.2011 N 16-оз, от 07.11.2013 N 116-оз)
7. Утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз. Статья 3. Обеспечение исполнения обязательств принципала по регрессному требованию 1. Предоставление принципалом (за исключением городских округов и муниципальных районов автономного округа) обеспечения исполнения своих обязательств по регрессному требованию гаранта является обязательным в размере не менее 100 процентов от суммы предоставляемой гарантии.
(п. 1 в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
2. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала могут быть:
1) банковские гарантии;
2) утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз;
3) государственные и муниципальные гарантии;
4) залог имущества.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
Передаваемое в залог имущество должно иметь высокую степень ликвидности, определяемую исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим управление и координирующим деятельность иных исполнительных органов государственной власти автономного округа в сферах управления государственной собственностью, земельных и кадастровых отношений.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
3. Предметом залога может служить имущество в виде:
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
1) принадлежащего залогодателю на праве собственности недвижимого имущества, за исключением социальных объектов, находящихся в собственности муниципального образования автономного округа;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
2) принадлежащих принципалу на праве собственности основных средств (в том числе производственного оборудования, транспортных средств) с амортизацией не более 10 процентов на момент заключения договора залога имущества;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
3) принадлежащих принципалу имущественных прав (требований) (в отношении государственных гарантий, предоставленных юридическим лицам, реализующим инвестиционные проекты в рамках федерального законодательства о концессионных соглашениях).
(пп. 3 в ред. Закона ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
Оценка рыночной стоимости имущества, передаваемого в качестве залога, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
Предметом договора залога не может являться имущество, которое:
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
находится в собственности автономного округа;
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
в соответствии с законодательством Российской Федерации не может являться предметом залога;
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
является предметом залога по другим договорам.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
Расходы, связанные с оформлением залога и оценкой передаваемого в залог имущества, несет залогодатель.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
Договор залога имущества заключается в соответствии с гражданским законодательством одновременно с договором о предоставлении государственной гарантии.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
4. Передаваемое в залог имущество (кроме прав требования по денежным обязательствам) должно быть застраховано залогодателем за свой счет от всех рисков утраты и повреждения на полную оценочную стоимость с указанием гаранта в качестве выгодоприобретателя и остается в пользовании у залогодателя.
(п. 4 в ред. Закона ХМАО - Югры от 30.03.2009 N 30-оз)
5. Утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 22.07.2009 N 121-оз.
6. Если исполнение государственной гарантии ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу, гарант начисляет принципалу проценты на сумму, уплаченную бенефициару, в размере одной второй ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату исполнения государственной гарантии, в порядке и на условиях, установленных Правительством автономного округа.
(п. 6 введен Законом ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз) Статья 4. Принятие решения о предоставлении государственных гарантий (в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз) 1. От имени Ханты-Мансийского автономного округа - Югры государственные гарантии предоставляются Правительством автономного округа в пределах общей суммы предоставляемых государственных гарантий, указанной в законе автономного округа о бюджете автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период.
2. Заявитель, желающий получить государственную гарантию, направляет в курирующий орган заявление и документы согласно перечню, утверждаемому Правительством автономного округа.
3. Курирующий орган рассматривает документы на предмет отсутствия указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 7 настоящей статьи оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной гарантии, оценивает целесообразность предоставления заявителю государственной гарантии, готовит проект распоряжения Правительства автономного округа о предоставлении государственной гарантии (в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной гарантии) и в срок, не превышающий пяти рабочих дней с даты поступления документов заявителя, направляет заключение о результатах такой оценки, проект распоряжения Правительства автономного округа о предоставлении государственной гарантии и документы заявителя на рассмотрение в орган экономического развития либо возвращает документы заявителю с приложением письменного обоснования причин отказа в предоставлении государственной гарантии.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз, от 24.02.2011 N 16-оз)
4. Орган экономического развития рассматривает поступившие документы на предмет отсутствия указанных в подпункте 5 пункта 7 настоящей статьи оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной гарантии, проводит оценку соответствия цели предоставления государственной гарантии приоритетам социально-экономического развития автономного округа, эффективности оказания государственной поддержки в форме предоставления государственной гарантии автономного округа и в срок, не превышающий 14 рабочих дней с даты поступления документов, направляет заключение о результатах такой оценки, документы заявителя, заключение курирующего органа и проект распоряжения Правительства автономного округа о предоставлении государственной гарантии в финансовый орган (в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной гарантии) либо возвращает документы заявителю с приложением письменного обоснования причин отказа в предоставлении государственной гарантии.
(п. 4 в ред. Закона ХМАО - Югры от 24.02.2011 N 16-оз)
4.1. Утратил силу. - Закон ХМАО - Югры от 24.02.2011 N 16-оз.
5. Финансовый орган рассматривает поступившие документы на предмет отсутствия указанных в подпункте 6 пункта 7 настоящей статьи оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной гарантии, проводит в соответствии с установленным им порядком анализ финансового состояния заявителя и в срок, не превышающий 22 рабочих дней с даты поступления документов, направляет заключение о результатах проведенного финансового анализа, документы заявителя, проект распоряжения Правительства автономного округа о предоставлении государственной гарантии, заключение курирующего органа и заключение органа экономического развития в Правительство автономного округа (в случае отсутствия оснований для отказа в предоставлении государственной гарантии) либо возвращает документы заявителю с приложением письменного обоснования причин отказа в предоставлении государственной гарантии.
(в ред. Законов ХМАО - Югры от 07.05.2009 N 67-оз, от 24.02.2011 N 16-оз)
В случае, если способом обеспечения исполнения обязательств заявителя по регрессному требованию является залог имущества, финансовый орган запрашивает оценку степени его ликвидности в исполнительном органе государственной власти автономного округа, осуществляющем управление и координирующем деятельность иных исполнительных органов государственной власти автономного округа в сферах управления государственной собственностью, земельных и кадастровых отношений.
6. Правительство автономного округа в срок, не превышающий 20 рабочих дней с даты поступления документов и заключений, указанных в пунктах 3 - 5 настоящей статьи, принимает решение о предоставлении государственной гарантии в форме распоряжения Правительства автономного округа либо возвращает документы заявителю с приложением письменного обоснования причин отказа в предоставлении государственной гарантии.
7. Основанием для отказа в предоставлении государственной гарантии является одно из следующих обстоятельств:
1) если заявитель подпадает под действие пунктов 4, 5, 5.1 статьи 2 настоящего Закона;
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 07.11.2013 N 116-оз)
2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;
3) отсутствие надлежащего обеспечения исполнения обязательств заявителя по регрессному требованию в случаях, если его наличие является обязательным;
4) сообщение заявителем недостоверных сведений;
5) несоответствие цели предоставления государственной гарантии целям, указанным в пункте 3 статьи 2 настоящего Закона;
(пп. 5 в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
6) неудовлетворительное финансовое состояние заявителя.
(пп. 6 в ред. Закона ХМАО - Югры от 02.03.2009 N 6-оз)
8. В распоряжении Правительства автономного округа о предоставлении государственной гарантии должны быть указаны:
1) лицо, в обеспечение исполнения обязательств которого предоставляется государственная гарантия;
2) лицо, в пользу которого предоставляется государственная гарантия;
3) обязательство, в обеспечение которого выдается гарантия;
4) объем ответственности гаранта по обеспеченному им обязательству принципала;
5) предельная сумма гарантии;
6) срок действия гарантии;
7) наличие или отсутствие регрессного требования;
8) размер платы за предоставление гарантии, если гарантия предоставляется на платной основе;
9) перечень договоров, которые должны быть заключены при предоставлении государственной гарантии;
10) должностные лица или исполнительные органы государственной власти автономного округа, уполномоченные на заключение договоров от имени Правительства автономного округа.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.07.2009 N 121-оз)
9. На основании решения о предоставлении государственной гарантии Правительство автономного округа или от его имени исполнительные органы государственной власти автономного округа с учетом требований Бюджетного кодекса Российской Федерации и настоящего Закона заключают договоры:
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.07.2009 N 121-оз)
1) о предоставлении государственной гарантии;
2) об обеспечении принципалом его возможных будущих обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса сумм, уплаченных автономным округом во исполнение (частичное исполнение) обязательств по гарантии;
3) иные договоры в соответствии с распоряжением Правительства автономного округа.
10. В договоре о предоставлении государственной гарантии должны быть определены условия гарантии, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Статья 5. Ответственность автономного округа по предоставленным государственным гарантиям (в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз) 1. По предоставленным государственным гарантиям гарант несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности принципала по основному обязательству принципала (то есть по обязательству принципала перед бенефициаром) в пределах суммы государственной гарантии.
2. Ответственность гаранта по государственной гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств принципала по кредитному договору, ограничивается уплатой суммы основного долга и начисленных на нее плановых процентов (то есть платы за предоставление кредита), при этом государственной гарантией не обеспечивается исполнение обязательств принципала по уплате судебных расходов, штрафов, комиссий, пеней, процентов за просрочку погашения задолженности по основному долгу и просрочку уплаты плановых процентов.
3. Порядок предъявления, рассмотрения и исполнения требований бенефициара к гаранту об уплате денежной суммы по гарантии, признания требования необоснованным, основания для отказа в удовлетворении гарантом требований бенефициара и прекращения обязательств по гарантии, а также условия отзыва гарантии и иные вопросы взаимоотношений между гарантом, бенефициаром и принципалом, не урегулированные настоящим Законом, устанавливаются соответствующими договорами, указанными в пункте 9 статьи 4 настоящего Закона. Статья 6. Учет государственных гарантий 1. Учет предоставленных государственных гарантий, исполнение принципалом своих обязательств, платежей по государственным гарантиям ведет финансовый орган.
(в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз)
2. Общая сумма обязательств, вытекающая из предоставленных государственных гарантий, включается в Государственную долговую книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
3. При предоставлении государственной гарантии вносится соответствующая запись в Государственную долговую книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры об увеличении государственного долга автономного округа.
4. Если государственная гарантия обеспечивает исполнение обязательств принципала полностью, то в случае частичного исполнения принципалом своих обязательств предельная сумма государственной гарантии сокращается на сумму такого исполнения. Если государственная гарантия обеспечивает исполнение обязательств принципала частично, то в случае частичного исполнения принципалом своих обязательств предельная сумма государственной гарантии сокращается пропорционально доле предельной суммы предоставленной гарантии в общем объеме обязательств принципала перед бенефициаром по соответствующему договору. Сокращение предельной суммы государственной гарантии производится на основании уведомлений бенефициара и (или) отчетности принципала.
Запись об уменьшении государственного долга автономного округа на сумму сокращенной предельной суммы государственной гарантии вносится в Государственную долговую книгу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, в отчетность об исполнении бюджета автономного округа за отчетный период, а также в программу государственных гарантий автономного округа при формировании бюджета автономного округа на очередной финансовый год и на плановый период. Указанная запись вносится только при наличии соглашения между гарантом, принципалом и бенефициаром, предусматривающего порядок и условия сокращения предельной суммы гарантий при частичном исполнении обеспеченных государственной гарантией обязательств принципала.
(п. 4 в ред. Закона ХМАО - Югры от 22.12.2008 N 151-оз) Статья 7. Заключительные положения Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2008 года.
Установить, что до 1 января 2010 года действие подпункта 4 пункта 5 статьи 2 (в части запрета предоставления государственных гарантий юридическим лицам, имеющим неустойчивое финансовое состояние) и подпункта 6 пункта 7 статьи 4 настоящего Закона не распространяется на юридических лиц (заявителей), имеющих обязательства по государственным контрактам на выполнение работ для нужд автономного округа.
(абзац введен Законом ХМАО - Югры от 22.07.2009 N 121-оз) Губернатор
Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
А.В.ФИЛИПЕНКО
г. Ханты-Мансийск
12 октября 2007 года
N 130-оз |