Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края






НазваниеРазвитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края
Дата публикации12.02.2015
Размер66.5 Kb.
ТипДокументы
e.120-bal.ru > Маркетинг > Документы
УДК 339.138

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЫРОДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
И.В. Ковалёва, д.э.н., доцент, зав.кафедрой товароведения и маркетинга, декан экономического факультета

Н.М. Сурай, к.т.н., ст. преподаватель кафедры товароведения и маркетинга

ФГБОУ ВПО Алтайский Государственный аграрный университет, г.Барнаул

ГНУ Сибирский научно-исследовательский институт сыроделия, г.Барнаул

Формирование современной рыночной инфраструктуры является одним из необходимых институциональных условий экономического роста и развития отраслей, в том числе в сыроделии. Поэтому маркетинг играет важную роль в управлении производственно-сбытовой деятельности предприятий. Развитие маркетинговой деятельности в секторе сыродельной отрасли находится под влиянием факторов производства и сбыта готовой продукции, ценовой конъюнктуры рынка и создания условий равной конкуренции различным поставщикам продукции.

Сыр – это высокопитательный, биологически полноценный продукт питания, используемый в ежедневном рационе питания населения. В современном мире по объемам потребления сыр занимает третье место среди молочных продуктов. Высоким уровнем его потребления традиционно отличаются такие страны, как Франция, Италия, Швейцария, Исландия, Греция и Германия, потребление сыра в которых достигает 20 кг в год на человека. Рекомендуемая рациональная норма потребления сыра на душу населения в России составляет 6,4 кг. В настоящее время в Алтайском крае на душу населения потребляется по 3 кг сыра в год.

Особенно важным в производстве сыров является содержание белка в молоке, который определяет выход продукции и экономическую эффективность производства. По европейским нормам этот показатель составляет не менее 3,1%, в Российской Федерации – 2,8%. Для улучшения сыропригодных свойств молока необходимо внедрение современной техники и технологии получения и первичной обработки молока, разработки и освоения новых, более эффективных средств контроля его состава. Обеспечение сыродельных заводов высококачественным молочным сырьем в необходимых объемах повышает их финансовую устойчивость и позволяет получать доходы для модернизации производства.

Алтайский край является лидером по производству сыра. Это обусловлено развитием сырьевой базы. Алтайский край занимает первое место в Российской Федерации по производству сыра. Необходимо отметить, что на долю сыров сычужных приходится 70% общего производства. В общем объеме производимых сычужных сыров на долю твердых и полутвердых приходится 92% общего выпуска. Мягкие сыры изготавливаются в регионе в незначительных количествах. Динамика производства сыров сычужных в алтайском крае представлена на рисунке 1.


Рис. 1. Производство сыров жирных в Алтайском крае 2001-2011 гг., тонн
В 2011 году в Алтайском крае произведено более 67тысяч тонн сыров – это 19% от общероссийских объемов.

В настоящее время в Алтайском крае функционирует 56 сыродельных предприятий. В 2009 г. по данным Алтайкрайстата среднегодовая мощность предприятий по производству сычужных сыров составляла 58216 тыс.тонн, а ее использование – 64 %. Годовые суммарные мощности по переработке молока в крае составляют 1770 тыс.тонн в год. В крае наблюдается специализация в изготовлении отдельных видов сыров среди организаций-производителей различных типов. Так, крупные, средние и малые специализируются на производстве сычужных сыров. При этом индивидуальные предприниматели занимаются только выпуском сырных продуктов и плавленых сыров. В основном такое разделение производства объясняется более сложной технологией изготовления сычужных сыров, по сравнению с сырными продуктами и плавлеными сырами.

К крупным предприятиям относятся заводы мощностью по производству сыра 4-5 тыс. тонн в год и выше, такие как: Рубцовский молочный завод (около 11,2 тыс.тонн), ОАО «Третьяковский МСЗ», ООО «Холод», ОАО «Алейсксыркомбинат».

Основу алтайского ассортимента составляют полутвердые сыры – Российский, Советский, Голландский, Пошехонский, Костромской с высоким удельным расходом молока – 10 тонн на 1 тонну; доля мягких и рассольных, имеющих значительно меньший расход молока, в среднем 9 тонн на 1 тонну, незначительна. Ассортимент импортных сыров представлен сырами элитной группы, включающей дорогие сорта: сыры с плесенью типа Рокфора и Камамбера, слизневые сыр типа Тильзита и др. Сыры средней ценовой категории представлены сырами типа Чеддера, Маасдама, рассольными сырами типа Феты, сырами типа Моцареллы.

Важное значение для повышения эффективности работы сыродельной отрасли имеет устойчивое обеспечение предприятий качественным молоком в течение года. Производство молока в России и в частности Алтайском крае носит ярко выраженный сезонный характер, что не позволяет в оптимальном режиме использовать производственные мощности предприятий и тем самым ухудшает производственно-экономические показатели работы предприятий сыродельной отрасли. Максимальная загруженность производственных мощностей приходится на период май-октябрь, в остальные месяцы года уровень загрузки составляет от 15 до 40%. Для сглаживания сезонности производства молока на сыродельных предприятиях необходимо внедрять менее ресурсоемкие технологии производства мягких и рассольных сыров, особенно имеющих лечебно-профилактическое назначение, обогащенных про- и пребиотиками, технологии сывороточных сыров с использованием мембранной техники.

Для наращивания производственного потенциала сыродельных предприятий, в том числе для повышения конкурентоспособности и диверсификации производства, необходимо:

- налаживать выпуск современного технологического оборудования для первичной обработки молока, его переработки на сыр;

- разрабатывать оборудование для осуществления отдельных технологических операций (сыродельные ванны, формовочные аппараты, прессы, оборудование для фасования и упаковки и т.д.);

- создавать поточные линии для производства сыра, в том числе по принципу модульно-агрегатной системы унификации машин, включающей машины и аппараты, увязанные между собой по производительности и образующие единое целое с устройствами для механизации межоперационных работ;

- разрабатывать и внедрять комплекс мероприятий по обеспечению охраны окружающей среды.

При разработке планируемой номенклатуры продукции сыродельным предприятиям необходимо предусматривать [2]:

  • сохранение в ассортименте и увеличение производства группы элитных сыров с высокой температурой второго нагревания (советский, Швейцарский и др.) и традиционных сыров с низкой температурой второго нагревания (Голландский, Российский, Пошехонский и др.), имеющих наиболее предпочтительное потребление у населения;

  • увеличение в группе сыров с низкой температурой второго нагревания по интенсивным технологиям, позволяющим снизить себестоимость производства;

  • увеличение использования вторичного молочного сырья – обезжиренного молока для производства сыров;

  • регулирование ассортимента сыров за счет постепенного увеличения доли менее ресурсоемких мягких и рассольных сыров, в том числе с функциональными свойствами, обогащенных пробиотическими культурами, с макро- и микронутриентами, вкусовыми наполнителями, способствующими решению вопроса сезонности производства.

Основными задачами и направлениями деятельности сыродельной отрасли в текущем году и ближайшей перспективе являются:

  • продолжение технического перевооружения и модернизации предприятий отрасли;

  • полная переработка вторичного сырья;

  • развитие интеграционных процессов с сельхозтоваропроизводителями;

  • создание школы сыроделия;

  • создание новых рабочих мест;

  • повышение инвестиционной активности;

  • увеличение объемов производства сыра из собственных сырьевых ресурсов;

  • расширение ассортимента сыров за счет внедрения современных технологий, повышающих их пищевую и биологическую ценность, а также внедрения упаковочных материалов нового поколения;

  • повышение качества и конкурентоспособности, снижение себестоимости выпускаемой продукции.


Библиографический список

  1. Ведомственная целевая программа «Развитие молочного скотоводства в Алтайском крае» на 2009-2012 годы.

  2. Отраслевая целевая программа «Развитие маслоделия и сыроделия России на 2011-2013 годы».

  3. Зеленина Т. Итоги и проблемы развития молочной промышленности Алтайского края, 2009 г.



Реферат

УДК 339.138
РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЫРОДЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ
И.В. Ковалёва, д.э.н., доцент, зав.кафедрой товароведения и маркетинга, декан экономического факультета

Н.М. Сурай, к.т.н., ст. преподаватель кафедры товароведения и маркетинга

ФГБОУ ВПО Алтайский Государственный аграрный университет, г.Барнаул

ГНУ Сибирский научно-исследовательский институт сыроделия, г.Барнаул
В данной статье проанализирована маркетинговая деятельность предприятий в сфере сыродельной отрасли Алтайского края.
Справка об авторах
Сурай Наталья Михайловна

ФГОБУ ВПО Алтайский государственный Университет

ГНУ Сибирский НИИ Сыроделия

Старший преподаватель кафедры товароведения и маркетинга, старший научный сотрудник

Кандидат технических наук

Тел. 623585
Ковалева Ирина Валериевна

ФГОБУ ВПО Алтайский государственный Университет

Доктор экономических наук

Доцент

Зав.кафедрой товароведения и маркетинга

Декан экономического факультета

Тел. 623949



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconАдминистрация алтайского края постановление от 9 апреля 2015 г. N...
В целях реализации Градостроительного кодекса Российской Федерации, закона Алтайского края от 29. 12. 2009 n 120-зс "О градостроительной...

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconАлтайского края постановление
Об утверждении районной программы «Развитие торговой деятельности муниципального образования Калманский район Алтайского края» на...

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconМуниципальная целевая программа «Развитие торговой деятельности в...
Муниципальной целевой программы «Развитие торговой деятельности в Михайловском районе Алтайского края»

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconЗакон Алтайского края от 3 апреля 2014 г. N 21-зс "Об инвестиционной...
Настоящий Закон направлен на развитие инвестиционной деятельности, на создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов...

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconЗаконодательное Собрание Администрация Алтайского края Избирательная...
Губернатор Алтайского края, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconУказ губернатора алтайского края об утверждении положения об управлении...
...

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconАдминистрация алтайского края постановление от 21 сентября 2009 г....
Алтайского края, органов местного самоуправления, а также субъектов предпринимательства, оказывающих туристские и санаторно-оздоровительные...

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconОрганизация и планирование маркетинговой деятельности 5 3 Основные...
Целью данной работы является изучение особенностей осуществления маркетинга в отдельных отраслях и сферах бизнеса, в частности туристическом...

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconУправление алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
Вопрос № о внесении изменений в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 07. 09. 2010...

Развитие маркетинговой деятельности в сыродельной отрасли алтайского края iconАлтайского края
Денисов Ю. Н., заместитель Губернатора Алтайского края, начальник управления Алтайского края по образованию и делам молодёжи, к Х....






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную