Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании.






Скачать 92.34 Kb.
НазваниеСтатья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании.
Дата публикации29.01.2015
Размер92.34 Kb.
ТипСтатья
e.120-bal.ru > Культура > Статья

Электронное научное издание «Труды МГТА: электронный журнал»

Хаустова Надежда Николаевна,

кандидат искусствоведения,

доцент кафедры дизайна и

изобразительных искусств МГТА
Пейзажный парк в английской культуре XVIII века

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. Английский парк преодолел и дискредитировал традиции регулярного сада. Истоки пейзажного парка восходят к культуре Романтизма, охватившей литературу, живопись и садово-парковое искусство. В последнем нашла свое отражение семантическая система образов, обращенная к человеку новых взглядов, просвещенному зрителю. Сопоставляя творчество Бриджмана, Шенстона, Гамильтона и Кента, можно проследить становление принципов пейзажного парка, развитие приемов пространственного ансамбля, колористического решения и растительных композиций.

Ключевые слова: английский сад, картина, китайское искусство, композиция, ландшафтная архитектура и дизайн, литература, пейзажный парк, поместье, Романтизм, садово-парковое искусство.
Основополагающие черты английской жизни до сих пор коренятся не в городе, а в деревне. Идеалом горожанина остается свой собственный загородный дом. Но любовь к природе носит отнюдь не сельскохозяйственный характер. Жизнь в загородном поместье всегда была привилегией избранных. Сельская местность с ее лугами и охотничьими угодьями, усадьбами и парками несет на себе печать быта и нравов старой земельной аристократии. Новое отношение к природе и роли человека по отношению к ней, которое распространилось среди английского дворянства в XVIII веке, в свою очередь оказало влияние на социальную жизнь общества и, в целом, на национальный характер. Каковы же условия, при которых английская усадьба получила свой законченный вид, столь известный и прославленный в литературе и живописи?

Для всестороннего анализа необходимо проследить развитие ландшафтной архитектуры в рамках общих художественных тенденций конца XVII века. Искусство регулярного парка распространилось в Великобритании под влиянием творчества Ленотра. Свое логическое завершение такой парк получил во время правления Вильгельма III и Марии. При дворе короля Вильгельма Оранского был модным голландский парк, с его оранжереями и любовью к курьезам (илл.1,2). Стрижка деревьев придавала им искусственный вид, а аксессуары в саду приняли самые фантастические формы. Влияние Ренессанса, которое также пришло из Голландии, на английской почве превратилось в некую пародию на итальянское искусство. Топиарная стрижка деревьев превратилась в ремесленничество, экстравагантность заняла место изысканности. По воспоминаниям современников вместо деревьев и кустарников парки «населяли» мифологические и литературные персонажи в виде зеленой скульптуры: чудовища, гиганты, монстры, дополненные стихотворными девизами из остролиста. Дискредитация стиля регулярного парка приводит к его упадку. Между тем у этих парков было одно характерное новшество. Здесь впервые стена, огораживающая сады, начиная со средневековья, была заменена на декоративную металлическую решетку с кованными железными воротами. Таким образом, исчезла преграда, в течение длительного времени отделявшая сад и окружающий ландшафт.

Социальные изменения, произошедшие в Англии в конце XVII – начале XVIII веков, привели к возникновению нового стиля, отвечавшего идеалам общественного прогресса. На базе достижений в экономике, науке и географии культура Великобритании XVIII века дала блистательные результаты. На протяжении почти всего столетия английские философия и литература привлекали к себе внимание передовых мыслителей Европы. Даже поверхностное знакомство с английской литературой и художественной теорией этого периода делает очевидным утверждение Романтизма, одним из ярких проявлений которого стал пейзажный парк. Возрождение интереса к национальной Готике в архитектуре также появилось в садово-парковых сооружениях.

Впервые «ландшафтные» парки появились во Франции, но не прижились там, так как были только имитацией модного Китайского сада. Эти уголки рассматривались как отдых от церемониально-регулярной планировки королевских резиденций и имений придворных, с деревьями и кустарниками геометрической формы. На английской почве «пейзажный» стиль не только укоренился, но и оставался довольно долго господствующим стилем. Пейзажный парк здесь окончательно сформировался и в свою очередь оказывал влияние на всю европейскую садово-парковую архитектуру.

Одним из факторов процесса изменения сада следует считать усвоение и переработку принципов китайского парка. Благодаря усилению торговых связей искусство стран Востока становится модным в этот период в Великобритании. Но английские садоводы восприняли не только внешние атрибуты китайские искусства. Китайский дом и искусственный пейзаж, которые дополняли друг друга, создавались скорее на противоположных принципах. Город и здание формировались согласно принципам конфуцианства: симметрия, условность, порядок, внесенный человеком, регулярность. Сад и парковый пейзаж следовали идеалам даосизма: оригинальность, иррегулярность, асимметричность и чувство природы. Это единство противоположных принципов подходило требованиям нового стиля, который утверждал отличие между формами классической архитектуры и свободными формами «пейзажного» парка с оригинальными сооружениями садовой архитектуры (илл.3, 4).

В первой трети XVIII века под влиянием путешествий по Италии, в английском искусстве возникает интерес к глубокому изучению Ренессанса и Античности, в частности, к творчеству Андреа Палладио, зодчего позднего Возрождения. Меценат лорд Берлингтон, вернувшись из Италии, становится большим поклонником итальянского искусства и возглавляет движение палладианства (илл.5, 6). Возникновение течения в подражание Палладио привело к созданию первого «ландшафтного» парка в 1719 году. Но не следует рассматривать появление пейзажного парка просто как реакцию на излишества регулярного стиля. Садовое искусство следовало не за архитектурой, а за живописью, литературой и публицистикой. Даже напротив, архитектура довольно долго подвергалась влиянию садового искусства. В своих очерках представители партии вигов при описании пейзажного парка виллы Плиния Младшего проповедовали идеи свободы и либерализма. Влияние итальянского искусства было не непосредственное, а преломленное через литературу, особенно жанр «путешествий», и живопись, что можно, кстати, сказать, и о влиянии китайского искусства. Полотна Клода Лоррена и Сальватора Роза, воспроизводившие окрестности Римской Кампаньи и Альп, считались верхом природности и естественности (илл.8-10). Стараниями Джозефа Аддисона и поэта Александра Поупа (илл.7), выступавшими с критикой тирании и экстравагантности регулярного парка, в имении последнего разбивается первый «пейзажный» парк.

В то время пока английские поэты формировали свой вкус на изучении знаменитых живописцев, проектировщики парков черпали свое вдохновение у тех и других. Полотна Никола Пуссена считались лучшим учебным пособием для разбивки парков хорошего вкуса (илл.11, 12). В соответствии с эстетическими взглядами палладианцами самая желательная реакция у посетителя такого парка - чувство меланхолии, родственное чувству, возникающему при созерцании пейзажных полотен. Отсюда такая любовь к темно-красным и коричневым оттенкам осени, которые с одной стороны усиливали это чувство, с другой стороны воспроизводили цветовую гамму академической школы живописи того времени. На практике распределение света и тени достигалось простым чередованием вечнозеленых и цветущих кустарников.

Парадокс в том, что регулярные сады XVII века, выродившиеся в парки повышенной декоративности, оставались самостоятельным искусством, что нельзя сказать о ранних «ландшафтных» парках. Ограниченный бесчисленными правилами художник, подобный Ленотру, тем не менее, мог свободно следовать за своим воображением без необходимости воспроизведения произведений изобразительного искусства. Внутри изгородей и зеленых стен боскетов было достаточно пространства для претворения его фантазий. «Пейзажные» проектировщики ставили себе ограничения и были скованы необходимостью подражания живописи.

Первым профессиональным проектировщиком, который придерживался этих идей, был Чарльз Бриджмен, который первым ввел в практику свободную разбивку парка, групповые посадки деревьев. Он отказался от фигурной стрижки и от заборов, заменив их небольшими рвами, что являлось оригинальным приемом. Но его еще нельзя в полной мере отнести к движению Романтизма, так как в творчестве Бриджмена прослеживается жесткость планировки, характерной для садов предшествующего века (резиденция Георга I в Стоу).

Наряду с профессионалами в это время работали садоводы – любители, джентльмены, как их тогда называли. В имении Чарльза Гамильтона в графстве Сюррей был создан один из самых ранних и очаровательных пейзажных парков. Здесь живописные пейзажи наполнялись большим количеством храмов, беседок, хижин, что также было характерно для садово-паркового искусства этого направления. Готические храмы и руины, грот, итальянский мавзолей, храм Бахуса, Эрмитаж (жилище отшельника), - все эти сооружения романтического толка были призваны вызывать у посетителя размышления о бренности всего живого. Этой же цели служили посадки шотландской сосны, чья темная хвоя прекрасно отвечала требованиям романтиков к деревьям и кустарникам. Чем темнее и уединенней была аллея, тем больше она способствовала возникновению глубоких размышлений, эмоциональных переживаний и воспоминаний.

Этим творческим методом следовал в своем творчестве и другой архитектор – любитель – Шенстон, поэт и очеркист. Он создавал картины, и сад был серия картин, композиции которых выполнялись согласно трем основным принципам - меланхолии, мечтательности и возвышенности. Иногда место легкой меланхолии занимало мрачное уныние при проектировании зон «восточного» парка в китайском вкусе. Следование этим требованиям служило гарантией достижения красоты и гармонии. Беседка на воде, небольшое сооружение из необработанного камня, и жилище отшельника из ветвей орешника – романтические постройки этого парка. В отличие от других авторов Шенстон основным считал соотношение главного дома и парка, предлагая во всех частях проекта придерживаться субординации, наметив этим современный принцип планировки.

Они подготовил почву для появления ближайшего последователя Уильяма Кента. Он был именно тем человеком, который мог воспринять новые идеи и притворить их на практике. Приехав из Йоркшира в Лондон учиться живописи, он овладел несколькими профессиями и достиг таких успехов, что продолжил свое образование в Италии, где познакомился с лордом Берлингтоном. Во всех своих садовых работах он оставался в большей степени живописцем, чем архитектором. Он стремился перестроить природу по композициям картин классического пейзажа, по которым, видимо, учился за рубежом и восхищался, старался получить живописные эффекты. По сути Кент заменил один вариант формализма на другой. Он, отказавшись совершенно от искусства стрижки растений, любил использовать такой прием, как посадка засохших деревьев, чтобы создать впечатление реальности и естественности.

Но традиционный «живописный» или ландшафтный парк еще долго занимал главенствующее положение в садово-парковом искусстве. Причиной его популярности, помимо интереса к природе, поддерживаемого писателями-романтиками английской «озерной школы», следует считать наступление индустриальной революции. Став «мастерской мира», Великобритания первая почувствовала на себе последствия промышленного прогресса. Для сохранения природы острова требовалось бережное отношение к старым загородным поместьям, которые всегда были символом незыблемости английских традиций. Таким образом, английская усадьба, вызванная к жизни условиями развития культуры определенного периода, осталась хранительницей идеалов взаимоотношений человека и природы.
Литература

  1. Виноградова Н. Китайские сады.- М.: Арт-родник, 2004.

  2. Габриэль ван Зюилен Все сады мира.- М.: АСТ,2002.

  3. Лазарев А.Г., Лазарева Е.В. Ландшафтная архитектура.- М.: Феникс, 2005.

  4. Лихачев Д.С. «Поэзия садов».- Спб.: Logos , 2009.

  5. Ожегов С.С. История ландшафтной архитектуры. – М.: Архитектура-С, 2003.

  6. http:\\wwwlihachev.ru

  7. http:\\gardener.ru

  8. Дормидонтова В.В. Пейзажный парк как отражение механистической картины мира. dormidontova.pdf

Приложение












Илл.1 Вильгельм III (1650 – 1702).

Илл.2 Хет Ло. Летняя резиденция Вильгельм III в Голландии.








Илл.3,4 Сад Мастера сетей. Китай.







Илл.5,6 Лорд Берлингтон (1694–1753).

Чарльз Бриджмен Вилла в Чизвике.





Илл.7 Александр Поуп (1688 – 1744). Илл.8 Клод Лоррен (Желле) (1600 -1682).


Илл.9 Клод Лоррен. Пейзаж с Илл.10 Сальватор Роза (1615 – 1673)

нимфой Эгерией и царем Нумой. Марина с башнями 1640-е гг.



Илл.12 НиколаПуссен (1594 – 1665).

Илл.11 Никола Пуссен Пейзаж с Орфеем

и Эвредикой 1648 г.







Илл.13 Чарльз Бриджмен

(1690 –1738).

Илл.14 Чарльз Бриджмен Хэмптон-Корт.








Илл.13 Уильям Кент (1685 – 1748).

Илл.14 Уильям Кент Роусхем.






Хаустова Н.Н. Пейзажный парк в английской культуре XVIII века


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. iconРеконструкция или капитальный ремонт
Аннотация: Данная статья посвящена рассмотрению вопроса квалификации строительных работ для целей налогообложения

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. iconИмеем честь представить Вам «Британский Стиль» эксклюзивное информационно-познавательное...
Вам «Британский Стиль» – эксклюзивное информационно-познавательное издание о Великобритании. Журнал рассказывает об истории, культуре...

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. icon15. Германия в конце 1990 начале 2000-х годов и ее роль в Европе
Следовательно необходимо объединение. На фоне экономический успехов правительство Коля начало решать национальную проблему, что было...

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. iconКейс-метод: история разработки и использования метода в образовании
Метод кейс-стади в образовании берёт своё начало в двадцатых годах прошлого века

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. iconСтатья посвящена методическим аспектам исследования сложного и многоаспектного...
Россия, Москва, Ленинские горы, мгу имени М. В. Ломоносова, д стр. 33, социологический факультет

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. iconПроисхождение и эволюция человека: генетический анализ Пищик В. А....
Проблемы антропогенеза стали изучаться в XVIII веке. До этого времени господствовало представление, что человек и природа всегда...

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. iconСтатья посвящена рассмотрению вопросов интеграции лиц с ограниченными...
Педагогические условия интеграции слабослышащих студентов в систему обучения в высшей школе

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. icon1. Структура курса истории экономических учений (иэу)
Свое начало иэу берет со времен появления первых централизованных государств. По мере изменений в экономики, техники, науки и культуры...

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. icon«Промышленно-экономический колледж» Заочное отделение Специальность 120714. 51
Деление имущества на движимое и недвижимое берет свое начало со времен римского права. Общеизвестно, что недвижимое имущество является...

Статья посвящена рассмотрению феномена английского ландшафтного дизайна. Ландшафтный стиль, который распространился в XVIII веке по всей Европе, берет свое начало в Великобритании. iconХачатурян Гор Эдуардович
Аннотация: статья посвящена основным методологическим подходам к рассмотрению льгот ппз в России. Автор предлагает основные направления...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную