Институт филологии и искусств






НазваниеИнститут филологии и искусств
страница1/6
Дата публикации16.03.2015
Размер0.97 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
e.120-bal.ru > Литература > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5   6

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ФИЛОЛОГИИ И ИСКУССТВ
Кафедра истории русской литературы



РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА 2/3 19 ВЕКА

Учебно-методическое пособие для практических занятий

ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ДНЕВНОГО И ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЙ

КАЗАНЬ 2013
УДК-821.-161.1 «18»

Учебно-методическое пособие к практическим занятиям по русской литературе 2/3 XIX века для студентов дневного и заочного отделений. - КФУ - 2013. - с.63

Пособие включает планы практических занятий по творчеству Гончарова, Тургенева, Островского, Чернышевского, Некрасова, Тютчева, Фета и Лескова, а также список критической литературы и комментарии к отдельным произведениям. Вопросы и задания ориентируют студентов на овладение приемами филологического анализа художественного текста

Составитель - Т.А.Карпеева, канд.филол.наук, доцент

Рецензенты: Л.Е.Бушканец, канд.филол.наук, доцент (КФУ),

М.М.Хабутдинова, канд.филол.наук, доцент (КФУ)

©

ВВЕДЕНИЕ

История русской литературы XIX века - один из самых значительных курсов в филологической подготовке студентов как по объему входящего в него художественных текстов, так и по своему огромному эстетическому потенциалу. Во второй половине столетия русская литература стала неотъемлемой частью мировой литературы, вобрав и впитав, начиная с ХVIII в., значительные достижения европейской литературы.

Данный период курса русской литературы по учебной программе для специальностей «Педагогическое образование», «Филология» разделен на 2/3 и 3/3 Х1Х в. Учебные программы определяют большую самостоятельную работу студентов при изучении художественных произведений.

В соответствии с учебным планом в курсе истории русской литературы 2/3 XIX в. изучается творчество А.И.Герцена, И.А.Гончарова, И.С.Тургенева, А.Н.Островского, Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского, Н.С.Лескова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

На лекциях освещаются лишь основные вопросы: поэтика творчества писателя или поэта, их художественный метод, типологическое сходство и различие их произведений с произведениями современников и продолжателей. Практические занятия посвящены «знаковым», «классическим» произведениям писателей, изучаемых в школе: «Обломов» И.А.Гончарова, «Отцы и дети» И.С.Тургенева, «Гроза» А.Н.Островского, «Кому на Руси жить хорошо» Н.А.Некрасова, «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, поэзия Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета.

Методика комплексного (целостного) анализ произведения предполагает знания историко-литературного контекста (время создания), а также последующей «судьбы» произведения: «жизнь» произведения во времени (историко-функциональный аспект). Студентам предлагается для овладения этим материалом список литературоведческих и критических исследований (монографий, статей), а также источники периодической печати, что делает их доступными студентам как дневной, так и заочной форм обучения.

Вопросы контрольных заданий нацеливают студентов на внимательное прочтение текстов произведений, анализ всех его компонентов: сюжета, композиции, системы образов, авторских характеристик, портрета, пейзажа, стиля. Для самостоятельной работы студентов предлагается критическое осмысление литературоведческих исследований, статей, их конспектирование с целью подготовки к тестированию, выполнению контрольных заданий, а также сдаче экзаменов.

Предложенные на практические занятия художественные произведения необходимо рассматривать в контексте литературного направления 2 пол. XIX в. - реализма с учетом индивидуального стиля писателя (поэта), выявляя своеобразие произведения на двух уровнях: конкретно-историческом и «вневременном» ,что определяет его «универсальный», философский характер.

Так, сопоставительный анализ двух пьес: «Гроза» А.Н.Островского и «Горькая судьбина» А.Ф. Писемского, разделивших первую премию - позволяет увидеть временный успех «Горькой судьбины» и вневременное значение «Грозы» (последняя постановка в 2004 году на сцене театра «Современник»). А изучение романа И.А.Гончарова «Обломов» в сопоставлении с современной пьесой М.Угарова «Смерть Ильи Ильича»(Обломоff) актуализирует проблематику гончаровского романа для читателей ХХ1 века.

Первое практическое занятие, посвященное эстетике писателей «натуральной школы», значимо для понимания всего последующего курса, т.к. «изображение жизни без прикрас», «фактографичность», «документальность»,«актуальность», «публицистичность» станут основополагающими принципами художественного метода писателей, определившими как «сильные», так и «слабые» стороны их творчества.

ПЛАН
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
второй трети XIX ВЕКА.


Тема: «Натуральная школа» как «переходный» этап к литературе реализма.

1. История названия «натуральная школа».

2. Основные положения вступительной статьи В.Г.Белинского к сборнику «Физиология Петербурга» и ст. «Взгляд на русскую литературу 1846, 1847 гг.»

3. Гоголевские традиции социальной типизации,особенности поэтики:

а) идея;

б) проблематика;

в) жанры;

г) стиль.

Анализ произведения по выбору.

4. «Натуральная школа» в оценке критики XIX в. и в современных исследованиях.

Тексты: «Физиология Петербурга».- М.: Россия, 1984.

В.Г.Белинский. Очерк «Петербург и Москва».

В.И.Даль. («Казак Луганский»). Очерк «Петербургский дворник», «Денщик», повести «Вакх Сидорович Чайкин», «Уральский казак».

Вл.А.Соллогуб. «Чиновник», «Тарантас».

Д.В.Григорович. «Деревня», «Петербургские шарманщики», «Бобыль».

И.И.Панаев. «Барыня», «Петербургские фельетонист», «Литературная тля», «Утро на Невском проспекте».

А.И.Герцен. «Сорока-воровка», «Кто виноват?». И.А.Гончаров. «Иван Савич Поджабрин», «Сон Обломова» (9 гл. «Обломов»).

И.С.Тургенев. «Записки охотника» («Хорь и Калиныч», «Ермолай и мельничиха», «Бирюк». «Бурмистр», «Контора», «Свидание», «Малиновая вода», «Бежин луг», «Гамлет Щигровского уезда», «Андрей Колосов».

Н.А.Некрасов. «Повесть о бедном Климе», «Петербургские углы», (Физиология Петербурга), стих. «В дороге», «Тройка», «Родина», «Нравственный человек», «Еду ли ночью по улице темной» и др.

Ф.М.Достоевский. «Бедные люди», «Неточка Незванова».

М.Е.Салтыков-Щедрин. «Противоречие», «Запутанное дело».

ЛИТЕРАТУРА

Манн Ю.В. Философия и поэзия «натуральной школы». //Проблемы типологии русского реализма. М.: Наука,1969.

Мельник В.И. Натуральная школа и реализм 40-60-х гг.//Русская литература. - 1978. -№4.

Кулешов В.И.Натуральная школа в русской литературе XIX в. М, 1985.

Тихомиров И.И. Эстетика натуральной школы и ее традиции в критике «Шестидесятников»//Документальное и художественное в литературном произведении. – Иваново,1994.

ТЕМА:И.А.ГОНЧАРОВ. «Обыкновенная история» - первый реалистический роман (1847 г.)

1. Идея и проблематика романа: сформулировать основные темы. Как соотносятся проблематика и сюжет романа с очерком В.Г.Белинского «Петербург и Москва».

        1. Что сближает Адуева-младшего с Ленским:

а) основные черты героя-романтика;

б) приемы портретной характеристики.

        1. Жизненная философия Петра Адуева (ср. со стих. А.С.Пушкина «Демон», 1823г.):

а) Петр Адуев в оценке племянника;

б) авторское отношение к герою.

        1. Роль Лизаветы Александровны.

        2. Сюжетно-композиционные особенности романа:

а) оппозиция «столица-провинция»;

б) диалогический конфликт;

в) монографичность романа.

        1. Стилевое своеобразие:

а) что такое цитатность (примеры);

б) привести примеры «прозаических перебивов»: их функция.

в) функция детали в романе: («вещественные знаки невещественных отношений»);

г) функция курсива в романе.

        1. Как раскрывается авторская позиция в романе?

        2. Кого и почему В.Г. Белинский в эпилоге романа оценил как «лицо фальшивое и неестественное»?

        3. Роман в оценке критики второй половины 19 века и в современных исследованиях.

ТЕМА: ПОЭТИКА РОМАНА И.А.ГОНЧАРОВА «ОБЛОМОВ»(1859 г.)

          1. Сравнить основной конфликт и главных героев романа «Обломов» и «Обыкновенная история» (сходство и различие).

          2. Раскрыть социально-исторический и нравственно-философский аспекты романа.

          3. Особенности характерологии романа (1-8 гл.): какие детали и эпизоды отражают противоречия во внутреннем мире героя (портрет, интерьер, взаимоотношения с гостями, диалог, монолог).

          4. Значение 9 гл. (Сон Обломова) для раскрытия идеи романа. Ее пафос. Какой прием использован?

          5. Место Обломова в галерее «лишних людей» (общее и отличие):

а) авторское отношение к герою;

б) Обломов в оценке Н.А.Добролюбова, Д.И. Писарева, А.В. Дружинина.

          1. Идейно-эстетическая функция Штольца, Ольги, Агафьи Матвеевны:

а) авторское отношение к героям;

б) оценка Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

7. Роман в оценке критики второй половины 19 в. и в

современных исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

            1. Бак Д.П. Иван Гончаров в современных исследованиях//Новое литературное обозрение. - 1996. - №7.

            2. Батюто А.И. «Отцы и дети» Тургенева и «Обломов» Гончарова (Философский и этико-эстетический опыт сравнительного изучения//Русская литература.- 1991.- №2.

            3. Берестов В. Определение обломовщины//Книжное обозрение. - 1994. -№40.

            4. Билинкис Я.С. О творческом методе И.А.Гончарова//Русская литература.-1997.-№1.

            5. Денисьева Э.И. Пушкинские цитаты в романе «Обыкновенная история»//Филологические науки.-1990.- №2.

            6. Добролюбов Н. Что такое обломовщина? //Добролюбов Н. Сбор. Соч. в 9-ти т.-1962.-Т.4.

            7. Ильинская Т.Б. Категория времени в романе «Обломов»//Русская литература. -2002. -№3.

            8. Кантор В. Долгий навык к сну: (Размышления о романе Гончарова «Обломов»)//Вопросы литературы. -1989. -№1.

.9. Карпеева Т.А. Интерпретация классических образов и мотивов в пьесе М.Угарова «Смерть Ильи Ильича»(Обломoff)// Эстетика новой драмы.-Материалы международ.конф.–Казань:КГУ.-2007.-С167-174; Игра как постмодернистская модель в пьесе М.Угарова «Смерть Ильи Ильича»(Обломoff)// Текст. Произведение. Читатель.-Материалы науч.конф.-Казань:ТГГПУ-2007.-С.198-203.

10. Краснощекова Е.А. И.А.Гончаров. Мир творчества.- СПб: Пушкинский фонд.-1997; «Семейное счастье в контексте русского «романа воспитания»// Русская литература. -1996. -№2; Национальная ментальность, прогресс и религия (Фрегат «Паллада»//Русская литература. - 1993. -№4.

11. Криволапов В.П. Еще раз об «обломовщине»// Русская литература. -1994. - №2.

12. Лощиц Ю. И.А.Гончаров (ЖЗЛ).- М.: 1986.

13. Мельник В.И. Народ в творчестве Гончарова: к постановке вопроса//Русская литература. - 1987. -№2.

14. Недзвецкий В.А. И.А.Гончаров и русская философия любви//Русская литература. -1993. -№1; «Капитальнейшая вещь»: Роман И.Гончарова «Обломов»//Литература в школе. - 1997. -№7.

15. Отрадин М.В. Роман И.Гончарова «Обыкновенная история»//Русская литература. -1993. -№4.

16. Писарев Д. Обломов. Роман Гончарова «Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева, Гончарова.//Писарев Д. Сочинение в 4-х т.-1955.-Т. 1.

17..Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике. - Л.: ЛГУ, - 1991.

18.Скучный роман «Обломов»?//Литература (приложение к «1-ое сентября»-1997. -№23,25.

19. Янушевская В.Н. Музыка в тексте. Связь музыки и слова в романе Гончарова «Обломов»//Русская словесность. -1998. -№4.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Богомолова Н.В.Особенности авторского самовыражения в романе И.А. Гончарова «Обыкновенная история» //Русское литературоведение на современном этапе.-М.,2007.-С.56-60.

  2. Мельник М. «И только он один…»Пушкинские традиции в романе И.А.Гончарова «Обломов»//Литература в школе.-2007.-№9-С.12-16.

  3. М атериалы круглого стола «Илья Ильич Обломов русский человек ?(о национальном характере сквозь призму образов художественной литературы)».-СПб,2007.- С.154-164.

  4. Никольский С.А. Русское мировоззрение. Смыслы и ценности российской жизни в отечественной литературе и философии XVIII- середины XIX столетия / С. А. Никольский, В. П. Филимонов.—М.: Прогресс-Традиция, 2008.—416 с.

  5. Холкин В. Илья Обломов: жизнь вопреки…-Ульяновск, 2012 ;Русский человек Обломов//Русская литература.-2000,№2; Андрей Штольц- понять Другого// Континент.-2007,№134; Душечка или душа?(женщина и любовь у Гончарова и Чехова)»// Новый мир.-2008,№9; Театр для себя(два романа Гончарова:сценическая вероятность)» //Континент.-2009,№141.

  6. Шевцов Л.И. Образ Обломова как художественное целое// Современное прочтение русской классической литературы Х1Х века.-М.,2007.-С.228-238.

ВОПРОСЫ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ

                  1. «Натуральная школа» и творчество И.А.Гончарова (В чем Вы видите связь принципов и традиций «натуральной школы» с художественным методом писателя).

                  2. Как название романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история» отражает его поэтику?

                  3. Какую роль в романах И.А.Гончарова играет тема искусства, любви, природы? (Покажите на примерах).

                  4. О ком сказано и где: «...он директор, тайный советник, кроме того «сделался» заводчиком»? Как характеризуют эти качества героя? Каков смысл этой характеристики для понимания идеи романа?

                  5. Как в романе «Обыкновенная история» происходит развенчание романтизма?

                  6. О каком герое и кто сказал, что в финале романа (каком?) оно «...лицо фальшивое и неестественное». Прокомментируйте.

                  7. Что такое адуевщина?

                  8. Особенности романа «Обыкновенная история»?

                  9. Почему В.Г.Белинский «не принял» финал романа И.А.Гончарова «Обыкновенная история»?

                  10. Какие темы в романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история»?

                  11. Что роднит Адуева-младшего с Ленским? В чем отличие?

                  12. Что такое «вещественные знаки... невещественных отношений» в романе И.А.Гончарова «Обыкновенная история»? Их функция в романе.

                  13. Функция символов в романе «Обыкновенная история» и «Обломов».

                  14. Назвать ведущие женские образы романов И.А.Гончарова? Раскрыть их идейно-художественную функцию (Их роль в романе).

                  15. Кто и о каком произведении сказал, что в нем «вовсе нет действия»? Раскройте смысл этих слов.

    1. «Мысль Гончарова, проведенная в его романе, принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение в наше время, для нашего русского общества? (Кому принадлежат эти слова? Раскройте их смысл).

    2. Жанровое своеобразие романа «Обломов».

    3. В чем заключается «сильнейшая сторона таланта Гончарова» по мнению Н.А.Добролюбова? Особенности художественного метода писателя.

    4. О ком это сказано: «...у него между наукой и жизнью лежала целая бездна, которой он не пытался перейти. Жизнь, у него была сама по себе, а наука сама по себе»? Прокомментируйте: как характеризуют эти слова героя.

    5. Что такое обломовщина? (В понимании Штольца, Обломова).

    6. Почему Обломов поэзию предпочел другим наукам? Как это характеризует героя? Насколько это важно для раскрытия идеи (авторский замысел)?

    7. «.. .родовые черты обломовского типа мы находим еще в Онегине». (Кому принадлежат эти слова? Раскройте их смысл.).

    8. В чем заключается драма Обломова?

    9. Почему И.А.Гончаров использует форму «сна» (IX гл. романа «Обломов»)?

    10. В чем заключаются главные черты обломовского характера?

      1. Что общего в Обломове с Тарантьевым и в чем их различие?

      2. Как автор относится к Обломову? Какие приемы использует Гончаров для выражения своей позиции.

      3. «Штольц - тип будущий, который теперь редок, но к которому ведет современное движение идей...»(Чье это высказывание? Раскройте смысл).

      4. Что такое мифологизм? Его функция в романе?

      5. Что значит для Обломова понятие «другой»?

      6. «В типе Обломова и во всей этой обломовщине мы .. .находим произведение русской жизни, знамение времени». Кому принадлежат эти слова? Раскройте их смысл .

      7. Кто, где и о ком сказал: «...не он тот человек, который сумеет на языке, понятном для русской души, сказать нам это всемогущее слово «вперед»? Раскройте смысл этого высказывания.

      8. Кому из персонажей (какого произведения) принадлежат эти слова: «Или я не понял этой жизни, или она никуда не годится». Раскройте их смысл.

      9. Источник этой цитаты: «Где же тот, кто бы на родном языке русской души умел бы сказать нам это всемогущее слово «вперед»? Века проходят за веками, полмильон сидней, увальней и болванов дремлет непробудно, и редко рождается на Руси муж, умеющий произнести его, это всемогущее слово». Обосновать связь основной мысли этой цитаты с анализируемым произведением .

Прочитаем «забытый» роман
(Комментарии к роману И.А.Гончарова «Обломов»)

И.А.Гончаров как романист вошел в историю русской и мировой литературы тремя романами: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859), «Обрыв» (1869), которые для писателя являлись единым целым. «Я вижу не три романа, а один... Все они связаны одною общею нитью, одною последовательною идеею - перехода от одной эпохи русской жизни к другой», - писал Гончаров.

Роман «Обломов» знаменует Русь «готовую проснуться». Д.Писарев подчеркивал: «Мысль г.Гончарова, проведенная в его романе, принадлежит всем векам и народам, но имеет особенное значение в наше время для нашего русского общества».

«Реальная» критика в лице Н.Чернышевского, Н.Добролюбова, Дм.Писарева, оценивая достоинства любого произведения по правде, жизненности, реальности отраженных в нем социальных явлений, подчеркивала прежде всего социальный, антикрепостнический пафос романа.

«В Обломове и обломовщине...мы находим произведение русской жизни, «знамение времени», - писал Н.Добролюбов. Но роман Гончарова «перешагнул» свое время и конкретно-историческое содержание романа уступило место философской, этической проблематике, «вечным» вопросам, определив его общечеловеческое (гуманистическое) звучание.

В судьбе любого художественного произведения есть два этапа. Вначале оно воспринимается в контексте своего времени, т.е. живет «для своего века» (Гончаров), а затем, если оно «переживет свое время», наступает диалог с читателем.

Сегодня отношение читателей к классике несколько сдержанное, иногда равнодушное и даже с оттенком нигилизма. Это, по мнению критики, объясняется не только отдаленностью и перегруженностью сознания информацией. Часто утрата «интимного отношения» к классической литературе является результатом канонизации классики, пониманием ее как однозначной и всегда равной самой себе, монументально-неподвижной, когда она преподносится назидательно в виде постулатов, тезисов, цитат, как «учебник жизни», и произведение рассматривается препарированно по темам, проблемам, системе образов. Критик начала XX века, имевший опыт преподавания словесности в гимназии, И.Ф.Анненский писал, «что самый естественный путь в каждом разборе типа - начинать с разбора своих впечатлений, по возможности их углубив». Что важно современному читателю в романе «Обломов» - отражение эпохи или само художественное произведение, содержащее мысли, чувства, переживания автора? Возможно ли сегодня понимать текст так, как его понимал сам автор данного текста?

Время не только определяет художественные формы и средства поэтического выражения, но и меняет эстетические критерии в оценке творчества писателей. Многие десятилетия о романе Гончарова классическими являлись статьи Н.А.Добролюбова и А.В.Дружинина - полярные по принципам подхода. Они задали тон двум параллельным линиям в осмыслении наследия Гончарова: «социологической» и «эстетической». Сегодня широко вошли в оборот критические статьи конца XIX - начала XX века, предложившие читателям новый взгляд, дополнительный аспект в изучении и понимании творчества писателя. Примером тому является сборник статей «Роман И.А.Гончарова «Обломов» в русской критике» (Л., ЛГУ, 1991). Каждый из авторов в зависимости от своих идейных и эстетических позиций (революционно-демократических, славянофильских, почвеннических и т.д.) дополняет или углубляет характеристику Гончарова.

На наш взгляд, значимой во многом для понимания произведения является статья самого И.А.Гончарова «Лучше поздно, чем никогда», которая содержит «ключ» ко многим тайнам его творчества. В ней автор намечает путь анализа романа, призывая «прочесть между строками», разгадать идею через «скрытый смысл», проявить «более чуткости, определительности и беспристрастия в оценке». Гончаров раскрыл нам секреты творческого процесса, когда писал: «Рисуя, я редко знаю в ту минуту, что значит мой образ, портрет, характер, ... иду вперед, как будто ощупью... пока вдруг не хлынет свет и не осветит дороги, куда мне идти. У меня всегда есть один образ (выделено мной - Т.К.) и вместе главный мотив: он-то и ведет меня вперед - и по дороге я нечаянно захватываю, что попадется под руку, то есть что близко относится к нему».

Итак, в романе главный образ - ленивый Обломов, главный мотив - обломовщина, и весь мир вокруг героя живет по закону идеи, обведен его именем.

Н.Добролюбов писал о Гончарове: «...во всем, что касалось Обломова, не было для него вещей пустых и ничтожных». Потому через подробное описание интерьера квартиры Обломова, его отношение к вещам, а также с Захаром звучит мотив угасания героя. Эти главы являются художественным воплощением сна, застоя, неподвижной, мертвой жизни, «переползания из дня в день - в одном лице и в его обстановке» (Гончаров И. А.).

Первая часть романа, в которой, по замечанию критиков, «нет действия», не покажется «скучной», растянутой, если сосредоточить внимание на портрете Обломова, в котором можно обнаружить много несоответствий и «загадок». Об этом предупреждает нас сам автор: «..поверхностно наблюдательный, холодный человек, взглянув мимоходом на Обломова, сказал бы: «Добряк должен быть, простота!» Человек поглубже и посимпатичнее, долго вглядываясь в лицо его, отошел бы в приятном раздумье, с улыбкой». Тем самым нас автор приглашает «долго» вглядываться, думать, искать ответа, чтобы найти и улыбнуться сделанному открытию. Главное - через внешнюю характеристику раскрыть внутреннее, психологическое состояние героя. Работа по 1 главе 1 части заключается в наблюдениях над портретом Обломова, при описании которого автор использует прием контраста («беспечность» и «тревога», «апатия», «скука», «досада» и «душа светились в глазах, в улыбке, движении головы, рук» и т.п.). Примечательно, что в ряду качественных характеристик цвета лица героя («не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный») обозначено психологическое состояние Обломова.

Каждый абзац 1 главы дополняет и углубляет характеристику героя: имя, возраст, «вещный мир».

Задание: Почему столько места занимает в романе описание достоинства халата?

Проследите «судьбу» халата до последних глав.

Описывая достоинства халата, автор подчеркивает его «восточный» покрой.

В очерке «Фрегат Паллада» Гончаров размышлял и писал о противоположных качествах человеческой натуры Запада и Востока.

Западный, европейский, буржуазный путь развития - это воплощение технократического, рационального, запрограммированного, динамического, суетного образа жизни по законам пользы, выгоды и экономии. В романе этот тип представляет Штольц.

Восточный путь (азиатский) - патриархальный, замкнутый, ближе душе и сердцу Гончарова, т.к. в нем сохраняется равновесие между природой и человеком, который остается своеобразным, созерцающим окружающий мир, наслаждающимся вечной красотой.

Пристрастие Обломова к «восточному халату» - это знаковая характеристика героя, как национального типа, в котором воплощены два противоположных начала с доминантой восточного: созерцательного» мечтательного, романтического.

Примечательны достоинства халата, которые характеризуют Обломова: «он мягок, гибок; тело не чувствует его на себе; он, как послушный раб, покоряется самомалейшему движению тела» (ч. 1, гл. 1). Тем самым герой предпочитает «простор и приволье», оставаясь барином, что наиболее выразительно раскрывается в эпизодах с Захаром, где Обломов предстает как мучитель своего слуги.

Все главы первой части подводят читателя к главе «Сон Обломова», отвечающей на вопросы «почему», «от чего» такой герой. Но в то же время каждая глава имеет свою особенность, а это определяет иные приемы анализа. Если в 1 главе характер героя раскрывается по принципу «уподобления», «подобия», то во 2 главе - противопоставления, отталкивания. Ключом к сценам визитов друзей Обломова - Волкова, Судьбинского, Пенкина является авторское замечание: «Всякий понимал жизнь по-своему, как не хотел понимать ее Обломов». Данная глава важна для раскрытия или открытия иной стороны характера Обломова - человека честного, чистого душой, переживающего и мыслящего.

Задание: Почему Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев были для Обломова «другими»? Что символизирует собой каждый из гостей? Чему противопоставил свое «лежание» Обломов?

Сложность этой главы заключается в ее неоднозначном прочтении. Суете, тщеславию, карьеризму противопоставляется боль и страдание Обломова за «Человека» («Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается?»; «Человека, человека дайте мне?»). Это дало основание некоторым критикам найти оправдание «ничегонеделанию» героя, который боялся слиться с толпой, стать как «все». Тем самым раскрывается философский аспект романа о месте и роли человека в жизни. Но Гончарову важно показать, что его Обломов - человек своего времени, и эпизод с Захаром, сравнившего своего барина с «другими», которые «не хуже...да переезжают» и тем самым оскорбившим Обломова, закрепляет мотив «другие», Но разрешает его сначала в комическо-ироническом плане (разговор Обломова с Захаром - гл. 8, ч. 1), затем - в философско-трагическом. Слово «другой» получает противоположное значение: «А другой (курсив Гончарова) бы все это сделал!», «Ведь и я бы мог все это»... И далее роман течет в русле этической проблематики - осознания ответственности человека за свое поведение. Внутренняя исповедь героя по своему пафосу близка главе о Плюшкине в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (т. 1, гл. 6): «И до такой ничтожности, мелочности, гадости мог снизойти человек! Мог измениться! И похоже это на правду? Все похоже на правду, все может статься с человеком. Нынешний же пламенный юноша отскочил бы с ужасом, если бы показали ему его же портрет в старости...».

Задание: О каких «человеческих движениях» говорит Гоголь? В чем драма Обломова?

Третья глава 1 части, в отличие от второй, где характер Обломова раскрывается по принципу «отталкивания», содержит характеристику Тарантьева, который является «зеркальным отражением» Обломова.

Задание: Сопоставить характеристику Терентьева с характеристикой Обломова (гл. 8, ч. 1): что общего и в чем различие?

Роман Гончарова дает возможность проследить за творческим процессом, фантазией писателя, который один мотив дополняет и углубляет другим, бытовой план переходит в философский, этический и в то же время не разрушает целостности, единства, монографичности романа, посвященного одному герою. Мы уже знакомы с таким типом романа, его жанровыми особенностями из литературы раннего периода - «Евгений Онегин» А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова. Об особенностях философского обобщения характеров у Гончарова писал в начале XX века Д.С.Мережковский. Он же отмечал и символический смысл образов романа: «Гончаров из всех наших писателей обладает вместе с Гоголем наибольшей способностью символизма. Каждое его произведение - художественная система образов, под которой скрыта вдохновенная мысль».

Девятая глава 1 части «Сон Обломова», названная автором и критикой «увертюрой романа» и «эпизодом из неоконченного романа», раскрывает корни «обломовщины» и причины несостоявшейся судьбы героя. Почему Гончаров использует прием «сна»? Как во сне преобразуется реальность? Какие образы населяют сон? Какую функцию выполняет описание природы? Условность места, героев наполняется конкретным социальным содержанием, но дается в мифологической фольклорной, сказочной форме. Задание: Найти в тексте элементы фольклора (пословицы, поговорки, традиционные сказочные мотивы героев и т.д.) и ответить на вопрос: Какая связь между именем героя - Илья, его возрастом (32-33 года), сказочными образами сна и идеалом жизни Обломова? (4 гл., 2 ч.). Сопоставительный анализ 9 главы с предыдущими позволит раскрыть мировоззрение героя, понимание многих сторон жизни, его взгляды на образование, чтение. Так, затянувшееся в детстве слушание сказок няни породило в герое мифологическое мышление и сохранилось как сожаление о том, что «жизнь не сказка, а сказка не жизнь» и т.д.

Глава «Сон Обломова» обрывается сюжетом бегства маленького Илюши из дома на мороз к мальчишкам поиграть в снежки и преследованием его домашними.

Наблюдения над текстом позволяют увидеть нарушение хронологии событий - несоответствие возраста Илюши (ему 13 лет) и «зимнего сюжета», когда «люди.. .овладели барчонком, окутали его в захваченный тулуп, потом в отцовскую шубу, потом в два одеяла, и торжественно принесли на руках домой». Прием градаций (усиления), с одной стороны, создает комический эффект, а с другой стороны - подчеркивает факт насилия над живой, естественной природой мальчика, радующегося общению с миром.

Особую роль в романе играет курсив (особый шрифт). В 9-ой главе этот прием отражает, прежде всего, авторскую позицию - оценку (горькую иронию).

Задание: Найти в тексте выражения, слова, выделенные курсивом и определить их функции.

Заключительным этапом в работе над этой главой может быть поиск в тексте фразы - обобщения, в которой заключен вывод («Ищущие проявления силы обращались внутрь и никли, увядая»). Задание: Почему Гончаров сравнивает героя с цветком. В чем смысл такого сравнения?

В системе образов антиподом Обломова является Штольц - друг детства, тип делового человека, практика, являющейся воплощением нового века, доминантой характера которого является идея труда. Появление Штольца приводит сюжет в движение. Друг детства выводит героя за пределы дома.

Работа над полным текстом романа (П ч., гл.2) - сопоставительный анализ портретных характеристик двух героев, позволит проследить, как авторский замысел определил и систему изобразительно- выразительных средств и приемов в создании образа.

Если роман начинается с «настоящей» минуты жизни 33-х летнего Обломова, то 2 часть - с описания прошлого Штольца (1 гл.), а потом уже его портрета (2 гл.).

В композиционном плане можно увидеть, как реализуется прием контраста: 1 гл. П части более соответствует 9 гл.1 ч. «Сон Обломова», а 2 главе II части - 1 глава I части.

Именно в этой главе произносится слово «обломовщина» как характеристика состояния героя. Необходимо обратить внимание на более широкое и глубокое значение этого понятия, которое как бы уравнивает героя со всеми. Осмысливая это слово, Обломов спрашивает: «Разве не все добиваются того же, о чем я мечтаю?... Да цель всей вашей беготни, страстей, войн, торговли и политики разве не выделка покоя, не стремление к этому идеалу утраченного рая?».

Задание: Осознает ли свое положение, состояние Обломов? Пытается ли найти ответ; выход из этого состояния? Внимательное прочтение этой главы раскрывает «драму жизни» героя.

Последующие главы 2 части раскрывают нам попытку Обломова решить «гамлетовский вопрос»: «Что делать?... С чего начать?... Идти вперед...или остаться?» Гончаров как гуманист не смеется «гоголевским» смехом, не глумится над «падшим человеком», а подает ему руку помощи в лице Штольца, а потом Ольги.

Одним из последних испытаний на жизненность становится для Обломова любовь. Задание: Почему писатель возлагал на это чувство большие возможности, предлагая герою выход? Что лежит в основе этого чувства и что является его содержанием? На протяжении семи глав 2 части мы следим за развитием отношений Обломова и Ольги, зарождением чувств, признанием, а затем угасанием. Гончаров - психолог раскрыл все оттенки любви - от романтического идеала до прозы жизни. Но главным остается вопрос: Что происходит с Обломовым под влиянием Ольги? Как меняется его образ жизни, мыслей, портрет?

Тему «Любовь в жизни Обломова» можно соотнести частично с темой «Идеал жизни Обломова», тем самым расширив разговор, привлекая гл. 6. Необходимо обратить внимание на то, что Ольга и весь мир любви является герою часто в романтических образах и деталях (Корделия, ветка сирени, музыка, пение, слезы), что соответствует характеру мечтательного Обломова (гл.9).

Задание: За что могла полюбить Обломова Ольга? Ответом является и письмо Обломова (гл.10) и мысли Ольги о своей «первой» роли в жизни Обломова (гл.6, 8, 9). Только внимательное и вдумчивое прочтение текста позволит увидеть «драму любви» героя, причина которой в нем самом, не принявшем любовь как «претрудную школу жизни». Для героя любовь несовместима с понятием «долг», «обязанность» (гл.9, 10, 14; ч. III,гл. 7, 11).

Основной мотив III и 1У частей - «засыпание» Обломова. Выборгская сторона, дом Пшеницыной - это возвращение героя в свое детство, в свою мечту («пирог с луком и морковью, не хуже нашего обломовского») (гл. 3). Мечта, идеал, сказка, поэзия - все нашло свое осуществление в доме Пшеницыной, как и сама хозяйка - воплощение идеала жены. Эти главы не столько показаны, сколько рассказаны, обобщены.

Не следует забывать, что каждый элемент произведения работает на идею, главную мысль или определен ею.

Примечателен и конец романа, где появляется сам автор в образе литератора - приятеля Штольца : «полный, с апатическим лицом, задумчивым, как будто сонными глазами». Это явный автопортрет Гончарова. Но прежде всего важно то, что после встречи с Захаром, напомнившей об Обломове, Штольц, собравшись «с мыслями и памятью», рассказывает литератору об «обломовщине», чтобы тот записал («может быть, кому-нибудь пригодится»). Тем самым, замкнулся круг жизни героя и композиционно - повествование. Жизнь Обломова как литературного героя началась после того, как он «угас», «почил вечным сном».

Мы попытались показать один из путей прочтения произведения, которое, несмотря на многочисленные исследования, требует непосредственного личного впечатления. Что делает это произведение волнующим, современным? Тема гибельного влияния на личность крепостничества - аспект социально-исторический. Тема же соотношения в человеке природного гармонического начала (Штольц об Обломове: «...в нем дороже всякого ума: честное, верное сердце! Это его природное золото» - гл. 8, ч.1У) и социального пророка («лжи... океана дряни, зла») остается проблемой вечной.

Прошлое Андрея Штольца - его биография детства также контрастна по содержанию 9 главе «Сон Обломова».

Задание: пронаблюдать, чем отличается воспитание Андрея Штольца от воспитания Илюши Обломова. Какую роль играют в жизни Андрея его родители? Закономерен вопрос, почему его героем становится греческий Телемак? Что было общего в детстве у Андрея с героем греческой мифологии? Почему о Телемаке читала часто и мать Андрея?

История о Телемаке примечательна тем, что позволяет увидеть в характере Андрея активное начало, самостоятельность, ответственность. Если мать наполняла сына внутренним, духовным содержанием, то требования отца формировали в Андрее те качества, которые были в нем самом - трудолюбие, выносливость, расчетливость и др.

Многие критики отмечали некоторый схематизм этого персонажа, слабость Гончарова как художника в создании образа. Работа над текстом позволяет опровергнуть или согласиться с этим мнением.

Вторая глава - сложнее по содержанию, т.к. в ней сюжетно-событийный, «внешний» план 1 главы сменяется «внутренним», психологическим, что затрудняет ее пересказ. При чтении-анализе важно сделать записи опорных, ключевых слов-определений, оценок, чтобы составить портрет героя.

Примечательно, что Штольц как Илья описывается с трех точек зрений: мнение окружающих, собственное мнение и авторский взгляд: «Страсти, страсти все оправдывают, - говорили вокруг него, - а вы в своем .... Бережете только себя: посмотрим, для кого.

- Для кого-нибудь да берегу, - говорил он задумчиво, как будто глядя вдаль, и продолжая не верить в поэзию страстей...»

Авторская речь: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»

Необходимо обратить внимание на то, что Штольц рисуется вне обстоятельств своей деятельности, которая лишь обозначена глаголами: «служил, вышел в отставку, занялся своими делами, нажил дом и деньги». «Он участвует в какой-то компании...он беспрестанно в движений...он ездит и в свет, и читает». В характеристике Штольца уменьшается роль деталей интерьера, отсутствует и внутренняя речь, снижена роль пейзажа. Автор не столько показывает, сколько рассказывает о Штольце.

Примечательна и стилистическая окраска 2 главы, в которой содержится «набор» характеристик героя. Если портрет Обломова наполнен психологическими деталями, которые передают его состояние в настоящую минуту, то в портрете Штольца - обозначены уже сложившиеся черты на все времена, раскрыты жизненные принципы, на которых строится вся программа дальнейшей судьбы. Если Обломов находится в состоянии внешнего покоя («ничегонеделание», лежания), но внутреннего разлада с самим собой, то в портрете Штольца преобладает глагол «шел»: «Он шел твердо, бодро», «все шел и шел упрямо по избранной дороге», «сам он шел к своей цели, отважно шагал через все преграды». Таким образом, известное утверждение: Штольц-антипод Обломова - определило и прием антитезы в характеристиках героев.Все черты портрета Штольца функциональны (сравнение с английской лошадью).

Заключительный абзац 2 гл. содержит ответ на вопрос, что сближало Обломова и Штольца, эти две «противоположные крайности». Следует вспомнить, что в русской литературе уже встречалась аналогичная типологическая пара (Онегин и Ленский):

«Они сошлись, вода и камень, стихи и проза, лед и пламень, не столь различны меж собой».

Гончаров подчеркивает, что героев «связывало детство и школа». В Обломове Штольцу дорого «чистое, светлое и доброе начало». Рядом с другом Андрей мог «успокоить встревоженную или усталую душу». Штольц, несмотря на прагматизм (практицизм) своего характера, остается верен памяти прошлого, детской дружбе, спасая Илью от обмана Тарантьева, который грозил Обломову разорением.

Таким образом, в «романе воспитания» звучит и тема дружбы.

Задание: Какие эпизоды в романе свидетельствуют (подтверждают) то, что Штольц остается верным другом до конца дней Обломова? Чем отличается дружба Онегина и Ленского от дружбы Обломова и Штольца?

Штольц - как антипод Обломова в романе выполняет двойную функцию. С одной стороны, он важен для раскрытия характера главного героя. Если в начале романа Обломов сопоставлялся с «другими», то теперь с близким человеком, другом детства. Сравнение было не в пользу главного героя. Покою, лежанию противопоставляется труд как «образ, содержание, стихия и цель жизни», который был «выгнан» из жизни Обломова.

В 4 гл. II части раскрывается идеал жизни героев.

Задание: Подобрать из текста для каждого из героев определяющие, «ключевые» слова, фразы, выражения, отражающие их жизненные принципы.

Диалог между Обломовым и Штольцем подобен весам, на которых чаши находятся в «равновесии». Звучит правда и Обломова,и Штольца о жизни, ее понимании.

И если Андрей сравнил Илью с «комом текста», то в разговоре друзей Обломов называет светское общество «мертвецами», «спящими людьми». Завершающий вопрос Ильи Ильича: «Чем я виноватее их, лежа у себя дома...? Что это за жизнь? Я не хочу её», - уравновешивает упрек Штольца Обломову в прозябании. Отсутствие труда общественного, практического компенсируется трудом душевным.

Четвертая глава II части во многом соотносится с 9-ой главой 1 части («Сон Обломова»), т.к. в ней раскрывается «идеал норма жизни» Ильи Ильича, наполненный воспоминаниями из детства. Многие детали, эпизоды повторяют мир прошлой жизни, родительского дома: деревня, соседи, жена, безоблочное небо, утренний чай, потом обед и т.д. Набор повторяющихся примет «утраченного рая», составляющих мечту Обломова, и названный Штольцем утопией отражает философию героя, философию «отдыха и покоя».

Роман по своему содержанию всеобъемлющ. Одни вопросы подробно раскрыты, показаны и рассказаны (тема воспитания, смысла жизни, поэзии и прозы любви и др.), другие только намечены, поставлены и будут разработаны, осмыслены и художественно воплощены современниками Гончарова - И.С.Тургеневым, А.Ф.Писемским,

Н.Г.Чернышевским (проблема прогресса и будущих деятелей России, женского воспитания и образования, роли женщины в семье, обществе и др.). Отмечая значение романа для своего времени, Д.Писарев подчеркивал: «Мысль г.Гончарова, проведенная в его романе, принадлежит всем векам и народам...» .Подтверждением тому является постмодернистская пьеса-ремейк современного драматурга М.Угарова «Смерть Ильи Ильича» (Обломоff) (2006 г.)(см. статьи Карпеевой Т.А. в списке литературы).



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Институт филологии и искусств iconС. Г. Карпюк история древней греции
Рггу (Институт восточных культур и античности, Институт филологии и истории), Государственном акад гуманитарном университете (исторический,...

Институт филологии и искусств iconЛексикология английского языка
Рецензенты: кафедра английской филологии №1 Санкт-Петербургского университета; канд филол наук доцент кафедры английской филологии...

Институт филологии и искусств iconПрограмма предназначена для лиц, имеющих высшее образование в области...
Мативный объем обучения по программе профессиональной переподготовки для получения дополнительной квалификации «специалист в области...

Институт филологии и искусств iconП. П. Гнедич всемирная история искусств
Текст печатается по изданию: Гнедич П. П. История искусств с древнейших времен. Спб.: Изд. А. Ф. Маркса, 1885

Институт филологии и искусств iconМосковский гуманитарный педагогический институт
Программа предназначена для студентов, получающих второе высшее образование по специальности «Иностранный язык» на факультете английской...

Институт филологии и искусств iconСборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы...
Сборник статей научно-практической конференции «Актуальные проблемы отечественной и зарубежной истории, филологии (взгляд молодых...

Институт филологии и искусств iconДополнительного профессионального образования «Санкт-Петербургский...
В экономике, управлении проектами, педагогике, праве, истории, Культурологии, языкознании, природопользовании, растениеводстве, биологии,...

Институт филологии и искусств iconФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение...
Саратовского государственного университета им. Н. Г. Чернышевского, заведующая кафедрой теории, истории и педагогики искусства, доктор...

Институт филологии и искусств iconСеверо-запада российской федерации ассоциация «северо-запад» национальная...
...

Институт филологии и искусств iconПодлинник протокола находится в делах Ученого совета
С. М. Якерсон, доктор исторических наук, профессор Кафедры семитологии и гебраистики, заведующий Кафедрой семитологии и гебраистики;...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную