Роль государства в развитии фандрайзинга в благотворительных организациях России
Коробова Татьяна Станиславовна
Аспирант
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, экономический факультет, Москва, Россия
E-mail: tatianaskorobova@gmail.com
Согласно позиции ряда ученых, основную роль в развитии благотвортельности и ее механизмов отводится государству. Это связано прежде всего с тем, что отрасли, в рамках которых благотворительные организации осуществляют свою деятельность (здравоохранение, социальная защита, образование, культура и искусство и др.) относятся к отраслям, «функционирование которых невозможно или нежелательно без поддержки и регулирования государства»[3].
На наш взгляд, роль государства заключается не столько в материально-технической поддержке, сколько прежде всего в формировании инфраструктурных условий развития благотворительных организаций: законодательной базы; выработке приоритетных направлений социально-экономического развития; стимулирования участия юридических и физических лиц в благотворительной деятельности, а также содействии развитию социально-экономического взаимодействия в целях осуществления благотворительной деятельности.
Согласно анализу направлений реализации политики госудаства, сформулированных в обновленном варианте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года [5], основной целью в отношении некоммерческих негосударственных организаций ставится курс содействия достижения ими конкурентоспособности в предоставлении социальных услуг населению.
Одно из основных направлений данного курса реализуется в рамках Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций [6], которая предуматривает:
– прямую финансовую поддержку за счет бюджетных средств;
– оказание имущественной поддержки;
– предоставление налоговых льгот.
По данным Министерства экономического развития, в 2011 году среди поданных 496 заявок на участие в конкурсном отборе социально ориентированных некоммерческих организаций победителями конкурса стали 35 организаций. Общий объем предоставленных им субсидий составил 132 млн. руб. В 2012 году из 702 организаций получателями субсидий на общую сумму 162 млн. руб. стали 48 социально ориентированных некоммерческих организаций. В 2013 году из 606 заявок победили 42 на сумму 266,5 млн. руб.
Проведенный анализ роли государства позволил выявить ряд характерных тенденций развития благотворительных организаций в современных российских условиях. Литература
Гаврилова, Н.М., Пономаренко, Е.В. Третий сектор: механизм некоммерческого хозяйствования. – М.: Н.изд-во, 1999.
Жильцов, Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. – М.: Изд-во МГУ, 1995.
Маяцкая И.Н. Маркетинг в социальной сфере: Монография. М.: Большая Российская энциклопедия. 2003. С 12.
Инновационное развитие сферы услуг: Учебн.пособие/ Под ред. Е.В. Егорова, Т.Б. Беляевой – М.: Экономический факультет МГУ имени М.В.Ломоносова, 2010.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, состоявшегося 21 июля 2006 г. и утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
Федеральный закон от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций».
|