Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия






НазваниеМаркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия
страница1/16
Дата публикации03.06.2015
Размер2.83 Mb.
ТипАвтореферат
e.120-bal.ru > Маркетинг > Автореферат
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16




ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный университет»


На правах рукописи


Лобанова Валентина Владимировна


Маркетинг персонала в системе
экономической стратегии
современного предприятия


Специальность 08.00.05 – Экономика и управление
народным хозяйством: маркетинг


Диссертация на соискание ученой степени кандидата
экономических наук


Научный руководитель:

д-р экон. наук, проф.

И.В. Шевченко
Кпрямоугольник 83раснодар – 2014

Оглавление

Thompson K. The Employee Revolution: Rise of Corporate Internal Marketing. Financial Times Prentice Hall, 1990. 34

Введение

Актуальность темы исследования определяется недостаточным уровнем развития теоретических, методических и методологических аспектов применения маркетингового инструментария внутриорганизационного управления применительно к персоналу, представляющему собой структурную группу партнеров в системе маркетинга современного предприятия. В настоящее время маркетинговая идеология в подавляющем большинстве исследований ориентирована на потребителей и описывает ключевые особенности организации рыночного взаимодействия в пределах рынков сбыта производимых предприятием видов продукции и услуг. Персонал предприятия традиционно рассматривается как специфический ресурс, необходимый для реализации предпринимательской деятельности. Однако анализ деятельности и развития корпоративных структур – лидеров мирового инновационного развития однозначно указывает на необходимость активизации маркетинговой деятельности современных предприятий в направлении всех элементов, формирующих структуру маркетинговой среды субъекта хозяйствования с целью поиска (при необходимости – создания) и дальнейшей интенсификации внутренних маркетинговых резервов повышения эффективности их функционирования.

Целостная методология, необходимая для полноценной реализации концепции маркетинга взаимодействия в отношении персонала предприятия сегодня отсутствует, действующие методические подходы в этой области акцентируют внимание на роли персонала предприятия как покупателя услуг предприятия по высвобождению собственного трудового потенциала. В реальной экономической действительности под воздействием маркетингового инструментария управления лучшие работники предприятий и организаций становятся в той или иной форме партнерами предприятий, на которых они работают, что обеспечивает системный прирост лояльности, вовлеченности, а в итоге – производительности труда и заинтересованности в конечных результатах работы предприятия, а также ряд дополнительных экономических эффектов.

Реализация маркетинговой концепции управления в отношении персонала предприятия представляет собой значимые интенсивные резервы роста эффективности деятельности предприятия и его конкурентоспособности, однако требует системного применения всего маркетингового инструментария внутриорганизационного маркетинга и его постоянной актуализации. Сказанное свидетельствует об актуальности темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретическим и прикладным проблемам маркетинговых исследований социально-трудового пространства предприятия уделено недостаточно внимания в отечественной научной литературе. Необходимость обеспечения конкурентоспособности трудовых ресурсов на национальном рынке труда в контексте глобальной конкурентоспособности исследовалась в трудах А.А. Дынкина, Н.А. Овча­ренко, К.В. Швандар, А.Ю. Юданова.

Анализу содержательного значения внутреннего рынка труда и его механизмов, в том числе маркетинга персонала, посвящены труды И.М. Алиева, Г.Г. Вукович, Н.А. Горелова, А.Г. Демчука, А.Д. Зарецкого, Л.О. Ильиной, Ю.П. Кокина, Н.В. Лазаревой, Ю.М. Остапенко, С.В. Панасенко, Е.Е. По­но­маренко, Б.А. Райзберга, А.И. Рофе, С.Н. Трунина, П.Э. Шлендлера.

Современные методические подходы к организации исследовательской деятельности маркетингового характера на внутреннем рынке труда получили свое развитие в трудах О.И. Бруковской, С.С. Жука, Е.С. Кубишина, М.В. Розина, Е.Ю. Никольской, Т.А. Петрушенко, Л.Н. Семерковой, М.В. Сидаш, В.В. Томилова, В.А. Щегорцева, П.В. Черепова.

Конкуренция как исследовательский феномен, обеспечивающий рост маркетинговой эффективности в деятельности субъектов рынка труда, исследовалась в трудах С.Ю. Алашеева, Т.Г. Кутейнициной, К. Бакшта, А.А. Барышниковой, Ю.Г. Одегова, Г.Г. Руденко, Н.К. Луневой.

Среди зарубежных исследователей проблем маркетингового управления, в том числе на внутренних рынках труда, необходимо отметить Н. Аберкромби, П.Дж. Боуттке, М. Портера, А. Смита, Б.С. Тернера, Ф.А. Хайека, П. Хейне, С. Хилл, Й. Шумпетера.

Вместе с тем внедрение на современных предприятиях маркетинговой концепции управления в отношении персонала предприятия в существенной мере ограничивается недостаточно четким определением и пониманием сущности и роли маркетинга персонала в корпоративной системе управления, отсутствием комплексной характеристики маркетинговых возможностей предприятия – работодателя в отношении субъектов внутреннего рынка труда в системе маркетинга персонала, недостаточным уровнем классификации информационно-маркетинговых потребностей субъектов рынка труда. Нуждается в качественном развитии система специализированных маркетинговых исследований социально-трудового пространства предприятия, обеспечивающая возможности использования маркетинговой информации его субъектами, требует усовершенствования методический подход в части характеристики основных методов получения и анализа маркетинговой информации внутреннего рынка труда. Указанные обстоятельства определили актуальность авторского исследования, а также обусловили его цель и задачи.

Цель диссертационного исследования – поиск и реализация резервов повышения эффективности деятельности корпоративных субъектов на базе внедрения и активного использования инструментария маркетинга персонала, обеспечивающего интенсификацию использования кадрового ресурса на современных предприятиях.

Реализация исследовательского замысла обусловила постановку и решение ряда задач:

 исследовать особенности использования трудоспособности наемных работников в корпоративных бизнес-моделях и найти пути его интенсификации на основании концепции внутриорганизационного маркетинга;

 найти и исследовать возможности формирования дополнительных конкурентных преимуществ предприятия за счет маркетинговой активности на внутреннем рынке труда;

 классифицировать информационно-маркетинговые потребности при формировании кадровых потребностей корпоративных субъектов по составу, структуре и специфике;

 модернизировать инструментарий маркетинговых исследований с учетом специфики исследовательской функции в отношении кадровых потребностей современных предприятий;

 исследовать конкуренцию как маркетинговый феномен, обеспечивающий возможность интенсификации маркетинговых усилий в отношении трудовых ресурсов и резервов предприятий;

 адаптировать основные методы получения и анализа маркетинговой информации к специфике процесса формирования и развития персонала предприятия.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК (по экономическим наукам). Исследование выполнено в рамках специальности 08.00.05 – Экономика и управление народным хозяйством: маркетинг, п. 9.5 «Внутриорганизационный маркетинг, его цели, методы и влияние на конечные результаты деятельности организации. Маркетинг отношений как элемент корпоративной стратегии, внутренний и интерактивный маркетинг, процесс построения долгосрочных, взаимовыгодных отношений с ключевыми партнерами организации (клиентами, поставщиками, дистрибьюторами, персоналом)», п. 9.7 «Методы и технологии проведения маркетинговых исследований».

Объект исследования – внутриорганизационная деятельность предприятия по реализации концепции маркетинга персонала в отношении потенциальных и действующих работников.

Предмет исследования – инструментарий маркетинга персонала и проблемы его эффективного применения в системе внутриорганизационного маркетинга.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили законодательные акты РФ, научные труды отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам организации маркетинговых исследований с учетом отраслевой специфики внутреннего рынка труда, нормативные документы Федеральной службы по труду и занятости РФ, документы отдельных предприятий, материалы специальных периодических изданий, научная и учебная литература.

Методологической основой диссертационного исследования послужили общенаучные методы (дедукция и индукция, синтез, ретроспективный подход, системный подход, функциональный и сравнительный виды анализа, статистические методы и методики сбора и анализа информации), а также специальные, обеспечивающие решение прикладных задач в области маркетинга: методы маркетинговых исследований, маркетингового анализа, прогноза экономической эффективности.

Информационно-эмпирической базой диссертационного исследования стали результаты ежегодных статистических наблюдений Федеральной службы государственной статистики, отчеты Федеральной службы по труду и занятости, данные мониторинга состояния и конъюнктуры рынка труда России и Краснодарского края, научные статьи и материалы, представленные в специализированных научных изданиях, результаты авторского маркетингового исследования закономерностей развития конкурентных процессов в социально-трудовом пространстве предприятий Краснодарского края.

Надежность и достоверность полученных в исследовании выводов, результатов и предложений определяются реализацией системного и комплексного подходов к проведению и интерпретации итогов исследовательских процедур, выделением и характеристикой масштабов и тесноты причинно-следственных связей, характеризующих развитие маркетинговых процессов на внутреннем рынке труда, определением взаимосвязи и взаимообусловленности ключевых факторов маркетинговой среды внутреннего рынка труда с учетом специфики набора его основных субъектов и их совместного влияния на конечные результаты работы рыночного механизма.

Научная гипотеза диссертационного исследования состоит в предположении о наличии резервов повышения эффективности управления корпоративными структурами за счет реализации маркетинговой концепции управления в отношении персонала предприятия, предполагающей переход от преимущественно ресурсной оценки имеющегося трудового потенциала к выстраиванию партнерских отношений, направленных на максимальное высвобождение трудоспособности работника в процессе его трудовой деятельности.

Положения, выносимые на защиту

1. Ключевой особенностью использования трудоспособности наемных работников, привлекаемых с внутреннего рынка труда, в ходе операционной деятельности является характер их использования в корпоративной бизнес-модели. В авторском понимании специфики маркетинговой деятельности в отношении персонала предприятия работник должен рассматриваться как полноценный партнер – поставщик трудоспособности, заинтересованный в конечных результатах работы предприятия. В этом случае маркетинг персонала следует определять как деятельность, возможную для реализации субъектами внутреннего рынка труда и направленную на системный рост вовлеченности персонала в деятельность предприятия и его производительности за счет изменения характера объектно-субъектного взаимодействия по поводу купли-продажи трудоспособности между предприятием и работником с позиции «трудоспособность как ресурсный товар» на позицию «работник как партнер предприятия по наилучшему использованию его личной трудоспособности». При реализации маркетинговой концепции управления персоналом предприятие перестает быть покупателем трудоспособности (рабочей силы) и становится партнером наемного работника (а в перспективе – совладельца предприятия), обеспечивая каждому работнику наиболее экономически эффективное приложение его трудоспособности.

2. Современное предприятие при реализации маркетингового инструментария в отношении собственного персонала, а также основных субъектов внутреннего рынка труда (персонал предприятий – конкурентов, соискатели, действующие работники предприятия, профсоюзы и объединения работодателей, субъекты инфраструктуры внутреннего рынка труда, образовательные учреждения СПО и ВПО, государство и структуры, его представляющие) может получить значимое конкурентное преимущество, выраженное в возможности найма и маркетингового сопровождения трудовой деятельности лучших соискателей, представленных на внутреннем рынке труда, а также реализовать маркетинговую концепцию партнерства, направленную на рост вовлеченности и лояльности персонала предприятия за счет использования маркетинговых инструментов управления. При этом реализация маркетинговой концепции в социально-трудовом пространстве предприятия призвана обеспечить системный рост использования трудоспособности персонала предприятия на основе его вовлечения в трудовые процессы, перехода от административно-командных методов управления персоналом к социально-психологическим, учитывающим специфику трудовой мотивации и маркетинговые особенности удовлетворения различных нужд и потребностей работников в ходе их трудовой деятельности.

3. Информационно-маркетинговые потребности субъектов внутреннего рынка труда определяются в первую очередь рыночными интересами и ролью конкретного участника в системе рыночных обменов рассматриваемого ресурсного рынка. Наибольшим масштабом информационных потребностей характеризуются субъектные группы работодателей (предприятия и предприятия-конкуренты), а также соискателей (безработных либо осуществляющих трудовую деятельность, но находящихся на стадии поиска работы в своем профессиональном цикле). Авторская характеристика основных информационно-маркетинговых потребностей в значительной мере уточняет существующие научные представления в части масштаба и структуры маркетинговой информации, необходимой и востребованной субъектами внутреннего рынка труда в ходе осуществления ими деятельности на этом рынке.

4. Для полноценного информационно-маркетингового обеспечения деятельности субъектов на внутреннем рынке труда, прежде всего представителей корпоративного сообщества и государственных структур, а также субъектов инфраструктуры может быть реализована авторская схема специализированных маркетинговых исследований, обеспечивающая понимание особенностей маркетинговой информации внутреннего рынка труда в зависимости от информационных потребностей субъектов рынка труда, современной классификации специализированных методов маркетинговых исследований внутреннего рынка труда, характеризующая основные направления использования маркетинговой информации рынка труда (создание / модернизация системы маркетинга персонала; проектирование и реализация программ профессиональной ориентации и обучения молодых специалистов; программы вовлеченности и лояльности; программы участия в управлении предприятием; программы занятости отдельных категорий персонала (студенты, пенсионеры, мигранты, безработные, молодые мамы и т.д.); программы аутплейсмента и сотрудничества с «потерянными» сотрудниками).

5. Авторская характеристика основных методов получения и анализа маркетинговой информации внутреннего рынка труда учитывает необходимость адаптации универсальных методов маркетинговых исследований к специфике и содержанию информационных задач в социально-трудовом пространстве предприятия, охватывает информационные интересы основных групп субъектов рыночного взаимодействия на рассматриваемом ресурсном рынке, в значительной степени расширяет существующие взгляды на состав и структуру методов маркетинговых исследований рыночной деятельности применительно к внутреннему рынку труда. В ее составе проанализирована и охарактеризована специфика таких методов маркетинговых исследований, как анализ данных корпоративной системы управления персоналом и ее маркетинговой подсистемы; мониторинг маркетинга персонала конкурентов; статистический многомерный анализ динамики, факторов и тенденций внутреннего рынка труда (локального, регионального, национального, глобального); опросы: работодателей и их представителей, работников (действующих, уволившихся, ищущих работу без формального увольнения), соискателей, экспертов; статистический и контент-анализ рекрутинговых ресурсов сети Интернет; панели: работодателей, работников, соискателей; наблюдение и транзакционный анализ конкуренции на внутреннем рынке труда; количественная оценка и факторный анализ конкурентоспособности отдельных категорий соискателей на внутреннем рынке труда; эксперименты по трудоустройству отдельных категорий персонала; исследование процесса трудоустройства по методике «mystery shopping»; контент-анализ деятельности профсоюзов, ассоциаций работодателей, государственных органов, представленных на внутреннем рынке труда; бенчмаркинговые исследования конкурентоспособности отдельных категорий соискателей.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconПроблема мотивирования персонала в рыночной экономике
Повышение эффективности деятельности предприятия, от которой зависит рост производства, рост качества жизни и рост ввп (главные задачи...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconНовая система организации и развития маркетинга, направленная на...
Ключевые слова: маркетинг, современный маркетинг проблемы современного маркетинга, новая система развития маркетинга, маркетинг и...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconПрограмма «Система управления бюджетом»
Изменения, происходящие как в экономической жизни страны, так и системе высшего образования, не могут не отразиться на тех требованиях...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия icon1. цели и задачи освоения дисциплины
Цель освоения дисциплины «Экономика организации» изучение роли предприятия в экономической системе государства, взаимосвязей показателей...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconСпециализированные тренинги для персонала строительных, девелоперских и управляющих компаний
Мость специализированной профессиональной подготовки персонала. Сегодня компании, работающие на рынке недвижимости, столкнулись с...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconРабочая программа дисциплины Экономика персонала предприятия Направление...
Курс позволяет получить системное представление об эффективной организации труда различных категорий персонала, учитывающей особенности...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconТема №4 классификация персонала предприятия
Кадры горной промышленности являются активной частью производственных сил, и от степени их подготовки, компетенции, деловитости,...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconЭлектронная торговля в системе экономических отношений современного рыночного хозяйства
Работа выполнена на кафедре экономической теории Московского государственного института международных отношений (Университета) мид...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconФинансовая диагностика в системе экономической безопасности предприятия
Диссертационная работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Новосибирский...

Маркетинг персонала в системе экономической стратегии современного предприятия iconРабочая программа дисциплины б в. Дв. 2 Мировая экономика
«Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную