Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет»






НазваниеУчебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет»
страница1/15
Дата публикации28.02.2015
Размер2.45 Mb.
ТипУчебное пособие
e.120-bal.ru > Право > Учебное пособие
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
Восточный институт экономики, гуманитарных наук,

управления и права
М.И. Гарипов, А.А. Гарипова
Понятийно-категориальное поле современного образования
Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан

Издательство «Восточный университет»

Уфа 2007
УДК37 ББК74 Г20
Печатается по решению редакционно-издательского совета ВЭГУ
Гарипов М.И., Гарипова А.А. Понятийно-категориальное поле современного образования: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2007. – 180 с.
ISBN 5-87865-441-5
В учебном пособии дано краткое изложение сущности категорий, понятий педагогики по педагогическим дисциплинам в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования, освещены наиболее актуальные проблемы современного образования, такие как цели, задачи приоритетного национального проекта РФ «Образование», педагогика межнациональных отношений, социология образования, возможные инновационные направления развития образования.

Пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности 031200 «Педагогика и методика начального образования», а также учащихся педагогических училищ, лицеев, колледжей, где изучается педагогика.
Рецензенты: А.Ф. Амиров, д-р пед. наук, профессор; Ф.Ш. Терегулов, д-р пед. наук, профессор.
© Издательство «Восточный университет», 2007
Оглавление
Введение
ГЛАВА I. ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ РФ «ОБРАЗОВАНИЕ»

§1. Понятие о приоритетном национальном проекте

§2. Инфраструктура инновационного образования

§3. Реализация приоритетного национального проекта

Российской Федерации «Образование» в Республике Башкортостан

ГЛАВА II. ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

§1. Качество образования как цель и задача системы образования

§2. Стратегические ориентиры образовательной политики государства

§3. Дошкольное и общее образование

§4. Создание системы всеобщего непрерывного профессионального образования, соответствующей потребностям страны и тенденциям мирового рынка труда

§5. Перспективные условия эффективности образовательной политики государства

ГЛАВА III. ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ

§1. Предметно-проблемное поле современной педагогики

§2. Личность как объект и субъект воспитания

§3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

§4. Методология педагогики и методы педагогических исследований

ГЛАВА IV. ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ

§1. Сущность воспитания

§2. Воспитание как педагогический процесс

§3. Формирование личности в процессе воспитания

§4. Методы, средства и формы воспитания в современной педагогике

§5. Коллектив как средство воспитания

§6. Воспитательные технологии и системы

§7. Педагогика социальной среды

§8. Семейное воспитание

ГЛАВА V. ТЕОРИЯ ОБУЧЕНИЯ (ДИДАКТИКА)

§1. Сущность процесса обучения

§2. Законы, закономерности и принципы обучения

§3. Содержание образования

§4. Методы и средства обучения

§5. Формы организации учебного процесса

§6. Диагностика и контроль в обучении

§7. Современные технологии обучения

ГЛАВА VI. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ

§1. Основы общей теории социального управления

§2. Система образования в России

§3. Основы внутришкольного управления

ГЛАВА VII. СОЦИАЛЬНАЯ И КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

§1. Социальная педагогика

§2. Коррекционная педагогика

ГЛАВА VIII. ПЕДАГОГИКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

§1. Современное этносоциальное и этнополитическое развитие Российской Федерации и Республики Башкортостан

§2. Межнациональное общение и межнациональные конфликты

§3. Народная педагогика о воспитании национального самосознания и межэтнической толерантности и патриотизма

ГЛАВА IX. СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

§1. Теоретико-методологические основы социологических исследований в образовательном учреждении

§2. Социологическое исследование как средство повышения эффективности целостного педагогического процесса

§3. Логика и структура социологического исследования в общеобразовательном учреждении

§4. Методы сбора социологической информации: возможности и особенности их применения

§5. Обработка, анализ, интерпретация и использование результатов социологического исследования в образовательном учреждении

ГЛАВА X. ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ БАЗА ОБРАЗОВАНИЯ

§1. Государственная образовательная политика

§2. Взаимодействие учреждений образования и органов власти

ГЛАВА XI. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ: РАЗРАБОТКА ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТА

§1. Основные понятия, используемые в разработке инновационного проекта

Заключение

Тезаурус

Список рекомендуемой литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одной из особенностей современной общественной жизни является применение термина «поле», которое обозначает пространство, на котором разворачиваются те или иные события. Например, «информационное поле», «законодательное поле» и т.д.

В научном обороте известны такие понятия, как «электрическое поле», «магнитное поле», «биополе»; поле как участок земли, обрабатываемый человеком, и т.д.

В сфере образования для обозначения широкого круга общественных процессов, связанных с воспитанием и обучением подрастающих поколений, целостного педагогического процесса, социального окружения школы, взаимоотношений общества и школы вполне логично и научно обоснованно применение термина «поле» – «образовательное поле».

Назвав предложенное учебное пособие «Понятийно-категориальное поле современного образования», авторы исходили прежде всего из того, что современный вуз призван дать студентам обширные знания не только по изучаемым, но и по смежным дисциплинам, о процессах, реально происходящих в жизни, на практике, обеспечивая тем самым подготовку конкурентоспособных специалистов с широкими компетенциями, обширным кругозором.

Многолетний опыт преподавания педагогических дисциплин показывает, что большинство студентов, несмотря на многообразие методов форм изложения учебного материала, повторения основных категорий и понятий педагогики, не воспринимают их как методологические основы изучаемых дисциплин, более того, не могут связать их с практической деятельностью как на семинарских занятиях, так и на производственных практиках в образовательных учреждениях. Основной причиной этого явления, как выяснилось в ходе специального исследования, является то, что студенты не вникают в суть категорий и понятий как методологической основы современной педагогики, а пытаются воспроизвести текст дословно, не вникая глубоко в его содержание.

Главы I, II, VII, VIII, IX, X предложенного пособия даны в более расширенном формате. Это объясняется новизной проблем, сложностью их содержания, более прагматичной направленностью.

Целенаправленное краткое изложение методологических основ категорий и понятий поможет студентам освоить их осмысленно, связывая с будущей профессиональной деятельностью, облегчит усвоение ими дополнительного материала изучаемых дисциплин.

Категории (категория) – от греч. kategoria – высказывание, признак. В философии – наиболее общие и фундаментальные понятия, выражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Категории образовались как результат обобщения исторического развития познания.

В педагогике категории означают фундаментальные, существенные, всеобщие свойства процесса обучения, воспитания, которые раскрывают диалектику единого педагогического процесса, придают педагогическому процессу логику, системность, последовательность, процессуальность, обеспечивают достижение поставленной цели воспитания, обучения, формирования личности в соответствии с целями и задачами современного общества.

Понятие – форма научного и обыденного мышления; результат обобщения свойств предметов некоторого класса и мысленного выделения самого этого класса по определенной совокупности общих для предметов этого класса отличительных признаков. Понятия закрепляются в слове. В понятии отражаются такие предметы и их свойства, которые невозможно представить в виде наглядного образа. В понятии различают содержание и объем. Содержание понятия – это совокупность признаков, по которым предметы обобщаются в понятии. Объем понятия – множество (класс) обобщаемых в понятие предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия. В зависимости от объема понятия классифицируются на единичные, собирательные и общие.

В соответствии с характером представленных в понятии предметов различают конкретные и абстрактные понятия (хотя четкой границы между ними нет). В зависимости от типа процесса обобщения материала (в науке или школьном обучении) выделяются эмпирическое и теоретическое понятия. Между понятиями существуют многообразные отношения, подчиняющиеся законам логики. Установление отношений между понятиями осуществляется в процессе познания и обучения с помощью определения, обобщения, систематизации, сравнения. Этими мыслительными операциями учащиеся овладевают в процессе решения познавательных задач, активного оперирования понятием, в ходе проверки понятия с точки зрения истинности или ложности, сопоставления понятия с конкретной действительностью. При этом понятия включаются в суждения, которые в свою очередь образуют систему умозаключений. В процессе мышления понятие выступает и в качестве исходного пункта и как его результат.

В форме понятия происходит процесс усвоения обучающимися системы научных знаний. Для педагогики большую значимость имеет различение житейских и научных понятий. Житейские понятия образуются вне специального обучения, в ходе жизнедеятельности ребенка, опосредованной общением с другими людьми. Научные понятия систематичны, имеют четкие признаки, но они более чем житейские понятия абстрагированы от реальности, их связь с действительностью должна быть специально раскрыта обучающимся в процессе обучения. Иначе понятия будут «книжными», формальными, ограниченными внешней речевой формой. Педагогикой и психологией выявлены особенности развития житейских и научных понятий, а также связи между ними, что должно учитываться в процессе обучения. Это позволит избежать вербализма научных понятий.

Педагогические понятия в процессе развития общества диалектически меняются, обновляется их содержание, появляются новые понятия, отражающие изменения в сфере образования.

Так, среди последних понятий, введенных в оборот в образовательной сфере, в том числе в педагогике, вызванными потребностями общества являются следующие.

– Взаимосвязь образования и новых технологий производства.

Первая и наиболее очевидная связь: новые технологии производства объективно требуют от образования адекватной подготовки специалистов. Оптимальным решением является тесный контакт, двустороннее партнерство между образованием и бизнесом.

Вторая неотъемлемая сторона партнерства предполагает активное восприятие заказа работодателей системой образования, ее открытость и гибкость по отношению к внешним запросам.

– От новых технологий на производстве – к новым технологиям в образовании.

Адекватная подготовка специалистов, ориентация на современный рынок труда означает не только обучение тем технологиям, которые сегодня востребованы на производстве, но и готовности к их мобильности в сфере производства, получения дополнительного образования. Экономика сейчас чрезвычайно динамична: технологии производства быстро устаревают и сменяются новыми. Задача образования и особенно профессионального – более широкая: обеспечить готовность каждого специалиста мобильно дообучаться и переобучаться, не отставая от технологической эволюции. Это в свою очередь требует принципиально новых образовательных технологий. Это же требование выдвигается перед общеобразовательной школой – подготовить выпускников к обучению в условиях инновационных педагогических технологий на последующей ступени образования.

– Образование и наука: новые технологии для производства.

Современная экономика ставит перед образованием научную задачу постоянно и целенаправленно разрабатывать и внедрять в производство новые технологии. Если для вузов – это интеграция вузовской науки с производством, подготовка кадров, способных решать не только производственные, но и научные задачи, поиск и привлечение в науку талантливой молодежи, эффективное использование научного потенциала, то для общеобразовательной школы – это поиск и целенаправленное обучение талантливых и способных учащихся, желающих заниматься наукой. Главное направление – обеспечение минимально короткого пути от разработки новых идей, технологий до внедрения в производство. Подготовка к реализации данной задачи требует новых технологий организации образовательного процесса.

– Образование и армия: новые технологии социализации.

Это создание условий для получения военнослужащими, прежде всего военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, начального профессионального образования. Предполагается, что солдаты одновременно с получением военной профессии должны будут получить какую-либо рабочую профессию, пройти обучение по программе начального профессионального образования. Для этого в армии создается около 30 военных учебных центров для обучения военнослужащих по сопряженной гражданской профессии.

– Компетентностный подход с технологической поддержкой.

Развитие новых образовательных, социально-ориентированных, компетентностных технологий необходимо сегодня не только в профессиональном, но в первую очередь в общем образовании, получение которого обязательно и гарантировано государством. Современная жизнь требует от молодого поколения умения гибко ориентироваться в мощных информационных потоках и принимать решения в быстро меняющихся, неопределенных условиях. Сегодня неотъемлемым элементом жизненной среды является Интернет, поэтому современные информационные технологии должны быть органической частью школьного образования.

Кроме того, действенными стимулами развития качества образования для школ и учителей являются новые экономические управленческие технологии. Это подушевое финансирование школ и новая система оплаты труда, поощрения лучшим учителям, вознаграждение за классное руководство, региональные решения социальной поддержки учительства.

– Модернизация образования: новые технологии управления.

Новое организационно-технологическое управление включает в себя оценку качества образования, формирование образовательной экономики, развитие структуры и инфраструктуры образовательных сетей, профессиональное и общественное участие в управлении образованием.

При этом используется весь накопленный отечественный и зарубежный опыт, в том числе опыт создания национальных систем оценки качества образования, фондов ресурсного капитала, попечительских и управляющих советов, профильное обучение, устройство и реформирование школьной сети, укрепление ресурсных центров, методы проектирования и грантовой поддержки и т.д.

– Бизнес + образование = инновационное общество. Интеграция образования и бизнеса.

Важнейшие задачи системы российского образования состоят в том, чтобы приобретенные студентами в высшей школе знания и навыки были передовыми и обновленными, а сами выпускники – конкурентоспособными. Без движения системы образования и бизнеса навстречу друг другу достичь этого не удастся.

Такое заключение вытекает из положения о том, что кадры необходимы бизнесу. В силу этого представители крупного, среднего и малого бизнеса выдвигают свои требования к уровню подготовки кадров, участию в процессе обучения, контролю качества подготовки специалистов, принимают самое активное участие в учредительстве и финансировании образовательных учреждений.

Не дожидаясь решения данной проблемы, крупный бизнес создает свои учебные заведения. Так, корпоративные университеты открыли: ОАО «Северсталь», ОАО « РУС АЛ», РАО «ЕЭС России», КБ «Сухой», «Марион», «Вымпелком», «Уралкалий», «Камкабель», «Лукойл», «Пермь-нефтеоргсинтез», «Краснокамская фабрика», «Госзнак», «Росгосстрах», «Уралсиб», «Вимм-Билль-Данн», «Ростелеком» и др.

В представленном учебном пособии авторы попытались довести до читателей, в данном конкретном случае студентов, мысль о том, что категории и понятия в педагогике являются методологическими основами при изучении дисциплины «педагогика» и их усвоение повысит эффективность профессиональной подготовки будущих учителей, воспитателей, социальных педагогов.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconДмитриев А. В. Конфликтология: Учебное пособие
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconПоложение о Малой академии наук школьников Республики Башкортостан Общие положения
Малая академия наук школьников Республики Башкортостан (далее -ман) является добровольным творческим объединением обучающейся молодежи,...

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconО признании утратившими силу некоторых приказов
Башкортостан от 22 октября 2008 года №47 «О порядке администрирования доходов консолидированного бюджета Республики Башкортостан,...

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconУчебное пособие / Под ред. Шихвердиева А. П. Издательство Академии...
Корпоративное управление Учебное пособие / Под ред. Шихвердиева А. П. Издательство Академии Государственной службы при Главе Республики...

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconИздательство Год Потребность 1 Зарембо Е. Г. Сварочное производство:...
Мойкин Д. А. Неразрушающий контроль в вагонном хозяйстве: учебное пособие. – Спб. – 87с

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» icon«Санкт-Петербургский государственный экономический университет» Учебное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconУчебное пособие подготовлено на основе Государственного образовательного...
Учебное пособие предназначено для студентов всех форм обучения (дневной, заочной, дистанционной), а также слушателей, получающих...

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconМинистерство образования и науки фгоу впо тюменский государственный университет
Д. Ю. Акулинин. Экономика, финансовое обеспечение и налогообложение инновационной деятельности: учебное пособие. Тюмень: Издательство...

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconУшакова Рекомендовано Министерством образования и науки Российской...
Отечественная история. XX – начало XXI веков : учебное пособие / под ред. А. В. Ушакова. – М.: Ид «форум»: инфра-м, 2011. – 448 с....

Учебное пособие Рекомендовано Министерством образования Республики Башкортостан Издательство «Восточный университет» iconУчебное пособие Челябинск д анилова Ирина Валентиновна, Моцаренко...
Данилова Ирина Валентиновна, Моцаренко Наталья Васильевна. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – Челябинск: Издательство...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную