Программа вступительного экзамена по специальности






Скачать 142.42 Kb.
НазваниеПрограмма вступительного экзамена по специальности
Дата публикации02.02.2015
Размер142.42 Kb.
ТипПрограмма
e.120-bal.ru > Культура > Программа
Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный педагогический университет»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по научной работе

______________А.Г. Иванова

«23 » сентября 2011г.

ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

13.00.04 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ, СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ, ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ

И АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Оренбург - 2011 г.

Программа составлена в соответствии с утвержденными ФГТ и рекомендациями по формированию основных профессиональных образовательных программ послевузовского профессионального образования.

Автор _________/ С.С. Коровин, доктор педагогических наук, профессор

Программа одобрена на заседании кафедры теории и практики физического воспитания

от «23» июня 2011г., протокол № 10

Согласовано:

Зав. кафедрой _______________________ / С.С. Коровин

Начальник УАДиПК____ ______________/ О.М. Мысенко

Фундаментальные проблемы общей теории физической культуры.

1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы физической культуры:

  • особенности и закономерности направленного использования ценностного потенциала физической культуры в физическом совершенствовании и самосовершенствовании людей, входящих в различные социально-демографические и нозологические группы;

  • физическая культура как часть общей культуры социума и человека;

  • планирование и прогнозирование развития системы физической культуры на уровне государства и в международном сообществе.

2. Управление в системе физической культуры:

  • менеджмент физкультурно-спортивной организации;

  • уровни и виды органов управления отраслью физической культуры и спорта в Российской Федерации;

3. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) качеств (способностей):

  • технология и различные виды методик развития и совершенствования силовых, скоростных и координационных качеств (способностей), гибкости, общей физической и аэробной выносливости;

  • общие закономерности процесса формирования двигательных умений и навыков;

  • основные этапы и последовательность формирования простых и сложных двигательных навыков.

4. Потенциал физической культуры в процессе профилактики вредных привычек человека, укрепления здоровья, повышения его кондиций и адаптационных возможностей к неблагоприятным факторам природной среды и экстремальным условиям жизнедеятельности.
Рекомендуема литература


  1. Алексеев, С. В. Спортивное право России. Правовые основы физической культуры и спорта / под ред. проф. П. В. Крашенинникова. — М.: ЮНИТИ–ДАНА, Закон и право, 2005. — 671 с.

  2. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М. : Физкультура и спорт. — 1985. — 192 с.

  3. Золотов, М. И. Менеджмент и экономика физической культуры и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. И. Золотов, В. В. Кузин, С. Г. Сейранов — М. : Изд. центр «Академия», 2004. — 432 с.

  4. Коровин, С. С. Теория и методика формирования физической культуры личности : учебно-методическое пособие / С. С. Коровин. — Оренбург: изд-во ОГПУ, 2005. — 72 с.

  5. Тиссен, П. П. Технология научно-исследовательской деятельности студентов / П. П. Тиссен, С. С. Коровин, Г. В. Стародубцев. — Оренбург : изд-во ОГПУ, 2000. — 156 с.

  6. Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М. : Академия, 2002. — 480 с.

  7. Хрестоматия по физической культуре : учебное пособие / под ред. Ю. Ф. Курамшина, Н. И. Пономарева, В. И. Григорьева. — СПб. : изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 254 с.


Теория и методика физического воспитания.

1. Теоретико-методологические основы физического воспитания:

  • проблематика в дидактике базового физического воспитания;

  • научное обоснование содержания базовых структурных компонентов системы физического воспитания;

  • планирование и прогнозирование системы физического воспитания.

2. Физическое воспитание в системе дошкольного, школьного, среднего специального и высшего образования:

  • направленность, содержание, особенности методики физического воспитания в образовательных учреждениях;

  • специфические особенности развития, функционирования и совершенствования двигательных (физических) качеств (способностей), формирование двигательных умений и навыков в системе дошкольного воспитания, школьного, среднего специального и высшего профессионального образования;

  • физическое воспитание как фактор становления личности подрастающего поколения.

3. Физическое воспитание в период трудовой деятельности, а также в старшем и пожилом возрасте.

Рекомендуема литература


  1. Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт. — 1985. — 192 с.

  2. Коровин, С. С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры: курс лекций по теории и методики физической культуры / С. С. Коровин. — Оренбург : изд-во ОГПУ, 2006. — 123 с.

  3. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

  4. Мишин, Б. И. Настольная книга учителя физкультуры: справ. метод. пособие / Б. И. Мишин. — М. : ООО «Издательство АСТ», 2003. — 526 с.

  5. Основы теории и методики физической культуры / под ред. А. А. Гужаловского. — М. : Физкультура и спорт, 1986. — 352 с.

  6. Хрестоматия по физической культуре : учебное пособие / под ред. Ю. Ф. Курамшина, Н. И. Пономарева, В. И. Григорьева. — СПб. : изд-во СПбГУЭФ, 2001. — 254 с.


Теория и методика спорта

1. Спорт как социальное и педагогическое явление:

  • социальные, воспитательные и педагогические функции спорта;

  • исторические аспекты зарождения и развития отдельного вида спорта.

2. Общая теория спортивной тренировки:

  • общие закономерности спортивной тренировки;

  • основные функции и принципы спортивной тренировки;

  • сущность построения многолетнего процесса спортивной тренировки в отдельном виде спорта.

3. Теория и методика подготовки юных спортсменов:

  • теоретико-методологические основы юношеского спорта;

  • планирование, технология и организация процесса спортивной тренировки спортсменов различных возрастов;

  • основы спортивного отбора спорта в отдельном виде спорта.

4. Теория и методика подготовки спортсменов высшей квалификации:

  • теоретические основы спорта высших достижений;

  • прогнозирования и программирования высоких спортивных достижений;

  • содержание, методы, организация и технология подготовки спортсменов высшей квалификации по видам спорта.

5. Теория и организация массового спорта:

  • понятие и сущность массового спорта;

  • содержание, методы и организация массового спорта.


Рекомендуема литература


  1. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры / Л. П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.

  2. Матвеев, Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л. П. Матвеев. — СПб.: Лань, 2005. — 384 с.

  3. Филин, В. П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. — М.: Физкультура и спорт, 1987. — 128 с.


Теория и методика профессионально-прикладной физической культуры.
1. Общие закономерности развития, функционирования и совершенствования системы профессионально-прикладной физической культуры:

  • средства и методы профессионально-прикладной физической культуры для повышения устойчивости организма человека к неблагоприятным и отрицательным факторам профессиональной деятельности;

  • научное обоснование структуры и содержания базовых компонентов системы профессионально-прикладной физической культуры.

2. Содержательная и нормативно-критериальная основа системы профессионально-прикладной физической культуры:

  • средства и методы развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и формирования прикладных двигательных навыков представителей различных профессий;

  • этапность и периодизация развития, функционирования и совершенствования профессионально важных физических качеств и прикладных двигательных навыков.


Рекомендуема литература

  1. Коровин, С. С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК / С. С. Коровин. — Оренбург: ОГПУ, 1997. — 184 с.

  2. Скулябина, С. А. Профессионально-прикладная физическая подготовка в ПТУ: учебное пособие / С. А. Скулябина, Л. Д. Храмцова. — М.: ВИЛ КПТО, 1993. — 75 с.


Теория и методика оздоровительной физической культуры.
1. Культура здоровья как основа жизнедеятельности человека:

  • философо-культурологическая характеристика здоровья;

  • методологические основы здорового образа жизни;

  • проблемы формирования культуры здоровья населения РФ.

2. Здоровый образ жизни и его составляющие:

  • основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни;

  • физическое, психическое, социальное, нравственное и духовное здоровье и факторы их определяющие;

  • социально-психологические, медико-гигиенические и психолого-педагогические аспекты здорового образа жизни;

  • физическая культура и ее оздоровительное значение.

3. Основы медицинских знаний:

  • основные признаки нарушения здоровья ребенка;

  • понятие о неотложных состояниях, причины и факторы, их вызывающие, виды неотложных состояний;

  • диагностика и приемы оказания первой помощи при неотложных состояниях;

  • характеристика детского травматизма и меры его профилактики.

4. Теория и методика оздоровительной физической культуры:

  • методологические проблемы оздоровительной физической культуры;

  • дидактические основания оздоровительной физической культуры;

  • оздоровительная физическая культура в процессе жизнедеятельности человека;

  • оздоровительная физическая культура в профилактике различных заболеваний.

Рекомендуема литература

  1. Вайнбаум, Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: учебное пособие / Я. С. Вайнбаум, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. — М.: Академия, 2002. — 233 с.

  2. Дубровский, В. И. Валеология. Здоровый образ жизни / В. И. Дубровский. — М.: Retorika-А : Флинта, 1999. — 560 с.

  3. Марков, В. В. Основы здорового образа жизни и профилактика болезней / В. В. Марков. — М. : Академия, 2000. — 498 с.

  4. Сократов, Н. В. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей: учебное пособие / Н. В. Сократов, И. Н. Корнева, В. Н. Феофанов, А. В. Литвинова. — М.: Сфера, 2005. — 224 с.


Теория и методика адаптивной физической культуры.
1. Теоретико-методологические основы адаптивной физической культуры:

  • цель, задачи, принципы и функции адаптивной физической культуры;

  • содержание: основные виды АФК (адаптивное физическое воспитание, адаптивная двигательная рекреация, адаптивная физическая реабилитация);

  • программно-нормативные основы адаптивной физической культуры;

  • общие психологические и биологические закономерности функционирования организма с патологическими нарушениями.

2. Основные проблемы в сфере адаптивного физического образования и воспитания.

3. Специфика видов адаптивного спорта, входящие в программы Паралимпийских и Сурдлимпийских игр, Всемирных специальных олимпийских игр, а также научное обоснование содержания и направленности новых видов спорта инвалидов.

4. Адаптивная физическая реабилитация, восстановление и совершенствование физического, психологического и социального здоровья инвалидов.
Рекомендуема литература


  1. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.

  2. Курдыбайло, С. Ф. Врачебный контроль в адаптивной физической культуре: учебное пособие / под ред. С. Ф. Курдыбайло. — М.: Советский спорт, 2004. — 184 с.

  3. Теория и методика физической культуры: учебник / под ред. Ю. Ф. Курамшина. — М. : Советский спорт, 2003. — 464 с.

  4. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие. В 2 т. Т. 1 : Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. С. П. Евсеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Советский спорт, 2005. — 296 с.

  5. Теория и организация адаптивной физической культуры [Текст]: учебное пособие. В 2 т. Т. 2 : Содержание и методики адаптивной физической культуры и характеристика её основных видов / под общ. ред. С. П. Евсеева. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Советский спорт, 2007. — 448 с.


Психология физической культуры.
1. Теоретико-методологические основы психологии физической культуры:

  • социально-психологические аспекты физической культуры;

  • психология личности и деятельность тренера, учителя физической культуры;

  • психология детского и юношеского спорта;

  • психология соревнования в спорте высших достижений.


Рекомендуема литература:

  1. Ильин, Е. П. Психология физического воспитания / Е. П. Ильин. — СПб. : РГПУ, 2000. — 486 с.

  2. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В. Г. Крысько. — Минск : Харвест, 2000. — 384 с.

  3. Родионов, А. В. Психология физического воспитания и спорта: учебник для вузов / А. В. Родионов. — М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2004. — 576 с.


Вопросы вступительного экзамена в аспирантуру

для поступающих на специальность 13.00.04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры


  1. Теория и методика физической культуры в системе профессионального образования; основной понятийно-категориальный аппарат науки и дисциплины «ТиМФК».

  2. Понятие физической культуры личности; структура; теоретико-методические особенности её формирования;

  3. Характеристика основных методологических подходов в практике современного физического образования.

  4. Теоретические и психолого-педагогические основы формирования знаний в сфере физической культуры.

  5. Характеристика компонентного состава готовности к обучению двигательному действию.

  6. Характеристика основных этапов обучения двигательному действию; закономерности формирования двигательных умений и навыков.

  7. Технология управления процессом обучения в сфере физической культуры.

  8. Особенности преподавания предмета «Физическая культура в школе»; роль учителя в этом процессе.

  9. Теоретико-методические и практические основы воспитания двигательных (физических) способностей (качеств) человека.

  10. Физическая культура – часть культурного социума; характеристика понятийно-категориального аппарата.

  11. Классификация и характеристика принципов физической культуры.

  12. Основы реализации методов овладения физической культурой; их классификация.

  13. Характеристика методов строго регламентированного упражнения.

  14. Формы организации физической культуры; их классификация и характеристика.

  15. Теоретико-методические основы реализации классно-урочной формы организации физической культуры.

  16. Средства физической культуры; теория и практика их направленного использования.

  17. Основы физического образования дошкольников.

  18. Теоретико-методические основы планирования образовательного процесса в сфере физической культуры.

  19. Структура физического образования; характеристика структурных компонентов.

  20. Система комплексного контроля процесса освоения физической культуры.

  21. Теория и методика физической культуры в режиме жизни и профессиональной деятельности трудоспособного населения.

  22. Основы методологии и методики профессиональной физической культуры.

  23. Нравственное воспитание личности направленным использованием ценностей физической культуры.

  24. Организация и реализация опытно-экспериментальной деятельности в сфере физической культуры

  25. Физическая культура в процессе эстетического воспитания личности.

  26. Теория и практика использования ценностей физической культуры в интеллектуальном становлении личности.

  27. Физическая культура в системе трудового воспитания личности.

  28. Основы физического образования учащейся молодежи в профессионально ориентированных учебных заведениях.

  29. Основной методологический аппарат исследования; его характеристика.

  30. Спорт как социальное явление; понятийно-категориальный аппарат.

  31. Основные структурные компоненты системы спортивной подготовки; их характеристика.

  32. Общая структура многолетней спортивной подготовки спортсменов.

  33. Классификация тренировочных занятий, их типы.

  34. Основы построения программ тренировочных занятий (структура, типы, содержание).

  35. Типы и основы построения микроциклов спортивной подготовки.

  36. Типы мезоциклов и их характеристика.

  37. Общая структура и характеристика большого цикла подготовки (макроцикл).

  38. Спортивная подготовка и её основы в отдельных периодах макроцикла.

  39. Средства восстановления работоспособности спортсменов; их характеристика.

  40. Специфика закономерностей спортивной тренировки; основы их реализации.

  41. Основы моделирования в спорте; классификация, типы моделей; их характеристика.

  42. Основы прогнозирования в системе спортивной подготовки; виды прогнозирования их задачи и характеристика.

  43. Контроль в системе подготовки спортсменов (цель, задачи; виды и типы контроля; их характеристика).

  44. Система соревнований; их характеристика; роль в подготовке спортсменов.

  45. Основы спортивного отбора и спортивной ориентации в системе подготовки спортсменов.

  46. Адаптивная физическая культура; цели; задачи; основное содержание.

  47. Влияние систематических занятий ФК и спортом на сердечно-сосудистую систему.

  48. Влияние систематических занятий ФК и спортом на систему дыхания.

  49. Медико-биологические средства восстановления организма после физических нагрузок.

  50. Источники и механизмы синтеза энергии для выполнения мышечной работы различного характера и объёма.

  51. Спортивные травмы; причины и профилактика травматизма.

  52. Основы медико-биологического отбора в спорте.

  53. Влияние физических нагрузок на иммунную систему организма.

  54. Влияние физических нагрузок на систему крови.

  55. Адаптация организма спортсмена в условиях среднегорья.

  56. Критерии и показатели уровня общей и специальной работоспособности.

  57. Спортивный массаж, виды, цели, задачи.

  58. Системные основы здоровья; характеристика структурных компонентов.

  59. Структура и содержание базовых компонентов системы профессионально-прикладной физической культуры.

  60. Понятийно-категориальный аппарат психологии физического воспитания и спорта.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру обсуждена и переутверждена...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 05 – Экономика и управление народным хозяйством разработана...

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена
Программа составлена на основании паспорта научной специальности 25. 00. 36 – Геоэкология, в соответствии с Программой-минимум кандидатского...

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика...
Программа вступительного экзамена по специальности 08. 00. 05 «Экономика и управление народным хозяйством». Брянск, бгту, 2014. –...

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма письменного вступительного экзамена в магистратуру по направлению 42. 04. 01
Программа настоящего вступительного экзамена нацелена на проверку готовности претендентов в области

Программа вступительного экзамена по специальности iconРабочая программа вступительного междисциплинарного экзамена по востоковедению...
В качестве вступительного экзамена в магистратуру по направлению «Востоковедение, африканистика» предусмотрен профессионально ориентированный...

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена для дисциплины «Экономическая социология и демография»
Вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 22. 00. 03 – “экономическая социология и демография”

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по дисциплине «Экономика природопользования»
Программа вступительного экзамена по специальности 08 00 05 «экономика природопользования»

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена в аспирантуру Научная специальность...
Программа вступительного экзамена в аспирантуру составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего...

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 22. 00. 03 «Экономическая...
Соискатель ученой степени кандидата социологических наук за 10 дней до сдачи экзамена предъявляет экзаменационной комиссии

Программа вступительного экзамена по специальности iconПрограмма вступительного экзамена по специальности 08. 00. 01 Экономическая...
Программа содержит три раздела, каждый из которых состоит из нескольких тем, раскрывающих теоретические концепции основных направлений...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную