Учебника «Человек и общество» Обществознание






Скачать 160.24 Kb.
НазваниеУчебника «Человек и общество» Обществознание
Дата публикации28.01.2015
Размер160.24 Kb.
ТипУчебник
e.120-bal.ru > Культура > Учебник


ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ

  1. О Б Щ Е С Т В О. Материал подготовила учитель Недосекина Н.В. на основе учебника «Человек и общество» Обществознание под ред. Л.Н.Боголюбова, учебного пособия, составленного О.В.Кишенковой, словаря по обществознанию под ред. Петрунина А.Ю. сентябрь 2011 .

Понятие «общество» многовариативно.

  1. Существует понятие «общества» в широком и узком смысле слова. В широком:

  • Общество- мир людей, организованный определенным образом, и составляет общество.

  • Общество — это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность.

  • Общество  это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействия и отношений людей.

В узком смысле:

  • Общество как семья, род, трудовой коллектив, политическая партия, коллектив единомышленников и т.п.



  1. Общество – обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Признаки общества - это совокупные цели и задачи, а также деятельность, направленная на их осуществление.

Общество  имеет стержень, целостность; у него есть четкая внутренняя структура. Общество – это система.

Признаки системы:

1) некая целостность, общность условий существования;

2) наличие определенной структуры — элементов и подсистем;

3) наличие коммуникаций — связей и отношений между элементами системы;

4) взаимодействие данной системы и других систем;

5) качественная определенность, т. е. признак, позволяющий отделять данную систему от иных систем.
«Российская социологическая энциклопедия» под ред. Г. В. Осипова дает следующее определение понятия «общество»: «Общество — это определившаяся в процессе исторического развития человечества относительно устойчивая система социальных связей и отношений как между большими, так и между малыми группами людей, поддерживаемая силой обычаев, традиций, законов, социальных институтов, основывающаяся на определенном способе производства, распределения, обмена и потребления материальных и духовных благ».

В социальных науках общество характеризуется как динамичная саморазвивающаяся система, т. е. такая система, которая способна, серьезно изменяясь, сохранять в то же время свою сущность и качественную определенность. Динамизм общественной системы включает в себя возможность изменения с течением времени как общества в целом, так и отдельных его элементов. Эти изменения могут носить как поступательный, прогрессивный характер, так и регрессивный характер, приводящий к деградации или даже полному исчезновению определенных элементов общества.

Сущность изменения мира гениально уловили греческие мыслители Гераклит и Кратил. По выражению Гераклита Эфесского, «все течет, все изменяется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды». Кратил же, дополняя Гераклита, заметил, что «в одну и ту же реку нельзя войти и однажды». Меняются условия жизни людей, меняются сами люди, меняется характер общественных связей.
Системность общества характеризуется наличием подсистем или сфер жизнедеятельности.

Экономическая Политическая

Социальная Духовная



1) экономическая (ее элементами являются материальное производство и отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления благ). Это система жизнеобеспечения, являющаяся своеобразным материальным основанием общественной системы. В хозяйственной, экономической сфере определяется, что именно, каким образом и в каком количестве производится, распределяется и потребляется. Каждый из нас так или иначе вовлечен в экономические отношения, играет в них свою конкретную роль — собственника, производителя, продавца или потребителя различных благ и услуг.

2) социальная (состоит из социальных групп, индивидов, их взаимоотношений и взаимодействий). В этой сфере действуют значительные группы людей, которые формируются не только по своему месту в экономической жизни, но и по демографическим (половым, возрастным), этническим (национальным, расовым), политико-правовым, культурным и другим признакам. В социальной сфере мы выделяем общественные классы, слои, нации, народности, различные группы, объединенные по полу или возрасту. Мы различаем людей по уровню их материального благосостояния, культуры, образования.

3) сфера социального управления, политическая (ее ведущим элементом выступает государство). Политическая система общества включает в себя целый ряд элементов, важнейшим из которых является государство: а) учреждения, организации; б) политические отношения, связи; в) политические нормы и др. Основой политической системы является власть.

4) духовная (охватывает различные формы и уровни общественного сознания, порождающие явления духовной жизни людей, культуры). Элементы духовной сферы — идеология, общественная психология, образование и воспитание, наука, культура, религия, искусство — более самостоятельны, автономны, чем элементы других сфер. К примеру, позиции науки, искусства, морали и религии могут существенно разниться в оценке одних и тех же явлений, даже находиться в состоянии конфликта.

Марксизм, например, признает в качестве ведущей, определяющей экономическую сферу. Философ С. Э. Крапивенский отмечает, что «именно экономическая сфера в качестве базиса интегрирует все остальные подсистемы общества в целостность».

Важной характеристикой общества как системы является его самодостаточность, понимаемая как способность системы самостоятельно создавать и воссоздавать условия, необходимые для собственного существования, а также производить все необходимое для жизни людей.
В ходе своего становления и развития человечество создаёт культуру, или «вторую природу».

I природа istockphoto,бизнес-концепции,всемирный,глобальный,деловые люди,карты,кооперация,международный,пожимать руки,предприятия,рукопожатия,силуэты II природа

Культура — результат деятельности общества за все время его существования.

По мнению австрийского ученого З. Фрейда, «культура есть все то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами, чем она отличается от жизни животных».

Культура — способ созидательной, творческой деятельности человека, способ накопления и передачи человеческого опыта из поколения в поколение, его оценивания и осмысливания; это то, что выделяет человека из природы и открывает путь его развития.

Культура обращена к человеку, как к члену определенного сообщества, коллектива. Культура во многом и формирует коллектив, «возделывает» сообщество людей, связывает нас с нашими ушедшими предками. Культура налагает на нас определенные обязательства, задает нормативы поведения.

Каждый народ создает и воспроизводит свою культуру, традиции, ритуалы, обычаи. Но ученые-культурологи выделяют и ряд элементов, которые присущи всем культурам — культурные универсалии. К ним относят, к примеру, язык с его грамматическим строем, правила воспитания детей. К культурным универсалиям можно отнести заповеди большинства мировых религий («не убий», «не укради», «не лжесвидетельствуй» и т. д.).
Культура подразделяется на материальную и духовную.

Также существует понятие «псевдокультура», «эрзац-культура». Это мнимая культура, мнимые духовные ценности, которые иногда могут выглядеть внешне очень привлекательно, но по сути отвлекать человека от истинного и высокого.

В процессе развития общества возникли проблемы его взаимодействия со средой обитания – I природой, что породило глобальные для всего человечества проблемы. Российский философ И. А. Гобозов подчеркивает: «Мы требуем от природы столько, сколько она, по существу, не может дать, не нарушая своей целостности. Современные машины позволяют нам проникнуть в самые далекие уголки природы, изъять любые полезные ископаемые. Мы даже готовы вообразить себе, что нам все дозволено в отношении природы, поскольку она не может оказать нам серьезного сопротивления. Поэтому мы, не задумываясь, вторгаемся в природные процессы, нарушаем их естественный ход и тем самым выводим их из состояния равновесия. Удовлетворяя свои эгоистические интересы, мы мало заботимся о будущих генерациях, которым из-за нас придется столкнуться с огромными трудностями».
Глобальные проблемы - это проблемы, накопленные всем ходом предшествующей истории, но приобретшие особенную актуальность в современный период. Учёные называют их ещё «угрозами и вызовами».

Под вызовами и угрозами исследователи понимают совокупность проблем, обрушивающихся на людей в определенную эпоху и являющихся отличием этой эпохи.

К вызовам новым для человечества явлениям, имеющим позитивное значение, — повсеместное развитие демократических порядков, утверждение в практике народов и государств мирных путей разрешения конфликтных ситуаций, обеспечение свободного и быстрого доступа людей к информации.

Так, в современном цивилизованном мире повсеместно осуждается национализм, расизм, нетерпимое отношение к людям другого цвета кожи, другой культуры. Любые проявления подобного поведения рассматриваются людьми как дикость. Общепризнанными в мире стали основные права и свободы человека.

Современный российский ученый Р. Б. Рыбаков называет три основные группы угроз:

Угрозы природе. К их числу относятся экологические и техногенные катастрофы, загрязнение окружающей среды вредными выбросами, проблемы прироста народонаселения.

Угрозы здоровью людей. Это распространение наркотиков, СПИДа. В последние годы эти проблемы становятся для нашей страны одними из ведущих национальных угроз. Кроме опасности для физического здоровья, усиливается угроза здоровью духовному; стремительно падает уровень культуры, происходит коммерциализация, подмена высокого искусства дешевыми штампами и подделками.

Угрозы стабильному развитию общества. Ученый выделяет среди них различные социальные беды, голод, нищету, безграмотность, безработицу. Масштабы этих бед все более и более охватывают слаборазвитые страны, «мировой юг».

В числе важнейших угроз современности — войны и терроризм.
Глобальные проблемы современности

В сфере экономики

В сфере политики

В социально-культурной сфере

В вопросах экологии

1.истощение ресурсов 2. разделение мира по типу «север-юг», «запад-восток»

3.проблемы обеспечения продовольствием и НТР

4.проблемы экономического роста

1.международный терроризм

2.угрозы локальных войн 3.опасность глобальной войны

4.межнациональная рознь

5.различие в политических системах, в том числе борьба за сферы влияния


1.огромное число неграмотных людей

2.сложная демографическая ситуация 3.морально-этические проблемы, связанные с утратой духовности (движение «синих»)

«парниковый» эффект, «озоновые дыры», истребление лесов, загрязнение атмосферы, вод мирового океана, истощение почв и многие другие (движение зелёных,Greenpeec)

По-прежнему сложной остается обозначенная «Римским клубом» еще в 1970-е годы проблема экономического роста и его пределов.

Неомальтузианцы (последователи ученого XIX века Мальтуса) уверены в том, что, если современные тенденции сохранятся, мир станет еще более перенаселенным и более загрязненным, а многие виды ресурсов истощатся. Они уверены в том, что такая ситуация приведет к серьезным политическим и экономическим коллизиям и увеличит угрозу войны с применением ядерных и обычных вооружений по мере того, как богатые будут богатеть, а бедные беднеть.

Члены оппозиционной группы называются корнукопианцами. Это название происходит от слова cornucopia (лат.) — «рог изобилия, символ богатства». Большинство корнукопианцев являются экономистами. Они уверены, что при сохранении современных тенденций экономический рост и технологические достижения обеспечат создание менее перенаселенного, менее загрязненного и более богатого ресурсами мирового сообщества.

«Римский клуб» — создан в 1968 году для обсуждения проблем выживания человеческой цивилизации. Много лет «Римский клуб» возглавлял итальянский общественный деятель Аурелио Печчеи. Именно Печчеи была сформулирована основная задача организации — проведение исследований в области экологии, исчерпания ресурсов, экономического роста, «демографического взрыва» и т. д. В числе устроителей — Эдуард Пестель, известный немецкий ученый, специалист в области теории системного анализа и автоматизированных методов управления. Первый доклад «Римскому клубу» назывался «Пределы роста». Он был подготовлен научно-исследовательской группой под руководством Денниса и Донелы Медоуз, сотрудников Массачусетского технологического института (США), и опубликован в 1972 году. Доклад осуждал безудержный рост производства в мире. Второй доклад появился в 1974 году. он назывался «Человечество на перепутье». Его составителями были Э. Пестель и М. Месарович. В нем, в отличие от первого доклада, для человеческой цивилизации была выдвинута как перспективная «концепция органического роста», в которой мир уподоблялся живому организму, где каждый регион имеет свои функции в рамках единого целого.

Третий доклад «Римскому клубу» был составлен известным нидерландским экономистом Я. Тинбергером и его группой. Он назывался «Перестройка международного порядка» или РИО. Проект РИО исходил из идеи взаимозависимости всех стран и народов, необходимости изменений в социально-экономической, политической и культурной сферах и формирования нового мирового порядка. Цель этого порядка состоит в том, чтобы, координируя интересы всех стран, как развитых, так и развивающихся, создать эффективную систему регулирования международных отношений: должна быть разрешена проблема государств-кредиторов и государств-должников. Тем из них, которые в принципе не в состоянии выплатить долги, накопившиеся за десятилетия неравноправного существования на мировом рынке, их следует списать. Мир должен стать более справедливым, иначе у него мало шансов на выживание. Должна быть прекращена гонка вооружений. Бессмысленно и бесперспективно тратить огромные средства и силы людей на создание оружия, необходимо направить все усилия на рациональное использование ресурсов земли, сохранение природного баланса, достижение всеми людьми на Земле достойного их уровня жизни.

Кроме «Римского клуба» существует и Пагуошское движение, основанное рядом современных ученых-гуманистов, среди которых Б. Расселл, А. Швейцер. Главной задачей этого движения является обсуждение проблемы ответственности ученых за судьбы своих открытий, чтобы эти открытия не были употреблены во зло, органически сочетались с гуманистической природой человека и служили ему во благо.
Понятие техногенных революций

(Каждая такая революция, порожденная развитием человеческой деятельности, приводила к изменению роли человека в природе.)

  1. Неолитическая или аграрная ( разделение труда, земледелие стало основным занятием) – рубеж II-I тыс.до н.э.

  2. Урбанистическая (появление городов в Европе как центров ремесла и торговли) XI-XIII вв.

  3. Индустриальная (промышленный переворот, переход к фабрично-заводскому производству в условиях частнособственнического присвоения) –XVIII- пер. пол XIX вв.

  4. Научно-техническая НТР -40-50-ые годы ХХв.

  5. Глобальная ( тенденция к целостности и единству, но не единообразию современного мира. При этом наблюдается смена культурной парадигмы: от модернизма к постмодернимузму, многополярность мира – рубеж ХХ- XXI вв.

Многовариантность общественного развития.

Постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает резкого слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа. Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности. История различает реформы «сверху», социальная деятельность инициированная властью, например, реформы Мейдзи конца XIX века в Японии; реформы «снизу», где активная деятельность широких слоёв народа, например, объединение Италии под руководством Д.Гарибальди.

В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков и стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки». Впоследствии они пытаются загнать этого «джинна» обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, часто ставя в тупик своих творцов.

Следует различать различные типы революций в развитии общества: социальные, технические, научные, культурные.

Российский философ Н. А. Бердяев (1874–1948) писал о революции следующее: «Все революции кончались реакциями. Это — неотвратимо. Это — закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

Общественный прогресс определяется как совокупность всех поступательных изменений в обществе, его развитие от простого к сложному, переход с более низкого уровня на более высокий.

Движение, когда общество может скатиться на более примитивный уровень называется регрессом.

Периоды, когда нет явного улучшения, поступательной динамики, но нет и движения вспять стали называть словом «стагнация» или «застой».  Стагнация — чрезвычайно опасное явление. Оно означает, что в обществе включились «механизмы торможения», что оно не способно воспринимать новое, передовое. Общество в состоянии стагнации отвергает это новое, стремясь во что бы то ни стало сохранить старые, отжившие структуры, противится обновлению. Еще древние римляне подчеркивали: «Если не двигаешься вперед — двигаешься назад».

Обобщающим понятием, отображающим процесс обновления, развития общества, является модернизация.

Современные российские философы А. С. Ахиезер и С. Я. Матвеева видят в модернизации, прежде всего изменения в ценностных установках, ориентирах развития общества. С. Я. Матвеева понимает модернизацию как «процесс некатастрофического (то есть не предполагающего разрушения, слома прежних структур и отношений) преобразования общества, восприятие и адаптацию принимающей культурой инноваций и ценностей культуры принимаемой».

КРИТЕРИИ МОДЕРНИЗАЦИИ

1. В социальной сфере для модернизирующегося общества будет характерно разделение между частной и общественной жизнью, выделение «полюса» отдельной личности, индивидуального «я».

2. К экономическим критериям следует отнести освоение и применение новых технологий, закрепление ведущей роли крупной промышленности, сферы услуг, информационной экономики.

3. Политическими критериями модернизирующегося общества являются: наличие эффективного централизованного государства, системы разделения власти.

4. В сфере духовной жизни и культуры к качественным характеристикам модернизации необходимо отнести многообразие культурных направлений, свободный доступ граждан к информации и обмен ею, возможность для широкого круга людей приобщаться к культурному наследию человечества, развитие науки, образования.
Типология общества.
Традиционное общество - ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм общения, организации быта, образцов культуры.

«Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

«Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»

Чешский педагог Янош Корчак.

Вторая половина XIX века

Индустриальное общество- ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания.

«Современный философский словарь» Лондон 1998.

Основные признаки постиндустриального общества: создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника инноваций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники.

портрет

Дэниел Белл (1919-2011)

johnkennethgalbraithowi.jpg

Джон Гелбрейт (1908-2006)

alvin toffler 02.jpg

Эдвин Тоффлер, род.1928г.

«Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу». Американский мыслитель П.Дракер

Постмодернизм –

усиливающийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в системе ценностей, мотивов и стимулов людей.

  1. конец веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под сомнение всего, что европейская культура традиционно считает рациональным

  2. крах идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на множественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур.

  3. эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconОбществознание 8 кл. (35 ч.) Человек. Природа. Общество введение
Гуманизм как принцип отношения к окружающей действительности и поведения человека. Гуманный человек и гуманное общество

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconУчебника Обществознание 11 кл. М, «Просвещение» 2010
Использованы материалы учебника Обществознание 11 кл. М, «Просвещение» 2010 под ред. Л. Н. Боголюбова и др

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconОбществознание (включая экономику и право) Обязательный минимум содержания человек и общество
Биологическое и социальное в человеке. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мышление и речь. Познание...

Учебника «Человек и общество» Обществознание icon1. Общество и общественные отношения
Революция и реформы. Культура и цивилизация. Традиционное и индустриальное общество. Информационное общество и противоречивость современного...

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconПояснительная записка к программе курса по обществознанию «Человек и общество»
Авторская рабочая программа элективного курса по обществознанию «Человек и общество» предназначена для учащихся 8-х классов и является...

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconРабочая программа Обществознание 10 класс. (гуманитарный профиль)...
Примерной программы курса «Обществознание» для общеобразовательных учреждений (М.: Просвещение, 2006), допущенной Департаментом общего...

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconДополнительная литература для учеников. Обществознание 8 класс
Человек, природа, общество: Учеб пособие для учащихся гимназий, лицеев, школ и классов с углубл изуч социально-гуманитарных дисциплин/Под...

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconМатериалы для подготовки к вступительному экзамену по дисциплине «Обществознание»
Письменный экзамен по дисциплине проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа включает задания, относящиеся ко всему содержанию...

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconЗадание №1 Блок "Человек и общество"
...

Учебника «Человек и общество» Обществознание iconВопросы кодификатора гиа тема Человек и общество Вопрос общество...
Общество в широком смысле слова – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в...






При копировании материала укажите ссылку © 2016
контакты
e.120-bal.ru
..На главную