Доклад
начальника управления Алтайского края по культуре
и архивному делу Е.Е. Безруковой
«Об итогах работы управления Алтайского края по культуре и архивного дела, органов и учреждений культуры края в 2008 – 2012 годах
и основных направлениях деятельности в 2013 году» Уважаемые коллеги! Прошедший год, безусловно, запомнится как год празднования 75-летнего юбилея региона, сдачи особо значимых объектов культуры, в том числе в рамках Губернаторской программы 75х75, начала реализации новых проектов, направленных на поддержку учреждений и работников отрасли.
В связи с этим, представляя на рассмотрение материалы по итогам работы отрасли в 2012 году, предлагаю оценить и результаты деятельности в сфере культуры за прошедший 5-летний период.
Главными событиями культурной жизни края за этот период стали:
открытие нового здания Молодежного театра Алтая;
открытие мемориального музея Екатерины Савиновой к 85-летию актрисы в с. Ельцовка;
открытие мемориального музея Роберта Рождественского в Косихе, Дома культуры и музея Михаила Евдокимова в с. Верх-Обское Смоленского района;
строительство Дворца культуры и искусств в с. Курья;
открытие после реконструкции районных Домов культуры в Суетском, Ключевском, Ельцовском районах и в с. Осколково Алейского района;
приобретение концертных роялей «Стейнвей» для Государственной филармонии и «Бродман» для АлтГМК, реконструкция органа филармонии.

     
Важнейшими перспективными проектами являются:
реконструкция Государственного художественного музея Алтайского края; 
реставрация в с. Курья здания бывшей школы для размещения музея М.Т. Калашникова;

реконструкция здания под общежитие Бийского государственного музыкального колледжа;
реконструкция концертного зала и здания Алтайского государственного музыкального колледжа;
В 2011 году создано новое концертное учреждение – Государственный молодежный ансамбль песни и танца Алтая. В настоящее время завершается работа по созданию еще двух профессиональных коллективов: ансамбля народной песни «Вечерки» и мужского вокального ансамбля на базе Государственной филармонии Алтайского края.
Резюмируя вышесказанное, отмечу, что, несмотря на все имеющиеся проблемы отрасли, в последние годы в крае наметились очевидные положительные тенденции в развитии сферы культуры.
Нормативная база
В отчетный период продолжалась деятельность по формированию нормативной правовой базы в отрасли культуры. Объем данной работы в последние годы значительно возрос.
Связано это, в первую очередь, с необходимостью нормативного обеспечения процесса реализации ФЗ-83, активизацией формирования программно-концептуальной базы отрасли и внедрением грантовой и конкурсной форм господдержки субъектов отрасли культуры.
Некоторые из принятых документов должны определить развитие отрасли на годы вперед:
долгосрочная целевая программа «Культура Алтайского края» на 2011 - 2015 годы»;
ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012 - 2014 годы».
концепция сохранения, использования, популяризации объектов культурного наследия в Алтайском крае на период до 2020 года;
концепция «Барнаул - культурная столица юга Сибири» на 2012 - 2017 годы»;
концепция долгосрочного развития театрального дела в Алтайском крае на период до 2020 года». Централизация и статус юридических лиц Отдельно остановлюсь на вопросе централизации муниципальных учреждений культуры. На текущий момент сложилась следующая ситуация.
Мероприятия по централизации муниципальных учреждений культуры проведены (создана (сохранена) централизованная библиотечная система и централизованная клубная система) в следующих муниципальных районах: (слайд) Косихинский, Кытмановский, Рубцовский, Солтонский, Тальменский, Троицкий, Благовещенский (нет «районного» звена), Ельцовский (ЦБС, ЦКС в составе 1 юридического лица).
Частично проведены мероприятия по централизации (например, создана (сохранена) только централизованная библиотечная система) в следующих районах: Бурлинский, Залесовский, Калманский, Кулундинский, Курьинский, Панкрушихинский, Советский.
Мероприятия по централизации на уровне поселений проведены путем создания многофункциональных учреждений на поселенческом уровне (культурно-досуговые центры) в следующих муниципальных районах: Баевский, Первомайский, Бийский, Поспелихинский, Егорьевский, Родинский, Зональный, Солонешенский, Красногорский, Табунский, Крутихинский, Хабарский, Новичихинский, Шелаболихинский.
НЕ проведены мероприятия по централизации, либо отсутствует «районное» звено в следующих муниципальных районах: Алейский, Ребрихинский, Алтайский, Смоленский, Быстроистокский, Тогульский, Каменский, Третьяковский, Локтевский, Тюменцевский, Михайловский, Усть-Калманский, Немецкий, Усть-Пристанский, Павловский, Целинный, Петропавловский.
Согласно предоставленным данным на 01.01.2013 из общего количества учреждений культуры в крае 1931 являются юридическими лицами, либо филиалами или структурными подразделениями юридических лиц, а 572 не имеют определенного статуса, действуют при администрациях сельсоветов, а в отдельных случаях – при комитетах при культуре.
В качестве примера хочу привести г. Бийск, где коллективы (такие, как академический хор, духовой оркестр – т.е., по сути, учреждения профессионального искусства, и другие) находятся в структуре казенного учреждения – управления по культуре, спорту и молодежной политике, что недопустимо.
Или Петропавловский район, где в рамках КАИП построено новое здание для библиотеки (в т.ч. детская), а структурно ни одной из этих библиотек не существует, т.к. они находятся в составе комитета по культуре, спорту и молодежной политике.
Прошу учесть, что при решении любых вопросов финансовой помощи районам, в т.ч. в рамках КАИП, выделение средств будет ставиться в зависимость от того, оформлен ли статус учреждений, как положено. В отношении городских и районных учреждений такая ситуация, как в приведенных выше примерах, недопустима.
В целях корректного функционирования муниципальных учреждений культуры управление настоятельно рекомендует органам местного самоуправления активизировать работу по централизации, ориентируясь на модель «4 юридических лица в муниципальном районе»: ЦБС с сетью филиалов в поселениях, районный музей, ДШИ (ДМШ, ДХШ), ЦКС с сетью филиалов в поселениях.

Информационная политика и внедрение информационно-коммуникационных технологий

В 2012 году управлением продолжена активная работа по взаимодействию со средствами массовой информации,
Внедрению современных информационных технологий для связи с населением и муниципальными органами управления культурой.
Особое внимание уделялось освещению юбилейных мероприятий. Информация о значимых культурных акциях, посвященных 75-летию края, публиковалась не только в краевых, но и в федеральных СМИ.
Всего за прошедший год управлением организовано около 20 мероприятий для СМИ, а также около 400 публикаций в краевых и федеральных средствах массовой информации.
*Обращаю ваше внимание на необходимость предоставления информации о проводимых в муниципалитетах мероприятиях для публикации на сайте управления. На текущий момент степень освещения деятельности муниципальных учреждений культуры крайне низка. Вышесказанное справедливо и для ряда краевых учреждений и творческих союзов.
В 2012 году продолжилось внедрение в управлении Алтайского края по культуре и архивному делу программного комплекса «БАРС. Web-Мониторинг Культуры». В настоящее время к нему подключены все краевые учреждения культуры. В течение 2013 года муниципалитетам необходимо будет также перейти на эту систему.
Также в рамках внедрения информационных технологий в деятельность управления переведена в электронный вид государственная услуга «Оформление охранного обязательства с собственником (пользователем) объекта культурного наследия», реализовано подключение к системе межведомственного электронного взаимодействия. Плановое финансовое обеспечение Объём бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности подведомственных краевых учреждений и государственную поддержку в сфере культуры и кинематографии согласно закону краевом бюджете на 2012 год был утверждён в сумме
604 млн. руб. Фактическое финансирование из краевого бюджета в 2012 году составило 749 млн. руб., что почти на 116 млн. руб. больше уровня 2011 года и на 303 млн. руб. (446) – уровня 2008 года.

На выполнение функций краевыми государственными учреждениями выделено 586 млн. руб.
На государственную поддержку в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации выделено 163 млн. рублей, в том числе:
гранты – 5,3 млн. руб.;
субсидии некоммерческим организациям (Союз художников России, Союз ветеранов Афганистана, АКТОО народных ремесленников «Город мастеров», АКОО «Центр культуры казаков», АОКО ВКО «Сибирское казачье войско») – 1,4 млн. руб.;
закуп произведений художников – 1,8 млн. руб.;
губернаторские издательские проекты – 3,9 млн. руб. и другие.
За счет средств грантов Губернатора в сфере культуре удалось реализовать ряд социально-значимых проектов, в частности – гастрольные поездки по краю, постановку одноактного балета «Дом у дороги», творческую школу для одаренных детей, летнюю школу искусств, «Литературные перекрестки», «Шукшинские дни на Алтае».
В 2012 году получены федеральные субсидии на комплектование библиотечных фондов (5,9 млн. руб.) и на проведение мероприятий по подключению общедоступных библиотек Алтайского края к сети Интернет (1,5 млн. руб.).
Дорожная карта
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.2012 № 2606-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить реализацию указанного плана, в том числе субъектам Российской Федерации поручено утвердить до 31 марта 2013 года «дорожные карты», содержащие целевые индикаторы развития отрасли культуры края, оптимизацию структуры и определение динамики значений соотношения средней заработной платы работников учреждений культуры, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597, и средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации в 2012 – 2018 годах.
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности сферы культуры Алтайского края» утвержден постановлением Администрации края от 25.02.2013 № 87. Утвержденный оригинал «дорожной карты» Министерством культуры Российской Федерации согласован.
Управлением по культуре и архивному делу до органов местного самоуправления доведена информация о данном распоряжении, а также методические рекомендации по разработке планов мероприятий («дорожных карт») «Изменения, направленные на повышение эффективности сферы культуры» органами местного самоуправления края с просьбой в кратчайшие сроки разработать соответствующие «дорожные карты» и представить их на согласование в управление. Реализация федеральной целевой программы В 2012 году Министерством культуры Российской Федерации на финансирование творческих проектов краевых учреждений выделено 3,7 млн. рублей. Среди наиболее значимых и ярких стоит отметить премьеру симфонической сюиты «Алтайский сказ. Полет над временем» на сцене филармонии Алтайского края; «шукшинские» мероприятия; участие краевого театра драмы в проекте «Творческая лаборатория современной драматургии» и др.
В 2013 году поддержка Министерством культуры Российской Федерации наиболее значимых для региона проектов будет продолжена. По результатам проведенного в 2012 году заявочного процесса уже сейчас отобраны проекты 4 государственных музеев, Государственного архива, Государственной филармонии, краевой библиотеки им. В.Я. Шишкова, Дома народного творчества, НПЦ «Наследие», Российско-немецкого Дома, Алтайской государственной академии культуры и искусств на общую сумму более 8 млн. руб. Реализация региональных целевых программ в сфере культуры 2010 год стал годом завершения реализации краевой целевой программы «Культура Алтайского края» на 2007-2010 годы и утверждения новой программы на ближайшие пять лет (до 2015 года включительно). В рамках реализации программы Администрация края продолжает государственную поддержку приоритетных направлений развития сферы культуры: сохранение культурного наследия края, пополнение библиотечных и музейных фондов, поддержка молодых дарований и ведущих педагогов художественного образования, профессионального искусства и самодеятельного творчества, укрепление материально-технической базы учреждений отрасли, эстетическое воспитание детей и молодежи средствами искусства.
За последние пять лет в крае также реализованы ведомственные целевые программы «Развитие Алтайского государственного мемориального музея Г.С. Титова» на 2008-2010 годы и «Ремонт и благоустройство памятников Великой Отечественной войны» на 2008-2010 годы, принята и реализуется программа по сохранению и развитию традиционной народной культуры Алтайского края.
В рамках действующих целевых программ в отчетном году сделано многое:
впервые проведен конкурс на лучшую организацию деятельности органов местного самоуправления в сфере культуры и искусства, победителям которого предоставлены субсидии на укрепление материально-технической базы учреждений культуры;
 
во второй раз состоялась торжественная церемония награждения лучших работников отрасли: победителями конкурса признаны 11 человек, которым выплачены премии по 50 тыс. рублей, лауреатами стали 29 человек, получившие премии в размере по 15 тыс. рублей каждый;
продолжена практика поддержки победителей Дельфийских игр - 5 солистов и 8 молодежных творческих коллективов из Быстроистокского, Павловского районов, гг. Алейска, Барнаула, Заринска, Новоалтайска получили денежные премии;
с 1 сентября 2012 года увеличен размер стипендиального фонда победителей краевого смотра «Юные дарования Алтая» - ежемесячные выплаты преподавателям и концертмейстерам учреждений художественного образования увеличены с 1320 до 2700 рублей. За отчетный период стипендиатами Губернатора Алтайского края становились учащиеся детских школ искусств гг. Барнаула, Новоалтайска, Рубцовска, Яровое, Усть-Калманского района;
в полной мере заработала начатая в 2011 году программа по эстетическому воспитанию детей и молодежи: более 49 тыс. посещений музеев, планетариев, театрально-концертных организаций учащимися общеобразовательных учебных учреждений оплачено за счет средств краевого бюджета;
создаются центры правовой информации и модельные библиотеки (в 2012 году это библиотеки гг. Барнаул, Рубцовск и Курьинского района), библиотечные фонды пополняются новыми изданиями;
театрально-концертные организации, музеи и клубные учреждения получают новое оборудование, музыкальные школы - музыкальные инструменты, проводятся мероприятии по сохранению культурного наследия.
С началом реализации ведомственной целевой программы «Сохранение и развитие традиционной народной культуры» впервые на территории края открыты центры традиционной культуры в Залесовском, Романовском, Солонешенском, Троицком районах; хранители и носители традиций поддерживаются премиями, народные мастера представляют регион на крупных российских выставках, их изделия закуплены в фонды краевых музеев, создан сайт традиционной народной культуры и ведется каталог объектов нематериального культурного наследия, специалисты краевых и муниципальных учреждений повышают квалификацию на базе федеральных учреждений культуры, проводят фольклорно-этнографические экспедиции.
Всего на реализацию целевых программ в 2012 году из краевого бюджета выделено 29,4 млн. рублей, в текущем 2013 году планируется около 40 млн. рублей.

В рамках начатой подготовки к 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне разработана и утверждена программа по ремонту и благоустройству памятников, расположенных в поселениях края с общим объемом финансирования до 2015 года в размере 35 млн. руб. Средства будут направлены на ремонт 73 памятников. Реализация программы начнется в этом году.
Обращаю Ваше внимание на то, что поддержка в рамках программы «Культура Алтая» не только осуществляется в стабильном формате, но расширяется за счет новых направлений. Вместе с тем необходимо понимать, что целью реализации программы является выполнение установленных показателей ее эффективности. Однако со стороны краевых и муниципальных учреждений по-прежнему недостаточно уделяется внимания этому вопросу, а значит – ставится под угрозу эффективность программы и ее дальнейшее финансирование.
Необходимо обратить внимание на невыполнение условий софинансирования мероприятий долгосрочной целевой программы «Культура Алтайского края» на 2011-2015 годы целым рядом муниципальных образований. В их числе – Ребрихинский, Солонешенский, Угловский и другие районы.
В связи с тем, что в местных бюджетах на 2013 год не запланированы средства на реализацию муниципальных целевых программ, в том числе и по причине отсутствия данных программ, отдельным муниципалитетам поставка материальных ценностей будет приостановлена. Это Немецкий национальный район, г. Белокуриха. Реализация краевой адресной инвестиционной программы Стимулированию развития отрасли способствовала и реализация краевой адресной инвестиционной программы.
Наряду с особо значимыми объектами, построенными, реконструированными в рамках программы «75х75» к юбилеям великих земляков, в 2012 году за счет средств краевого бюджета в Петровпавловском районе построена библиотека, в Третьяковском районе выборочный капитальный ремонт районного Дома культуры, в Змеиногорском районе продолжается ремонт Дома культуры с. Таловка, в Курьинском районе завершена разработка проектно-сметной документации на реконструкцию здания церкви – памятника архитектуры, готовится к открытию в ноябре этого года мемориальный музей земляка Михаила Калашникова.
|